Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 26 февраля 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 27 февраля 2010 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маненковым А.В.,
с участием:
от заявителя - Илюхин Ю.А., паспорт,
от налогового органа - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6 дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N 17 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 декабря 2009 года по делу N А65-25778/2009 (судья Сальманова Р.Р.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Илюхина Юрия Алексеевича, г. Лениногорск,
к Межрайонной ИФНС России N 17 по Республике Татарстан, г. Бугульма,
о признании недействительным решения,
установил:
Индивидуальный предприниматель Илюхин Юрий Алексеевич (далее заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом уточнения предмета заявленных требований, принятых судом первой инстанции, к Межрайонной ИФНС России N 17 по Республике Татарстан (далее налоговый орган) о признании недействительным решения N 16 от 18.12.2008 г. в части: п. п. 1.7, 1.8, 1.10 п. 1, п. 2 в части начисления пеней по НДФЛ, ЕСН, НДС, п. 3 в части начисления НДФЛ в сумме 671 012 руб., ЕСН в сумме 103 232,55 руб., НДС в сумме 1 032 029,24 руб. резолютивной части решения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 декабря 2009 года по делу N А65-25778/2009 заявленное требование удовлетворено. Признано незаконным решение N 16 от 18.12.2008 г. Межрайонной ИФНС России N 17 по Республике Татарстан в части начисления НДФЛ в сумме 671 012 руб., ЕСН в сумме 103 232,55 руб., НДС в сумме 1 032 029,24 руб., соответствующих налоговых санкций и пени по НДФЛ, ЕСН, НДС.
Налоговый орган в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований. Налоговый орган считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие налогового органа, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка заявителя за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2007 г. По результатам налоговой проверки был составлен акт выездной налоговой проверки N 11/17 от 12.11.2008 г. в котором отражены выявленные нарушения налогового законодательства.
Налоговый орган, рассмотрев акт выездной налоговой проверки и возражения заявителя 18.12.2008 г. принял решение N 16 о привлечении заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату ЕСН в виде штрафа в размере 15 341,79 руб.; за не уплату НДФЛ в виде штрафа в сумме 98 146,4 руб.; за неуплату НДС в виде штрафа в размере 135 114,57 руб.
Этим решением заявитель привлечен и к другим видам налоговой ответственности, но в этой части заявитель не оспаривает решение налогового органа.
Указанным решением заявителю было предложено уплатить НДФЛ в сумме 678 633 руб. и пени по НДФЛ в сумме 152 893,64 руб., ЕСН в сумме 104 444,74 руб. и пени по ЕСН в сумме 17 283,03 руб., НДС в сумме 1 032 029,24 руб. и пени по НДС в сумме 69 324,93 руб.
Заявителю также предложено уплатить другие налоги и пени по ним, но в этой части заявитель не оспаривает решение налогового органа.
Арбитражный суд первой инстанции, рассмотрев ходатайство заявителя, признал уважительными причины пропуска заявителем срока для обжалования решения налогового органа и на основании ч. 4 ст. 198 АПК РФ восстановил пропущенный срок для обращения в суд. Вывод суда первой инстанции об уважительности причин пропуска срока является обоснованным и правильным по существу.
Как следует из материалов дела, заявителю доначислен НДФЛ за 2005 г. в сумме 490 732 руб. и ЕСН за 2005 г. в сумме 75 496,75 руб. соответствующие пени и налоговые санкции, предусмотренные п. 1 ст. 122 НК РФ по этим налогам.
Основанием для доначисления НДФЛ и ЕСН за 2005 г. послужил вывод налогового органа о неправомерном включении в состав расходов за 2005 г. затрат по постройке и вводу в эксплуатацию автозаправочной станции, которые были произведены заявителем в 2003 - 2004 г.г.
Заявитель, в обоснование своих требований, указал, что расходы по строительству и пуску в эксплуатацию автозаправочной станции были включены им во 2 квартале 2005 г., в период нахождения его на упрощенной системе налогообложения. Включение данных расходов не занижали налогооблагаемую базу в 3, 4 кварталах 2005 г. по НДФЛ И ЕСН в период нахождения на общей системе налогообложения.
Из материалов дела следует, что заявитель на основании уведомления от 28.11.2002 г. переведен на упрощенную систему налогообложения с объектом обложения с 01.01.2003 г. с объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов.
Из материалов дела также следует, что заявителем были произведены затраты на строительство и пуск в эксплуатацию автозаправочной станции. Размер затрат и их фактическое осуществление подтверждаются счетами-фактурами N 40 от 02.12.2003 г., N 12/3 от 11.11.2003 г., N 245 от 23.07.2002 г., N 26488 от 19.11.2003 г., N 9 от 12.11.2003 г.; товарными накладными N 406 от 12.11.2003 г., N 431 от 03.12.2003 г., расходными накладными N 3116 от 23.07.2003 г., N 3642 от 08.08.2003 г.; товарными чеками. Эти затраты были включены заявителем в состав расходов за 2 квартал 2005 г., что подтверждается книгой учета доходов и расходов за 2005 г., а также налоговой декларацией по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за первое полугодие 2005 г.
В ходе проведения выездной налоговой проверки налоговым органом установлено, что в 3 квартале 2005 г. доход от всех видов деятельности заявителя превысил 15 млн. руб. и составил 18 857 361 руб., в связи с чем и в соответствии с п. 4, 5 ст. 346.13 НК РФ, заявитель утратил право на применения упрощенной системы налогообложения.
Пунктом 3 статьи 346.11 НК РФ установлено, что применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты НДФЛ (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и ЕСН с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что заявитель применял упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов, с 01.01.2003 г. по 30.06.2005 г., а с 01.07.2005 г. перешел на общую систему налогообложения.
Таким образом, расходы на строительство и пуск в эксплуатацию АЗС, включенные во 2 квартале 2005 г., уменьшают налогооблагаемую базу по УСН, и не влияют на налогообложение по НДФЛ и ЕСН в период 3, 4 кварталы 2005 г.
Налоговый орган, исключая из состава расходов по УСН за 2 квартал 2005 г. затраты по строительству и вводу в эксплуатацию автозаправочной станции, не имел правовых оснований для доначисления заявителю за 3, 4 кварталы 2005 г. НДФЛ в сумме 490 732 руб. и ЕСН в сумме 75 496,75 руб., соответствующих пеней, а также для привлечения заявителя к налоговой ответственности.
Из материалов дела также следует, что налоговый орган доначислил заявителю за 2007 г. НДФЛ в сумме 180 280 руб. и ЕСН в сумме 27 735,80 руб. соответствующие пени и налоговые санкции, предусмотренные п. 1 ст. 122 НК РФ.
Основанием для доначисления НДФЛ и ЕСН за 2007 г. послужил вывод налогового органа о том, что налогоплательщик допустил арифметическую ошибку при исчислении налога. Налоговым органом выявлен расхождение в размере выручки отраженной в книге кассира-операциониста, банковских выписках по расчетному счету за 2007 год и фискальных отчетах контрольно-кассовой техники.
Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.
В силу ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 НК РФ, с учетом особенностей, установленных главой 23 Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 225 НК РФ общая сумма налога на доходы физических лиц исчисляется по итогам налогового периода (исходя из ст. 216 НК РФ - им признается календарный год) применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Дата фактического получения дохода в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме.
Аналогичным образом определяется налоговая база по единому социальному налогу в следующем порядке.
Согласно п. 2 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса, признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
В соответствии с п. 3 ст. 237 НК РФ налоговая база по единому социальному налогу индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность по общеустановленной системе налогообложения, определяется как сумма доходов, полученных от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, применяемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичному порядку, определенному в главе 25 Налогового кодекса РФ.
Статьей 242 НК РФ установлено, что дата получения доходов определяется как день фактического получения соответствующего дохода - для доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также связанных с этой деятельностью иных доходов.
Пунктом 2 ст. 54 НК РФ установлено, что индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов РФ.
В соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным 13.08.2002 г. приказами Министерства финансов Российской Федерации N 86н и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N БГ-3-04/430 (пункты 13, 14), доходы и расходы отражаются в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя кассовым методом, то есть после фактического получения дохода и совершения расхода. В книге учета отражаются все доходы, полученные индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности без уменьшения их на предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации налоговые вычеты. В доход включаются все поступления от реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, а также стоимость имущества, полученного безвозмездно.
Из материалов дела следует и правильно установлено судом первой инстанции, что заявителем осуществлялась предпринимательская деятельность по продаже ГСМ с двух автозаправочных станций, в каждой из которых имеется контрольно-кассовая техника.
Ежедневно на каждой ККТ снимался суточный отчет на общую сумму выручки и составлялся один приходный кассовый ордер, что подтверждается журналами кассира-операциониста, учитывалась также реализация по безналичному расчету, что подтверждается выпиской с расчетного счета N 40802810662180100233 Лениногорского ОСБ N 4662 за период с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г.
Из представленных книг кассира-операциониста и банковской выписки с расчетного счета следует, что выручка заявителя по двум АЗС за 2007 г. составила 50 240 731 руб., которая и была отражена в представленной налоговой декларации по НДФЛ за 2007 г. Налоговый орган ошибочно исчислил заявителю общую сумму выручки за 2007 г. в размере 51 644 513,77 руб., а поэтому у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления заявителю за 2007 г. НДФЛ в сумме 180 280 руб. и ЕСН в сумме 27 735,80 руб., соответствующих пеней, а также для привлечения заявителя налоговой ответственности.
Налоговый орган доначислил заявителю НДС за 3 квартал 2005 г., октябрь - декабрь месяцы 2005 г., январь - декабрь 2006 г., январь - декабрь 2007 г. в общей сумме 1 032 029,24 руб. соответствующие пени и налоговую санкцию, предусмотренную п. 1 ст. 122 НК РФ.
Основанием для доначисления НДС за 3 квартал 2005 г., октябрь - декабрь месяцы 2005 г., январь - декабрь 2006 г., январь - декабрь 2007 г. послужил вывод налогового органа о занижении заявителем суммы дохода от предпринимательской деятельности.
Заявитель, обосновывая свои требования, указал, что в налоговых декларациях за проверяемый период ошибочно указаны только суммы налога на добавленную стоимость, тогда как, следовало отражать общую стоимость товара, при этом суммы налога указаны правильно.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
Пунктом 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных п. 3 ст. 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст. 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.
Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 настоящего Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с п. 3 ст. 170 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1, 2 п. 1 ст. 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Согласно п. 1 ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи. Согласно п. 4 ст. 176 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.
Арбитражный суд первой инстанции указал в решении, что налоговый орган, вынося оспариваемое решение в части доначисления НДС, пеней и налоговых санкций, не принял во внимание что заявителем были представлены уточненные налоговые декларации по НДС за 3 квартал 2005 г., октябрь - декабрь месяцы 2005 г., январь - декабрь 2006 г., январь - декабрь 2007 г., на основании которых в бухгалтерский и налоговый учет внесены изменения, устраняющие выявленные налоговым органом нарушения отраженные в акте проверки N 11/17 от 12.11.2008 г.
Вывод суда первой инстанции о том, что налоговым органом при принятии решения не были учтены уточненные налоговые декларации по НДС, поданные заявителем, не соответствует обстоятельствам дела, поскольку уточненные налоговые декларации были поданы заявителем после принятия налоговым органом решения.
Из материалов дела следует, что налоговым органом в оспариваемом решении о привлечении заявителя к ответственности за нарушения налогового законодательства не указаны обстоятельства возникновения недоимки по НДС, установленные в ходе выездной налоговой проверки, отсутствуют ссылки на первичные документы, подтверждающие вывод о допущенной заявителем неуплате налога по причине ошибки в исчислении налога, а также не указан метод, на основании которого выявлена данная арифметическая ошибка.
В соответствии с п. 8 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Согласно п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Поскольку оспариваемое решение налогового органа, также как и акт выездной налоговой проверки не содержат обстоятельств возникновения недоимки по НДС, выявленных налоговым органом при проведении проверки и не содержит ссылок на первичные документы, подтверждающие вывод о наличии арифметической ошибки, это решение в части доначисления заявителю НДС не соответствует положениям п. 8 ст. 101 НК РФ, что является самостоятельным основанием для признания решения налогового органа в этой части незаконным. Это нарушение неустранимо, а поэтому арбитражный суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о незаконности решения в части начисления заявителю НДС за 3 квартал 2005 г., октябрь - декабрь месяцы 2005 г., январь - декабрь 2006 г., январь - декабрь 2007 г. в общей сумме 1 032 029,24 руб., а также соответствующих пеней и налоговых санкций.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 декабря 2009 года по делу N А65-25778/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
П.В.БАЖАН
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.02.2010 ПО ДЕЛУ N А65-25778/2009
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2010 г. по делу N А65-25778/2009
Резолютивная часть постановления объявлена: 26 февраля 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 27 февраля 2010 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маненковым А.В.,
с участием:
от заявителя - Илюхин Ю.А., паспорт,
от налогового органа - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6 дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N 17 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 декабря 2009 года по делу N А65-25778/2009 (судья Сальманова Р.Р.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Илюхина Юрия Алексеевича, г. Лениногорск,
к Межрайонной ИФНС России N 17 по Республике Татарстан, г. Бугульма,
о признании недействительным решения,
установил:
Индивидуальный предприниматель Илюхин Юрий Алексеевич (далее заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом уточнения предмета заявленных требований, принятых судом первой инстанции, к Межрайонной ИФНС России N 17 по Республике Татарстан (далее налоговый орган) о признании недействительным решения N 16 от 18.12.2008 г. в части: п. п. 1.7, 1.8, 1.10 п. 1, п. 2 в части начисления пеней по НДФЛ, ЕСН, НДС, п. 3 в части начисления НДФЛ в сумме 671 012 руб., ЕСН в сумме 103 232,55 руб., НДС в сумме 1 032 029,24 руб. резолютивной части решения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 декабря 2009 года по делу N А65-25778/2009 заявленное требование удовлетворено. Признано незаконным решение N 16 от 18.12.2008 г. Межрайонной ИФНС России N 17 по Республике Татарстан в части начисления НДФЛ в сумме 671 012 руб., ЕСН в сумме 103 232,55 руб., НДС в сумме 1 032 029,24 руб., соответствующих налоговых санкций и пени по НДФЛ, ЕСН, НДС.
Налоговый орган в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований. Налоговый орган считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие налогового органа, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка заявителя за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2007 г. По результатам налоговой проверки был составлен акт выездной налоговой проверки N 11/17 от 12.11.2008 г. в котором отражены выявленные нарушения налогового законодательства.
Налоговый орган, рассмотрев акт выездной налоговой проверки и возражения заявителя 18.12.2008 г. принял решение N 16 о привлечении заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату ЕСН в виде штрафа в размере 15 341,79 руб.; за не уплату НДФЛ в виде штрафа в сумме 98 146,4 руб.; за неуплату НДС в виде штрафа в размере 135 114,57 руб.
Этим решением заявитель привлечен и к другим видам налоговой ответственности, но в этой части заявитель не оспаривает решение налогового органа.
Указанным решением заявителю было предложено уплатить НДФЛ в сумме 678 633 руб. и пени по НДФЛ в сумме 152 893,64 руб., ЕСН в сумме 104 444,74 руб. и пени по ЕСН в сумме 17 283,03 руб., НДС в сумме 1 032 029,24 руб. и пени по НДС в сумме 69 324,93 руб.
Заявителю также предложено уплатить другие налоги и пени по ним, но в этой части заявитель не оспаривает решение налогового органа.
Арбитражный суд первой инстанции, рассмотрев ходатайство заявителя, признал уважительными причины пропуска заявителем срока для обжалования решения налогового органа и на основании ч. 4 ст. 198 АПК РФ восстановил пропущенный срок для обращения в суд. Вывод суда первой инстанции об уважительности причин пропуска срока является обоснованным и правильным по существу.
Как следует из материалов дела, заявителю доначислен НДФЛ за 2005 г. в сумме 490 732 руб. и ЕСН за 2005 г. в сумме 75 496,75 руб. соответствующие пени и налоговые санкции, предусмотренные п. 1 ст. 122 НК РФ по этим налогам.
Основанием для доначисления НДФЛ и ЕСН за 2005 г. послужил вывод налогового органа о неправомерном включении в состав расходов за 2005 г. затрат по постройке и вводу в эксплуатацию автозаправочной станции, которые были произведены заявителем в 2003 - 2004 г.г.
Заявитель, в обоснование своих требований, указал, что расходы по строительству и пуску в эксплуатацию автозаправочной станции были включены им во 2 квартале 2005 г., в период нахождения его на упрощенной системе налогообложения. Включение данных расходов не занижали налогооблагаемую базу в 3, 4 кварталах 2005 г. по НДФЛ И ЕСН в период нахождения на общей системе налогообложения.
Из материалов дела следует, что заявитель на основании уведомления от 28.11.2002 г. переведен на упрощенную систему налогообложения с объектом обложения с 01.01.2003 г. с объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов.
Из материалов дела также следует, что заявителем были произведены затраты на строительство и пуск в эксплуатацию автозаправочной станции. Размер затрат и их фактическое осуществление подтверждаются счетами-фактурами N 40 от 02.12.2003 г., N 12/3 от 11.11.2003 г., N 245 от 23.07.2002 г., N 26488 от 19.11.2003 г., N 9 от 12.11.2003 г.; товарными накладными N 406 от 12.11.2003 г., N 431 от 03.12.2003 г., расходными накладными N 3116 от 23.07.2003 г., N 3642 от 08.08.2003 г.; товарными чеками. Эти затраты были включены заявителем в состав расходов за 2 квартал 2005 г., что подтверждается книгой учета доходов и расходов за 2005 г., а также налоговой декларацией по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за первое полугодие 2005 г.
В ходе проведения выездной налоговой проверки налоговым органом установлено, что в 3 квартале 2005 г. доход от всех видов деятельности заявителя превысил 15 млн. руб. и составил 18 857 361 руб., в связи с чем и в соответствии с п. 4, 5 ст. 346.13 НК РФ, заявитель утратил право на применения упрощенной системы налогообложения.
Пунктом 3 статьи 346.11 НК РФ установлено, что применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты НДФЛ (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и ЕСН с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что заявитель применял упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов, с 01.01.2003 г. по 30.06.2005 г., а с 01.07.2005 г. перешел на общую систему налогообложения.
Таким образом, расходы на строительство и пуск в эксплуатацию АЗС, включенные во 2 квартале 2005 г., уменьшают налогооблагаемую базу по УСН, и не влияют на налогообложение по НДФЛ и ЕСН в период 3, 4 кварталы 2005 г.
Налоговый орган, исключая из состава расходов по УСН за 2 квартал 2005 г. затраты по строительству и вводу в эксплуатацию автозаправочной станции, не имел правовых оснований для доначисления заявителю за 3, 4 кварталы 2005 г. НДФЛ в сумме 490 732 руб. и ЕСН в сумме 75 496,75 руб., соответствующих пеней, а также для привлечения заявителя к налоговой ответственности.
Из материалов дела также следует, что налоговый орган доначислил заявителю за 2007 г. НДФЛ в сумме 180 280 руб. и ЕСН в сумме 27 735,80 руб. соответствующие пени и налоговые санкции, предусмотренные п. 1 ст. 122 НК РФ.
Основанием для доначисления НДФЛ и ЕСН за 2007 г. послужил вывод налогового органа о том, что налогоплательщик допустил арифметическую ошибку при исчислении налога. Налоговым органом выявлен расхождение в размере выручки отраженной в книге кассира-операциониста, банковских выписках по расчетному счету за 2007 год и фискальных отчетах контрольно-кассовой техники.
Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.
В силу ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 НК РФ, с учетом особенностей, установленных главой 23 Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 225 НК РФ общая сумма налога на доходы физических лиц исчисляется по итогам налогового периода (исходя из ст. 216 НК РФ - им признается календарный год) применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Дата фактического получения дохода в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме.
Аналогичным образом определяется налоговая база по единому социальному налогу в следующем порядке.
Согласно п. 2 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса, признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
В соответствии с п. 3 ст. 237 НК РФ налоговая база по единому социальному налогу индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность по общеустановленной системе налогообложения, определяется как сумма доходов, полученных от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, применяемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичному порядку, определенному в главе 25 Налогового кодекса РФ.
Статьей 242 НК РФ установлено, что дата получения доходов определяется как день фактического получения соответствующего дохода - для доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также связанных с этой деятельностью иных доходов.
Пунктом 2 ст. 54 НК РФ установлено, что индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов РФ.
В соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным 13.08.2002 г. приказами Министерства финансов Российской Федерации N 86н и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N БГ-3-04/430 (пункты 13, 14), доходы и расходы отражаются в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя кассовым методом, то есть после фактического получения дохода и совершения расхода. В книге учета отражаются все доходы, полученные индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности без уменьшения их на предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации налоговые вычеты. В доход включаются все поступления от реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, а также стоимость имущества, полученного безвозмездно.
Из материалов дела следует и правильно установлено судом первой инстанции, что заявителем осуществлялась предпринимательская деятельность по продаже ГСМ с двух автозаправочных станций, в каждой из которых имеется контрольно-кассовая техника.
Ежедневно на каждой ККТ снимался суточный отчет на общую сумму выручки и составлялся один приходный кассовый ордер, что подтверждается журналами кассира-операциониста, учитывалась также реализация по безналичному расчету, что подтверждается выпиской с расчетного счета N 40802810662180100233 Лениногорского ОСБ N 4662 за период с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г.
Из представленных книг кассира-операциониста и банковской выписки с расчетного счета следует, что выручка заявителя по двум АЗС за 2007 г. составила 50 240 731 руб., которая и была отражена в представленной налоговой декларации по НДФЛ за 2007 г. Налоговый орган ошибочно исчислил заявителю общую сумму выручки за 2007 г. в размере 51 644 513,77 руб., а поэтому у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления заявителю за 2007 г. НДФЛ в сумме 180 280 руб. и ЕСН в сумме 27 735,80 руб., соответствующих пеней, а также для привлечения заявителя налоговой ответственности.
Налоговый орган доначислил заявителю НДС за 3 квартал 2005 г., октябрь - декабрь месяцы 2005 г., январь - декабрь 2006 г., январь - декабрь 2007 г. в общей сумме 1 032 029,24 руб. соответствующие пени и налоговую санкцию, предусмотренную п. 1 ст. 122 НК РФ.
Основанием для доначисления НДС за 3 квартал 2005 г., октябрь - декабрь месяцы 2005 г., январь - декабрь 2006 г., январь - декабрь 2007 г. послужил вывод налогового органа о занижении заявителем суммы дохода от предпринимательской деятельности.
Заявитель, обосновывая свои требования, указал, что в налоговых декларациях за проверяемый период ошибочно указаны только суммы налога на добавленную стоимость, тогда как, следовало отражать общую стоимость товара, при этом суммы налога указаны правильно.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
Пунктом 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных п. 3 ст. 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст. 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.
Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 настоящего Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с п. 3 ст. 170 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1, 2 п. 1 ст. 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Согласно п. 1 ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи. Согласно п. 4 ст. 176 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.
Арбитражный суд первой инстанции указал в решении, что налоговый орган, вынося оспариваемое решение в части доначисления НДС, пеней и налоговых санкций, не принял во внимание что заявителем были представлены уточненные налоговые декларации по НДС за 3 квартал 2005 г., октябрь - декабрь месяцы 2005 г., январь - декабрь 2006 г., январь - декабрь 2007 г., на основании которых в бухгалтерский и налоговый учет внесены изменения, устраняющие выявленные налоговым органом нарушения отраженные в акте проверки N 11/17 от 12.11.2008 г.
Вывод суда первой инстанции о том, что налоговым органом при принятии решения не были учтены уточненные налоговые декларации по НДС, поданные заявителем, не соответствует обстоятельствам дела, поскольку уточненные налоговые декларации были поданы заявителем после принятия налоговым органом решения.
Из материалов дела следует, что налоговым органом в оспариваемом решении о привлечении заявителя к ответственности за нарушения налогового законодательства не указаны обстоятельства возникновения недоимки по НДС, установленные в ходе выездной налоговой проверки, отсутствуют ссылки на первичные документы, подтверждающие вывод о допущенной заявителем неуплате налога по причине ошибки в исчислении налога, а также не указан метод, на основании которого выявлена данная арифметическая ошибка.
В соответствии с п. 8 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Согласно п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Поскольку оспариваемое решение налогового органа, также как и акт выездной налоговой проверки не содержат обстоятельств возникновения недоимки по НДС, выявленных налоговым органом при проведении проверки и не содержит ссылок на первичные документы, подтверждающие вывод о наличии арифметической ошибки, это решение в части доначисления заявителю НДС не соответствует положениям п. 8 ст. 101 НК РФ, что является самостоятельным основанием для признания решения налогового органа в этой части незаконным. Это нарушение неустранимо, а поэтому арбитражный суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о незаконности решения в части начисления заявителю НДС за 3 квартал 2005 г., октябрь - декабрь месяцы 2005 г., январь - декабрь 2006 г., январь - декабрь 2007 г. в общей сумме 1 032 029,24 руб., а также соответствующих пеней и налоговых санкций.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 декабря 2009 года по делу N А65-25778/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
П.В.БАЖАН
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)