Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 9 ноября 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2007 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.
судей: Демидовой Н.М., Первухиной Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.
при участии:
от ООО "Вариант-999": Цибизовой И.В., представителя по доверенности от 09.08.2007, Андреева Н.И., представителя по доверенности от 10.10.2006,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края от 5 сентября 2007 года по делу N А33-9306/2007, принятое судьей Блиновой Л.Д.,
общество с ограниченной ответственностью "Вариант-999" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Красноярска (далее - налоговый орган, ответчик) о признании недействительным решения N 11-27 от 07.05.2007 в части начисления 183604,42 руб. налога на имущество за 2005 год, 23037,12 руб. пени, 146983,51 руб. штрафа.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 05.09.2007 заявленные требования удовлетворены, признано недействительным решение налогового органа N 11-27 от 07.05.2007 в части начисления 183604,42 руб. налога на имущество, 23037,12 руб. пени, 146983,51 руб. штрафа.
Налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением от 05.09.2007 не согласен по следующим основаниям:
- в соответствии с новой редакцией ПБУ 6/01 первым критерием принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве основных средств является не только предназначение объекта для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации, но и для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Однако, порядок отражения активов, относимых к основным средствам, на счетах бухгалтерского учета остался таким же как и до 01.01.2006.
- Следовательно, недвижимое имущество, принадлежащее обществу и передаваемое им во временное пользование по договорам аренды и отраженное на счете 03, отвечает признакам основного средства и должно учитываться при исчислении налоговой базы по налогу на имущество арендодателя, который является плательщиком налога на имущество организаций;
- - позиция налогового органа подтверждается Письмами Минфина РФ от 19.09.2006 N 03-06-01-04/175; от 08.02.2006 N 03-06-01-04/11.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором с решением от 05.09.2007 согласно по следующим основаниям:
- - указанное в решении налогового органа имущество изначально предназначалось для предоставления его во временное владение третьим лицам с целью получения дохода, согласно действующим в 2005 году ПБУ было учтено на счете 03;
- - ссылка налогового органа на изменения в ПБУ необоснованна, так как данные изменения вступили в силу, начиная с бухгалтерской отчетности 2006 года;
- - ссылка налогового органа на письма Минфина от 19.09.2006 и 08.02.2006 необоснованна, поскольку в них разъяснено о применении ПБУ начиная с 2006.
Налоговый орган в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением N 11372628. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие налогового органа.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка деятельности общества по вопросам соблюдения им требований налогового законодательства (правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и сборов за период с 01.01.2003 по 30.11.2006).
По результатам проведения выездной налоговой проверки налоговым органом составлен акт N 11-10 от 30.03.2007, в котором установлено, в том числе, неполная уплата налога на имущество за 2005 год в результате занижения налоговой базы.
Решением N 11-27 от 07.05.2007 общество привлечено к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 146983,51 руб. Данным решением обществу также предложено уплатить доначисленный налог на имущество в сумме 183604,42 руб., пени в сумме 23037,12 руб.
Как следует из оспоренного решения налогового органа (см. л.д. 43 - 61), налог на имущество доначислен в связи с нахождением у общества на праве собственности следующего имущества:
- - нежилое помещение, находящееся в г. Новосибирске, ул. Трикотажная, д. 39а, приобретено по договору N 960 купли-продажи на аукционе нежилых помещений от 11.06.2003;
- - нежилое помещение, находящееся в г. Новосибирске, ул. Трикотажная, д. 39а, приобретено по договору N 959 купли-продажи на аукционе нежилых помещений от 11.06.2003;
- - нежилое помещение, находящееся в подвале жилого дома, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Нефтезаводская, д. 18, приобретено по договору купли-продажи недвижимости от 23.04.2005.
Указанное имущество передано обществом во временное пользование по договорам аренды нежилого помещения N 120/04 от 31.01.2005 и N 41/05 от 09.06.2005.
Общество, считая решение налогового органа в указанной части незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратилось в суд с заявлением о признании названного решения частично недействительным.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу пункта 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Принимая оспариваемое решение, налоговый орган исходил из того, что спорные объекты недвижимого имущества должны учитываться в налоговом учете общества как основные средства, поскольку обладают свойственными ему признаками, а именно: принадлежат на праве собственности обществу, используются для оказания услуг по предоставлению аренды с целью извлечения дохода.
В апелляционной жалобе налоговый орган ссылается на то, что в соответствии с новой редакцией ПБУ 6/01 первым критерием принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве основных средств является не только предназначение объекта для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации, но и для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение налогового органа в оспариваемой части является неправомерным, а доводы налогового органа необоснованными, исходя из следующего.
Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации общество является плательщиком налога на имущество организаций.
В силу пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
В соответствии со статьей 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Таким образом, недвижимое имущество российских организаций, в том числе, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность, является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций, если учтено на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Порядок организации и ведения бухгалтерского учета основных средств организаций определяется Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 34н от 29.07.1998, Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (далее - ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 26н от 30.03.2001 (в редакции Приказа N 147н от 12.12.2005), Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 91н от 13.10.2003.
Согласно пункту 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации N 34н от 29.07.1998, под основными средствами понимается совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
В силу пункта 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 34н от 29.07.1998, а также пунктов 4, 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 26н от 30.03.2001, пунктов 2, 3 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 91н от 13.10.2003, к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.
Порядок принятия имущества организаций к бухгалтерскому учету и порядок его постановки на учет предусмотрен Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 94н от 31.10.2000.
Согласно указанному документу счет 01 "Основные средства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 "Основные средства" по первоначальной стоимости.
Счет 03 "Доходные вложения в материальные ценности" предназначен для обобщения информации о наличии и движении вложений организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода.
В приложении к Приказу Министерства финансов Российской Федерации N 67н от 22.07.2003 "О формах бухгалтерской отчетности организаций" указано, что данные, характеризующие показатель "Доходные вложения в материальные ценности", учитываются отдельно от данных характеризующих показатель "Основные средства".
Порядок ведения бухгалтерского учета объектов основных средств установлен пунктом 4 ПБУ 6/01, согласно которому (в редакции, действующей в 2005 году), при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
1) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
2) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
3) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
4) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Приказом Минфина РФ от 12.12.2005 N 147н подпункт "а" пункта 4 дополнен положением о том, что "начиная с бухгалтерской отчетности 2006 года объект принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование". Пункт 5 дополнен абзацем следующего содержания: "основные средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности".
Как следует из материалов дела, обществом по договору N 120/04 от 31.01.2005 и по договору N 41/05 от 09.06.2005 спорное имущество передано в аренду (л.д. 109 - 113). Спорные нежилые помещения учитывались заявителем в 2005 году на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности", в связи с чем, налог на имущество не исчислялся.
Поскольку изменения, позволяющие отнести имущество, передаваемое в аренду, к основным средствам, вступили в силу с 01.01.2006, то в соответствии с установленным в 2005 году порядком ведения бухгалтерского учета (до внесения изменений в ПБУ 6/01) имущество, предназначенное исключительно для передачи в аренду не отвечало условиям, позволяющим идентифицировать его в качестве основных средств, приобретенных в целях использования организацией для производства продукции либо для ее управленческих нужд. Указанная правовая позиция выражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 N 703/07.
Следовательно, общество правомерно не учитывало стоимость спорного имущества, передаваемого по договорам аренды и учитываемого на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности" при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций в 2005 году.
С учетом изложенного, решение налогового органа в части доначисления налога на имущество за 2005 год в сумме 183604,42 руб., пени в сумме 23037,12 руб. и привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 146983,51 руб., является неправомерным.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Поскольку определением от 16.10.2007 налоговому органу предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы, то в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 руб. подлежит взысканию с налогового органа в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Красноярского края от 5 сентября 2007 года по делу N А33-9306/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции ФНС по Центральному району г. Красноярска в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.11.2007 N А33-9306/2007-03АП-1101/2007 ПО ДЕЛУ N А33-9306/2007
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2007 г. N А33-9306/2007-03АП-1101/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 9 ноября 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2007 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.
судей: Демидовой Н.М., Первухиной Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.
при участии:
от ООО "Вариант-999": Цибизовой И.В., представителя по доверенности от 09.08.2007, Андреева Н.И., представителя по доверенности от 10.10.2006,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края от 5 сентября 2007 года по делу N А33-9306/2007, принятое судьей Блиновой Л.Д.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вариант-999" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Красноярска (далее - налоговый орган, ответчик) о признании недействительным решения N 11-27 от 07.05.2007 в части начисления 183604,42 руб. налога на имущество за 2005 год, 23037,12 руб. пени, 146983,51 руб. штрафа.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 05.09.2007 заявленные требования удовлетворены, признано недействительным решение налогового органа N 11-27 от 07.05.2007 в части начисления 183604,42 руб. налога на имущество, 23037,12 руб. пени, 146983,51 руб. штрафа.
Налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением от 05.09.2007 не согласен по следующим основаниям:
- в соответствии с новой редакцией ПБУ 6/01 первым критерием принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве основных средств является не только предназначение объекта для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации, но и для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Однако, порядок отражения активов, относимых к основным средствам, на счетах бухгалтерского учета остался таким же как и до 01.01.2006.
- Следовательно, недвижимое имущество, принадлежащее обществу и передаваемое им во временное пользование по договорам аренды и отраженное на счете 03, отвечает признакам основного средства и должно учитываться при исчислении налоговой базы по налогу на имущество арендодателя, который является плательщиком налога на имущество организаций;
- - позиция налогового органа подтверждается Письмами Минфина РФ от 19.09.2006 N 03-06-01-04/175; от 08.02.2006 N 03-06-01-04/11.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором с решением от 05.09.2007 согласно по следующим основаниям:
- - указанное в решении налогового органа имущество изначально предназначалось для предоставления его во временное владение третьим лицам с целью получения дохода, согласно действующим в 2005 году ПБУ было учтено на счете 03;
- - ссылка налогового органа на изменения в ПБУ необоснованна, так как данные изменения вступили в силу, начиная с бухгалтерской отчетности 2006 года;
- - ссылка налогового органа на письма Минфина от 19.09.2006 и 08.02.2006 необоснованна, поскольку в них разъяснено о применении ПБУ начиная с 2006.
Налоговый орган в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением N 11372628. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие налогового органа.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка деятельности общества по вопросам соблюдения им требований налогового законодательства (правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и сборов за период с 01.01.2003 по 30.11.2006).
По результатам проведения выездной налоговой проверки налоговым органом составлен акт N 11-10 от 30.03.2007, в котором установлено, в том числе, неполная уплата налога на имущество за 2005 год в результате занижения налоговой базы.
Решением N 11-27 от 07.05.2007 общество привлечено к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 146983,51 руб. Данным решением обществу также предложено уплатить доначисленный налог на имущество в сумме 183604,42 руб., пени в сумме 23037,12 руб.
Как следует из оспоренного решения налогового органа (см. л.д. 43 - 61), налог на имущество доначислен в связи с нахождением у общества на праве собственности следующего имущества:
- - нежилое помещение, находящееся в г. Новосибирске, ул. Трикотажная, д. 39а, приобретено по договору N 960 купли-продажи на аукционе нежилых помещений от 11.06.2003;
- - нежилое помещение, находящееся в г. Новосибирске, ул. Трикотажная, д. 39а, приобретено по договору N 959 купли-продажи на аукционе нежилых помещений от 11.06.2003;
- - нежилое помещение, находящееся в подвале жилого дома, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Нефтезаводская, д. 18, приобретено по договору купли-продажи недвижимости от 23.04.2005.
Указанное имущество передано обществом во временное пользование по договорам аренды нежилого помещения N 120/04 от 31.01.2005 и N 41/05 от 09.06.2005.
Общество, считая решение налогового органа в указанной части незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратилось в суд с заявлением о признании названного решения частично недействительным.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу пункта 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Принимая оспариваемое решение, налоговый орган исходил из того, что спорные объекты недвижимого имущества должны учитываться в налоговом учете общества как основные средства, поскольку обладают свойственными ему признаками, а именно: принадлежат на праве собственности обществу, используются для оказания услуг по предоставлению аренды с целью извлечения дохода.
В апелляционной жалобе налоговый орган ссылается на то, что в соответствии с новой редакцией ПБУ 6/01 первым критерием принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве основных средств является не только предназначение объекта для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации, но и для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение налогового органа в оспариваемой части является неправомерным, а доводы налогового органа необоснованными, исходя из следующего.
Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации общество является плательщиком налога на имущество организаций.
В силу пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
В соответствии со статьей 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Таким образом, недвижимое имущество российских организаций, в том числе, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность, является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций, если учтено на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Порядок организации и ведения бухгалтерского учета основных средств организаций определяется Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 34н от 29.07.1998, Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (далее - ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 26н от 30.03.2001 (в редакции Приказа N 147н от 12.12.2005), Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 91н от 13.10.2003.
Согласно пункту 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации N 34н от 29.07.1998, под основными средствами понимается совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
В силу пункта 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 34н от 29.07.1998, а также пунктов 4, 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 26н от 30.03.2001, пунктов 2, 3 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 91н от 13.10.2003, к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.
Порядок принятия имущества организаций к бухгалтерскому учету и порядок его постановки на учет предусмотрен Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 94н от 31.10.2000.
Согласно указанному документу счет 01 "Основные средства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 "Основные средства" по первоначальной стоимости.
Счет 03 "Доходные вложения в материальные ценности" предназначен для обобщения информации о наличии и движении вложений организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода.
В приложении к Приказу Министерства финансов Российской Федерации N 67н от 22.07.2003 "О формах бухгалтерской отчетности организаций" указано, что данные, характеризующие показатель "Доходные вложения в материальные ценности", учитываются отдельно от данных характеризующих показатель "Основные средства".
Порядок ведения бухгалтерского учета объектов основных средств установлен пунктом 4 ПБУ 6/01, согласно которому (в редакции, действующей в 2005 году), при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
1) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
2) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
3) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
4) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Приказом Минфина РФ от 12.12.2005 N 147н подпункт "а" пункта 4 дополнен положением о том, что "начиная с бухгалтерской отчетности 2006 года объект принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование". Пункт 5 дополнен абзацем следующего содержания: "основные средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности".
Как следует из материалов дела, обществом по договору N 120/04 от 31.01.2005 и по договору N 41/05 от 09.06.2005 спорное имущество передано в аренду (л.д. 109 - 113). Спорные нежилые помещения учитывались заявителем в 2005 году на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности", в связи с чем, налог на имущество не исчислялся.
Поскольку изменения, позволяющие отнести имущество, передаваемое в аренду, к основным средствам, вступили в силу с 01.01.2006, то в соответствии с установленным в 2005 году порядком ведения бухгалтерского учета (до внесения изменений в ПБУ 6/01) имущество, предназначенное исключительно для передачи в аренду не отвечало условиям, позволяющим идентифицировать его в качестве основных средств, приобретенных в целях использования организацией для производства продукции либо для ее управленческих нужд. Указанная правовая позиция выражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 N 703/07.
Следовательно, общество правомерно не учитывало стоимость спорного имущества, передаваемого по договорам аренды и учитываемого на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности" при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций в 2005 году.
С учетом изложенного, решение налогового органа в части доначисления налога на имущество за 2005 год в сумме 183604,42 руб., пени в сумме 23037,12 руб. и привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 146983,51 руб., является неправомерным.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Поскольку определением от 16.10.2007 налоговому органу предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы, то в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 руб. подлежит взысканию с налогового органа в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 5 сентября 2007 года по делу N А33-9306/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции ФНС по Центральному району г. Красноярска в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
Н.М.ДЕМИДОВА
Л.Ф.ПЕРВУХИНА
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
Н.М.ДЕМИДОВА
Л.Ф.ПЕРВУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)