Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 15 июня 2006 года Дело N А56-29416/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Ломакина С.А., Морозовой Н.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "ГеоСеверстрой" Дашковского Ю.М. (доверенность от 01.10.2005), Пупко В.Л. (доверенность от 01.10.2005), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области Коряго Е.В. (доверенность от 31.01.2006 N 03-06/755), рассмотрев 15.06.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГеоСеверстрой" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2005 (судья Захаров В.В.) по делу N А56-29416/2005,
Общество с ограниченной ответственностью "ГеоСеверстрой" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1.1 и 2.1 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 15.06.2005 N 11-05 относительно доначисления пеней, единого налога и штрафа в общей сумме 100243 руб.
Решением суда первой инстанции от 28.12.2005 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение суда от 28.12.2005, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению Общества, в нарушение требований подпункта 1 пункта 4 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Инспекция неправомерно не приняла к расходам затраты заявителя, связанные с оплатой предмета лизинга (основных средств), уплаченных лизингодателю в составе единого лизингового платежа в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - единый налог), за 2003 год.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Инспекции просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, а заявленные требования - удовлетворению в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку Общества по вопросам соблюдения им законодательства о налогах и сборах за 2004 год.
В ходе проверки Инспекция установила, что в указанный период налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и по договорам лизинга приобретал в собственность автомобили и другое оборудование, относящееся к основным средствам. Поскольку Общество не оплатило за 2004 год полную выкупную стоимость лизинга и до окончания договора лизинга не учитывало основные средства на 01 счете "Основные средства", Инспекция посчитала, что из единого лизингового платежа в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 346.16 НК РФ к расходам относятся только плата за кредитные ресурсы, вознаграждение лизингодателю и НДС, в связи с чем исключила из расходов в составе единого лизингового платежа расходы на приобретение основных средств в части выкупной цены предмета лизинга (листы дела 12 - 13).
По результатам проверки Инспекция вынесла решение от 15.06.2005 N 11-05, которым привлекла Общество к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 13848 руб. штрафа, а также предложила налогоплательщику уплатить 84016 руб. недоимки по единому налогу, 2279 руб. пеней по единому налогу за 2004 год.
Инспекция направила Обществу требование от 20.06.2005 N 1696 об уплате 13948 руб. штрафа, а также требование от 20.06.2005 об уплате 84016 руб. недоимки и 2279 руб. пеней по единому налогу за 2004 год.
Общество не согласилось с решением Инспекции и обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции согласился с позицией Инспекции, сославшись на соответствующие письма Министерства финансов Российской Федерации от 26.10.2004 и от 25.03.2005.
Кассационная инстанция считает такой вывод суда первой инстанции ошибочным.
Пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ предусмотрено, что при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:
1) расходы на приобретение основных средств (с учетом положений пункта 3 настоящей статьи);
2) расходы на приобретение нематериальных активов;
3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;
(подпункт 4 в редакции Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ).
Согласно пункту 3 названной статьи расходы на приобретение основных средств принимаются в следующем порядке:
1) в отношении основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения, - в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию;
2) в отношении основных средств, приобретенных налогоплательщиком до перехода на упрощенную систему налогообложения, стоимость основных средств включается в расходы на приобретение основных средств в следующем порядке:
- в отношении основных средств со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения;
- в отношении основных средств со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно: в течение первого года применения упрощенной системы налогообложения - 50 процентов стоимости, второго года - 30 процентов стоимости и третьего года - 20 процентов стоимости;
- в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями от стоимости основных средств.
При этом в течение налогового периода расходы принимаются по отчетным периодам равными долями.
Стоимость основных средств принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на упрощенную систему налогообложения.
При определении сроков полезного использования основных средств следует руководствоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 258 настоящего Кодекса. Для тех видов основных средств, которые не указаны в этой Классификации, сроки их полезного использования устанавливаются налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей.
Расходы, указанные в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 названного Кодекса.
Как видно из текста названной статьи 346.16 НК РФ, законодатель не выделяет в составе единого лизингового платежа полную выкупную стоимость лизинга, являющегося основным средством.
В данном случае основные средства введены в эксплуатацию при получении предмета лизинга, в расходы принята часть лизингового платежа, касающегося выкупной стоимости предмета лизинга в соответствии с графиком оплаты, а нахождение предмета лизинга не на счете 01 "Основные средства" в данном случае не имеет значения, поскольку положения статьи 346.16 НК РФ прямо не предусматривают это требование.
Кроме того, согласно статье 2 Федерального закона от 29.10.98 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Согласно статье 29 названного Закона под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга. В данную сумму входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю; возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг; а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.
Таким образом, лизинговый платеж, включающий в себя несколько самостоятельных платежей, является единым платежом, производимым в рамках единого договора лизинга.
Из вышеприведенного понятия лизинговых платежей следует, что цена предмета лизинга входит в состав лизинговых платежей в качестве затрат лизингодателя, связанных с приобретением предмета лизинга.
Таким образом, Инспекция необоснованно выделила в лизинговых платежах в качестве самостоятельной части платеж за приобретение предмета лизинга и исключила его из состава расходов.
При таких обстоятельствах Общество выполнило требования главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации и правомерно отнесло в 2004 году к расходам 1176288 руб. затрат на частичную оплату основных средств.
Довод Инспекции о том, что под фактической оплатой затрат налогоплательщиками для признания их расходами следует понимать полную оплату этих затрат (в рассматриваемом случае - полную оплату основных средств), отклоняется кассационной коллегией, так как является расширительным толкованием пункта 2 статьи 346.17 НК РФ.
Что касается писем Министерства финансов Российской Федерации, на которые ссылаются Инспекция и суд первой инстанции, то в силу статьи 4 НК РФ эти письма не являются актами законодательства о налогах и сборах. В то же время Министерство финансов Российской Федерации в письме от 07.09.2005 N 03-11-04/2/71 разъяснило другую позицию о том, что "в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут учитывать при налогообложении расходы в виде лизинговых платежей за принятое в лизинг имущество. Поэтому организация может учитывать при определении налоговой базы по единому налогу сумму лизинговых платежей в отчетных периодах их фактической уплаты лизингодателю".
Таким образом, решение Инспекции от 15.06.2005 N 11-05 подлежит признанию недействительным в обжалуемой части.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2005 по делу N А56-29416/2005 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области от 15.06.2005 N 11-05 относительно пунктов 1.1, 2.1 о доначислении единого налога, пеней и штрафа в общей сумме 100243 руб. как не соответствующее главе 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "ГеоСеверстрой".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ГеоСеверстрой" из федерального бюджета 3000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 15.06.2006 ПО ДЕЛУ N А56-29416/2005
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2006 года Дело N А56-29416/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Ломакина С.А., Морозовой Н.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "ГеоСеверстрой" Дашковского Ю.М. (доверенность от 01.10.2005), Пупко В.Л. (доверенность от 01.10.2005), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области Коряго Е.В. (доверенность от 31.01.2006 N 03-06/755), рассмотрев 15.06.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГеоСеверстрой" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2005 (судья Захаров В.В.) по делу N А56-29416/2005,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ГеоСеверстрой" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1.1 и 2.1 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 15.06.2005 N 11-05 относительно доначисления пеней, единого налога и штрафа в общей сумме 100243 руб.
Решением суда первой инстанции от 28.12.2005 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение суда от 28.12.2005, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению Общества, в нарушение требований подпункта 1 пункта 4 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Инспекция неправомерно не приняла к расходам затраты заявителя, связанные с оплатой предмета лизинга (основных средств), уплаченных лизингодателю в составе единого лизингового платежа в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - единый налог), за 2003 год.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Инспекции просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, а заявленные требования - удовлетворению в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку Общества по вопросам соблюдения им законодательства о налогах и сборах за 2004 год.
В ходе проверки Инспекция установила, что в указанный период налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и по договорам лизинга приобретал в собственность автомобили и другое оборудование, относящееся к основным средствам. Поскольку Общество не оплатило за 2004 год полную выкупную стоимость лизинга и до окончания договора лизинга не учитывало основные средства на 01 счете "Основные средства", Инспекция посчитала, что из единого лизингового платежа в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 346.16 НК РФ к расходам относятся только плата за кредитные ресурсы, вознаграждение лизингодателю и НДС, в связи с чем исключила из расходов в составе единого лизингового платежа расходы на приобретение основных средств в части выкупной цены предмета лизинга (листы дела 12 - 13).
По результатам проверки Инспекция вынесла решение от 15.06.2005 N 11-05, которым привлекла Общество к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 13848 руб. штрафа, а также предложила налогоплательщику уплатить 84016 руб. недоимки по единому налогу, 2279 руб. пеней по единому налогу за 2004 год.
Инспекция направила Обществу требование от 20.06.2005 N 1696 об уплате 13948 руб. штрафа, а также требование от 20.06.2005 об уплате 84016 руб. недоимки и 2279 руб. пеней по единому налогу за 2004 год.
Общество не согласилось с решением Инспекции и обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции согласился с позицией Инспекции, сославшись на соответствующие письма Министерства финансов Российской Федерации от 26.10.2004 и от 25.03.2005.
Кассационная инстанция считает такой вывод суда первой инстанции ошибочным.
Пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ предусмотрено, что при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:
1) расходы на приобретение основных средств (с учетом положений пункта 3 настоящей статьи);
2) расходы на приобретение нематериальных активов;
3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;
(подпункт 4 в редакции Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ).
Согласно пункту 3 названной статьи расходы на приобретение основных средств принимаются в следующем порядке:
1) в отношении основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения, - в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию;
2) в отношении основных средств, приобретенных налогоплательщиком до перехода на упрощенную систему налогообложения, стоимость основных средств включается в расходы на приобретение основных средств в следующем порядке:
- в отношении основных средств со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения;
- в отношении основных средств со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно: в течение первого года применения упрощенной системы налогообложения - 50 процентов стоимости, второго года - 30 процентов стоимости и третьего года - 20 процентов стоимости;
- в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями от стоимости основных средств.
При этом в течение налогового периода расходы принимаются по отчетным периодам равными долями.
Стоимость основных средств принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на упрощенную систему налогообложения.
При определении сроков полезного использования основных средств следует руководствоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 258 настоящего Кодекса. Для тех видов основных средств, которые не указаны в этой Классификации, сроки их полезного использования устанавливаются налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей.
Расходы, указанные в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 названного Кодекса.
Как видно из текста названной статьи 346.16 НК РФ, законодатель не выделяет в составе единого лизингового платежа полную выкупную стоимость лизинга, являющегося основным средством.
В данном случае основные средства введены в эксплуатацию при получении предмета лизинга, в расходы принята часть лизингового платежа, касающегося выкупной стоимости предмета лизинга в соответствии с графиком оплаты, а нахождение предмета лизинга не на счете 01 "Основные средства" в данном случае не имеет значения, поскольку положения статьи 346.16 НК РФ прямо не предусматривают это требование.
Кроме того, согласно статье 2 Федерального закона от 29.10.98 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Согласно статье 29 названного Закона под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга. В данную сумму входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю; возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг; а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.
Таким образом, лизинговый платеж, включающий в себя несколько самостоятельных платежей, является единым платежом, производимым в рамках единого договора лизинга.
Из вышеприведенного понятия лизинговых платежей следует, что цена предмета лизинга входит в состав лизинговых платежей в качестве затрат лизингодателя, связанных с приобретением предмета лизинга.
Таким образом, Инспекция необоснованно выделила в лизинговых платежах в качестве самостоятельной части платеж за приобретение предмета лизинга и исключила его из состава расходов.
При таких обстоятельствах Общество выполнило требования главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации и правомерно отнесло в 2004 году к расходам 1176288 руб. затрат на частичную оплату основных средств.
Довод Инспекции о том, что под фактической оплатой затрат налогоплательщиками для признания их расходами следует понимать полную оплату этих затрат (в рассматриваемом случае - полную оплату основных средств), отклоняется кассационной коллегией, так как является расширительным толкованием пункта 2 статьи 346.17 НК РФ.
Что касается писем Министерства финансов Российской Федерации, на которые ссылаются Инспекция и суд первой инстанции, то в силу статьи 4 НК РФ эти письма не являются актами законодательства о налогах и сборах. В то же время Министерство финансов Российской Федерации в письме от 07.09.2005 N 03-11-04/2/71 разъяснило другую позицию о том, что "в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут учитывать при налогообложении расходы в виде лизинговых платежей за принятое в лизинг имущество. Поэтому организация может учитывать при определении налоговой базы по единому налогу сумму лизинговых платежей в отчетных периодах их фактической уплаты лизингодателю".
Таким образом, решение Инспекции от 15.06.2005 N 11-05 подлежит признанию недействительным в обжалуемой части.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2005 по делу N А56-29416/2005 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области от 15.06.2005 N 11-05 относительно пунктов 1.1, 2.1 о доначислении единого налога, пеней и штрафа в общей сумме 100243 руб. как не соответствующее главе 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "ГеоСеверстрой".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ГеоСеверстрой" из федерального бюджета 3000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий
АСМЫКОВИЧ А.В.
Судьи
ЛОМАКИН С.А.
МОРОЗОВА Н.А.
АСМЫКОВИЧ А.В.
Судьи
ЛОМАКИН С.А.
МОРОЗОВА Н.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)