Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10.04.2008 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.04.2008 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Седова С.П.
судей Крекотнева С.Н., Яремчук Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сергиной Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 30 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.02.2008 г.
по делу N А40-56525/07-108-342, принятое судьей Гросулом Ю.В.
по иску (заявлению) ООО "Джей Ви Пи"
к ИФНС России N 30 по г. Москве
об обязании возвратить налог и уплатить проценты
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя): Гизатуллин Ф.К. по доверенности от 27.11.2007 г., Яшин И.А. по доверенности от 21.11.2007 г., Боженков В.Н. по доверенности N 24/08 от 31.03.2008 г., Пашовский М.А. генеральный директор в соответствии с протоколом от 08.10.2007 г.
от ответчика (заинтересованного лица): Павлова И.Н. по доверенности N 999 от 05.02.2008 г.
установил:
ООО "Джей Ви Пи" (далее - заявитель, общество), с учетом уточнений, обратилось в суд с требованиями обязать ИФНС России N 30 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган, ответчик) возвратить 95.000.000 руб. излишне уплаченного налога и уплатить 7.074.861 руб. 11 коп. процентов в пользу ООО "Джей Ви Пи".
Решением суда от 04.02.2008 г. заявленные обществом требования удовлетворены. При этом суд исходил из того, что переплата налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации в сумме 95.000.000 рублей документально подтверждена, недоимка по налогам не выявлена. За период несвоевременного возврата излишне уплаченного налога с 08.05.2007 г. по 28.01.2008 г. с учетом ставок рефинансирования ЦБ РФ, действовавших в период нарушения срока возврата необходимо начислить 7.074.861 руб. 11 коп.
ИФНС России N 30 по г. Москве не согласилась с принятым решением суда и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить ввиду нарушения судом норм материального права, отказать в удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно определен период нарушения срока возврата сумм налога. Кроме этого, инспекция указывает на то, что не закончена выездная проверка налогоплательщика, в связи с чем отсутствуют основания для возврата излишне уплаченного налога.
ООО "Джей Ви Пи" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что оснований для отмены решения не имеется, хотя заявитель и согласен с расчетом налогового органа периода начисления процентов, это может служить основанием лишь для изменения решения.
В судебном заседании апелляционного суда налоговый орган поддержал доводы жалобы, а заявитель возражал против ее отмены решения.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ, заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела.
К таким выводам апелляционный суд пришел исходя из следующих обстоятельств и норм права.
Заявителем не пропущен срок на обращение в суд с заявлением о возврате излишне уплаченного налога и процентов за его несвоевременный возврат, поскольку он вправе обратиться в суд с такими требованиями независимо от соблюдения трехмесячного срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, при условии, что данное заявление подано в пределах трехлетнего срока со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
Указанный вывод соответствует правовой позиции изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 31.01.06 г. N 9316/05, от 08.11.06 г. N 6219/06, Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 - 19.09.2006 г. N КА-А40/8755-06.
Таким образом, Заявитель узнал о факте излишне уплаченного налога организаций, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации, 13.04.2006 г., то есть при подаче Ответчику декларации N 3/2 по налогу на прибыль за 2005 год, о чем более подробно будет указано ниже.
В течение 2005 г. Заявитель уплатил налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации, в размере 295.050.654 рублей, в том числе:
- 147.525.327 рублей - налог на прибыль за 2-й квартал 2005 г. (копия платежного поручения N 00161 от 28.07.05 г. (л.д. 8, т. 1);
- 49.175.109 рублей - авансовый платеж по налогу на прибыль за 3-й квартал 2005 г. (копия п/п N 00162 от 28.07.05 г. (л.д. 9, т. 1);
- 49.175.109 рублей - авансовый платеж по налогу на прибыль за 3-й квартал 2005 г. (копия п/п N 00256 от 29.08.05 г. (л.д. 10, т. 1);
- 49.175.109 рублей - авансовый платеж по налогу на прибыль за 3-й квартал 2005 г. (копия п/п N 00369 от 28.09.05 г. (л.д. 11, т. 1).
По итогам 2005 г. к уплате Заявителем подлежала сумма налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации, в размере 148.189.484 рублей, что подтверждается декларацией N 3/2 по налогу на прибыль за 2005 год, представленной Заявителем в ИФНС N 30 по г. Москве 13.04.2006 г. (л.д. 12 - 26, т. 1).
Таким образом, указанный налог на прибыль по итогам 2005 г. оказался переплачен Заявителем по причине уплаты сумм авансовых платежей за 3 квартал 2005 г., а сумма переплаты составила 146.861.170 рублей.
По пояснениям заявителя, сумму указанной переплаты он планировал использовать для выполнения налоговых обязательств в 2006 г. в соответствии с п. 4 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вследствие изменения ситуации на финансовом рынке доходность работы Заявителя уменьшилась, и по итогам работы за 2006 г. к уплате Заявителем подлежала сумма налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации, в размере 33.076.261 рублей, что подтверждается декларацией по налогу на прибыль за 2006 год, представленной Заявителем в ИФНС N 30 по г. Москве в электронном виде по системе taxcom 28.03.2007 г. (л.д. 28 - 40, т. 1).
В счет уплаты начисленной суммы налога Заявителя на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации, за 2006 г. была зачтена часть вышеуказанной суммы переплаты данного налога, возникшей по причине уплаты сумм авансовых платежей за 3 квартал 2005 г. Таким образом, произведенная Заявителем переплата налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации, по итогам 2005 г., возникшая по причине уплаты сумм авансовых платежей за 3 квартал 2005 г., с учетом уплаты указанного налога за 2006 г., по состоянию на 01.04.2007 г. составила 113.784.909 рублей.
На основании п. 6 ст. 78 НК РФ Заявитель 05.04.2007 г. направил в адрес Ответчика заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации (исх. N 90 от 05.04.2007 г., вх. N Ответчика 11786-ЗГ от 05.04.2007 г.) (л.д. 41 - 42, т. 1). В указанном заявлении Заявитель сообщил о факте переплаты и просил возвратить денежные средства в сумме 95.000.000 руб., являющиеся частью переплаты по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации, возникшей по причине уплаты сумм авансовых платежей за 3 квартал 2005 года.
На основании п. 9 ст. 78 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2007 г. в соответствии с п. 9 ст. 7 ФЗ от 27.07.2006 N 137-ФЗ) возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, невозвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата по ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Как разъяснено в п. 11 Информационного письма ВАС РФ от 22.12.2005 N 98, по смыслу п. 9 ст. 78 НК РФ, предусматривающего исчисление срока возврата со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления, в данном случае регулируются те ситуации, когда факт излишней уплаты тех или иных сумм и их размер уже был установлен налоговым органом на момент подачи заявления о возврате этих сумм. В таком случае месячный срок предоставляется налоговому органу для проверки наличия недоимки по иным налогам и сборам и осуществления обязательного зачета суммы излишне уплаченного налога в счет ее погашения (п. п. 5 и 7 ст. 78 НК РФ).
Установление факта излишней уплаты налога осуществляется налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки, срок которой в силу статьи 88 НК РФ составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Таким образом, срок на возврат суммы излишне уплаченного налога, определенный п. 9 ст. 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ.
Переплата налога на прибыль образовалась у Заявителя по результатам деятельности за 2005 г., о чем было указано выше.
Налоговая декларация по налогу на прибыль за 2005 г. была представлена Заявителем 13.04.2006 г. (л.д. 27, т. 1).
С учетом предусмотренного ст. 88 НК РФ трехмесячного срока камеральная налоговая проверка должна была быть проведена Ответчиком в срок до 14.07.2006 г.
Ответчик не представил решения по указанной камеральной проверке, которое опровергало бы содержащиеся в декларации сведения, ни в суд первой инстанции, ни в апелляционный суд.
Именно с данной даты (14.07.2006 г.) факт и размер излишней уплаты Заявителем налога на прибыль за 2005 г. следует считать установленным Ответчиком.
Кроме того, установление Ответчиком факта излишней уплаты Заявителем налога на прибыль за 2005 г. подтверждается фактом проведения Ответчиком зачета части соответствующей суммы переплаты в счет платежей налога на прибыль Заявителя, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации, за 2006 г.
Учитывая, что камеральная налоговая проверка декларации по налогу на прибыль за 2005 г. была проведена Ответчиком в 2006 г. и, соответственно, факт излишней уплаты налога на момент получения заявления о возврате излишне уплаченного налога (05.04.2007 г.) был установлен Ответчиком, сумма излишне уплаченного налога должна была быть возвращена не позднее 08.05.2007 г. (т.е. в течение месяца дня получения налоговым органом заявления о возврате).
При этом, как следует из вышеуказанных разъяснений Президиума ВАС РФ, помимо проведения камеральной налоговой проверки, не существует каких-либо иных оснований, позволяющих откладывать начало течения срока возврата налога по заявлению налогоплательщика.
Следовательно, налоговый орган не вправе откладывать возврат налога на время проведения выездной налоговой проверки Заявителя, поскольку данное обстоятельство (т.е. проведение выездной налоговой проверки) не указано в НК РФ в качестве основания для соответствующего отложения.
Данный вывод подтверждается практикой ФАС Московского округа (Постановления от 13.11.2007 г. N КА-А40/11667-07, от 25.10.2004 г. N КА-А40/9531-04).
Кроме этого факт переплаты подтверждается актами сверки расчетов за 2005 - 2007 годы (л.д. 5 - 10, т. 2).
На день рассмотрения иска судом первой инстанции - 28.01.2008 г. - Ответчик не исполнил обязанность по возврату Заявителю суммы излишне уплаченного налога в размере 95.000.000 рублей.
В связи с этим сумма процентов, начисленных за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога на основании п. 9 ст. 78 НК РФ и п. 2 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ N 13/14 от 08.10.98 г., составила за период с 08.05.2007 г. по 28.01.2008 г. 7.074.861,11 руб.
Расчет процентов произведенный Арбитражным судом г. Москвы выглядит следующим образом:
- 1.163.750 рубля - проценты за период 08.05.2007 г. по 18.06.2007 г. включительно (за 42 дня) по ставке ЦБ РФ 10,5% годовых (95.000.000 x 10,5: 100: 360 x 42 дня)
- 5.911.111,11 рубля - проценты за период с 19.06.07 г. по 28.01.2008 г. включительно (за 224 дня) по ставке ЦБ РФ 10% годовых (95.000.000 x 10: 100: 360 x 224).
Указанный расчет проверен апелляционным судом и признан верным.
Вопреки доводам жалобы, порядок определения периода начисления процентов произведен судом первой инстанции правильно и соответствует судебной практике (Постановления ФАС Московского округа от 12.11.2002 г. N КА-А40/7480-02, от 11.02.2004 г. N КА-А40/11103-03-П, от 16.01.2006 г. N КА-А40/13440-05, от 23.07.2007 г. N КА-А40/6823-07).
Поскольку заявитель не отказывался от своих требований в части уменьшения взыскиваемых процентов на сумму 133.263,88 руб., апелляционный суд не принимает во внимание выводы его отзыва в этой части, так как они противоречат приведенным выше нормам права и обстоятельствам дела.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Глава 25.3 НК РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий (подаче апелляционной жалобы) по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика. Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы налоговым органом не была уплачена госпошлина, с ИФНС России N 30 по г. Москве подлежит взысканию госпошлина по апелляционной жалобе в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.02.2008 г. по делу N А40-56525/07-108-342 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС России N 30 по г. Москве в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1.000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий
С.П.СЕДОВ
Судьи
Л.А.ЯРЕМЧУК
С.Н.КРЕКОТНЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.04.2008 N 09АП-3376/2008-АК ПО ДЕЛУ N А40-56525/07-108-342
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2008 г. N 09АП-3376/2008-АК
Дело N А40-56525/07-108-342
Резолютивная часть постановления объявлена 10.04.2008 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.04.2008 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Седова С.П.
судей Крекотнева С.Н., Яремчук Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сергиной Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 30 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.02.2008 г.
по делу N А40-56525/07-108-342, принятое судьей Гросулом Ю.В.
по иску (заявлению) ООО "Джей Ви Пи"
к ИФНС России N 30 по г. Москве
об обязании возвратить налог и уплатить проценты
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя): Гизатуллин Ф.К. по доверенности от 27.11.2007 г., Яшин И.А. по доверенности от 21.11.2007 г., Боженков В.Н. по доверенности N 24/08 от 31.03.2008 г., Пашовский М.А. генеральный директор в соответствии с протоколом от 08.10.2007 г.
от ответчика (заинтересованного лица): Павлова И.Н. по доверенности N 999 от 05.02.2008 г.
установил:
ООО "Джей Ви Пи" (далее - заявитель, общество), с учетом уточнений, обратилось в суд с требованиями обязать ИФНС России N 30 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган, ответчик) возвратить 95.000.000 руб. излишне уплаченного налога и уплатить 7.074.861 руб. 11 коп. процентов в пользу ООО "Джей Ви Пи".
Решением суда от 04.02.2008 г. заявленные обществом требования удовлетворены. При этом суд исходил из того, что переплата налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации в сумме 95.000.000 рублей документально подтверждена, недоимка по налогам не выявлена. За период несвоевременного возврата излишне уплаченного налога с 08.05.2007 г. по 28.01.2008 г. с учетом ставок рефинансирования ЦБ РФ, действовавших в период нарушения срока возврата необходимо начислить 7.074.861 руб. 11 коп.
ИФНС России N 30 по г. Москве не согласилась с принятым решением суда и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить ввиду нарушения судом норм материального права, отказать в удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно определен период нарушения срока возврата сумм налога. Кроме этого, инспекция указывает на то, что не закончена выездная проверка налогоплательщика, в связи с чем отсутствуют основания для возврата излишне уплаченного налога.
ООО "Джей Ви Пи" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что оснований для отмены решения не имеется, хотя заявитель и согласен с расчетом налогового органа периода начисления процентов, это может служить основанием лишь для изменения решения.
В судебном заседании апелляционного суда налоговый орган поддержал доводы жалобы, а заявитель возражал против ее отмены решения.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ, заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела.
К таким выводам апелляционный суд пришел исходя из следующих обстоятельств и норм права.
Заявителем не пропущен срок на обращение в суд с заявлением о возврате излишне уплаченного налога и процентов за его несвоевременный возврат, поскольку он вправе обратиться в суд с такими требованиями независимо от соблюдения трехмесячного срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, при условии, что данное заявление подано в пределах трехлетнего срока со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
Указанный вывод соответствует правовой позиции изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 31.01.06 г. N 9316/05, от 08.11.06 г. N 6219/06, Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 - 19.09.2006 г. N КА-А40/8755-06.
Таким образом, Заявитель узнал о факте излишне уплаченного налога организаций, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации, 13.04.2006 г., то есть при подаче Ответчику декларации N 3/2 по налогу на прибыль за 2005 год, о чем более подробно будет указано ниже.
В течение 2005 г. Заявитель уплатил налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации, в размере 295.050.654 рублей, в том числе:
- 147.525.327 рублей - налог на прибыль за 2-й квартал 2005 г. (копия платежного поручения N 00161 от 28.07.05 г. (л.д. 8, т. 1);
- 49.175.109 рублей - авансовый платеж по налогу на прибыль за 3-й квартал 2005 г. (копия п/п N 00162 от 28.07.05 г. (л.д. 9, т. 1);
- 49.175.109 рублей - авансовый платеж по налогу на прибыль за 3-й квартал 2005 г. (копия п/п N 00256 от 29.08.05 г. (л.д. 10, т. 1);
- 49.175.109 рублей - авансовый платеж по налогу на прибыль за 3-й квартал 2005 г. (копия п/п N 00369 от 28.09.05 г. (л.д. 11, т. 1).
По итогам 2005 г. к уплате Заявителем подлежала сумма налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации, в размере 148.189.484 рублей, что подтверждается декларацией N 3/2 по налогу на прибыль за 2005 год, представленной Заявителем в ИФНС N 30 по г. Москве 13.04.2006 г. (л.д. 12 - 26, т. 1).
Таким образом, указанный налог на прибыль по итогам 2005 г. оказался переплачен Заявителем по причине уплаты сумм авансовых платежей за 3 квартал 2005 г., а сумма переплаты составила 146.861.170 рублей.
По пояснениям заявителя, сумму указанной переплаты он планировал использовать для выполнения налоговых обязательств в 2006 г. в соответствии с п. 4 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вследствие изменения ситуации на финансовом рынке доходность работы Заявителя уменьшилась, и по итогам работы за 2006 г. к уплате Заявителем подлежала сумма налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации, в размере 33.076.261 рублей, что подтверждается декларацией по налогу на прибыль за 2006 год, представленной Заявителем в ИФНС N 30 по г. Москве в электронном виде по системе taxcom 28.03.2007 г. (л.д. 28 - 40, т. 1).
В счет уплаты начисленной суммы налога Заявителя на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации, за 2006 г. была зачтена часть вышеуказанной суммы переплаты данного налога, возникшей по причине уплаты сумм авансовых платежей за 3 квартал 2005 г. Таким образом, произведенная Заявителем переплата налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации, по итогам 2005 г., возникшая по причине уплаты сумм авансовых платежей за 3 квартал 2005 г., с учетом уплаты указанного налога за 2006 г., по состоянию на 01.04.2007 г. составила 113.784.909 рублей.
На основании п. 6 ст. 78 НК РФ Заявитель 05.04.2007 г. направил в адрес Ответчика заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации (исх. N 90 от 05.04.2007 г., вх. N Ответчика 11786-ЗГ от 05.04.2007 г.) (л.д. 41 - 42, т. 1). В указанном заявлении Заявитель сообщил о факте переплаты и просил возвратить денежные средства в сумме 95.000.000 руб., являющиеся частью переплаты по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации, возникшей по причине уплаты сумм авансовых платежей за 3 квартал 2005 года.
На основании п. 9 ст. 78 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2007 г. в соответствии с п. 9 ст. 7 ФЗ от 27.07.2006 N 137-ФЗ) возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, невозвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата по ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Как разъяснено в п. 11 Информационного письма ВАС РФ от 22.12.2005 N 98, по смыслу п. 9 ст. 78 НК РФ, предусматривающего исчисление срока возврата со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления, в данном случае регулируются те ситуации, когда факт излишней уплаты тех или иных сумм и их размер уже был установлен налоговым органом на момент подачи заявления о возврате этих сумм. В таком случае месячный срок предоставляется налоговому органу для проверки наличия недоимки по иным налогам и сборам и осуществления обязательного зачета суммы излишне уплаченного налога в счет ее погашения (п. п. 5 и 7 ст. 78 НК РФ).
Установление факта излишней уплаты налога осуществляется налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки, срок которой в силу статьи 88 НК РФ составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Таким образом, срок на возврат суммы излишне уплаченного налога, определенный п. 9 ст. 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ.
Переплата налога на прибыль образовалась у Заявителя по результатам деятельности за 2005 г., о чем было указано выше.
Налоговая декларация по налогу на прибыль за 2005 г. была представлена Заявителем 13.04.2006 г. (л.д. 27, т. 1).
С учетом предусмотренного ст. 88 НК РФ трехмесячного срока камеральная налоговая проверка должна была быть проведена Ответчиком в срок до 14.07.2006 г.
Ответчик не представил решения по указанной камеральной проверке, которое опровергало бы содержащиеся в декларации сведения, ни в суд первой инстанции, ни в апелляционный суд.
Именно с данной даты (14.07.2006 г.) факт и размер излишней уплаты Заявителем налога на прибыль за 2005 г. следует считать установленным Ответчиком.
Кроме того, установление Ответчиком факта излишней уплаты Заявителем налога на прибыль за 2005 г. подтверждается фактом проведения Ответчиком зачета части соответствующей суммы переплаты в счет платежей налога на прибыль Заявителя, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации, за 2006 г.
Учитывая, что камеральная налоговая проверка декларации по налогу на прибыль за 2005 г. была проведена Ответчиком в 2006 г. и, соответственно, факт излишней уплаты налога на момент получения заявления о возврате излишне уплаченного налога (05.04.2007 г.) был установлен Ответчиком, сумма излишне уплаченного налога должна была быть возвращена не позднее 08.05.2007 г. (т.е. в течение месяца дня получения налоговым органом заявления о возврате).
При этом, как следует из вышеуказанных разъяснений Президиума ВАС РФ, помимо проведения камеральной налоговой проверки, не существует каких-либо иных оснований, позволяющих откладывать начало течения срока возврата налога по заявлению налогоплательщика.
Следовательно, налоговый орган не вправе откладывать возврат налога на время проведения выездной налоговой проверки Заявителя, поскольку данное обстоятельство (т.е. проведение выездной налоговой проверки) не указано в НК РФ в качестве основания для соответствующего отложения.
Данный вывод подтверждается практикой ФАС Московского округа (Постановления от 13.11.2007 г. N КА-А40/11667-07, от 25.10.2004 г. N КА-А40/9531-04).
Кроме этого факт переплаты подтверждается актами сверки расчетов за 2005 - 2007 годы (л.д. 5 - 10, т. 2).
На день рассмотрения иска судом первой инстанции - 28.01.2008 г. - Ответчик не исполнил обязанность по возврату Заявителю суммы излишне уплаченного налога в размере 95.000.000 рублей.
В связи с этим сумма процентов, начисленных за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога на основании п. 9 ст. 78 НК РФ и п. 2 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ N 13/14 от 08.10.98 г., составила за период с 08.05.2007 г. по 28.01.2008 г. 7.074.861,11 руб.
Расчет процентов произведенный Арбитражным судом г. Москвы выглядит следующим образом:
- 1.163.750 рубля - проценты за период 08.05.2007 г. по 18.06.2007 г. включительно (за 42 дня) по ставке ЦБ РФ 10,5% годовых (95.000.000 x 10,5: 100: 360 x 42 дня)
- 5.911.111,11 рубля - проценты за период с 19.06.07 г. по 28.01.2008 г. включительно (за 224 дня) по ставке ЦБ РФ 10% годовых (95.000.000 x 10: 100: 360 x 224).
Указанный расчет проверен апелляционным судом и признан верным.
Вопреки доводам жалобы, порядок определения периода начисления процентов произведен судом первой инстанции правильно и соответствует судебной практике (Постановления ФАС Московского округа от 12.11.2002 г. N КА-А40/7480-02, от 11.02.2004 г. N КА-А40/11103-03-П, от 16.01.2006 г. N КА-А40/13440-05, от 23.07.2007 г. N КА-А40/6823-07).
Поскольку заявитель не отказывался от своих требований в части уменьшения взыскиваемых процентов на сумму 133.263,88 руб., апелляционный суд не принимает во внимание выводы его отзыва в этой части, так как они противоречат приведенным выше нормам права и обстоятельствам дела.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Глава 25.3 НК РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий (подаче апелляционной жалобы) по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика. Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы налоговым органом не была уплачена госпошлина, с ИФНС России N 30 по г. Москве подлежит взысканию госпошлина по апелляционной жалобе в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.02.2008 г. по делу N А40-56525/07-108-342 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС России N 30 по г. Москве в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1.000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий
С.П.СЕДОВ
Судьи
Л.А.ЯРЕМЧУК
С.Н.КРЕКОТНЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)