Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 25 мая 2004 г. Дело N А64-4677/03-11
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Тамбову на Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.02.2004 по делу N А64-4677/03-11,
Открытое акционерное общество "Тамбовская областная производственно-заготовительная фирма "Ресурс" обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании Инспекции МНС РФ по г. Тамбову возвратить излишне уплаченный земельный налог за 2000 - 2003 гг. в сумме 292022 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 25.02.2004 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить, как принятое в нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ОАО "ТОПФ "Ресурс", кассационная инстанция считает, что решение суда надлежит отменить.
Как следует из материалов дела, ОАО "ТОПФ "Ресурс" в налоговых декларациях по земельному налогу за 2000 - 2003 гг. указало следующие суммы подлежащего уплате налога: за 2000 г. - 68939 руб., 2001 г. - 68939 руб., 2002 г. - 137806 руб., 2003 г. - 248108 руб., которые при проведении камеральных налоговых проверок не были оспорены налоговым органом. Заявитель считает, что общество должно было уплатить земельный налог за указанный период в меньшем размере: за 2000 г. - 34452 руб., 2001 г. - 28710 руб., 2002 г. - 57419 руб., 2003 г. - 51677 руб. (всего 172258 руб.). По данным налогоплательщика, обществом за 2000 - 2003 гг. уплачено 464278 руб. земельного налога, в том числе за 2000 г. - 90681 руб., за 2001 г. - 49257 руб., за 2002 г. - 138106 руб., за 2003 г. - 186234 руб. Переплата по земельному налогу, по данным заявителя, составляет 292022 руб., в том числе за 2000 г. - 56229 руб., 2001 г. - 20549 руб., 2002 г. - 80687 руб., 2003 г. - 134557 руб. По данным налогового органа, обществом за указанный период уплачено 548488 руб. 60 коп. земельного налога, в том числе за 2000 г. - 90644 руб. 60 коп., 2001 г. - 59866 руб. 40 коп., 2002 г. - 150191 руб., 2003 г. - 247766 руб. 60 коп. По состоянию на 31.12.2003 недоимка по лицевому счету налогоплательщика по земельному налогу составляет 0,01 руб. Таким образом, налоговым органом подтверждена сумма уплаченного обществом в 2000 - 2003 гг. земельного налога.
30.09.2003 ОАО "ТОПФ "Ресурс" обратилось в Инспекцию МНС РФ по г. Тамбову с заявлением о возврате в порядке ст. 78 НК РФ излишне уплаченного земельного налога в сумме 289934 руб. за 2000 - 2003 гг., на которое, по данным заявителя, налоговым органом не был дан ответ, излишне уплаченный налог не возвращен.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения налогоплательщика в суд.
Удовлетворяя требования ОАО "ТОПФ "Ресурс", суд исходил из того, что поскольку поправочные коэффициенты не являются ставками земельного налога и применяются к установленной ставке налога на определенный год, то коэффициент, установленный в 1999 г., не может быть применен при исчислении налога за 2000 г. и, соответственно, коэффициенты, установленные в 2001 и 2002 гг., не применяются для исчисления суммы налога за 2002 и 2003 гг.
Доводы налогового органа о действии ставок земельного налога за 2000 - 2003 гг. с повышающим коэффициентом к ставке предыдущего года признаны судом несостоятельными.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами арбитражного суда.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 ст. 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно начиная с 1995 г. установленные этим Законом ставки земельного налога, исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г.". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." установлено, что для всех категорий земель в 2001 г. применяются ставки, действовавшие в 2000 г.; ст. 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" определено, что ставки земельного налога, действующие в 2001 г., применяются в 2002 г. для всех категорий земель с коэффициентом 2; ст. 7 Федерального закона от 24.02.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" определено, что ставки земельного налога, действующие в 2002 г. применяются в 2003 г. для всех категорий земель с коэффициентом 1,8.
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Упомянутые федеральные законы о бюджете содержат нормы прямого действия. Введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству.
Таким образом, обжалуемый судебный акт основан на неправильном толковании норм права, что в силу ч. ч. 1 и 2 ст. 288 АПК РФ является основанием для отмены решения.
Поскольку фактические обстоятельства дела, имеющие важное значение для правильного рассмотрения дела, установлены арбитражным судом, спора о сумме исчисленного земельного налога у сторон не имелось, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований ОАО "Тамбовская областная производственно-заготовительная фирма "Ресурс" об обязании Инспекции МНС РФ по г. Тамбову возвратить из бюджета 292022 руб. земельного налога.
Учитывая изложенное и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. ч. 1 и 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.02.2004 по делу N А64-4677/03-11 отменить.
В удовлетворении требований ОАО "Тамбовская областная производственно-заготовительная фирма "Ресурс" отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
от 25 мая 2004 г. Дело N А64-4677/03-11
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Тамбову на Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.02.2004 по делу N А64-4677/03-11,
Открытое акционерное общество "Тамбовская областная производственно-заготовительная фирма "Ресурс" обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании Инспекции МНС РФ по г. Тамбову возвратить излишне уплаченный земельный налог за 2000 - 2003 гг. в сумме 292022 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 25.02.2004 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить, как принятое в нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ОАО "ТОПФ "Ресурс", кассационная инстанция считает, что решение суда надлежит отменить.
Как следует из материалов дела, ОАО "ТОПФ "Ресурс" в налоговых декларациях по земельному налогу за 2000 - 2003 гг. указало следующие суммы подлежащего уплате налога: за 2000 г. - 68939 руб., 2001 г. - 68939 руб., 2002 г. - 137806 руб., 2003 г. - 248108 руб., которые при проведении камеральных налоговых проверок не были оспорены налоговым органом. Заявитель считает, что общество должно было уплатить земельный налог за указанный период в меньшем размере: за 2000 г. - 34452 руб., 2001 г. - 28710 руб., 2002 г. - 57419 руб., 2003 г. - 51677 руб. (всего 172258 руб.). По данным налогоплательщика, обществом за 2000 - 2003 гг. уплачено 464278 руб. земельного налога, в том числе за 2000 г. - 90681 руб., за 2001 г. - 49257 руб., за 2002 г. - 138106 руб., за 2003 г. - 186234 руб. Переплата по земельному налогу, по данным заявителя, составляет 292022 руб., в том числе за 2000 г. - 56229 руб., 2001 г. - 20549 руб., 2002 г. - 80687 руб., 2003 г. - 134557 руб. По данным налогового органа, обществом за указанный период уплачено 548488 руб. 60 коп. земельного налога, в том числе за 2000 г. - 90644 руб. 60 коп., 2001 г. - 59866 руб. 40 коп., 2002 г. - 150191 руб., 2003 г. - 247766 руб. 60 коп. По состоянию на 31.12.2003 недоимка по лицевому счету налогоплательщика по земельному налогу составляет 0,01 руб. Таким образом, налоговым органом подтверждена сумма уплаченного обществом в 2000 - 2003 гг. земельного налога.
30.09.2003 ОАО "ТОПФ "Ресурс" обратилось в Инспекцию МНС РФ по г. Тамбову с заявлением о возврате в порядке ст. 78 НК РФ излишне уплаченного земельного налога в сумме 289934 руб. за 2000 - 2003 гг., на которое, по данным заявителя, налоговым органом не был дан ответ, излишне уплаченный налог не возвращен.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения налогоплательщика в суд.
Удовлетворяя требования ОАО "ТОПФ "Ресурс", суд исходил из того, что поскольку поправочные коэффициенты не являются ставками земельного налога и применяются к установленной ставке налога на определенный год, то коэффициент, установленный в 1999 г., не может быть применен при исчислении налога за 2000 г. и, соответственно, коэффициенты, установленные в 2001 и 2002 гг., не применяются для исчисления суммы налога за 2002 и 2003 гг.
Доводы налогового органа о действии ставок земельного налога за 2000 - 2003 гг. с повышающим коэффициентом к ставке предыдущего года признаны судом несостоятельными.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами арбитражного суда.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 ст. 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно начиная с 1995 г. установленные этим Законом ставки земельного налога, исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г.". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." установлено, что для всех категорий земель в 2001 г. применяются ставки, действовавшие в 2000 г.; ст. 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" определено, что ставки земельного налога, действующие в 2001 г., применяются в 2002 г. для всех категорий земель с коэффициентом 2; ст. 7 Федерального закона от 24.02.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" определено, что ставки земельного налога, действующие в 2002 г. применяются в 2003 г. для всех категорий земель с коэффициентом 1,8.
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Упомянутые федеральные законы о бюджете содержат нормы прямого действия. Введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству.
Таким образом, обжалуемый судебный акт основан на неправильном толковании норм права, что в силу ч. ч. 1 и 2 ст. 288 АПК РФ является основанием для отмены решения.
Поскольку фактические обстоятельства дела, имеющие важное значение для правильного рассмотрения дела, установлены арбитражным судом, спора о сумме исчисленного земельного налога у сторон не имелось, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований ОАО "Тамбовская областная производственно-заготовительная фирма "Ресурс" об обязании Инспекции МНС РФ по г. Тамбову возвратить из бюджета 292022 руб. земельного налога.
Учитывая изложенное и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. ч. 1 и 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.02.2004 по делу N А64-4677/03-11 отменить.
В удовлетворении требований ОАО "Тамбовская областная производственно-заготовительная фирма "Ресурс" отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 25.05.2004 N А64-4677/03-11
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 25 мая 2004 г. Дело N А64-4677/03-11
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Тамбову на Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.02.2004 по делу N А64-4677/03-11,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Тамбовская областная производственно-заготовительная фирма "Ресурс" обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании Инспекции МНС РФ по г. Тамбову возвратить излишне уплаченный земельный налог за 2000 - 2003 гг. в сумме 292022 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 25.02.2004 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить, как принятое в нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ОАО "ТОПФ "Ресурс", кассационная инстанция считает, что решение суда надлежит отменить.
Как следует из материалов дела, ОАО "ТОПФ "Ресурс" в налоговых декларациях по земельному налогу за 2000 - 2003 гг. указало следующие суммы подлежащего уплате налога: за 2000 г. - 68939 руб., 2001 г. - 68939 руб., 2002 г. - 137806 руб., 2003 г. - 248108 руб., которые при проведении камеральных налоговых проверок не были оспорены налоговым органом. Заявитель считает, что общество должно было уплатить земельный налог за указанный период в меньшем размере: за 2000 г. - 34452 руб., 2001 г. - 28710 руб., 2002 г. - 57419 руб., 2003 г. - 51677 руб. (всего 172258 руб.). По данным налогоплательщика, обществом за 2000 - 2003 гг. уплачено 464278 руб. земельного налога, в том числе за 2000 г. - 90681 руб., за 2001 г. - 49257 руб., за 2002 г. - 138106 руб., за 2003 г. - 186234 руб. Переплата по земельному налогу, по данным заявителя, составляет 292022 руб., в том числе за 2000 г. - 56229 руб., 2001 г. - 20549 руб., 2002 г. - 80687 руб., 2003 г. - 134557 руб. По данным налогового органа, обществом за указанный период уплачено 548488 руб. 60 коп. земельного налога, в том числе за 2000 г. - 90644 руб. 60 коп., 2001 г. - 59866 руб. 40 коп., 2002 г. - 150191 руб., 2003 г. - 247766 руб. 60 коп. По состоянию на 31.12.2003 недоимка по лицевому счету налогоплательщика по земельному налогу составляет 0,01 руб. Таким образом, налоговым органом подтверждена сумма уплаченного обществом в 2000 - 2003 гг. земельного налога.
30.09.2003 ОАО "ТОПФ "Ресурс" обратилось в Инспекцию МНС РФ по г. Тамбову с заявлением о возврате в порядке ст. 78 НК РФ излишне уплаченного земельного налога в сумме 289934 руб. за 2000 - 2003 гг., на которое, по данным заявителя, налоговым органом не был дан ответ, излишне уплаченный налог не возвращен.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения налогоплательщика в суд.
Удовлетворяя требования ОАО "ТОПФ "Ресурс", суд исходил из того, что поскольку поправочные коэффициенты не являются ставками земельного налога и применяются к установленной ставке налога на определенный год, то коэффициент, установленный в 1999 г., не может быть применен при исчислении налога за 2000 г. и, соответственно, коэффициенты, установленные в 2001 и 2002 гг., не применяются для исчисления суммы налога за 2002 и 2003 гг.
Доводы налогового органа о действии ставок земельного налога за 2000 - 2003 гг. с повышающим коэффициентом к ставке предыдущего года признаны судом несостоятельными.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами арбитражного суда.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 ст. 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно начиная с 1995 г. установленные этим Законом ставки земельного налога, исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г.". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." установлено, что для всех категорий земель в 2001 г. применяются ставки, действовавшие в 2000 г.; ст. 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" определено, что ставки земельного налога, действующие в 2001 г., применяются в 2002 г. для всех категорий земель с коэффициентом 2; ст. 7 Федерального закона от 24.02.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" определено, что ставки земельного налога, действующие в 2002 г. применяются в 2003 г. для всех категорий земель с коэффициентом 1,8.
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Упомянутые федеральные законы о бюджете содержат нормы прямого действия. Введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству.
Таким образом, обжалуемый судебный акт основан на неправильном толковании норм права, что в силу ч. ч. 1 и 2 ст. 288 АПК РФ является основанием для отмены решения.
Поскольку фактические обстоятельства дела, имеющие важное значение для правильного рассмотрения дела, установлены арбитражным судом, спора о сумме исчисленного земельного налога у сторон не имелось, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований ОАО "Тамбовская областная производственно-заготовительная фирма "Ресурс" об обязании Инспекции МНС РФ по г. Тамбову возвратить из бюджета 292022 руб. земельного налога.
Учитывая изложенное и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. ч. 1 и 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.02.2004 по делу N А64-4677/03-11 отменить.
В удовлетворении требований ОАО "Тамбовская областная производственно-заготовительная фирма "Ресурс" отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 25 мая 2004 г. Дело N А64-4677/03-11
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Тамбову на Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.02.2004 по делу N А64-4677/03-11,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Тамбовская областная производственно-заготовительная фирма "Ресурс" обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании Инспекции МНС РФ по г. Тамбову возвратить излишне уплаченный земельный налог за 2000 - 2003 гг. в сумме 292022 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 25.02.2004 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить, как принятое в нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ОАО "ТОПФ "Ресурс", кассационная инстанция считает, что решение суда надлежит отменить.
Как следует из материалов дела, ОАО "ТОПФ "Ресурс" в налоговых декларациях по земельному налогу за 2000 - 2003 гг. указало следующие суммы подлежащего уплате налога: за 2000 г. - 68939 руб., 2001 г. - 68939 руб., 2002 г. - 137806 руб., 2003 г. - 248108 руб., которые при проведении камеральных налоговых проверок не были оспорены налоговым органом. Заявитель считает, что общество должно было уплатить земельный налог за указанный период в меньшем размере: за 2000 г. - 34452 руб., 2001 г. - 28710 руб., 2002 г. - 57419 руб., 2003 г. - 51677 руб. (всего 172258 руб.). По данным налогоплательщика, обществом за 2000 - 2003 гг. уплачено 464278 руб. земельного налога, в том числе за 2000 г. - 90681 руб., за 2001 г. - 49257 руб., за 2002 г. - 138106 руб., за 2003 г. - 186234 руб. Переплата по земельному налогу, по данным заявителя, составляет 292022 руб., в том числе за 2000 г. - 56229 руб., 2001 г. - 20549 руб., 2002 г. - 80687 руб., 2003 г. - 134557 руб. По данным налогового органа, обществом за указанный период уплачено 548488 руб. 60 коп. земельного налога, в том числе за 2000 г. - 90644 руб. 60 коп., 2001 г. - 59866 руб. 40 коп., 2002 г. - 150191 руб., 2003 г. - 247766 руб. 60 коп. По состоянию на 31.12.2003 недоимка по лицевому счету налогоплательщика по земельному налогу составляет 0,01 руб. Таким образом, налоговым органом подтверждена сумма уплаченного обществом в 2000 - 2003 гг. земельного налога.
30.09.2003 ОАО "ТОПФ "Ресурс" обратилось в Инспекцию МНС РФ по г. Тамбову с заявлением о возврате в порядке ст. 78 НК РФ излишне уплаченного земельного налога в сумме 289934 руб. за 2000 - 2003 гг., на которое, по данным заявителя, налоговым органом не был дан ответ, излишне уплаченный налог не возвращен.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения налогоплательщика в суд.
Удовлетворяя требования ОАО "ТОПФ "Ресурс", суд исходил из того, что поскольку поправочные коэффициенты не являются ставками земельного налога и применяются к установленной ставке налога на определенный год, то коэффициент, установленный в 1999 г., не может быть применен при исчислении налога за 2000 г. и, соответственно, коэффициенты, установленные в 2001 и 2002 гг., не применяются для исчисления суммы налога за 2002 и 2003 гг.
Доводы налогового органа о действии ставок земельного налога за 2000 - 2003 гг. с повышающим коэффициентом к ставке предыдущего года признаны судом несостоятельными.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами арбитражного суда.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 ст. 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно начиная с 1995 г. установленные этим Законом ставки земельного налога, исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г.". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." установлено, что для всех категорий земель в 2001 г. применяются ставки, действовавшие в 2000 г.; ст. 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" определено, что ставки земельного налога, действующие в 2001 г., применяются в 2002 г. для всех категорий земель с коэффициентом 2; ст. 7 Федерального закона от 24.02.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" определено, что ставки земельного налога, действующие в 2002 г. применяются в 2003 г. для всех категорий земель с коэффициентом 1,8.
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Упомянутые федеральные законы о бюджете содержат нормы прямого действия. Введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству.
Таким образом, обжалуемый судебный акт основан на неправильном толковании норм права, что в силу ч. ч. 1 и 2 ст. 288 АПК РФ является основанием для отмены решения.
Поскольку фактические обстоятельства дела, имеющие важное значение для правильного рассмотрения дела, установлены арбитражным судом, спора о сумме исчисленного земельного налога у сторон не имелось, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований ОАО "Тамбовская областная производственно-заготовительная фирма "Ресурс" об обязании Инспекции МНС РФ по г. Тамбову возвратить из бюджета 292022 руб. земельного налога.
Учитывая изложенное и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. ч. 1 и 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.02.2004 по делу N А64-4677/03-11 отменить.
В удовлетворении требований ОАО "Тамбовская областная производственно-заготовительная фирма "Ресурс" отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)