Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Асмыковича А.В., Морозовой Н.А., рассмотрев 10.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.04.2008 по делу N А42-1540/2008 (судья Янковая Г.П.),
общество с ограниченной ответственностью "ОСТ" (далее - ООО "ОСТ", общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным письма Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску Мурманской области (далее - налоговая инспекция) от 11.03.2008 N 50-26.1-21-13/2-037099.
Решением суда первой инстанции от 28.04.2008, которое в апелляционном порядке не обжаловалось, заявленные обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе ООО "ОСТ" в удовлетворении заявления. Налоговый орган ссылается на неправильное применение судом положений статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и указывает на то, что нормы названной статьи не предусматривают продолжения применения упрощенной системы налогообложения в порядке правопреемства после реорганизации юридического лица в том числе путем преобразования.
ООО "ОСТ" и налоговая инспекция о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, уведомлением от 11.06.2004 N 63 (л.д. 20) налоговая инспекция сообщила закрытому акционерному обществу "ОСТ" (далее - ЗАО "ОСТ") о возможности применения упрощенной системы налогообложения с 25.05.2004.
Решением акционера от 14.08.2007 N 8 (л.д. 6) ЗАО "ОСТ" реорганизовано в форме преобразования в ООО "ОСТ".
ООО "ОСТ" зарегистрировано в качестве юридического лица 30.11.2007 и включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1075190023336, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридических лиц серии 51 N 001523325 (л.д. 19). Одновременно общество поставлено на налоговый учет в налоговую инспекцию, где ему присвоен ИНН 5190176087 (листы дела 26 - 52). После реорганизации общество продолжало применять упрощенную систему налогообложения.
Письмом от 11.03.2008 N 50-26.1-21-13/2-037099 (л.д. 21) налоговая инспекция уведомила ООО "ОСТ" о наличии у него обязанности представить в налоговый орган бухгалтерскую и налоговую отчетность за 2007 год в соответствии с общим режимом налогообложения и разъяснила, что применение обществом упрощенной системы налогообложения в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации на основании уведомления от 11.06.2004 N 63, выданного ЗАО "ОСТ", неправомерно, поскольку данная организация прекратила свою деятельность. ООО "ОСТ" вправе было перейти на применение упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ, путем подачи в налоговую инспекцию заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. Поскольку такое заявление в установленный срок ООО "ОСТ" направлено в налоговый орган не было, ему надлежит применять общую систему налогообложения.
Общество не согласилось с позицией налоговой инспекции, изложенной в письме от 11.03.2008 N 50-26.1-21-13/2-037099, и обратилось в суд с заявлением о признании данного ненормативного акта недействительным.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление ООО "ОСТ", посчитав правомерным применение обществом упрощенной системы налогообложения, указав при этом на универсальность правопреемства, поскольку вопрос о порядке перехода на упрощенную систему налогообложения организацией в случае ее создания в результате реорганизации путем преобразования Налоговым кодексом Российской Федерации не регламентирован.
Суд кассационной инстанции установил следующее.
В соответствии со статьей 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ установлено, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах.
При этом приведенные нормы права не содержат иных правил применения данного режима налогообложения и не ставят применение этой системы налогообложения в зависимость от способа создания юридического лица.
Согласно статье 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) преобразование является одной из форм реорганизации юридического лица.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) в соответствии с частью 5 статьи 58 ГК РФ к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Таким образом, по смыслу норм Гражданского кодекса Российской Федерации в результате преобразования юридическое лицо является вновь созданным.
Согласно пункту 4 статьи 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
В случае если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 16 данного Федерального закона (пункт 2 статьи 15 Федерального закона N 129-ФЗ).
Специальный порядок перехода юридического лица на упрощенную систему налогообложения заключается в направлении лицом, намеренным применять названный специальный режим налогообложения, заявления о переходе на уплату единого налога одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет. В этом случае организация вправе перейти на уплату единого налога в текущем календарном году с момента постановки на учет в налоговом органе.
Постановка на налоговый учет осуществляется на основании сведений о создании (или реорганизации) организации, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110. При государственной регистрации юридического лица согласно статье 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ предоставляется комплект документов, в частности заявление и учредительные документы вновь возникающего юридического лица, и передаточный акт.
В данном случае, как и указал налоговый орган в оспариваемом письме от 11.03.2008 N 50-26.1-21-13/2-037099, ЗАО "ОСТ", применявшее упрощенную систему налогообложения в виде уплаты единого налога, прекратило деятельность и вновь возникшее общество (ООО "ОСТ") образовалось 30.11.2007.
Согласно пункту 9 статьи 50 НК РФ при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица признается вновь возникшее юридическое лицо лишь в части исполнения обязанностей по уплате налогов прекратившего свою деятельность юридического лица.
В связи с прекращением с 30.11.2007 деятельности ЗАО "ОСТ" в соответствии с пунктом 3 статьи 55 НК РФ налоговый период по единому налогу за 2007 год у него закончился. Обязанности по уплате данного налога в дальнейшем не возникает, поэтому заявитель является правопреемником реорганизованного ЗАО "ОСТ" лишь по налогам, не уплаченным последним до указанной даты.
Соответственно, ООО "ОСТ" в силу пункта 2 статьи 346.13 НК РФ вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем году, направив в налоговый орган соответствующее заявление. При отсутствии такого заявления организация применяет общий режим налогообложения.
Письмом от 11.03.2008 N 50-26.1-21-13/2-037099 налоговая инспекция разъяснила ООО "ОСТ" указанный порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, и это разъяснение соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 16.01.2008 N 15066/07.
Вместе с тем, изучив материалы дела, кассационная инстанция пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Письмом от 11.03.2008 N 50-26.1-21-13/2-037099 налоговая инспекция, правильно разъяснив ООО "ОСТ" порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, одновременно указала на наличие у него обязанности представить бухгалтерскую и налоговую отчетность за 2007 год в соответствии с общим режимом налогообложения.
Такое требование налогового органа нельзя признать основанным на законе.
В соответствии с подпунктами 1, 3, 5, 7, 8 пункта 1 статьи 23 НК РФ на налогоплательщика возложены обязанности по уплате налогов, ведению в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, представлению налоговым органам и их должностным лицам документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, обеспечению сохранности данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы и произведенные расходы, уплаченные (удержанные) налоги.
Согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ применение организациями упрощенной системы налогообложения предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
Общество в течение 2007 года правомерно применяло упрощенную систему налогообложения, и, соответственно, обязанность вести налоговый и бухгалтерский учет в соответствии с общей системой налогообложения у него отсутствовала. Следовательно, истребование у организации отчетности по общей системе налогообложения за весь 2007 год неправомерно.
Поскольку предметом настоящего спора является оспаривание ненормативного акта налогового органа - письма от 11.03.2008 N 50-26.1-21-13/2-037099, которым ответчик обязал заявителя представить такую отчетность, основания для отмены решения суда от 28.04.2008, признавшего данное письмо недействительным, не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.04.2008 по делу N А42-1540/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску Мурманской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 10.09.2008 ПО ДЕЛУ N А42-1540/2008
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2008 г. по делу N А42-1540/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Асмыковича А.В., Морозовой Н.А., рассмотрев 10.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.04.2008 по делу N А42-1540/2008 (судья Янковая Г.П.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ОСТ" (далее - ООО "ОСТ", общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным письма Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску Мурманской области (далее - налоговая инспекция) от 11.03.2008 N 50-26.1-21-13/2-037099.
Решением суда первой инстанции от 28.04.2008, которое в апелляционном порядке не обжаловалось, заявленные обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе ООО "ОСТ" в удовлетворении заявления. Налоговый орган ссылается на неправильное применение судом положений статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и указывает на то, что нормы названной статьи не предусматривают продолжения применения упрощенной системы налогообложения в порядке правопреемства после реорганизации юридического лица в том числе путем преобразования.
ООО "ОСТ" и налоговая инспекция о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, уведомлением от 11.06.2004 N 63 (л.д. 20) налоговая инспекция сообщила закрытому акционерному обществу "ОСТ" (далее - ЗАО "ОСТ") о возможности применения упрощенной системы налогообложения с 25.05.2004.
Решением акционера от 14.08.2007 N 8 (л.д. 6) ЗАО "ОСТ" реорганизовано в форме преобразования в ООО "ОСТ".
ООО "ОСТ" зарегистрировано в качестве юридического лица 30.11.2007 и включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1075190023336, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридических лиц серии 51 N 001523325 (л.д. 19). Одновременно общество поставлено на налоговый учет в налоговую инспекцию, где ему присвоен ИНН 5190176087 (листы дела 26 - 52). После реорганизации общество продолжало применять упрощенную систему налогообложения.
Письмом от 11.03.2008 N 50-26.1-21-13/2-037099 (л.д. 21) налоговая инспекция уведомила ООО "ОСТ" о наличии у него обязанности представить в налоговый орган бухгалтерскую и налоговую отчетность за 2007 год в соответствии с общим режимом налогообложения и разъяснила, что применение обществом упрощенной системы налогообложения в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации на основании уведомления от 11.06.2004 N 63, выданного ЗАО "ОСТ", неправомерно, поскольку данная организация прекратила свою деятельность. ООО "ОСТ" вправе было перейти на применение упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ, путем подачи в налоговую инспекцию заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. Поскольку такое заявление в установленный срок ООО "ОСТ" направлено в налоговый орган не было, ему надлежит применять общую систему налогообложения.
Общество не согласилось с позицией налоговой инспекции, изложенной в письме от 11.03.2008 N 50-26.1-21-13/2-037099, и обратилось в суд с заявлением о признании данного ненормативного акта недействительным.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление ООО "ОСТ", посчитав правомерным применение обществом упрощенной системы налогообложения, указав при этом на универсальность правопреемства, поскольку вопрос о порядке перехода на упрощенную систему налогообложения организацией в случае ее создания в результате реорганизации путем преобразования Налоговым кодексом Российской Федерации не регламентирован.
Суд кассационной инстанции установил следующее.
В соответствии со статьей 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ установлено, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах.
При этом приведенные нормы права не содержат иных правил применения данного режима налогообложения и не ставят применение этой системы налогообложения в зависимость от способа создания юридического лица.
Согласно статье 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) преобразование является одной из форм реорганизации юридического лица.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) в соответствии с частью 5 статьи 58 ГК РФ к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Таким образом, по смыслу норм Гражданского кодекса Российской Федерации в результате преобразования юридическое лицо является вновь созданным.
Согласно пункту 4 статьи 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
В случае если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 16 данного Федерального закона (пункт 2 статьи 15 Федерального закона N 129-ФЗ).
Специальный порядок перехода юридического лица на упрощенную систему налогообложения заключается в направлении лицом, намеренным применять названный специальный режим налогообложения, заявления о переходе на уплату единого налога одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет. В этом случае организация вправе перейти на уплату единого налога в текущем календарном году с момента постановки на учет в налоговом органе.
Постановка на налоговый учет осуществляется на основании сведений о создании (или реорганизации) организации, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110. При государственной регистрации юридического лица согласно статье 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ предоставляется комплект документов, в частности заявление и учредительные документы вновь возникающего юридического лица, и передаточный акт.
В данном случае, как и указал налоговый орган в оспариваемом письме от 11.03.2008 N 50-26.1-21-13/2-037099, ЗАО "ОСТ", применявшее упрощенную систему налогообложения в виде уплаты единого налога, прекратило деятельность и вновь возникшее общество (ООО "ОСТ") образовалось 30.11.2007.
Согласно пункту 9 статьи 50 НК РФ при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица признается вновь возникшее юридическое лицо лишь в части исполнения обязанностей по уплате налогов прекратившего свою деятельность юридического лица.
В связи с прекращением с 30.11.2007 деятельности ЗАО "ОСТ" в соответствии с пунктом 3 статьи 55 НК РФ налоговый период по единому налогу за 2007 год у него закончился. Обязанности по уплате данного налога в дальнейшем не возникает, поэтому заявитель является правопреемником реорганизованного ЗАО "ОСТ" лишь по налогам, не уплаченным последним до указанной даты.
Соответственно, ООО "ОСТ" в силу пункта 2 статьи 346.13 НК РФ вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем году, направив в налоговый орган соответствующее заявление. При отсутствии такого заявления организация применяет общий режим налогообложения.
Письмом от 11.03.2008 N 50-26.1-21-13/2-037099 налоговая инспекция разъяснила ООО "ОСТ" указанный порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, и это разъяснение соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 16.01.2008 N 15066/07.
Вместе с тем, изучив материалы дела, кассационная инстанция пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Письмом от 11.03.2008 N 50-26.1-21-13/2-037099 налоговая инспекция, правильно разъяснив ООО "ОСТ" порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, одновременно указала на наличие у него обязанности представить бухгалтерскую и налоговую отчетность за 2007 год в соответствии с общим режимом налогообложения.
Такое требование налогового органа нельзя признать основанным на законе.
В соответствии с подпунктами 1, 3, 5, 7, 8 пункта 1 статьи 23 НК РФ на налогоплательщика возложены обязанности по уплате налогов, ведению в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, представлению налоговым органам и их должностным лицам документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, обеспечению сохранности данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы и произведенные расходы, уплаченные (удержанные) налоги.
Согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ применение организациями упрощенной системы налогообложения предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
Общество в течение 2007 года правомерно применяло упрощенную систему налогообложения, и, соответственно, обязанность вести налоговый и бухгалтерский учет в соответствии с общей системой налогообложения у него отсутствовала. Следовательно, истребование у организации отчетности по общей системе налогообложения за весь 2007 год неправомерно.
Поскольку предметом настоящего спора является оспаривание ненормативного акта налогового органа - письма от 11.03.2008 N 50-26.1-21-13/2-037099, которым ответчик обязал заявителя представить такую отчетность, основания для отмены решения суда от 28.04.2008, признавшего данное письмо недействительным, не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.04.2008 по делу N А42-1540/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Д.АБАКУМОВА
Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
Н.А.МОРОЗОВА
И.Д.АБАКУМОВА
Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
Н.А.МОРОЗОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)