Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 8 июня 2005 г. Дело N А41-К2-26009/04
Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи С., протокол судебного заседания вела судья С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ОАО "ДОК N 13" к ИМНС РФ по г. Люберцы о признании бездействия незаконным и обязании возместить налог, при участии в заседании: явка отражена в протоколе,
ОАО "Деревообрабатывающий комбинат N 13" обратилось в Арбитражный суд МО (с учетом уточнения) с иском к ИМНС РФ по г. Люберцы о признании бездействий ИМНС РФ незаконным в неисполнении заявления о зачете излишне уплаченного земельного налога за 2001 г., 2002 г., 2003 г., 2004 г. и обязании зачесть излишне уплаченный налог в сумме 10627768 руб. в следующем порядке: в федеральный бюджет в сумме 516888,45 руб., в областной бюджет 4796995,55 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль, в местный бюджет 36611457,50 руб. в счет предстоящих платежей по земельному налогу за земельный участок в г. Люберцы, в местный бюджет 1652726,50 руб. в счет предстоящих платежей по земельному налогу за земельный участок в г. Котельники.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено без участия ответчика, надлежаще извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
Истец заявил ходатайство о прекращении производства по делу в части признании незаконным бездействие в неисполнении заявления о зачете излишне уплаченного земельного налога за 2001 г., 2002 г., 2003 г., 2004 г. Ходатайство удовлетворено. Производство по делу по иску о признании незаконным бездействие МРИ ФНС РФ N 17 в неисполнении заявления о зачете излишне уплаченного земельного налога за 2001 г., 2002 г., 2003 г., 2004 г. прекращено.
Истец поддержал заявленное требование.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, суд установил следующее:
Открытое акционерное общество "Деревообрабатывающий комбинат N 13" является землепользователем земельных участков, расположенных в городах Люберцы и Котельники Московской области, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ "О плате за землю" Общество, как землепользователь, облагается ежегодным земельным налогом.
В 2001 - 2004 годах Общество исчислило и уплатило земельный налог, применив повышающие коэффициенты к средним ставкам налога за земли города Люберцы и поселка (города) Котельники Люберецкого района Московской области, введенные статьями 2 и 9 Закона Московской области от 16 июня 1995 года N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области".
11 ноября 2004 года в связи с перерасчетом ставок земельного налога Общество направило в ИМНС России по г. Люберцы Московской области по почте заказным письмом с уведомлением о вручении уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2001 - 2004 годы, сопроводительное письмо к уточненным налоговым декларациям и письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного земельного налога в размере 10627768,00 руб. в счет своих предстоящих платежей по земельному налогу и налогу на прибыль.
В срок, установленный пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса РФ, Инспекция не проинформировала истца о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога.
Арбитражный суд считает исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно части 2 пункта 5 статьи 3 Налогового кодекса РФ и статье 32.1 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в РФ" и действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов. Согласно пункту 2 статьи 53 Налогового кодекса РФ и статье 32.1 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ налоговые ставки по местным налогам устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Законом РФ "Об основах налоговой системы в РФ" и действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов. При этом федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса РФ, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Налогового кодекса РФ (статья 7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ).
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" земельный налог относится к местным налогам. Порядок взимания земельного налога регулируется Законом РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон РФ "О плате за землю").
Согласно части 1 статьи 8 Закона РФ "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к данному Закону. При этом субъектам Российской Федерации не предоставлено право установления каких-либо коэффициентов, увеличивающих средние ставки земельного налога за городские (поселковые) земли.
В 2001 - 2004 годах Общество при расчете ставок земельного налога применяло два коэффициента: повышающий коэффициент, предусмотренный статьей 2 Закона Московской области от 16 июня 1995 г. N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области", и коэффициент увеличения средних ставок земельного налога, предусмотренный статьей 9 Закона Московской области.
Применение указанных коэффициентов, установленных Законом субъекта Российской Федерации, не соответствует пункту 2 статьи 53 Налогового кодекса РФ и Закону РФ "О плате за землю", и приводит к излишней уплате Обществом сумм земельного налога за земельные участки, предоставленные Обществу в бессрочное (постоянное) пользование.
Согласно статье 2 Закона Московской области средние ставки земельного налога на земли всех категорий на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю".
Между тем, Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю", на которое ссылается Закон Московской области, установлен коэффициент увеличения средней ставки земельного налога в курортных районах и зонах отдыха, в том числе в зоне отдыха Москвы. Следовательно, повышающие коэффициенты, установленные Законом РФ "О плате за землю" только для зоны отдыха Москвы, статья 2 Закона Московской области установила для земельных участков всех категорий на территории Московской области.
Таким образом, в части установления повышающих коэффициентов для земельных участков, которые не относятся к зоне отдыха Москвы, статья 2 Закона Московской области не соответствует положениям статьи 8 Закона РФ "О плате за землю".
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 13 декабря 2000 года (приложение 1) земельный участок в г. Люберцы предназначен для производственных целей; согласно Свидетельствам о предоставлении земельных участков в бессрочное (постоянное) пользование N 478 от 17 мая 1994 года и N 702 от 1 сентября 1997 года (приложение 1) земельные участки в поселке (городе) Котельники предназначены для лесобиржи и для хранения промышленных заготовок пиломатериалов. Соответственно, указанные участки не предназначены для использования в качестве зоны отдыха Москвы.
Более того, статьей 86 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что зоны отдыха населения выделяются в пригородных зонах (пункт 2); в состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городских поселений и не входящие в состав земель иных поселений (пункт 1). Земельные участки, предоставленные Обществу в бессрочное (постоянное) пользование, находятся в пределах черты города Люберцы и поселка (города) Котельники Московской области и входят в состав земель города Люберцы и поселка (города) Котельники. Следовательно, указанные земельные участки не могут относиться к зонам отдыха населения. Соответственно, у Общества отсутствует обязанность применять коэффициенты, установленные статьей 2 Закона Московской области, поскольку в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" такие коэффициенты применяются только в отношении зон отдыха населения (зоны отдыха населения города Москвы).
Статьей 9 Закона Московской области установлено, что средние ставки земельного налога на городские (поселковые) земли, установленные в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" и статьей 2 Закона Московской области, увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение (Приложение N 7). Приложением N 7 к Закону Московской области установлены коэффициенты увеличения средних ставок земельного налога за счет статуса, социально-культурного потенциала и местоположения городов и поселков. Для города Люберцы и поселка (города) Котельники установлен коэффициент увеличения "3,0".
Между тем, аналогичные коэффициенты (коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала) предусмотрены Приложением 2 (таблица 3) к Закону РФ "О плате за землю". Согласно названному Приложению к Закону РФ "О плате за землю", в отношении города Люберцы, как города с численностью населения 100 - 250 тыс. человек, установлен коэффициент "2,2"; в отношении поселка (города) Котельники, как поселения с численностью населения до 100 тыс. человек, применение повышающего коэффициента не предусмотрено.
Так как Закон РФ "О плате за землю" не предоставляет субъектам Российской Федерации право повышать коэффициенты, предусмотренные Приложением 2 (таблица 3) к Закону РФ "О плате за землю", у Общества отсутствует обязанность применять коэффициент "3,0", установленный статьей 9 Закона Московской области. Согласно Закону РФ "О плате за землю" в отношении города Люберцы, как города с численностью населения 100 - 250 тыс. человек, следует применять коэффициент "2,2"; в отношении поселка (города) Котельники, как поселения с численностью населения до 100 тыс. человек, повышающий коэффициент не предусмотрен.
Закон РФ "О плате за землю" предоставил органам местного самоуправления городов право дифференцировать средние ставки налога за городские (поселковые) земли.
Согласно части 2 статьи 8 Закона РФ "О плате за землю" средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, а границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов. При этом органам местного самоуправления предоставлено также право понижать ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления (статья 14 Закона РФ "О плате за землю"). Закон РФ "О плате за землю" не предоставляет органам местного самоуправления право повышать ставки налога за городские (поселковые) земли, установленные на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону РФ "О плате за землю".
Из Решений Совета депутатов муниципального образования "Люберецкий район Московской области" от 20 апреля 2001 г. N 27/4 "О размерах ставок земельного налога на территории Люберецкого района на 2001 год", от 30 мая 2002 г. N 98/14 "О размерах ставок земельного налога на территории Люберецкого района на 2002 год", от 18 декабря 2002 г. N 126/17 "О размерах арендной платы и ставок земельного налога на территории муниципального образования Люберецкий район на 2003 год", от 31 октября 2003 года N 165/24 "О размерах арендной платы и ставок земельного налога на территории муниципального образования Люберецкий район Московской области на 2004 год" следует, что в 2001 - 2004 гг. для города Люберцы ежегодно устанавливалась единая ставка земельного налога за все земли города. Следовательно, в указанный период дифференцирование средних ставок, установленных Законом РФ "О плате за землю", не осуществлялось ни органом местного самоуправления города Люберцы, ни органом местного самоуправления Люберецкого района.
Вместе с тем, ставки налога за земли в городе Люберцы, установленные органом местного самоуправления Люберецкого района (в 2001 г. - 9,72 руб. за 1 кв. м в год; в 2002 г. - 19,44 руб. за 1 кв. м в год; в 2003 г. - 35,00 руб. за 1 кв. м в год, в 2004 г. - 38,50 руб. (35 руб. x 1,1) за 1 кв. м в год), превышают средние ставки налога, исчисленные за те же периоды исходя из положений федерального законодательства, в 3,41 раза.
Из Решений Совета депутатов муниципального образования "Поселок Котельники" Люберецкого района Московской области от 15 января 2003 г. N 193/38 "О размерах ставок земельного налога на 2003 год" и от 15 октября 2003 г. N 225/45 "О размерах ставок земельного налога на 2004 год" следует, что в 2003 - 2004 годах для города (поселка) Котельники ежегодно устанавливалась единая ставка земельного налога за все земли города (поселка). Следовательно, в указанный период дифференцирование средних ставок, установленных Законом РФ "О плате за землю", не осуществлялось ни органом местного самоуправления поселка (города) Котельники, ни органом местного самоуправления Люберецкого района.
Вместе с тем, ставки налога за земли в поселке (городе) Котельники, установленные органом местного самоуправления поселка Котельники (в 2003 г. - 31,104 руб. за 1 кв. м в год, в 2004 г. - 34,2144 руб. за 1 кв. м в год), превышают средние ставки налога, исчисленные за те же периоды исходя из положений федерального законодательства, в 12 раз.
Так как Закон РФ "О плате за землю" не предоставляет органам местного самоуправления право повышать земельный налог, устанавливаемый на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону РФ "О плате за землю" (а также не предоставляет органам местного самоуправления право повышать средние ставки земельного налога), у Общества отсутствует обязанность применять повышенные ставки земельного налога, установленные органами местного самоуправления в 2001 - 2004 годах.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Порядок зачета излишне уплаченного налога установлен п. п. 4, 6 указанной статьи, в соответствии с которыми она подлежит зачету на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
В нарушение указанной нормы МРИ МНС РФ N 17 по МО не принято решение о зачете излишне уплаченного земельного налога.
Высший Арбитражный Суд РФ в п. 22 Постановления Пленума "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ" N 5 от 28.02.2001 разъяснил, что в силу статей 21 и 78 Кодекса налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней.
Ст. 78 НК РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком этого права, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате указанных сумм либо, об их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности и, одновременно, обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными названной статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.
Таким образом, принимая во внимание изложенное, и, руководствуясь ст. ст. 167 - 171, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ, АСМО
обязать Межрайонную Инспекцию ФНС России N 17 по Московской области произвести зачет суммы излишне уплаченного в 2001 - 2004 годах земельного налога в размере 10627768,00 руб. в следующем порядке: в федеральный бюджет направить 516888,45 рублей в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль; в областной бюджет направить 4796995,55 рублей в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль; в местный бюджет направить 3661157,50 рублей в счет предстоящих платежей по земельному налогу за земельный участок в городе Люберцы; в местный бюджет направить 1652726,50 рублей в счет предстоящих платежей по земельному налогу за земельный участок в городе Котельники.
Выдать истцу справку на возврат государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционный суд в месячный срок.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 08.06.2005 ПО ДЕЛУ N А41-К2-26009/04
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 8 июня 2005 г. Дело N А41-К2-26009/04
Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи С., протокол судебного заседания вела судья С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ОАО "ДОК N 13" к ИМНС РФ по г. Люберцы о признании бездействия незаконным и обязании возместить налог, при участии в заседании: явка отражена в протоколе,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Деревообрабатывающий комбинат N 13" обратилось в Арбитражный суд МО (с учетом уточнения) с иском к ИМНС РФ по г. Люберцы о признании бездействий ИМНС РФ незаконным в неисполнении заявления о зачете излишне уплаченного земельного налога за 2001 г., 2002 г., 2003 г., 2004 г. и обязании зачесть излишне уплаченный налог в сумме 10627768 руб. в следующем порядке: в федеральный бюджет в сумме 516888,45 руб., в областной бюджет 4796995,55 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль, в местный бюджет 36611457,50 руб. в счет предстоящих платежей по земельному налогу за земельный участок в г. Люберцы, в местный бюджет 1652726,50 руб. в счет предстоящих платежей по земельному налогу за земельный участок в г. Котельники.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено без участия ответчика, надлежаще извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
Истец заявил ходатайство о прекращении производства по делу в части признании незаконным бездействие в неисполнении заявления о зачете излишне уплаченного земельного налога за 2001 г., 2002 г., 2003 г., 2004 г. Ходатайство удовлетворено. Производство по делу по иску о признании незаконным бездействие МРИ ФНС РФ N 17 в неисполнении заявления о зачете излишне уплаченного земельного налога за 2001 г., 2002 г., 2003 г., 2004 г. прекращено.
Истец поддержал заявленное требование.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, суд установил следующее:
Открытое акционерное общество "Деревообрабатывающий комбинат N 13" является землепользователем земельных участков, расположенных в городах Люберцы и Котельники Московской области, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ "О плате за землю" Общество, как землепользователь, облагается ежегодным земельным налогом.
В 2001 - 2004 годах Общество исчислило и уплатило земельный налог, применив повышающие коэффициенты к средним ставкам налога за земли города Люберцы и поселка (города) Котельники Люберецкого района Московской области, введенные статьями 2 и 9 Закона Московской области от 16 июня 1995 года N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области".
11 ноября 2004 года в связи с перерасчетом ставок земельного налога Общество направило в ИМНС России по г. Люберцы Московской области по почте заказным письмом с уведомлением о вручении уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2001 - 2004 годы, сопроводительное письмо к уточненным налоговым декларациям и письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного земельного налога в размере 10627768,00 руб. в счет своих предстоящих платежей по земельному налогу и налогу на прибыль.
В срок, установленный пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса РФ, Инспекция не проинформировала истца о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога.
Арбитражный суд считает исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно части 2 пункта 5 статьи 3 Налогового кодекса РФ и статье 32.1 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в РФ" и действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов. Согласно пункту 2 статьи 53 Налогового кодекса РФ и статье 32.1 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ налоговые ставки по местным налогам устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Законом РФ "Об основах налоговой системы в РФ" и действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов. При этом федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса РФ, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Налогового кодекса РФ (статья 7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ).
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" земельный налог относится к местным налогам. Порядок взимания земельного налога регулируется Законом РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон РФ "О плате за землю").
Согласно части 1 статьи 8 Закона РФ "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к данному Закону. При этом субъектам Российской Федерации не предоставлено право установления каких-либо коэффициентов, увеличивающих средние ставки земельного налога за городские (поселковые) земли.
В 2001 - 2004 годах Общество при расчете ставок земельного налога применяло два коэффициента: повышающий коэффициент, предусмотренный статьей 2 Закона Московской области от 16 июня 1995 г. N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области", и коэффициент увеличения средних ставок земельного налога, предусмотренный статьей 9 Закона Московской области.
Применение указанных коэффициентов, установленных Законом субъекта Российской Федерации, не соответствует пункту 2 статьи 53 Налогового кодекса РФ и Закону РФ "О плате за землю", и приводит к излишней уплате Обществом сумм земельного налога за земельные участки, предоставленные Обществу в бессрочное (постоянное) пользование.
Согласно статье 2 Закона Московской области средние ставки земельного налога на земли всех категорий на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю".
Между тем, Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю", на которое ссылается Закон Московской области, установлен коэффициент увеличения средней ставки земельного налога в курортных районах и зонах отдыха, в том числе в зоне отдыха Москвы. Следовательно, повышающие коэффициенты, установленные Законом РФ "О плате за землю" только для зоны отдыха Москвы, статья 2 Закона Московской области установила для земельных участков всех категорий на территории Московской области.
Таким образом, в части установления повышающих коэффициентов для земельных участков, которые не относятся к зоне отдыха Москвы, статья 2 Закона Московской области не соответствует положениям статьи 8 Закона РФ "О плате за землю".
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 13 декабря 2000 года (приложение 1) земельный участок в г. Люберцы предназначен для производственных целей; согласно Свидетельствам о предоставлении земельных участков в бессрочное (постоянное) пользование N 478 от 17 мая 1994 года и N 702 от 1 сентября 1997 года (приложение 1) земельные участки в поселке (городе) Котельники предназначены для лесобиржи и для хранения промышленных заготовок пиломатериалов. Соответственно, указанные участки не предназначены для использования в качестве зоны отдыха Москвы.
Более того, статьей 86 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что зоны отдыха населения выделяются в пригородных зонах (пункт 2); в состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городских поселений и не входящие в состав земель иных поселений (пункт 1). Земельные участки, предоставленные Обществу в бессрочное (постоянное) пользование, находятся в пределах черты города Люберцы и поселка (города) Котельники Московской области и входят в состав земель города Люберцы и поселка (города) Котельники. Следовательно, указанные земельные участки не могут относиться к зонам отдыха населения. Соответственно, у Общества отсутствует обязанность применять коэффициенты, установленные статьей 2 Закона Московской области, поскольку в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" такие коэффициенты применяются только в отношении зон отдыха населения (зоны отдыха населения города Москвы).
Статьей 9 Закона Московской области установлено, что средние ставки земельного налога на городские (поселковые) земли, установленные в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" и статьей 2 Закона Московской области, увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение (Приложение N 7). Приложением N 7 к Закону Московской области установлены коэффициенты увеличения средних ставок земельного налога за счет статуса, социально-культурного потенциала и местоположения городов и поселков. Для города Люберцы и поселка (города) Котельники установлен коэффициент увеличения "3,0".
Между тем, аналогичные коэффициенты (коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала) предусмотрены Приложением 2 (таблица 3) к Закону РФ "О плате за землю". Согласно названному Приложению к Закону РФ "О плате за землю", в отношении города Люберцы, как города с численностью населения 100 - 250 тыс. человек, установлен коэффициент "2,2"; в отношении поселка (города) Котельники, как поселения с численностью населения до 100 тыс. человек, применение повышающего коэффициента не предусмотрено.
Так как Закон РФ "О плате за землю" не предоставляет субъектам Российской Федерации право повышать коэффициенты, предусмотренные Приложением 2 (таблица 3) к Закону РФ "О плате за землю", у Общества отсутствует обязанность применять коэффициент "3,0", установленный статьей 9 Закона Московской области. Согласно Закону РФ "О плате за землю" в отношении города Люберцы, как города с численностью населения 100 - 250 тыс. человек, следует применять коэффициент "2,2"; в отношении поселка (города) Котельники, как поселения с численностью населения до 100 тыс. человек, повышающий коэффициент не предусмотрен.
Закон РФ "О плате за землю" предоставил органам местного самоуправления городов право дифференцировать средние ставки налога за городские (поселковые) земли.
Согласно части 2 статьи 8 Закона РФ "О плате за землю" средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, а границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов. При этом органам местного самоуправления предоставлено также право понижать ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления (статья 14 Закона РФ "О плате за землю"). Закон РФ "О плате за землю" не предоставляет органам местного самоуправления право повышать ставки налога за городские (поселковые) земли, установленные на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону РФ "О плате за землю".
Из Решений Совета депутатов муниципального образования "Люберецкий район Московской области" от 20 апреля 2001 г. N 27/4 "О размерах ставок земельного налога на территории Люберецкого района на 2001 год", от 30 мая 2002 г. N 98/14 "О размерах ставок земельного налога на территории Люберецкого района на 2002 год", от 18 декабря 2002 г. N 126/17 "О размерах арендной платы и ставок земельного налога на территории муниципального образования Люберецкий район на 2003 год", от 31 октября 2003 года N 165/24 "О размерах арендной платы и ставок земельного налога на территории муниципального образования Люберецкий район Московской области на 2004 год" следует, что в 2001 - 2004 гг. для города Люберцы ежегодно устанавливалась единая ставка земельного налога за все земли города. Следовательно, в указанный период дифференцирование средних ставок, установленных Законом РФ "О плате за землю", не осуществлялось ни органом местного самоуправления города Люберцы, ни органом местного самоуправления Люберецкого района.
Вместе с тем, ставки налога за земли в городе Люберцы, установленные органом местного самоуправления Люберецкого района (в 2001 г. - 9,72 руб. за 1 кв. м в год; в 2002 г. - 19,44 руб. за 1 кв. м в год; в 2003 г. - 35,00 руб. за 1 кв. м в год, в 2004 г. - 38,50 руб. (35 руб. x 1,1) за 1 кв. м в год), превышают средние ставки налога, исчисленные за те же периоды исходя из положений федерального законодательства, в 3,41 раза.
Из Решений Совета депутатов муниципального образования "Поселок Котельники" Люберецкого района Московской области от 15 января 2003 г. N 193/38 "О размерах ставок земельного налога на 2003 год" и от 15 октября 2003 г. N 225/45 "О размерах ставок земельного налога на 2004 год" следует, что в 2003 - 2004 годах для города (поселка) Котельники ежегодно устанавливалась единая ставка земельного налога за все земли города (поселка). Следовательно, в указанный период дифференцирование средних ставок, установленных Законом РФ "О плате за землю", не осуществлялось ни органом местного самоуправления поселка (города) Котельники, ни органом местного самоуправления Люберецкого района.
Вместе с тем, ставки налога за земли в поселке (городе) Котельники, установленные органом местного самоуправления поселка Котельники (в 2003 г. - 31,104 руб. за 1 кв. м в год, в 2004 г. - 34,2144 руб. за 1 кв. м в год), превышают средние ставки налога, исчисленные за те же периоды исходя из положений федерального законодательства, в 12 раз.
Так как Закон РФ "О плате за землю" не предоставляет органам местного самоуправления право повышать земельный налог, устанавливаемый на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону РФ "О плате за землю" (а также не предоставляет органам местного самоуправления право повышать средние ставки земельного налога), у Общества отсутствует обязанность применять повышенные ставки земельного налога, установленные органами местного самоуправления в 2001 - 2004 годах.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Порядок зачета излишне уплаченного налога установлен п. п. 4, 6 указанной статьи, в соответствии с которыми она подлежит зачету на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
В нарушение указанной нормы МРИ МНС РФ N 17 по МО не принято решение о зачете излишне уплаченного земельного налога.
Высший Арбитражный Суд РФ в п. 22 Постановления Пленума "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ" N 5 от 28.02.2001 разъяснил, что в силу статей 21 и 78 Кодекса налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней.
Ст. 78 НК РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком этого права, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате указанных сумм либо, об их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности и, одновременно, обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными названной статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.
Таким образом, принимая во внимание изложенное, и, руководствуясь ст. ст. 167 - 171, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ, АСМО
РЕШИЛ:
обязать Межрайонную Инспекцию ФНС России N 17 по Московской области произвести зачет суммы излишне уплаченного в 2001 - 2004 годах земельного налога в размере 10627768,00 руб. в следующем порядке: в федеральный бюджет направить 516888,45 рублей в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль; в областной бюджет направить 4796995,55 рублей в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль; в местный бюджет направить 3661157,50 рублей в счет предстоящих платежей по земельному налогу за земельный участок в городе Люберцы; в местный бюджет направить 1652726,50 рублей в счет предстоящих платежей по земельному налогу за земельный участок в городе Котельники.
Выдать истцу справку на возврат государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционный суд в месячный срок.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)