Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Бака Л.И. и Паймаковой Л.В., при участии в судебном заседании от заявителя - предпринимателя без образования юридического лица Чемакина Ю.В. - Котова А.В., в отсутствие заинтересованного лица - Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ростовской области, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела, рассмотрев кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ростовской области на решение от 4 августа 2003 года (судья Мезинова Э.П.) Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-7591/03-С6-46, установил следующее.
Предприниматель без образования юридического лица Чемакин Ю.В. обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным решения Управления МНС России по Ростовской области от 11.06.03 N 160 о доначислении 46 111 рублей 34 копейки налога на реализацию горюче-смазочных материалов, 31 305 рублей 54 копейки пени за просрочку его уплаты и 9 222 рубля 27 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату данного налога.
Решением суда от 4 августа 2003 года заявление удовлетворено, оспариваемое постановление налогового органа признано недействительным.
Решение мотивировано тем, что Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2003 года N 11 признан не соответствующим Конституции Российской Федерации пункт 3 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектом малого предпринимательства"; на индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, не может быть возложена обязанность по уплате налога на реализацию горюче-смазочных материалов, поскольку названная система налогообложения предусматривает замену общей системы налогообложения другой - упрощенной системой, а не только замену уплаты подоходного налога патентом.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось Управление МНС России по Ростовской области с кассационной жалобой на решение от 4 августа 2003 года, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять новое решение. При этом налоговый орган считает, что судом неправильно применена норма материального права - пункт 3 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2003 года N 11; не применен Закон Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", Инструкция Госналогслужбы Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды".
Предприниматель Чемакин Ю.В. представил отзыв на кассационную жалобу, в котором считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения. Представитель предпринимателя в судебном заседании просил решение оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав представителя предпринимателя, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Чемакин Ю.В. 02.02.99 зарегистрирован Ворошиловским филиалом Городской регистрационной палаты в качестве предпринимателя без образования юридического лица. Согласно представленному патенту АА 61 N 862423 он в 2000 году являлся субъектом упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.
Управлением МНС России по Ростовской области проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросу соблюдения Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1759-1 "О дорожных фондах Российской Федерации" за период с 01.01.2000 по 31.12.2000, по результатам которой составлен акт от 23.04.03.
На основании рассмотрения материалов проверки и представленных заявителем возражений к акту проверки заместителем руководителем Управления МНС России по Ростовской области вынесено решение от 11.06.03 N 160 о привлечении предпринимателя Чемакина Ю.В. к налоговой ответственности за неуплату налога на реализацию горюче-смазочных материалов по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 9 222 рубля 27 копеек. Данным решением заявителю также доначислено 46 111 рублей 34 копейки недоимки и 31 305 рублей 54 копейки пени по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов.
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налоги, служащие источником образования дорожных фондов, отнесены к федеральным налогам.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на реализацию горюче-смазочных материалов (автобензина, дизельного топлива, масел, сжатого и сжиженного газов) уплачивают в том числе предприниматели, реализующие указанные материалы, При перепродаже горюче-смазочных материалов объектом обложения налогом является сумма разницы между выручкой от реализации горюче-смазочных материалов (без налога на добавленную стоимость) и стоимостью их приобретения (без налога на добавленную стоимость).
Названный Закон введен в действие с 01.01.92 Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 октября 1991 г. N 1760-1 "О введении в действие Закона РСФСР "О дорожных фондах в РСФСР"".
Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", вступивший в силу в период действия Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", предусмотрел для предпринимателей замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
Следовательно, налог на реализацию горюче-смазочных материалов был установлен до введения в январе 1996 года в Российской Федерации упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, что не привело к освобождению предпринимателей от обязанностей плательщиков налога на реализацию горюче-смазочных материалов.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение не основано на законе и подлежит отмене как принятое без учета требований норм материального права.
Так как судом не исследовался вопрос о правомерности расчета доначисленных сумм и наличия оснований для привлечения к ответственности налогоплательщика дело подлежит направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию.
Вопрос о распределении расходов по уплате госпошлины следует разрешить при новом рассмотрении.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение от 4 августа 2003 года Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-7591/03-С6-46 отменить.
Передать дело на новое рассмотрение в тот же суд в первую инстанцию.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 04.12.2003 N Ф08-4840/03-1848А ПО ДЕЛУ N А53-7591/03-С6-46
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2003 г. N Ф08-4840/03-1848А
Дело N А53-7591/03-С6-46
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Бака Л.И. и Паймаковой Л.В., при участии в судебном заседании от заявителя - предпринимателя без образования юридического лица Чемакина Ю.В. - Котова А.В., в отсутствие заинтересованного лица - Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ростовской области, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела, рассмотрев кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ростовской области на решение от 4 августа 2003 года (судья Мезинова Э.П.) Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-7591/03-С6-46, установил следующее.
Предприниматель без образования юридического лица Чемакин Ю.В. обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным решения Управления МНС России по Ростовской области от 11.06.03 N 160 о доначислении 46 111 рублей 34 копейки налога на реализацию горюче-смазочных материалов, 31 305 рублей 54 копейки пени за просрочку его уплаты и 9 222 рубля 27 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату данного налога.
Решением суда от 4 августа 2003 года заявление удовлетворено, оспариваемое постановление налогового органа признано недействительным.
Решение мотивировано тем, что Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2003 года N 11 признан не соответствующим Конституции Российской Федерации пункт 3 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектом малого предпринимательства"; на индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, не может быть возложена обязанность по уплате налога на реализацию горюче-смазочных материалов, поскольку названная система налогообложения предусматривает замену общей системы налогообложения другой - упрощенной системой, а не только замену уплаты подоходного налога патентом.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось Управление МНС России по Ростовской области с кассационной жалобой на решение от 4 августа 2003 года, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять новое решение. При этом налоговый орган считает, что судом неправильно применена норма материального права - пункт 3 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2003 года N 11; не применен Закон Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", Инструкция Госналогслужбы Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды".
Предприниматель Чемакин Ю.В. представил отзыв на кассационную жалобу, в котором считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения. Представитель предпринимателя в судебном заседании просил решение оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав представителя предпринимателя, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Чемакин Ю.В. 02.02.99 зарегистрирован Ворошиловским филиалом Городской регистрационной палаты в качестве предпринимателя без образования юридического лица. Согласно представленному патенту АА 61 N 862423 он в 2000 году являлся субъектом упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.
Управлением МНС России по Ростовской области проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросу соблюдения Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1759-1 "О дорожных фондах Российской Федерации" за период с 01.01.2000 по 31.12.2000, по результатам которой составлен акт от 23.04.03.
На основании рассмотрения материалов проверки и представленных заявителем возражений к акту проверки заместителем руководителем Управления МНС России по Ростовской области вынесено решение от 11.06.03 N 160 о привлечении предпринимателя Чемакина Ю.В. к налоговой ответственности за неуплату налога на реализацию горюче-смазочных материалов по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 9 222 рубля 27 копеек. Данным решением заявителю также доначислено 46 111 рублей 34 копейки недоимки и 31 305 рублей 54 копейки пени по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов.
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налоги, служащие источником образования дорожных фондов, отнесены к федеральным налогам.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на реализацию горюче-смазочных материалов (автобензина, дизельного топлива, масел, сжатого и сжиженного газов) уплачивают в том числе предприниматели, реализующие указанные материалы, При перепродаже горюче-смазочных материалов объектом обложения налогом является сумма разницы между выручкой от реализации горюче-смазочных материалов (без налога на добавленную стоимость) и стоимостью их приобретения (без налога на добавленную стоимость).
Названный Закон введен в действие с 01.01.92 Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 октября 1991 г. N 1760-1 "О введении в действие Закона РСФСР "О дорожных фондах в РСФСР"".
Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", вступивший в силу в период действия Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", предусмотрел для предпринимателей замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
Следовательно, налог на реализацию горюче-смазочных материалов был установлен до введения в январе 1996 года в Российской Федерации упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, что не привело к освобождению предпринимателей от обязанностей плательщиков налога на реализацию горюче-смазочных материалов.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение не основано на законе и подлежит отмене как принятое без учета требований норм материального права.
Так как судом не исследовался вопрос о правомерности расчета доначисленных сумм и наличия оснований для привлечения к ответственности налогоплательщика дело подлежит направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию.
Вопрос о распределении расходов по уплате госпошлины следует разрешить при новом рассмотрении.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение от 4 августа 2003 года Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-7591/03-С6-46 отменить.
Передать дело на новое рассмотрение в тот же суд в первую инстанцию.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Ю.В.МАЦКО
Судьи
Л.И.БАКА
Л.В.ПАЙМАКОВА
Ю.В.МАЦКО
Судьи
Л.И.БАКА
Л.В.ПАЙМАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)