Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 16 апреля 2004 года Дело N А05-10496/03-559/22
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Корпусовой О.А., при участии от федерального государственного унитарного издательско-полиграфического предприятия "Правда Севера" Дьяченко В.Н. (доверенность от 04.03.04 N 01-07/95), рассмотрев 12.04.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.12.03 по делу N А05-10496/03-559/22 (судья Хромцов В.Н.),
Федеральное государственное унитарное издательско-полиграфическое предприятие "Правда Севера" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция) от 06.08.03 N 17-23/15087 в части отказа в возмещении 192767,02 руб. излишне уплаченного земельного налога за 1999 год, восстановления 567297,02 руб. земельного налога за 2000 - 2001 годы и об обязании налоговой инспекции зачесть 760064 руб. излишне уплаченного земельного налога в счет предстоящих платежей по данному налогу.
Решением суда от 11.12.03 заявленные предприятием требования удовлетворены частично. Оспариваемое решение налоговой инспекции признано недействительным в части восстановления предприятию 528676,02 руб. земельного налога за 2000 - 2001 годы. Налоговый орган обязан зачесть указанную сумму излишне уплаченного земельного налога в счет предстоящих платежей по этому налогу. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось,
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать предприятию в удовлетворении заявления полностью. По мнению подателя жалобы, налогоплательщик при исчислении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, должен последовательно применять повышающие коэффициенты к ставкам земельного налога "2", "1,2", "2", предусмотренные нормами федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год.
В судебном заседании представитель предприятия возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Дело рассмотрено без участия представителей налоговой инспекции, надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что при расчете земельного налога за 1999 - 2001 годы предприятие последовательно применяло каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, действующим в предыдущем налоговом периоде.
Считая уплату земельного налога с применением повышающих коэффициентов излишней, предприятие представило в налоговую инспекцию уточненные декларации по земельному налогу за 1999 - 2001 годы, в соответствии с которыми земельный налог исчислен по ставкам, установленным решением Архангельского городского совета депутатов от 24.12.98 N 337 "О ценовом зонировании территории муниципального образования "Город Архангельск", без применения повышающих коэффициентов.
По результатам камеральной проверки представленных деклараций налоговая инспекция приняла решение от 06.08.03 N 17-23/15087 об отказе предприятию в возмещении 192767,02 руб. земельного налога за 1999 год и восстановлении 567297,02 руб. земельного налога за 2000 - 2001 годы.
Частично удовлетворяя заявленные предприятием требования, суд сделал ошибочный вывод о том, что ежегодно вводимые федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год поправочные коэффициенты не изменяют ставку земельного налога, в связи с чем у заявителя отсутствует обязанность последовательно применять указанные коэффициенты при расчете подлежащего уплате земельного налога в каждом последующем налоговом периоде.
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Таким образом, ставкой земельного налога в городе Архангельске в 1999 году являлась ставка, предусмотренная нормативным актом представительного органа города Архангельска, увеличенная в 2 раза, а в 2000 - 2001 - в 2,4 раза.
При таких обстоятельствах вывод суда о невозможности последовательного увеличения ставок земельного налога, установленных нормативным актом представительного органа города Архангельска, на поправочные коэффициенты, предусмотренные федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, необоснован.
Вместе с тем, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 06.02.04 N 48-О, кассационная инстанция считает, что применение повышающих коэффициентов с начала 1999 и 2000 года противоречит пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 5, статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" официально опубликован 25.02.99, следовательно, введенный этим законом поправочный коэффициент "2" подлежал применению с 01.04.99. Федеральный закон от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" опубликован 03.01.2000, следовательно, коэффициент "1,2" подлежал применению с 01.03.2000. Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставка земельного налога не изменена, следовательно, ставка, действовавшая в 2000 году, применяется с 01.01.01.
Расчет налога с применением повышающих коэффициентов "2" и "1,2" соответственно с 01.04.99 и 01.03.2000 в материалах дела отсутствует, в связи с чем кассационная инстанция лишена возможности принять по делу новое решение.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует предложить сторонам произвести сверку расчетов по земельному налогу, уплаченному предприятием в 1999 - 2001 годах, с учетом изложенных в настоящем судебном акте указаний и принять по делу законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.12.03 по делу N А05-10496/03-559/22 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 16.04.2004 N А05-10496/03-559/22
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2004 года Дело N А05-10496/03-559/22
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Корпусовой О.А., при участии от федерального государственного унитарного издательско-полиграфического предприятия "Правда Севера" Дьяченко В.Н. (доверенность от 04.03.04 N 01-07/95), рассмотрев 12.04.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.12.03 по делу N А05-10496/03-559/22 (судья Хромцов В.Н.),
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное издательско-полиграфическое предприятие "Правда Севера" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция) от 06.08.03 N 17-23/15087 в части отказа в возмещении 192767,02 руб. излишне уплаченного земельного налога за 1999 год, восстановления 567297,02 руб. земельного налога за 2000 - 2001 годы и об обязании налоговой инспекции зачесть 760064 руб. излишне уплаченного земельного налога в счет предстоящих платежей по данному налогу.
Решением суда от 11.12.03 заявленные предприятием требования удовлетворены частично. Оспариваемое решение налоговой инспекции признано недействительным в части восстановления предприятию 528676,02 руб. земельного налога за 2000 - 2001 годы. Налоговый орган обязан зачесть указанную сумму излишне уплаченного земельного налога в счет предстоящих платежей по этому налогу. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось,
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать предприятию в удовлетворении заявления полностью. По мнению подателя жалобы, налогоплательщик при исчислении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, должен последовательно применять повышающие коэффициенты к ставкам земельного налога "2", "1,2", "2", предусмотренные нормами федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год.
В судебном заседании представитель предприятия возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Дело рассмотрено без участия представителей налоговой инспекции, надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что при расчете земельного налога за 1999 - 2001 годы предприятие последовательно применяло каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, действующим в предыдущем налоговом периоде.
Считая уплату земельного налога с применением повышающих коэффициентов излишней, предприятие представило в налоговую инспекцию уточненные декларации по земельному налогу за 1999 - 2001 годы, в соответствии с которыми земельный налог исчислен по ставкам, установленным решением Архангельского городского совета депутатов от 24.12.98 N 337 "О ценовом зонировании территории муниципального образования "Город Архангельск", без применения повышающих коэффициентов.
По результатам камеральной проверки представленных деклараций налоговая инспекция приняла решение от 06.08.03 N 17-23/15087 об отказе предприятию в возмещении 192767,02 руб. земельного налога за 1999 год и восстановлении 567297,02 руб. земельного налога за 2000 - 2001 годы.
Частично удовлетворяя заявленные предприятием требования, суд сделал ошибочный вывод о том, что ежегодно вводимые федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год поправочные коэффициенты не изменяют ставку земельного налога, в связи с чем у заявителя отсутствует обязанность последовательно применять указанные коэффициенты при расчете подлежащего уплате земельного налога в каждом последующем налоговом периоде.
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Таким образом, ставкой земельного налога в городе Архангельске в 1999 году являлась ставка, предусмотренная нормативным актом представительного органа города Архангельска, увеличенная в 2 раза, а в 2000 - 2001 - в 2,4 раза.
При таких обстоятельствах вывод суда о невозможности последовательного увеличения ставок земельного налога, установленных нормативным актом представительного органа города Архангельска, на поправочные коэффициенты, предусмотренные федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, необоснован.
Вместе с тем, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 06.02.04 N 48-О, кассационная инстанция считает, что применение повышающих коэффициентов с начала 1999 и 2000 года противоречит пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 5, статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" официально опубликован 25.02.99, следовательно, введенный этим законом поправочный коэффициент "2" подлежал применению с 01.04.99. Федеральный закон от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" опубликован 03.01.2000, следовательно, коэффициент "1,2" подлежал применению с 01.03.2000. Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставка земельного налога не изменена, следовательно, ставка, действовавшая в 2000 году, применяется с 01.01.01.
Расчет налога с применением повышающих коэффициентов "2" и "1,2" соответственно с 01.04.99 и 01.03.2000 в материалах дела отсутствует, в связи с чем кассационная инстанция лишена возможности принять по делу новое решение.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует предложить сторонам произвести сверку расчетов по земельному налогу, уплаченному предприятием в 1999 - 2001 годах, с учетом изложенных в настоящем судебном акте указаний и принять по делу законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.12.03 по делу N А05-10496/03-559/22 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий
ХОХЛОВ Д.В.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
КОРПУСОВА О.А.
ХОХЛОВ Д.В.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
КОРПУСОВА О.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)