Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Наумова О.А., судей Зориной М.Г., Муриной О.Л., рассмотрев в судебном заседании материалы дела N А82-4715/2007-14 Арбитражного суда Ярославской области по заявлению открытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Сатурн" о признании недействительным ненормативного акта налогового органа,
открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Сатурн" (152901, Ярославская область, город Рыбинск, улица Крестовая, 54, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ярославской области (далее - инспекция) от 15.05.2007 N ИК 11-21/12558 в части начисления 24 181 498 рублей земельного налога за 2003 год и 1 231 981 рубля 61 копейки пеней.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 31.08.2007 заявление общества оставлено без удовлетворения.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 06.11.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 03.03.2008 упомянутые судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре судебных актов в порядке надзора общество просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
Судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучив материалы арбитражного дела и доводы заявителя, пришла к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Инспекция на основании акта от 20.03.2007 N 68 камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2003, представленной обществом 07.12.2006, приняла решение от 15.05.2007 N ИК 11-21/12558 о начислении ему 24 181 498 рублей земельного налога и 1 231 981 рубля 61 копейки пеней.
При этом инспекция полагала, что общество необоснованно исчислило земельный налог с учетом льготы, предусмотренной пунктом 12 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю).
Согласно названной правовой норме в редакции, действовавшей в спорный период, от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации, государственные предприятия водных путей и гидросооружений Министерства транспорта Российской Федерации, предприятия, государственные учреждения и организации морского и речного транспорта, в том числе за земли, покрытые водой, и искусственно созданные территории при строительстве гидротехнических сооружений, за земли, занятые федеральными автомобильными дорогами общего пользования, аэродромами, аэропортами и ремонтными заводами гражданской авиации, сооружениями и объектами аэронавигации, отнесенными к федеральной собственности.
Инспекция полагает, что имущество общества не отнесено к федеральной собственности, в связи с чем право на применение льготы, предусмотренной пунктом 12 статьи 12 Закона о плате за землю, у него отсутствует.
Суды согласились с доводами инспекции, указав в судебных актах на то, что ремонтные заводы гражданской авиации освобождаются от уплаты земельного налога лишь в случае, если они отнесены к федеральной собственности.
Однако судами не учтено следующее.
Основным видом деятельности общества является ремонт авиадвигателей для самолетов гражданской авиации. Оно создано в результате приватизации Рыбинского моторостроительного завода (юридического лица). 37 процентов акций общества находятся в федеральной собственности (распоряжение Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.06.1993 N 1032-р).
По смыслу пункта 12 статьи 12 Закона о плате за землю от уплаты земельного налога освобождаются все ремонтные заводы гражданской авиации.
Такой вывод следует из грамматического толкования названной правовой нормы, а именно: слово "аэропортами" соединено со словами "ремонтными заводами гражданской авиации" союзом "и", который был бы излишен в случае распространения на них значения слов "отнесенными к федеральной собственности".
Кроме того, согласно статьям 4, 11, 44 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31.05.1991 N 2211-1, действовавших в момент дополнения статьи 12 Закона о плате за землю пунктом 12 в редакции Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ, к определенной форме собственности относились вещи, деньги, ценные бумаги, иное имущество, но не юридические лица.
Аналогичное правило изложено в статьях 48, 128, 209 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.1995.
В связи с этим необходимо признать, что общество правомерно исчислило земельный налог с применением льготы, предусматривающей освобождение от уплаты земельного налога ремонтных заводов гражданской авиации.
С учетом изложенного Судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации полагает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с целью формирования судебной практики дело следует передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на предмет пересмотра в порядке надзора обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А82-4715/2007-14 Арбитражного суда Ярославской области для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Ярославской области от 31.08.2007, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 06.11.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.03.2008 по тому же делу.
2. Направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, направить отзыв в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации до 25.08.2008.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 24.07.2008 N 6520/08 ПО ДЕЛУ N А82-4715/2007-14
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июля 2008 г. N 6520/08
О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Наумова О.А., судей Зориной М.Г., Муриной О.Л., рассмотрев в судебном заседании материалы дела N А82-4715/2007-14 Арбитражного суда Ярославской области по заявлению открытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Сатурн" о признании недействительным ненормативного акта налогового органа,
установила:
открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Сатурн" (152901, Ярославская область, город Рыбинск, улица Крестовая, 54, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ярославской области (далее - инспекция) от 15.05.2007 N ИК 11-21/12558 в части начисления 24 181 498 рублей земельного налога за 2003 год и 1 231 981 рубля 61 копейки пеней.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 31.08.2007 заявление общества оставлено без удовлетворения.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 06.11.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 03.03.2008 упомянутые судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре судебных актов в порядке надзора общество просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
Судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучив материалы арбитражного дела и доводы заявителя, пришла к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Инспекция на основании акта от 20.03.2007 N 68 камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2003, представленной обществом 07.12.2006, приняла решение от 15.05.2007 N ИК 11-21/12558 о начислении ему 24 181 498 рублей земельного налога и 1 231 981 рубля 61 копейки пеней.
При этом инспекция полагала, что общество необоснованно исчислило земельный налог с учетом льготы, предусмотренной пунктом 12 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю).
Согласно названной правовой норме в редакции, действовавшей в спорный период, от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации, государственные предприятия водных путей и гидросооружений Министерства транспорта Российской Федерации, предприятия, государственные учреждения и организации морского и речного транспорта, в том числе за земли, покрытые водой, и искусственно созданные территории при строительстве гидротехнических сооружений, за земли, занятые федеральными автомобильными дорогами общего пользования, аэродромами, аэропортами и ремонтными заводами гражданской авиации, сооружениями и объектами аэронавигации, отнесенными к федеральной собственности.
Инспекция полагает, что имущество общества не отнесено к федеральной собственности, в связи с чем право на применение льготы, предусмотренной пунктом 12 статьи 12 Закона о плате за землю, у него отсутствует.
Суды согласились с доводами инспекции, указав в судебных актах на то, что ремонтные заводы гражданской авиации освобождаются от уплаты земельного налога лишь в случае, если они отнесены к федеральной собственности.
Однако судами не учтено следующее.
Основным видом деятельности общества является ремонт авиадвигателей для самолетов гражданской авиации. Оно создано в результате приватизации Рыбинского моторостроительного завода (юридического лица). 37 процентов акций общества находятся в федеральной собственности (распоряжение Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.06.1993 N 1032-р).
По смыслу пункта 12 статьи 12 Закона о плате за землю от уплаты земельного налога освобождаются все ремонтные заводы гражданской авиации.
Такой вывод следует из грамматического толкования названной правовой нормы, а именно: слово "аэропортами" соединено со словами "ремонтными заводами гражданской авиации" союзом "и", который был бы излишен в случае распространения на них значения слов "отнесенными к федеральной собственности".
Кроме того, согласно статьям 4, 11, 44 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31.05.1991 N 2211-1, действовавших в момент дополнения статьи 12 Закона о плате за землю пунктом 12 в редакции Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ, к определенной форме собственности относились вещи, деньги, ценные бумаги, иное имущество, но не юридические лица.
Аналогичное правило изложено в статьях 48, 128, 209 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.1995.
В связи с этим необходимо признать, что общество правомерно исчислило земельный налог с применением льготы, предусматривающей освобождение от уплаты земельного налога ремонтных заводов гражданской авиации.
С учетом изложенного Судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации полагает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с целью формирования судебной практики дело следует передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на предмет пересмотра в порядке надзора обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
определила:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А82-4715/2007-14 Арбитражного суда Ярославской области для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Ярославской области от 31.08.2007, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 06.11.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.03.2008 по тому же делу.
2. Направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, направить отзыв в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации до 25.08.2008.
Председательствующий судья
О.А.НАУМОВ
Судья
М.Г.ЗОРИНА
Судья
О.Л.МУРИНА
О.А.НАУМОВ
Судья
М.Г.ЗОРИНА
Судья
О.Л.МУРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)