Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 12 августа 2004 года Дело N А13-3026/04-12
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Коняевой Е.В., Сергеевой И.В., рассмотрев 05.08.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Вологодские лотереи" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 20.04.2004 по делу N А13-3026/04-12 (судья Муханова Г.Н.),
Открытое акционерное общество "Вологодские лотереи" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Администрации города Вологды (далее - Администрация) о взыскании 39884 руб. 92 коп. неосновательного обогащения и 1892 руб. 32 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением от 20.04.2004 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной инстанции решение не пересматривалось.
В кассационной жалобе Общество просит отменить вынесенное решение в связи с нарушением норм материального права. Податель жалобы считает, что судом неправильно истолкованы нормы статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 21 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
В отзыве на кассационную жалобу Администрация, ссылаясь на законность и обоснованность решения, просит оставить жалобу без удовлетворения.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Администрацией (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор N 24-1471А о предоставлении в аренду земельного участка площадью 29 кв.м, кадастровый номер 35:24:1:1:221:4, расположенного по адресу: город Вологда, ул. Торговая Площадь, для установки киоска. Срок действия договора установлен 2 года.
Размер арендной платы и порядок его изменения стороны определили в разделе 2 договора, в силу пункта 2.4 которого размер арендной платы может изменяться, в частности, в связи с изменением коэффициентов к ставкам земельного налога.
Дополнительным соглашением от 29.05.2001 к договору N 24-1471А срок действия договора продлен до 06.01.2002, а также сторонами согласована следующая редакция пункта 2.1 договора: "Арендная плата начисляется в размере 100-кратной ставки земельного налога 9-й экономической зоны, но не менее минимума, установленного Законом РФ "О плате за землю".
В течение 2001 - 2003 годов истец вносил арендную плату в соответствии с условиями договора и ежегодно предоставляемыми Администрацией расчетами. Полагая размер арендной платы завышенным, что привело к неосновательному обогащению арендодателя, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.
Согласно решению президиума Совета самоуправления города Вологды от 13.02.1997 N 17 "Об утверждении схемы экономического зонирования (оценки) территории города Вологды и расчета базовых ставок земельного налога и арендной платы за землю" размер арендной платы определяется путем умножения базовой ставки земельного налога на коэффициент, установленный в зависимости от места положения участка и вида деятельности арендатора.
Общество считает, что расчет арендной платы не может быть признан правильным, поскольку ответчик при расчете применил не только повышающий коэффициент, установленный Федеральным законом на соответствующий год, но и повышающие коэффициенты за предыдущие годы.
Данный вывод Общества не основан на законе.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В статье 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" указано, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2". На 2003 год законом установлен повышающий коэффициент "1,8".
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет. Следовательно, ставки земельного налога рассчитываются путем последовательного умножения коэффициентов, установленных федеральным законодательством.
Такой же вывод сделан в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2004 N 5063/03.
Таким образом, является правомерным определение размера арендной платы, исходя из ставок земельного налога, рассчитанных с последовательным применением коэффициентов, установленных федеральным законодательством.
При таких обстоятельствах установленный договором N 24-1471А размер арендной платы соответствует требованиям пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Поскольку размер арендной платы, получаемой Администрацией по договору 24-1471А, установлен правомерно, в действиях ответчика отсутствуют признаки неосновательного обогащения, определенные пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Вологодской области от 20.04.2004 по делу N А13-3026/04-12 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Вологодские лотереи" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 12.08.2004 N А13-3026/04-12
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2004 года Дело N А13-3026/04-12
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Коняевой Е.В., Сергеевой И.В., рассмотрев 05.08.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Вологодские лотереи" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 20.04.2004 по делу N А13-3026/04-12 (судья Муханова Г.Н.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Вологодские лотереи" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Администрации города Вологды (далее - Администрация) о взыскании 39884 руб. 92 коп. неосновательного обогащения и 1892 руб. 32 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением от 20.04.2004 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной инстанции решение не пересматривалось.
В кассационной жалобе Общество просит отменить вынесенное решение в связи с нарушением норм материального права. Податель жалобы считает, что судом неправильно истолкованы нормы статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 21 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
В отзыве на кассационную жалобу Администрация, ссылаясь на законность и обоснованность решения, просит оставить жалобу без удовлетворения.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Администрацией (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор N 24-1471А о предоставлении в аренду земельного участка площадью 29 кв.м, кадастровый номер 35:24:1:1:221:4, расположенного по адресу: город Вологда, ул. Торговая Площадь, для установки киоска. Срок действия договора установлен 2 года.
Размер арендной платы и порядок его изменения стороны определили в разделе 2 договора, в силу пункта 2.4 которого размер арендной платы может изменяться, в частности, в связи с изменением коэффициентов к ставкам земельного налога.
Дополнительным соглашением от 29.05.2001 к договору N 24-1471А срок действия договора продлен до 06.01.2002, а также сторонами согласована следующая редакция пункта 2.1 договора: "Арендная плата начисляется в размере 100-кратной ставки земельного налога 9-й экономической зоны, но не менее минимума, установленного Законом РФ "О плате за землю".
В течение 2001 - 2003 годов истец вносил арендную плату в соответствии с условиями договора и ежегодно предоставляемыми Администрацией расчетами. Полагая размер арендной платы завышенным, что привело к неосновательному обогащению арендодателя, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.
Согласно решению президиума Совета самоуправления города Вологды от 13.02.1997 N 17 "Об утверждении схемы экономического зонирования (оценки) территории города Вологды и расчета базовых ставок земельного налога и арендной платы за землю" размер арендной платы определяется путем умножения базовой ставки земельного налога на коэффициент, установленный в зависимости от места положения участка и вида деятельности арендатора.
Общество считает, что расчет арендной платы не может быть признан правильным, поскольку ответчик при расчете применил не только повышающий коэффициент, установленный Федеральным законом на соответствующий год, но и повышающие коэффициенты за предыдущие годы.
Данный вывод Общества не основан на законе.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В статье 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" указано, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2". На 2003 год законом установлен повышающий коэффициент "1,8".
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет. Следовательно, ставки земельного налога рассчитываются путем последовательного умножения коэффициентов, установленных федеральным законодательством.
Такой же вывод сделан в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2004 N 5063/03.
Таким образом, является правомерным определение размера арендной платы, исходя из ставок земельного налога, рассчитанных с последовательным применением коэффициентов, установленных федеральным законодательством.
При таких обстоятельствах установленный договором N 24-1471А размер арендной платы соответствует требованиям пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Поскольку размер арендной платы, получаемой Администрацией по договору 24-1471А, установлен правомерно, в действиях ответчика отсутствуют признаки неосновательного обогащения, определенные пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 20.04.2004 по делу N А13-3026/04-12 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Вологодские лотереи" - без удовлетворения.
Председательствующий
КАДУЛИН А.В.
Судьи
КОНЯЕВА Е.В.
СЕРГЕЕВА И.В.
КАДУЛИН А.В.
Судьи
КОНЯЕВА Е.В.
СЕРГЕЕВА И.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)