Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 25 января 2007 года Дело N Ф08-7274/2006-2998А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Волна", заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Ингушетия, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волна" на решение от 21.12.2005 и постановление апелляционной инстанции от 18.10.2006 Арбитражного суда Республики Ингушетия по делу N А18-588/2004, установил следующее.
ООО "Волна" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления ИМНС Российской Федерации по г. Назрань (далее - налоговая инспекция) от 24.02.2004 N 6 о взыскании суммы задолженности по уплате земельного налога за счет имущества налогоплательщика.
Решением от 24.06.2005 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что налоговой инспекцией не доказано занижение обществом ставки земельного налога.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.09.2005 решение от 24.06.2005 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением от 21.12.2005 в удовлетворении требований общества отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что отсутствие в Республике Ингушетия органов местного самоуправления не освобождает общество от уплаты земельного налога, установленного Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1).
Постановлением апелляционной инстанции от 18.10.2006 решение от 21.12.2005 изменено в части: решение налоговой инспекции от 24.02.2004 N 6 признано недействительным в части взыскания 52089 рублей недоимки по налогу и 3215 рублей 50 копеек пени. В остальной части решение от 21.12.2005 оставлено без изменения.
Суд апелляционной инстанции руководствовался ставкой, установленной Законом N 1738-1 (4,15), и исходил из правомерности начисления 70550 рублей земельного налога и 3529 рублей пени.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 21.12.2005, постановление апелляционной инстанции от 18.10.2006 и принять новый судебный об удовлетворении требований общества. Заявитель указывает на несогласие с выводами судебных инстанций о наличии у него обязанности по уплате земельного налога.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение от 21.12.2005 и постановление апелляционной инстанции от 18.10.2006 необходимо отменить по следующим основаниям.
Налоговая инспекция провела проверку общества по уплате земельного налога. В ходе проверки установлено, что в нарушение статьи 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1) общество занизило налоговую ставку за земли, расположенные в городах (поселках). Данное нарушение привело к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. Решением налогового органа от 24.02.2004 N 6 обществу предложено уплатить 119383 рубля недоимки по земельному налогу и пени. Той же датой принято постановление налоговой инспекции о взыскании 112639 рублей налога и 6744 рублей пени за его несвоевременную уплату за счет имущества налогоплательщика.
Оспаривая постановление налоговой инспекции от 24.02.2004 N 6 по взысканию сумм земельного налога и пени за счет имущества налогоплательщика, общество указало на отсутствие у него обязанности по уплате земельного налога, поскольку ставка земельного налога на земли г. Назрань не была установлена из-за отсутствия представительных органов местного самоуправления, уполномоченных статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" установить ставки земельного налога на земли городов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 1 Закона N 1738-1 использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является земельный налог.
В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Закона N 1738-1 собственники земли, землевладельцы и землепользователи облагаются ежегодным земельным налогом. На основании пункта 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. На основании пункта 2 статьи 21 данного Закона конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Согласно статье 8 Закона N 1738-1 налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок, приведенных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону. В этой же норме предусмотрено, что средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Следовательно, при отсутствии ставок земельного налога, установленных законодательными актами Республики Ингушетия, должна применяться ставка, установленная федеральным законодательством.
На основании вышеизложенного налоговый орган правомерно начислил налогоплательщику суммы земельного налога, исчисленные исходя из ставок, установленных статьей 8 Закона N 1738-1, согласно которой налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок в соответствии с Приложением (таблица 1, 2, 3) к указанному Закону.
Однако суд не учел следующего.
В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьями 47 и 48 Кодекса. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Кодекса решение о взыскании налога за счет средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Согласно пункту 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 Кодекса.
При этом статья 47 Кодекса не устанавливает какого-либо другого срока, отличного от срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса, для принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента.
Между тем следует иметь в виду, что в статье 47 Кодекса, так же как и в статье 46 Кодекса, определяются правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке.
Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2006 N 10353/05).
Поэтому 60-дневный срок, предусмотренный в статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента, поскольку статья 47 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит применению во взаимосвязи с пунктом 7 статьи 46 Кодекса.
Иное толкование закона привело бы к возможности принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика без ограничения срока.
Постановление от 24.02.2006 N 6 о взыскании налога и пени в общей сумме 119383 рублей за счет имущества общества принято налоговой инспекцией с пропуском 60 дней со дня истечения срока исполнения требования от 30.09.2003 N 627 (09.10.2003).
Кроме того, из материалов дела не следует, что на момент вынесения оспариваемого постановления налоговый орган располагал достоверной информацией об отсутствии достаточных денежных средств на счетах общества.
Статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок бесспорного взыскания неуплаченных налогов (сборов, пени) с налогоплательщика. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента, отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, взыскание налога и пеней за счет средств, находящихся на счетах в банках у налогоплательщика-организации, является одной из стадий в процедуре принудительного взыскания недоимки по налогам и начисленных пеней. В процессе этой стадии устанавливается факт наличия или отсутствия денежных средств у налогоплательщика на его счетах, в том числе отсутствие самих счетов.
В нарушение статьи 65 и пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган не представил доказательств, подтверждающих соблюдение процедуры обращения взыскания на денежные средства по расчетным счетам ООО "Волна".
Процедура принудительного взыскания, предусмотренная статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется последовательно. В порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации могут быть взысканы только суммы, не возможные к взысканию в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика является следующей после обращения взыскания на денежные средства стадией принудительного исполнения его обязанности по уплате задолженности.
Следовательно, налоговая инспекция не предприняла необходимых и достаточных мер для взыскания налога на землю по требованию от 30.09.2003 N 627 за счет денежных средств налогоплательщика.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение от 21.12.2005 и постановление апелляционной инстанции от 18.10.2006 Арбитражного суда Республики Ингушетия по делу N А18-588/2004 отменить.
Признать недействительным постановление Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по г. Назрань от 24.02.2004 N 6 о взыскании суммы задолженности по уплате земельного налога за счет имущества налогоплательщика.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 25.01.2007 N Ф08-7274/2006-2998А ПО ДЕЛУ N А18-588/2004
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 25 января 2007 года Дело N Ф08-7274/2006-2998А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Волна", заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Ингушетия, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волна" на решение от 21.12.2005 и постановление апелляционной инстанции от 18.10.2006 Арбитражного суда Республики Ингушетия по делу N А18-588/2004, установил следующее.
ООО "Волна" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления ИМНС Российской Федерации по г. Назрань (далее - налоговая инспекция) от 24.02.2004 N 6 о взыскании суммы задолженности по уплате земельного налога за счет имущества налогоплательщика.
Решением от 24.06.2005 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что налоговой инспекцией не доказано занижение обществом ставки земельного налога.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.09.2005 решение от 24.06.2005 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением от 21.12.2005 в удовлетворении требований общества отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что отсутствие в Республике Ингушетия органов местного самоуправления не освобождает общество от уплаты земельного налога, установленного Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1).
Постановлением апелляционной инстанции от 18.10.2006 решение от 21.12.2005 изменено в части: решение налоговой инспекции от 24.02.2004 N 6 признано недействительным в части взыскания 52089 рублей недоимки по налогу и 3215 рублей 50 копеек пени. В остальной части решение от 21.12.2005 оставлено без изменения.
Суд апелляционной инстанции руководствовался ставкой, установленной Законом N 1738-1 (4,15), и исходил из правомерности начисления 70550 рублей земельного налога и 3529 рублей пени.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 21.12.2005, постановление апелляционной инстанции от 18.10.2006 и принять новый судебный об удовлетворении требований общества. Заявитель указывает на несогласие с выводами судебных инстанций о наличии у него обязанности по уплате земельного налога.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение от 21.12.2005 и постановление апелляционной инстанции от 18.10.2006 необходимо отменить по следующим основаниям.
Налоговая инспекция провела проверку общества по уплате земельного налога. В ходе проверки установлено, что в нарушение статьи 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1) общество занизило налоговую ставку за земли, расположенные в городах (поселках). Данное нарушение привело к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. Решением налогового органа от 24.02.2004 N 6 обществу предложено уплатить 119383 рубля недоимки по земельному налогу и пени. Той же датой принято постановление налоговой инспекции о взыскании 112639 рублей налога и 6744 рублей пени за его несвоевременную уплату за счет имущества налогоплательщика.
Оспаривая постановление налоговой инспекции от 24.02.2004 N 6 по взысканию сумм земельного налога и пени за счет имущества налогоплательщика, общество указало на отсутствие у него обязанности по уплате земельного налога, поскольку ставка земельного налога на земли г. Назрань не была установлена из-за отсутствия представительных органов местного самоуправления, уполномоченных статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" установить ставки земельного налога на земли городов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 1 Закона N 1738-1 использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является земельный налог.
В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Закона N 1738-1 собственники земли, землевладельцы и землепользователи облагаются ежегодным земельным налогом. На основании пункта 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. На основании пункта 2 статьи 21 данного Закона конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Согласно статье 8 Закона N 1738-1 налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок, приведенных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону. В этой же норме предусмотрено, что средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Следовательно, при отсутствии ставок земельного налога, установленных законодательными актами Республики Ингушетия, должна применяться ставка, установленная федеральным законодательством.
На основании вышеизложенного налоговый орган правомерно начислил налогоплательщику суммы земельного налога, исчисленные исходя из ставок, установленных статьей 8 Закона N 1738-1, согласно которой налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок в соответствии с Приложением (таблица 1, 2, 3) к указанному Закону.
Однако суд не учел следующего.
В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьями 47 и 48 Кодекса. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Кодекса решение о взыскании налога за счет средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Согласно пункту 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 Кодекса.
При этом статья 47 Кодекса не устанавливает какого-либо другого срока, отличного от срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса, для принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента.
Между тем следует иметь в виду, что в статье 47 Кодекса, так же как и в статье 46 Кодекса, определяются правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке.
Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2006 N 10353/05).
Поэтому 60-дневный срок, предусмотренный в статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента, поскольку статья 47 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит применению во взаимосвязи с пунктом 7 статьи 46 Кодекса.
Иное толкование закона привело бы к возможности принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика без ограничения срока.
Постановление от 24.02.2006 N 6 о взыскании налога и пени в общей сумме 119383 рублей за счет имущества общества принято налоговой инспекцией с пропуском 60 дней со дня истечения срока исполнения требования от 30.09.2003 N 627 (09.10.2003).
Кроме того, из материалов дела не следует, что на момент вынесения оспариваемого постановления налоговый орган располагал достоверной информацией об отсутствии достаточных денежных средств на счетах общества.
Статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок бесспорного взыскания неуплаченных налогов (сборов, пени) с налогоплательщика. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента, отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, взыскание налога и пеней за счет средств, находящихся на счетах в банках у налогоплательщика-организации, является одной из стадий в процедуре принудительного взыскания недоимки по налогам и начисленных пеней. В процессе этой стадии устанавливается факт наличия или отсутствия денежных средств у налогоплательщика на его счетах, в том числе отсутствие самих счетов.
В нарушение статьи 65 и пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган не представил доказательств, подтверждающих соблюдение процедуры обращения взыскания на денежные средства по расчетным счетам ООО "Волна".
Процедура принудительного взыскания, предусмотренная статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется последовательно. В порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации могут быть взысканы только суммы, не возможные к взысканию в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика является следующей после обращения взыскания на денежные средства стадией принудительного исполнения его обязанности по уплате задолженности.
Следовательно, налоговая инспекция не предприняла необходимых и достаточных мер для взыскания налога на землю по требованию от 30.09.2003 N 627 за счет денежных средств налогоплательщика.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.12.2005 и постановление апелляционной инстанции от 18.10.2006 Арбитражного суда Республики Ингушетия по делу N А18-588/2004 отменить.
Признать недействительным постановление Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по г. Назрань от 24.02.2004 N 6 о взыскании суммы задолженности по уплате земельного налога за счет имущества налогоплательщика.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)