Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Глазыриной Т.Ю., Первухина В.М.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 38 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.12.2008 по делу N А07-15909/2008-А-ГНГ и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2009 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Колхоз имени Салавата" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в котором просит признать незаконным отказ инспекции подписать соглашение о реструктуризации задолженности по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), обязать инспекцию подписать соглашения о реструктуризации НДФЛ в сумме 2 871 000 руб. и о списании пеней и штрафов в сумме 3 934 675 руб., признать незаконным отказ Межведомственной республиканской комиссии по финансовому оздоровлению (далее - комиссия по финансовому оздоровлению) включить в реструктуризацию задолженности кооператива недоимку по НДФЛ, обязать комиссию по финансовому оздоровлению включить в реструктуризацию данную задолженность.
Решением суда от 22.12.2008 (резолютивная часть от 15.12.2008; судья Галимова Н.Г.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2009 (судьи Чередникова М.В., Бояршинова Е.В., Иванова Н.А.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
По мнению налогового органа, в силу Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных производителей" (далее - Федеральный закон от 09.07.2002 N 83-ФЗ) инспекция не наделена полномочиями по предоставлению права на реструктуризацию и включение в реструктуризацию каких-либо долгов; включение в реструктуризацию задолженности по НДФЛ также не является обязанностью инспекции; решение о предоставлении права на реструктуризацию относится к компетенции комиссии по финансовому оздоровлению; в п. 5 протокола комиссии по финансовому оздоровлению от 25.02.2003 N 4 предусмотрено, что задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей по подоходному налогу с физических лиц реструктуризации не подлежит; письмо инспекции от 18.10.2008 N 07-03/04691 носит разъяснительный характер и не нарушает прав и законных интересов кооператива.
Кроме того, инспекция, ссылаясь на положения ст. 24, 207, 226 Налогового кодекса Российской Федерации, делает вывод о том, что, поскольку реструктуризация является одним из видов изменения срока уплаты НДФЛ в более поздний срок, а юридические лица, выступающие налоговыми агентами, не являются плательщиками НДФЛ, право на отсрочку, рассрочку, налоговый кредит не может быть предоставлено кооперативу.
С учетом изложенного инспекция считает, что отказ кооперативу в реструктуризации задолженности по НДФЛ обоснован и произведен в рамках действующего законодательства.
Отзыв на кассационную жалобу кооперативом не представлен.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно протоколу комиссии по финансовому оздоровлению от 24.03.2004 N 5 кооператив включен в программу финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей с предоставлением отсрочки уплаты по основному долгу на 6 лет с последующей рассрочкой на 5 лет.
Кооператив обратился в инспекцию и комиссию по финансовому оздоровлению с заявлениями от 07.10.2008 и от 02.10.2008 соответственно о включении задолженности по НДФЛ в соглашение о реструктуризации задолженности, имевшейся у него по состоянию на 01.02.2004.
Инспекция в письме от 08.10.2008 N 07-03/04691 отказала кооперативу в подписании проекта соглашения на реструктуризацию задолженности по НДФЛ, ссылаясь на то, что в соответствии с протоколом Федеральной межведомственной комиссии по финансовому оздоровлению от 25.02.2003 N 4 задолженность по НДФЛ не подлежит реструктуризации.
Комиссия по финансовому оздоровлению в письме от 16.10.2008 N 04-11-3695 отказала кооперативу во включении в реструктуризацию задолженности по НДФЛ, ссылаясь на необходимость представления кооперативом в комиссию соглашения о реструктуризации долгов, подписанного налоговым органом.
Кооператив, полагая, что данные письма являются ненормативными актами, нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды удовлетворили заявленные требования, исходя из того, комиссия по финансовому оздоровлению не наделена полномочиями по определению видов налогов, подлежащих или не подлежащих реструктуризации; отказ инспекции не соответствует положениям Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ.
С учетом этого суды сделали вывод о наличии у кооператива права на реструктуризацию задолженности по НДФЛ, имеющейся по состоянию на 01.01.2004, на условиях, предусмотренных соглашением о реструктуризации долгов от 24.03.2004.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют действующему законодательству.
На основании ст. 5 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ законодательным и исполнительным органам субъектов Российской Федерации рекомендовано в целях улучшения финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей, включенных в состав участников программы финансового оздоровления, провести реструктуризацию их долгов перед бюджетами субъектов Российской Федерации в соответствии с названным Законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2003 N 52 "О реализации Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" утверждены Базовые условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В силу п. 1, 2 названных Базовых условий реструктуризации подлежат долги сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджеты всех уровней, а также платежам за поставленные товары (выполненные работы и оказанные услуги). Долги, подлежащие реструктуризации, определяются по состоянию на первое число месяца подачи сельскохозяйственным товаропроизводителем заявления о включении его в состав участников программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Право на реструктуризацию долгов предоставляется при условии уплаты в полном объеме сельскохозяйственным товаропроизводителем текущих платежей по налогам, сборам и другим денежным обязательствам в течение одного месяца до принятия решения о реструктуризации долгов.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ сельскохозяйственный товаропроизводитель имеет право на реструктуризацию долгов только один раз.
В соответствии со ст. 9 указанного Закона федеральная комиссия организует работу территориальных комиссий, определяет перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса об улучшении финансового состояния должника, порядок оценки его долгов, порядок проведения реструктуризации долгов, методику расчета показателей финансового состояния должника, базовые условия реструктуризации долгов, типовое соглашение о реструктуризации долгов.
В полномочия территориальных комиссий входит определение условий, необходимых для проведения реструктуризации долгов, и принятие решений о предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям права на реструктуризацию долгов, осуществление контроля за ходом исполнения сельскохозяйственными товаропроизводителями принятых на себя обязательств по соглашению о реструктуризации долгов.
Таким образом, указанными актами не определен перечень налогов, задолженность по которым подлежит реструктуризации, не установлено исключений в применении права на реструктуризацию для налоговых агентов.
В полномочия комиссии по финансовому оздоровлению не входит определение видов налогов, подлежащих или не подлежащих реструктуризации.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о возможности включения в реструктуризацию задолженности кооператива по НДФЛ, имеющейся по состоянию на 01.01.2004, на условиях, предусмотренных соглашением о реструктуризации долгов от 24.03.2004, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебных актов, не выявлено.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, и им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.12.2008 по делу N А07-15909/2008-А-ГНГ и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 38 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 06.05.2009 N Ф09-2753/09-С3 ПО ДЕЛУ N А07-15909/2008-А-ГНГ
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2009 г. N Ф09-2753/09-С3
Дело N А07-15909/2008-А-ГНГ
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Глазыриной Т.Ю., Первухина В.М.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 38 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.12.2008 по делу N А07-15909/2008-А-ГНГ и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2009 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Колхоз имени Салавата" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в котором просит признать незаконным отказ инспекции подписать соглашение о реструктуризации задолженности по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), обязать инспекцию подписать соглашения о реструктуризации НДФЛ в сумме 2 871 000 руб. и о списании пеней и штрафов в сумме 3 934 675 руб., признать незаконным отказ Межведомственной республиканской комиссии по финансовому оздоровлению (далее - комиссия по финансовому оздоровлению) включить в реструктуризацию задолженности кооператива недоимку по НДФЛ, обязать комиссию по финансовому оздоровлению включить в реструктуризацию данную задолженность.
Решением суда от 22.12.2008 (резолютивная часть от 15.12.2008; судья Галимова Н.Г.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2009 (судьи Чередникова М.В., Бояршинова Е.В., Иванова Н.А.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
По мнению налогового органа, в силу Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных производителей" (далее - Федеральный закон от 09.07.2002 N 83-ФЗ) инспекция не наделена полномочиями по предоставлению права на реструктуризацию и включение в реструктуризацию каких-либо долгов; включение в реструктуризацию задолженности по НДФЛ также не является обязанностью инспекции; решение о предоставлении права на реструктуризацию относится к компетенции комиссии по финансовому оздоровлению; в п. 5 протокола комиссии по финансовому оздоровлению от 25.02.2003 N 4 предусмотрено, что задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей по подоходному налогу с физических лиц реструктуризации не подлежит; письмо инспекции от 18.10.2008 N 07-03/04691 носит разъяснительный характер и не нарушает прав и законных интересов кооператива.
Кроме того, инспекция, ссылаясь на положения ст. 24, 207, 226 Налогового кодекса Российской Федерации, делает вывод о том, что, поскольку реструктуризация является одним из видов изменения срока уплаты НДФЛ в более поздний срок, а юридические лица, выступающие налоговыми агентами, не являются плательщиками НДФЛ, право на отсрочку, рассрочку, налоговый кредит не может быть предоставлено кооперативу.
С учетом изложенного инспекция считает, что отказ кооперативу в реструктуризации задолженности по НДФЛ обоснован и произведен в рамках действующего законодательства.
Отзыв на кассационную жалобу кооперативом не представлен.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно протоколу комиссии по финансовому оздоровлению от 24.03.2004 N 5 кооператив включен в программу финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей с предоставлением отсрочки уплаты по основному долгу на 6 лет с последующей рассрочкой на 5 лет.
Кооператив обратился в инспекцию и комиссию по финансовому оздоровлению с заявлениями от 07.10.2008 и от 02.10.2008 соответственно о включении задолженности по НДФЛ в соглашение о реструктуризации задолженности, имевшейся у него по состоянию на 01.02.2004.
Инспекция в письме от 08.10.2008 N 07-03/04691 отказала кооперативу в подписании проекта соглашения на реструктуризацию задолженности по НДФЛ, ссылаясь на то, что в соответствии с протоколом Федеральной межведомственной комиссии по финансовому оздоровлению от 25.02.2003 N 4 задолженность по НДФЛ не подлежит реструктуризации.
Комиссия по финансовому оздоровлению в письме от 16.10.2008 N 04-11-3695 отказала кооперативу во включении в реструктуризацию задолженности по НДФЛ, ссылаясь на необходимость представления кооперативом в комиссию соглашения о реструктуризации долгов, подписанного налоговым органом.
Кооператив, полагая, что данные письма являются ненормативными актами, нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды удовлетворили заявленные требования, исходя из того, комиссия по финансовому оздоровлению не наделена полномочиями по определению видов налогов, подлежащих или не подлежащих реструктуризации; отказ инспекции не соответствует положениям Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ.
С учетом этого суды сделали вывод о наличии у кооператива права на реструктуризацию задолженности по НДФЛ, имеющейся по состоянию на 01.01.2004, на условиях, предусмотренных соглашением о реструктуризации долгов от 24.03.2004.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют действующему законодательству.
На основании ст. 5 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ законодательным и исполнительным органам субъектов Российской Федерации рекомендовано в целях улучшения финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей, включенных в состав участников программы финансового оздоровления, провести реструктуризацию их долгов перед бюджетами субъектов Российской Федерации в соответствии с названным Законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2003 N 52 "О реализации Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" утверждены Базовые условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В силу п. 1, 2 названных Базовых условий реструктуризации подлежат долги сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджеты всех уровней, а также платежам за поставленные товары (выполненные работы и оказанные услуги). Долги, подлежащие реструктуризации, определяются по состоянию на первое число месяца подачи сельскохозяйственным товаропроизводителем заявления о включении его в состав участников программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Право на реструктуризацию долгов предоставляется при условии уплаты в полном объеме сельскохозяйственным товаропроизводителем текущих платежей по налогам, сборам и другим денежным обязательствам в течение одного месяца до принятия решения о реструктуризации долгов.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ сельскохозяйственный товаропроизводитель имеет право на реструктуризацию долгов только один раз.
В соответствии со ст. 9 указанного Закона федеральная комиссия организует работу территориальных комиссий, определяет перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса об улучшении финансового состояния должника, порядок оценки его долгов, порядок проведения реструктуризации долгов, методику расчета показателей финансового состояния должника, базовые условия реструктуризации долгов, типовое соглашение о реструктуризации долгов.
В полномочия территориальных комиссий входит определение условий, необходимых для проведения реструктуризации долгов, и принятие решений о предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям права на реструктуризацию долгов, осуществление контроля за ходом исполнения сельскохозяйственными товаропроизводителями принятых на себя обязательств по соглашению о реструктуризации долгов.
Таким образом, указанными актами не определен перечень налогов, задолженность по которым подлежит реструктуризации, не установлено исключений в применении права на реструктуризацию для налоговых агентов.
В полномочия комиссии по финансовому оздоровлению не входит определение видов налогов, подлежащих или не подлежащих реструктуризации.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о возможности включения в реструктуризацию задолженности кооператива по НДФЛ, имеющейся по состоянию на 01.01.2004, на условиях, предусмотренных соглашением о реструктуризации долгов от 24.03.2004, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебных актов, не выявлено.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, и им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.12.2008 по делу N А07-15909/2008-А-ГНГ и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 38 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
ГУСЕВ О.Г.
Судьи
ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.
ПЕРВУХИН В.М.
ГУСЕВ О.Г.
Судьи
ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.
ПЕРВУХИН В.М.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)