Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.08.2010 ПО ДЕЛУ N А75-1972/2010

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2010 г. по делу N А75-1972/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Золотовой Л.А., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеенко Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4206/2010) Бюджетного учреждения социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальной помощи семье и детям "Наш дом" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.04.2010 по делу N А75-1972/2010 (судья Шабанова Г.А.), принятое по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мегиону Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Бюджетному учреждению социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальной помощи семье и детям "Наш дом" о взыскании пени по земельному налогу в сумме 23 827 руб. 85 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Бюджетного учреждения социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальной помощи семье и детям "Наш дом" - не явился, извещен;
- от инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мегиону Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - не явился, извещен;

- установил:

инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мегиону Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Бюджетному учреждению социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальной помощи семье и детям "Наш дом" (далее по тексту - Учреждение, налогоплательщик) о взыскании пеней по земельному налогу в сумме 23 827 руб. 85 коп.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.04.2010 по делу N А75-1972/2010 заявленные Инспекцией требования удовлетворены.
Суд первой инстанции взыскал с Учреждения в доход соответствующего бюджета пени по земельному налогу в сумме 23 827 руб. 85 коп., а также в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 руб.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что налогоплательщик должен был исчислять земельный налог и авансовые платежи по земельному налогу, исходя из кадастровой стоимости, определенной в Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.12.2008 N 279-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры". При этом, суд первой инстанции отклонил довод Учреждения о необходимости при исчислении земельного налога руководствоваться кадастровой стоимостью земельных участков, указанной в кадастровых паспортах.
Не согласившись с указанным судебным актом, Учреждение обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.04.2010 по делу N А75-1972/2010 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных Инспекцией.
В обоснование апелляционной жалобы Учреждение указало, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 86:19:050111:0018, собственником которого является Учреждение, установлена Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.05.2003 N 167-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры". Податель апелляционной жалобы считает, что в рассматриваемом случае не подлежат применению положения Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.12.2008 N 279-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", так как спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет в период с 01.01.2007 по 31.12.2008, в то время как Постановлением от 29.12.2008 N 279-п переоценивались земельные участки, поставленные на государственный кадастровый учет до 01.01.2007.
Налоговый орган в письменном отзыве на апелляционную жалобу указал, что решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
Инспекция и Учреждение, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не представлены.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие сторон, надлежащим образом, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
Должностными лицами Инспекции были проведены камеральные налоговые проверки уточненных налоговых расчетов по авансовым платежам по земельному налогу, представленным Учреждением, за 1 квартал 2009 года и за 2 квартал 2009 года.
По результатам проведенных проверок заместителем начальника Инспекции 11.09.2009 были приняты решения "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" N 2666 и N 2667 соответственно.
На основании решения N 2666 от 11.09.2009 налогоплательщику были начислены и предложены к уплате пени по земельному налогу за 1 квартал 2009 года в размере 18 848 руб. 85 коп.
На основании решения N 2667 от 11.09.2009 налогоплательщику были начислены и предложены к уплате пени по земельному налогу за 2 квартал 2009 года в размере 4 979 руб., а также Учреждению было предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 1 квартал 2009 года в сумме 396 470 руб., за 2 квартал 2009 года в сумме 396 470 руб.
Как следует из указанных решений, налоговый орган пришел к выводу о том, что налогоплательщик неверно указал при исчислении земельного налога кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 86:19:050111:0018, которая в соответствии с Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 279-п с 01.01.2009 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" составляет 168 477 660 руб. (налогоплательщик рассчитывая сумму налога, подлежащую уплате, исходил из кадастровой стоимости, равной 9 889 171 руб.), что повлекло неправильное исчисление сумм авансовых платежей по земельному налогу за 1 и 2 кварталы 2009 года.
На основании указанных решений в адрес налогоплательщика были направлены требования N 5783 и N 5784 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 30.09.2009, в которых Учреждению в срок до 19.10.2009 предложено уплатить пени по земельному налогу за 1 квартал 2009 года в размере 18 848 руб. 85 коп. и недоимку по земельному налогу за 1 квартал 2009 года в сумме 396 470 руб., а также пени по земельному налогу за 2 квартал 2009 года в размере 4 979 руб. и недоимку по земельному налогу за 2 квартал 2009 года в сумме 396 470 руб. (л.д. 13, 14).
В связи с тем, что в добровольном порядке в установленный срок требования N 5783 и N 5784 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 30.09.2009 в части уплаты пеней Учреждением исполнены не были, на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.04.2010 по делу N А75-1972/2010 заявленные Инспекцией требования удовлетворены.
Означенное решение обжалуется налогоплательщиком в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
В силу пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации Учреждение признается налогоплательщиком земельного налога.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Результаты оценки утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (пункт 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
Как установлено апелляционным судом, Учреждению на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 86:19:050111:0018, площадью 10 056 кв. м, расположенный по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Мегион, пос. Высокий, ул. Ленина, 63, корпус А N 5, корпус Б N 4, корпус В N 3 (свидетельство о государственной регистрации права от 18.08.2008, л.д. 30).
Из материалов дела следует, что по данным уточненных налоговых расчетов по авансовым платежам по земельному налогу за 1 и 2 кварталы 2009 года, представленных Учреждением в Инспекцию, земельный налог с земельного участка с кадастровым номером 86:19:050111:0018 был исчислен налогоплательщиком исходя из кадастровой стоимости равной 9 889 171 руб.
Налоговый орган, как было указано выше, посчитал, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 86:19:050111:0018 составляет 168 477 660 руб., согласно Постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 279-п от 29.12.2008 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры". Указанное обстоятельство послужило основанием для начисления налогоплательщику земельного налога за 1, 2 кварталы 2009 года и соответствующих сумм пеней.
Суд первой инстанции поддержал указанный вывод налогового органа.
Между тем, исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле документы, оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что обозначенный вывод Инспекции, поддержанный судом первой инстанции, является неправомерным. При этом, апелляционный суд исходит из следующего.
Так, налоговым органом не было принято во внимание следующее.
Как было указано выше, Учреждению на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 86:19:050111:0018, общей площадью 10 056 кв. м, расположенный по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Мегион, пос. Высокий, ул. Ленина, 63, корпус А N 5, корпус Б N 4, корпус В N 3.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 279-п от 29.12.2008 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре по состоянию на 01.01.2009.
Указанным Постановлением утверждена кадастровая стоимость земельных участков, расположенных, в том числе, в городском округе города Мегион.
Как указано в Постановлении Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 279-п от 29.12.2008, кадастровая стоимость равная 168 477 660 руб., утверждена для земельного участка с кадастровым номером 86:19:050111:0005, при этом, Постановление N 279-п от 29.12.2008 не содержит данных о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 86:19:050111:0018, принадлежащим Учреждению.
Между тем, в материалах дела имеется кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 86:19:050111:0018 (выписка из ГКН от 07.10.2009, л.д. 34), в котором указано, что кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 9 889 170 руб. 96 коп.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон N 221-ФЗ) кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости, и выдается органом кадастрового учета при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его изменений, части или снятия с учета.
Частью 2 статьи 1 Закона N 221-ФЗ установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно части 3 данной статьи, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 3 Закона N 221-ФЗ установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Статьей 4 данного закона предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Как следует из пункта 1 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ в ГКН вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, учитывая положения указанных норм права и фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае Учреждение обоснованно при исчислении земельного налога за 1, 2 кварталы 2009 года, руководствовалось данными о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 86:19:050111:0018, содержащимися в Государственном кадастре недвижимости, при этом, Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 279-п от 29.12.2008 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 86:19:050111:0018 не утверждена.
При таких обстоятельствах, является неправомерным указание налогового органа и суда первой инстанции на то, что Учреждение в данном случае должно было при расчете авансовых платежей по земельному налогу за 1, 2 квартал 2009 года использовать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 86:19:050111:0018, утвержденную Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 279-п от 29.12.2008 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Между тем, апелляционный суд, учитывая указанные выше обстоятельства, а именно то, что налоговый орган необоснованно при доначислении Учреждению земельного налога за 1, 2 кварталы 2009 года, применил в отношении спорного земельного участка кадастровую стоимость в размере 168 477 660 руб., пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания полагать, что пени в общей сумме 23 827 руб. 85 коп., начисленные за неуплату земельного налога за 1, 2 квартал 2009 года, правомерно предложены налогоплательщику к уплате.
В нарушение указанных выше норм Инспекцией не представлено доказательств обоснованности начисления налогоплательщику пеней по земельному налогу в размере 23 827 руб. 85 коп.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении требований, заявленных Инспекцией, надлежит отказать.
В связи с тем, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, требования Инспекции удовлетворению не подлежат, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 2 000 руб., согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на налоговый орган.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.04.2010 по делу N А75-1972/2010 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований, заявленных инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Мегиону Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о взыскании с Бюджетного учреждения социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальной помощи семье и детям "Наш дом" пеней по земельному налогу в сумме 23 827 руб. 85 коп., отказать.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мегиону Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628680, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Мегион, ул. Ленина, 7) в пользу Бюджетного учреждения социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальной помощи семье и детям "Наш дом" (628690, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Мегион, пгт. Высокий, ул. Ленина, 63, ИНН 86050126648, ОГРН 1028601356794) судебные расходы по оплате государственной за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 2 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ

Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
Е.П.КЛИВЕР
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)