Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 02.08.2004 N Ф04-5265/2004(А46-3276-37)

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 2 августа 2004 года Дело N Ф04-5265/2004(А46-3276-37)


Федеральное государственное унитарное предприятие "Сибирские приборы и системы", г. Омск (далее - ФГУП "Сибирские приборы и системы"), обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому административному округу города Омска (далее - инспекция МНС) от 02.10.2003 N 10-21/9656 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 23528,60 руб., доначислении земельного налога за 2003 год в размере 314909 руб. и пеней за его несвоевременную уплату в размере 1522,08 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.03.2004 заявленные ФГУП "Сибирские приборы и системы" требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция МНС ссылается на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить вынесенный по делу судебный акт и принять новое решение - об отказе ФГУП "Сибирские приборы и системы" в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что размер средней ставки, указанной в приложении N 2 к решению N 452, является произвольным в связи с нарушением горсоветом при дифференциации верхнего предела допустимой ставки. По этой причине инспекцией МНС решение N 452 не применяется.
Представитель ФГУП "Сибирские приборы и системы" в судебном заседании представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить без изменения решение Арбитражного суда Омской области от 18.03.2004, указывая на неправильное толкование и применение инспекцией МНС нормативных актов.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Омской области от 18.03.2004.
Как следует из материалов дела, инспекцией МНС была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации ФГУП "Сибирские приборы и системы" по земельному налогу за 2003 год. По результатам проверки налоговым органом вынесено решение N 10-21/9656 от 02.10.2003 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 23528,60 руб., доначислении земельного налога за 2003 год в размере 314909 руб. и пеней за его несвоевременную уплату в размере 1522,08 руб.
Привлечение к налоговой ответственности, доначисление налога и пеней инспекция МНС мотивировала тем, что ФГУП "Сибирские приборы и системы" осуществляло расчет и уплату земельного налога в соответствии с Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" без учета поправочных коэффициентов, повышающих среднюю ставку земельного налога, установленных федеральными законами о бюджете на соответствующие годы, что повлекло занижение налогооблагаемой базы.
Считая, что земельный налог за рассматриваемый период должен уплачиваться исходя из ставок, установленных органами местного самоуправления в пределах их компетенции, ФГУП "Сибирские приборы и системы" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции исходил из того, что решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 (в редакции от 27.12.2000) "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска" были установлены новые ставки земельного налога (для оценочной зоны 11 - в размере 7,4 руб./кв. м в год, для оценочной зоны 24 - в размере 7,5 руб./кв. м в год).
В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации ставки, установленные решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452, вступили в действие с 01.01.2003, следовательно, при определении земельного налога, подлежащего уплате в 2003 году, подлежит применению ставка налога, определенная органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий, а именно ставка налога, установленная решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 в размере 7,4 руб./кв. м в год и 7,5 руб./кв. м в год.
Коэффициенты, установленные Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ, к данной ставке не могут быть применены, поскольку коэффициенты 2 и 1,8 применяются согласно вышеназванным Федеральным законам к ставкам земельного налога, действовавшим в 2001 и 2002 годах соответственно.
В кассационной жалобе инспекция МНС ссылается на неправильное применение судом норм материального права и невыяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании представитель ФГУП "Сибирские приборы и системы" не согласился с доводами кассационной жалобы, поддержал свои доводы, изложенные в отзыве.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Омской области от 18.03.2004, не принимает доводы кассационной жалобы, исходя из следующего.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Исходя из правил статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.
На основании предоставленных Законом полномочий Омским городским Советом принято решение от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 (в редакции от 27.12.2000) "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска".
Этим решением были установлены новые ставки земельного налога для оценочной зоны 11 - в размере 7,4 руб./кв. м в год и для оценочной зоны 24 - в размере 7,5 руб./кв. м в год, которые в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации вступили в действие с 01.01.2003.
Размер земельного налога, подлежащий уплате ФГУП "Сибирские приборы и системы" в 2003 году, определен налоговой инспекцией на основании ставок налога, установленных решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска" (ставка налога по 11 оценочной зоне составляла 4,44 руб./кв. м в год, по 24 оценочной зоне составляла 4,20 руб./кв. м в год), с применением коэффициентов 2 и 1,8, предусмотренных Федеральными законами "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Таким образом, довод налогового органа о том, что при исчислении ставок земельного налога за 2003 год ФГУП "Сибирские приборы и системы" должно было применять ставки, установленные решением Омского городского Совета N 298 от 20.09.2000 с учетом Федерального закона Российской Федерации "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ, устанавливающих коэффициенты 2 и 1,8, является неправильным.
Обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что при определении размера земельного налога, подлежащего уплате в 2003 году, применяется ставка налога, определенная органом местного самоуправления, установленная решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452, а также о невозможности применения к ней коэффициентов 2 и 1,8, действовавших в 2001 и 2002 годах.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение налогового органа от 02.10.2003 N 10-21/9656 обоснованно признано арбитражным судом недействительным.
В связи с изложенным принятый по делу судебный акт отмене с принятием нового решения - об отказе в удовлетворении заявленных ФГУП "Сибирские приборы и системы" требований - не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:

Решение Арбитражного суда Омской области от 18.03.2004 по делу N 13-1027/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 2 августа 2004 года Дело N Ф04-5265/2004(А46-3276-37)


Федеральное государственное унитарное предприятие "Сибирские приборы и системы", г. Омск (далее - ФГУП "Сибирские приборы и системы"), обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому административному округу города Омска (далее - инспекция МНС) от 02.10.2003 N 10-21/9656 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 23528,60 руб., доначислении земельного налога за 2003 год в размере 314909 руб. и пеней за его несвоевременную уплату в размере 1522,08 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.03.2004 заявленные ФГУП "Сибирские приборы и системы" требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция МНС ссылается на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить вынесенный по делу судебный акт и принять новое решение - об отказе ФГУП "Сибирские приборы и системы" в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что размер средней ставки, указанной в приложении N 2 к решению N 452, является произвольным в связи с нарушением горсоветом при дифференциации верхнего предела допустимой ставки. По этой причине инспекцией МНС решение N 452 не применяется.
Представитель ФГУП "Сибирские приборы и системы" в судебном заседании представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить без изменения решение Арбитражного суда Омской области от 18.03.2004, указывая на неправильное толкование и применение инспекцией МНС нормативных актов.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Омской области от 18.03.2004.
Как следует из материалов дела, инспекцией МНС была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации ФГУП "Сибирские приборы и системы" по земельному налогу за 2003 год. По результатам проверки налоговым органом вынесено решение N 10-21/9656 от 02.10.2003 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 23528,60 руб., доначислении земельного налога за 2003 год в размере 314909 руб. и пеней за его несвоевременную уплату в размере 1522,08 руб.
Привлечение к налоговой ответственности, доначисление налога и пеней инспекция МНС мотивировала тем, что ФГУП "Сибирские приборы и системы" осуществляло расчет и уплату земельного налога в соответствии с Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" без учета поправочных коэффициентов, повышающих среднюю ставку земельного налога, установленных федеральными законами о бюджете на соответствующие годы, что повлекло занижение налогооблагаемой базы.
Считая, что земельный налог за рассматриваемый период должен уплачиваться исходя из ставок, установленных органами местного самоуправления в пределах их компетенции, ФГУП "Сибирские приборы и системы" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции исходил из того, что решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 (в редакции от 27.12.2000) "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска" были установлены новые ставки земельного налога (для оценочной зоны 11 - в размере 7,4 руб./кв. м в год, для оценочной зоны 24 - в размере 7,5 руб./кв. м в год).
В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации ставки, установленные решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452, вступили в действие с 01.01.2003, следовательно, при определении земельного налога, подлежащего уплате в 2003 году, подлежит применению ставка налога, определенная органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий, а именно ставка налога, установленная решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 в размере 7,4 руб./кв. м в год и 7,5 руб./кв. м в год.
Коэффициенты, установленные Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ, к данной ставке не могут быть применены, поскольку коэффициенты 2 и 1,8 применяются согласно вышеназванным Федеральным законам к ставкам земельного налога, действовавшим в 2001 и 2002 годах соответственно.
В кассационной жалобе инспекция МНС ссылается на неправильное применение судом норм материального права и невыяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании представитель ФГУП "Сибирские приборы и системы" не согласился с доводами кассационной жалобы, поддержал свои доводы, изложенные в отзыве.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Омской области от 18.03.2004, не принимает доводы кассационной жалобы, исходя из следующего.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Исходя из правил статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.
На основании предоставленных Законом полномочий Омским городским Советом принято решение от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 (в редакции от 27.12.2000) "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска".
Этим решением были установлены новые ставки земельного налога для оценочной зоны 11 - в размере 7,4 руб./кв. м в год и для оценочной зоны 24 - в размере 7,5 руб./кв. м в год, которые в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации вступили в действие с 01.01.2003.
Размер земельного налога, подлежащий уплате ФГУП "Сибирские приборы и системы" в 2003 году, определен налоговой инспекцией на основании ставок налога, установленных решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска" (ставка налога по 11 оценочной зоне составляла 4,44 руб./кв. м в год, по 24 оценочной зоне составляла 4,20 руб./кв. м в год), с применением коэффициентов 2 и 1,8, предусмотренных Федеральными законами "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Таким образом, довод налогового органа о том, что при исчислении ставок земельного налога за 2003 год ФГУП "Сибирские приборы и системы" должно было применять ставки, установленные решением Омского городского Совета N 298 от 20.09.2000 с учетом Федерального закона Российской Федерации "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ, устанавливающих коэффициенты 2 и 1,8, является неправильным.
Обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что при определении размера земельного налога, подлежащего уплате в 2003 году, применяется ставка налога, определенная органом местного самоуправления, установленная решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452, а также о невозможности применения к ней коэффициентов 2 и 1,8, действовавших в 2001 и 2002 годах.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение налогового органа от 02.10.2003 N 10-21/9656 обоснованно признано арбитражным судом недействительным.
В связи с изложенным принятый по делу судебный акт отмене с принятием нового решения - об отказе в удовлетворении заявленных ФГУП "Сибирские приборы и системы" требований - не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:

Решение Арбитражного суда Омской области от 18.03.2004 по делу N 13-1027/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)