Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.01.2010 ПО ДЕЛУ N А31-7638/2009

Разделы:
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2010 г. по делу N А31-7638/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2010 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Лобановой Л.Н., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Сельскохозяйственного производственного кооператива "Жвалово"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 30.11.2009 по делу N А31-7638/2009, принятое судом в составе судьи Максименко Л.А.,
по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива "Жвалово"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Костромской области
о признании недействительным решения от 19.05.2009 N 1018/08-377,

установил:

Сельскохозяйственный производственный кооператив "Жвалово" (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Костромской области (далее - Инспекция) от 19.05.2009 N 1018/08-377.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 30.11.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Кооператив не согласился с принятым по делу судебным актом и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
По мнению заявителя, при переходе на общий режим налогообложения на налогоплательщика не могут распространяться негативные последствия несвоевременного представления деклараций (расчетов), срок представления которых истек до момента утраты налогоплательщиком права на применение единого сельскохозяйственного налога. Заявитель ссылается на то, расчет по авансовым платежам по налогу на имущество за 9 месяцев 2008 года представлен налоговому органу 30.03.2009 с сообщением об утрате права на применение единого сельскохозяйственного налога; перерасчет налоговых обязательств за 2008 год произведен; об утрате права на применение единого сельскохозяйственного налога налогоплательщик узнал 31.12.2008, то есть по истечении срока представления расчета по авансовым платежам по налогу на имущество за 9 месяцев 2008 года. Также заявитель указывает, что согласно резолютивной части оспариваемого решения Инспекции налогоплательщик привлекается за непредставление в установленный срок документов, запрашиваемых при проведении налоговой проверки, что в данном случае не имело место.
Инспекция представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором не согласна с доводами заявителя, просит решение суда оставить без изменения.
Кооператив и Инспекция надлежащим образом извещены о месте и времени слушания дела, представителей в суд не направили, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Костромской области от 14.08.2008 по делу N А31-1038/2008-24 Кооператив признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
В 2008 году Кооператив применял систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
По итогам 2008 года доля дохода налогоплательщика от реализации сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70 процентов (27,91 процентов).
31.03.2009 Кооператив сообщил в Инспекцию об утрате права на применение единого сельскохозяйственного налога в 2008 году и просил Инспекцию принять налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2008 года, представленный в налоговый орган 30.03.2009.
Инспекция установила, что в нарушение пункта 2 статьи 386 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый расчет представлен Кооперативом несвоевременно: при сроке представления 30.10.2008 налоговый расчет представлен 30.03.2009.
Факт выявленного нарушения зафиксирован в акте от 22.04.2009 N 138, составленном Инспекцией в порядке пункта 1 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения акта заместителем начальника Инспекции в порядке статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации принято решение от 19.05.2009 N 1018/08-377 о привлечении Кооператива к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, за непредставление в установленный срок документов, запрашиваемых при проведении налоговой проверки, в виде штрафа в сумме 50 рублей. В решении налоговый орган указал, что налоговый расчет представлен налогоплательщиком 30.03.2009 при сроке его представления 01.02.2009 (на основании пункта 4 статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области от 06.07.2009 N 08-05/9/05963 решение Инспекции оставлено без изменения.
Кооператив не согласился с решением Инспекции и обжаловал его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Костромской области руководствовался пунктом 1 статьи 126, пунктами 1, 2 статьи 346.2, пунктом 4 статьи 346.3, пунктом 2 статьи 386 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и исходил из того, что налогоплательщик, утративший право на применение единого сельскохозяйственного налога по итогам 2008 года и обязанный уплачивать налог на имущество организаций, должен до 01.02.2009 представить налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2008 года, с учетом данных которых можно определить размер ежеквартальных авансовых платежей, а также размер начисленных пеней. Следовательно, Инспекция правомерно привлекла налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок расчета в налоговый орган по месту учета. Признание Кооператива банкротом и открытие конкурсного производства не препятствует привлечению должника к налоговой ответственности.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции счел ее подлежащей удовлетворению.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с настоящей главой, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, предусмотренном настоящей главой. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на имущество организаций.
Из материалов дела видно, что в 2008 году Кооператив являлся налогоплательщиком единого сельскохозяйственного налога и был освобожден от уплаты налога на имущество организаций.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 80 Кодекса расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу. Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов.
В пункте 2 статьи 386 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.
На основании пункта 2 статьи 379 Кодекса отчетными периодами по налогу на имущество признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Таким образом, в установленный Кодексом срок представления налогового расчета авансового платежа по налогу на имущество за 9 месяцев 2008 года - не позднее 30.10.2008, у Кооператива, применяющего специальный налоговый режим в виде единого сельскохозяйственного налога, отсутствовала обязанность по представлению налогового расчета авансового платежа по налогу на имущество за 9 месяцев 2008 года.
Из материалов дела видно, что по итогам 2008 года доля дохода Кооператива от реализации сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70 процентов (27,91 процентов).
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.2 Кодекса в целях настоящей главы сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в обще доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.
На основании пункта 1 статьи 346.7 Кодекса налоговым периодом по единому сельскохозяйственному налогу признается календарный год.
В силу пункта 4 (абзацы 1 и 3) статьи 346.3 Кодекса если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 настоящего Кодекса, он считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения и (или) выявлено несоответствие установленным условиям.
Налогоплательщик, утративший право на применение единого сельскохозяйственного налога, в течение одного месяца после истечения налогового периода, в котором допущено нарушение указанного в абзаце первом настоящего пункта ограничения и (или) несоответствие требованиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 настоящего Кодекса, должен за весь налоговый период произвести перерасчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанный в настоящем абзаце налогоплательщик уплачивает пени за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним.
Таким образом, выполнение налогоплательщиком условия применения единого сельскохозяйственного налога - доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) должна составлять не менее 70 процентов, определяется по итогам налогового периода (календарного года), в котором налогоплательщиком применялся единый сельскохозяйственный налог. Следовательно, он является налогоплательщиком, перешедшим на общую систему налогообложения, по истечении налогового периода (календарного года) с начала налогового периода (календарного года), в котором допущено нарушение указанного ограничения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 386 Кодекса по итогам налогового периода (которым в силу пункта 1 статьи 379 Кодекса признается календарный год) налогоплательщиками представляются налоговые декларации. Срок представления налоговой декларации по налогу на имущество не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Главой 26.1 Кодекса и статьей 386 Кодекса (предусматривающей порядок и сроки представления налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество) не установлено срока представления налогоплательщиком в связи с утратой права на применение единого сельскохозяйственного налога налогового расчета по авансовым платежам по налогу на имущество в течение одного месяца после истечения налогового периода (в данном случае не позднее 01.02.2009).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Кооперативом не допущено виновного непредставления в установленный срок в налоговый орган документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах (налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество за 9 месяцев 2008 года), то есть правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Кодекса.
Также Кооперативом не допущено непредставление в установленный срок документов, запрашиваемых при проведении налоговой проверки, за которое Кооператив привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 126 Кодекса согласно резолютивной части оспариваемого решения Инспекции.
При таких обстоятельствах Инспекция решением от 19.05.2009 N 1018/08-377 необоснованно привлекла Кооператив к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Кодекса, в виде штрафа в сумме 50 рублей. Решение Арбитражного суда Костромской области от 30.11.2009 подлежит отмене как принятое при неправильном применении норм материального права. Заявленные требования и апелляционная жалоба Кооператива подлежат удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по заявлению взысканию с Кооператива в доход федерального бюджета не подлежит; расходы Кооператива по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1 000 рублей относятся на Инспекцию.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Костромской области от 30.11.2009 по делу N А31-7638/2009 отменить.
Заявленные Сельскохозяйственным производственным кооперативом "Жвалово" требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Костромской области от 19.05.2009 N 1018/08-377.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Костромской области в пользу Сельскохозяйственного производственного кооператива "Жвалово" 1 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Л.И.ЧЕРНЫХ
Судьи
Л.Н.ЛОБАНОВА
Т.В.ХОРОВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)