Судебные решения, арбитраж
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 20 января 2006 г. Дело N А35-5154/04-С3
от 17 января 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС РФ по г. Курску на Решение от 07.09.2005 Арбитражного суда Курской области по делу N А35-5154/04-С3,
Инспекция МНС РФ по г. Курску (в настоящее время - ИФНС РФ по г. Курску, далее - Инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Макаровой Елены Владимировны недоимки по единому налогу на вмененный доход (далее - ЕНВД) за 2 - 3 кварталы 2003 года в сумме 932 руб.
Решением Арбитражного суда Курской области от 07.09.2005 заявление налогового органа удовлетворено в части взыскания 281 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда в части неудовлетворенных требований, как принятое с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 22.07.2003 предприниматель Макарова Е.В. представила в Инспекцию налоговую декларацию по ЕНВД за 2 квартал 2003 года, где указала к уплате налог в сумме 621 руб., а 14.10.2003 - декларацию по этому же налогу за 3 квартал 2003 года с суммой налога, подлежащего уплате, в размере 311 руб.
Поскольку в установленные законодательством сроки соответственно 25.07.2003 и 27.10.2003 уплата налога в указанных суммах плательщиком произведена не была, налоговый орган в адрес Макаровой Е.В. направил требование N 6844 от 20.12.2003 с предложением об уплате задолженности по ЕНВД в срок до 07.01.2004.
В связи с неисполнением требования в добровольном порядке Инспекция обратилась в суд с соответствующим заявлением.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами в обоснование своих позиций, и вынес обоснованные судебные акты по существу спора.
Согласно ст. 346.30 НК РФ налоговым периодом по единому налогу признается квартал.
Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода (ст. 346.32 НК РФ).
В соответствии с положениями ст. ст. 69, 70 НК РФ в случае наличия у налогоплательщика недоимки ему не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога направляется требование об уплате налога, которое обязывает его уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Как установлено судом, предприниматель Макарова Е.В., представив в Инспекцию налоговые декларации за 2 - 3 кварталы 2003 года, в которых показала к уплате ЕНВД в сумме 932 руб., квитанцией N 005176 от 13.10.2003 перечислила в бюджет единый налог на вмененный доход в сумме 651 руб.
Однако в связи с ошибкой, допущенной налогоплательщиком в указанной квитанции, а именно неверным указанием кода бюджетной классификации (КБК), вместо КБК 1030200 (единый налог на вмененный доход) ею был указан КБК 1030104, произведенный платеж был зачислен на счет Управления Федерального казначейства по Курской области N 40101810600000010001 в ГРКЦ Главного управления Центрального банка России.
В силу положений ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается уплатой данного налога.
В соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.
Анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что налоговое законодательство не содержит такого основания для признания налога неуплаченным, как неправильное указание кода бюджетной классификации в расчетном документе.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, нашедшей отражение в Постановлении N 24-П от 12.10.98, налог представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну.
Конституционная обязанность каждого налогоплательщика по уплате налогов должна считаться исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло.
Также необходимо учитывать, что в силу п. п. 2, 3 разд. V Приказа МНС РФ от 05.08.2002 N БГ-3-10/411 "Об утверждении рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов" работник налогового органа, ответственный за ввод данных, должен проверить в том числе правильность зачисления налога (сбора) или иного обязательного платежа и отнесения уплаченных сумм на соответствующие подразделы Классификации доходов бюджетов Российской Федерации. Если органом Федерального казначейства сумма налога по конкретному платежному документу ошибочно учтена по другому коду бюджетной классификации либо ошибочно зачислена по другому бюджетному счету, налоговые органы на следующий рабочий день после выявления ошибки направляют органам Федерального казначейства или финансовым органам уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа вместе с копиями платежных документов для исправления проводок.
В соответствии с "Инструкцией о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации", утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 14.12.99 N 91н, действовавшей в рассматриваемом периоде, в случае поступления на счета органов Федерального казначейства доходов, требующих уточнения (выяснения), суммы этих доходов отражаются в аналитическом учете как "Невыясненные поступления". После выяснения принадлежности указанных платежей к определенному виду дохода или определенной территории, в которой плательщик состоит на учете, органом Федерального казначейства производится операция перечисления указанных средств по назначению на соответствующие счета бюджетов; отнесение невыясненного платежа на соответствующий код дохода бюджетной классификации при получении подтверждающих платежных документов из кредитной организации (разд. IV).
Таким образом, налоговый орган при взаимодействии с органами Федерального казначейства имеет возможность самостоятельно распределить перечисленный в бюджет платеж в федеральный, областной и местный бюджеты.
На основании изложенного суд обоснованно удовлетворил требование налогового органа только в части взыскания ЕНВД в сумме 282 руб., признав налог в сумме 651 руб. уплаченным.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 07.09.2005 Арбитражного суда Курской области по делу N А35-5154/04-С3 оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 20.01.2006 N А35-5154/04-С3
Разделы:Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 20 января 2006 г. Дело N А35-5154/04-С3
от 17 января 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС РФ по г. Курску на Решение от 07.09.2005 Арбитражного суда Курской области по делу N А35-5154/04-С3,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция МНС РФ по г. Курску (в настоящее время - ИФНС РФ по г. Курску, далее - Инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Макаровой Елены Владимировны недоимки по единому налогу на вмененный доход (далее - ЕНВД) за 2 - 3 кварталы 2003 года в сумме 932 руб.
Решением Арбитражного суда Курской области от 07.09.2005 заявление налогового органа удовлетворено в части взыскания 281 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда в части неудовлетворенных требований, как принятое с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 22.07.2003 предприниматель Макарова Е.В. представила в Инспекцию налоговую декларацию по ЕНВД за 2 квартал 2003 года, где указала к уплате налог в сумме 621 руб., а 14.10.2003 - декларацию по этому же налогу за 3 квартал 2003 года с суммой налога, подлежащего уплате, в размере 311 руб.
Поскольку в установленные законодательством сроки соответственно 25.07.2003 и 27.10.2003 уплата налога в указанных суммах плательщиком произведена не была, налоговый орган в адрес Макаровой Е.В. направил требование N 6844 от 20.12.2003 с предложением об уплате задолженности по ЕНВД в срок до 07.01.2004.
В связи с неисполнением требования в добровольном порядке Инспекция обратилась в суд с соответствующим заявлением.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами в обоснование своих позиций, и вынес обоснованные судебные акты по существу спора.
Согласно ст. 346.30 НК РФ налоговым периодом по единому налогу признается квартал.
Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода (ст. 346.32 НК РФ).
В соответствии с положениями ст. ст. 69, 70 НК РФ в случае наличия у налогоплательщика недоимки ему не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога направляется требование об уплате налога, которое обязывает его уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Как установлено судом, предприниматель Макарова Е.В., представив в Инспекцию налоговые декларации за 2 - 3 кварталы 2003 года, в которых показала к уплате ЕНВД в сумме 932 руб., квитанцией N 005176 от 13.10.2003 перечислила в бюджет единый налог на вмененный доход в сумме 651 руб.
Однако в связи с ошибкой, допущенной налогоплательщиком в указанной квитанции, а именно неверным указанием кода бюджетной классификации (КБК), вместо КБК 1030200 (единый налог на вмененный доход) ею был указан КБК 1030104, произведенный платеж был зачислен на счет Управления Федерального казначейства по Курской области N 40101810600000010001 в ГРКЦ Главного управления Центрального банка России.
В силу положений ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается уплатой данного налога.
В соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.
Анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что налоговое законодательство не содержит такого основания для признания налога неуплаченным, как неправильное указание кода бюджетной классификации в расчетном документе.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, нашедшей отражение в Постановлении N 24-П от 12.10.98, налог представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну.
Конституционная обязанность каждого налогоплательщика по уплате налогов должна считаться исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло.
Также необходимо учитывать, что в силу п. п. 2, 3 разд. V Приказа МНС РФ от 05.08.2002 N БГ-3-10/411 "Об утверждении рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов" работник налогового органа, ответственный за ввод данных, должен проверить в том числе правильность зачисления налога (сбора) или иного обязательного платежа и отнесения уплаченных сумм на соответствующие подразделы Классификации доходов бюджетов Российской Федерации. Если органом Федерального казначейства сумма налога по конкретному платежному документу ошибочно учтена по другому коду бюджетной классификации либо ошибочно зачислена по другому бюджетному счету, налоговые органы на следующий рабочий день после выявления ошибки направляют органам Федерального казначейства или финансовым органам уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа вместе с копиями платежных документов для исправления проводок.
В соответствии с "Инструкцией о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации", утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 14.12.99 N 91н, действовавшей в рассматриваемом периоде, в случае поступления на счета органов Федерального казначейства доходов, требующих уточнения (выяснения), суммы этих доходов отражаются в аналитическом учете как "Невыясненные поступления". После выяснения принадлежности указанных платежей к определенному виду дохода или определенной территории, в которой плательщик состоит на учете, органом Федерального казначейства производится операция перечисления указанных средств по назначению на соответствующие счета бюджетов; отнесение невыясненного платежа на соответствующий код дохода бюджетной классификации при получении подтверждающих платежных документов из кредитной организации (разд. IV).
Таким образом, налоговый орган при взаимодействии с органами Федерального казначейства имеет возможность самостоятельно распределить перечисленный в бюджет платеж в федеральный, областной и местный бюджеты.
На основании изложенного суд обоснованно удовлетворил требование налогового органа только в части взыскания ЕНВД в сумме 282 руб., признав налог в сумме 651 руб. уплаченным.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 07.09.2005 Арбитражного суда Курской области по делу N А35-5154/04-С3 оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)