Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 11.10.2006, 04.10.2006 N Ф03-А16/06-2/3304 ПО ДЕЛУ N А16-1501/2005-2

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 11 октября 2006 года Дело N Ф03-А16/06-2/3304

Резолютивная часть постановления от 04 октября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2006 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС N 1 по Еврейской автономной области на решение от 24.04.2006 по делу А16-1501/2005-2 Арбитражного суда Еврейской автономной области по заявлению закрытого акционерного общества "Кульдурский бруситовый рудник" к Межрайонной инспекции ФНС N 1 по Еврейской автономной области о признании недействительным решения налогового органа в части.
В Арбитражный суд Еврейской автономной области обратилось закрытое акционерное общество "Кульдурский бруситовый рудник" с заявлением о признании недействительным в части решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Еврейской автономной области N 54 от 22.09.2005.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Еврейской автономной области заявленные требования не признала и на основании оспариваемого решения заявила встречные требования о взыскании с закрытого акционерного общества "Кульдурский бруситовый рудник" налоговой санкции в сумме 28847,58 руб.
Решением суда от 24.04.2006 требования ЗАО "Кульдурский бруситовый рудник" и встречные требования налогового органа удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Еврейской автономной области N 54 от 22.09.2005, в том числе и в части привлечения ЗАО "Кульдурский бруситовый рудник" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на добычу полезных ископаемых в сумме 8195,8 руб., а также в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 40979 руб. и пени в сумме 15917,64 руб.
По встречному заявлению налогового органа суд взыскал с ЗАО "Кульдурский бруситовый рудник" в доход федерального бюджета штраф по пункту 1 ст. 122 НК РФ в сумме 3508,06 руб. за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 2272,86 руб., налога на имущество в сумме 1235,20 руб.
Суд также взыскал с налогового органа в пользу закрытого акционерного общества "Кульдурский бруситовый рудник" судебные издержки на оплату услуг представителя в сумме 15000 руб. и расходы по оплате экспертизы в сумме 239,17 руб.
Ввиду отказа сторон от части заявленных требований суд прекратил производство по делу о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Еврейской автономной области N 54 от 22.09.2005 в части, касающейся доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 13454,30 руб., пени за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 5322 руб., штрафа за неполную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 2690,86 руб., а также в части взыскания с ЗАО "Кульдурский бруситовый рудник" налоговых санкций в сумме 6466,78 руб.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган предлагает решение суда первой инстанции в части, касающейся признания недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по ЕАО N 54 от 22.09.2005, а также в части отказа налоговому органу во взыскании с ЗАО "Кульдурский бруситовый рудник" налоговой санкции в сумме 8195,8 руб. по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 122 НК РФ, отменить.
Требования ЗАО "Кульдурский бруситовый рудник" заявитель жалобы просит оставить без удовлетворения, встречные требования налогового органа удовлетворить.
Заявитель жалобы полагает, что ЗАО "Кульдурский бруситовый рудник" неправомерно применяет ставку 0% при налогообложении полезных ископаемых, добываемых из вскрышных пород, так как Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" с 01.01.2002 введен налог на добычу полезных ископаемых, а также изменился порядок предоставления освобождения от налогообложения при добыче полезных ископаемых из вскрышных пород. Для применения ставки 0% ЗАО "Кульдурский бруситовый рудник" должен был согласовать нормативы содержания полезных ископаемых в указанных породах с Минприроды РФ.
В связи с отсутствием решений Минприроды РФ, принятых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.12.2001 N 899, налоговая ставка 0% по НДПИ по основаниям, указанным в подпунктах 4, 5 п. 1 ст. 342 НК РФ, не применяется как до 01.01.2002, так и после указанной даты. По мнению заявителя жалобы, данный запрет распространяется и на случаи принятия соответствующих решений об освобождении от уплаты налога органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Следовательно, ссылка налогоплательщика на договор от 29.03.1995 N 1 "Об условиях пользования недрами", заключенный между Администрацией ЕАО и Биробиджанским комитетом по геологии и использованию недр (Биргеолкомом) с одной стороны и ЗАО "Кульдурский бруситовый рудник" с другой стороны, как на основание освобождения ЗАО "Кульдурский бруситовый рудник" от уплаты налога при использовании вскрышных и вмещающих пород является несостоятельной.
Изложенные в жалобе доводы представители налогового органа поддержали в заседании суда кассационной инстанции.
В отзыве на жалобу ЗАО "Кульдурский бруситовый рудник" доводы налогового органа отклонило и просило состоявшийся по делу судебный акт оставить без изменения, так как выводы суда о применении норм материального и процессуального права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ЗАО "Кульдурский бруситовый рудник" не участвовал.
Исходя из доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и не нашел оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Как видно из материалов дела, налоговым органом на основании решения N 16 от 31.01.2005 в период с 04.02.2005 по 09.08.2005 проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Кульдурский бруситовый рудник" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности и полноты исчисления налогов, в том числе налога на добычу полезных ископаемых за период с 01.01.2002 по 31.12.2003.
Решением N 54 от 22.09.2005, вынесенным на основании акта проверки N 71 от 22.08.2005, за неуплату налога на добычу полезных ископаемых ЗАО "Кульдурский бруситовый рудник" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 ст. 122 НК РФ с наложением штрафа в размере 8209 руб. Этим же решением общество обязано к уплате налога на добычу полезных ископаемых в сумме 112065 руб. и пени в сумме 43551,11 руб.
Межрайонной инспекцией ФНС N 1 по ЕАО в адрес налогоплательщика направлены требования NN 54, 54/11 от 27.09.2005 об уплате в срок до 07.10.2005 налогов, пени и налоговых санкций.
Из указанной суммы доначисленного налога налогоплательщик оспаривает правомерность доначисления 40979 руб. по добытому щебню и щебеночному отсеву за 2002 и 2003 годы.
Согласно статье 40 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (в редакции Федерального закона от 14.05.2001 N 52-ФЗ), действовавшего в период разработки технологического проекта, в целях стимулирования освоения месторождений полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях или пониженного качества, в том числе содержащих трудноизвлекаемые, некондиционные, ранее списанные запасы полезных ископаемых, пользователи недр могут частично или полностью освобождаться от платежей за пользование недрами.
Решение об освобождении пользователей недр от начислений принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами (статья 44 Закона РФ "О недрах").
Согласно подпункту 11 ст. 4 Закона "О недрах" в компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях входит лицензирование видов деятельности, связанной с пользованием участками недр регионального и местного значения.
Пунктом 5 договора об условиях пользования недрами, заключенного между Администрацией Еврейской автономной области и Биробиджанским комитетом по геологии и использованию недр с одной стороны и ЗАО "Кульдурский бруситовый рудник" с другой стороны, являющегося неотъемлемой частью лицензии серии БИР N 00037 от 30.05.1996, предусмотрено, что при использовании вскрышных и вмещающих пород ЗАО "Кульдурский бруситовый рудник" освобождено от платы за право добычи и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Договор и лицензия действуют до 2015 года.
Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" с 01.01.2002 введена в действие глава 26 Налогового кодекса РФ "Налог на добычу полезных ископаемых", согласно подпункту 4 пункта 1 ст. 342 которой налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых.
Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899 утверждены Правила отнесения полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, согласно пункту 1 которых отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов.
По мнению налогового органа, до принятия Министерством природных ресурсов Российской Федерации решения об отнесении запасов полезных ископаемых к категории некондиционных общество не могло воспользоваться ставкой 0%.
Распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 10.09.2003 N 403-р "О рассмотрении материалов, связанных с отнесением запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам" в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899 "Об утверждении Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производств" утверждены Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с отнесением запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам.
Между тем Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19.07.2005 N 3788/05 указал на то, что ни Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ, которым Налоговый кодекс РФ дополнен главой 26 "Налог на добычу полезных ископаемых", ни изданным в соответствии со статьей 342 Кодекса Постановлением Правительства РФ от 26.12.2001 N 899, ни принятым в целях реализации этого Постановления Распоряжением МПР России от 10.09.2003 N 403-р не предусматривается проведение переоценок месторождений полезных ископаемых.
При подобных обстоятельствах применение обществом в 2002 и 2003 годах ставки 0 процентов при налогообложении является правомерным, следовательно, инспекция необоснованно доначислила обществу налог на добычу полезных ископаемых в сумме 40979 руб., исчислила пени в сумме 15917,64 руб.
Также неправомерным является привлечение общества к налоговой ответственности по пункту 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 8209 руб., исчисленного с необоснованно доначисленного налога на добычу полезных ископаемых в сумме 40979 руб.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 24.04.2006 по делу N А16-1501/2005-2 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)