Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
9 октября 2006 г. Дело N А40-54628/06-127-252
Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2006 года.
Полный текст решения изготовлен 16 октября 2006 года.
Арбитражный суд в составе: судьи К., при ведении протокола судебного заседания судьей К., рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО "Газпром" к Межрегиональной ИФНС России по КН N 2 о признании недействительными решения N 129 от 22.05.2006 и требования N 154 от 23.05.2006, при участии от заявителя - И., дов от 12.10.2005 N 01/0400-50д; Г., дов. от 23.05.2006 N 01/0400-2ф; от ответчика - Б., дов от 10.05.2006 N 53-04-13/005563,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Газпром" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решения N 129 от 22.05.2006 и требования N 154 по состоянию на 23.05.2006 об уплате недоимки по акцизу в размере 66384037 руб., вынесенных Межрегиональной ИФНС России по КН N 2.
Инспекция представила отзыв на требование заявителя (л.д. 87).
Рассмотрев материалы дела, суд установил.
12.05.2006 заявителем была представлена ответчику уточненная налоговая декларация по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ) за февраль 2006 года.
Заявителем в части 2 раздела 2 "Операции, освобождаемые от налогообложения" уточненной налоговой декларации по акцизу на подакцизное минеральное сырье на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа" отражена сумма 442560247 руб.
На основании представленной декларации в соответствии со ст. ст. 31, 88 Налогового кодекса Российской Федерации, ответчиком была проведена камеральная проверка. По результатам которой 22.05.2006 и.о. руководителя ответчика было вынесено решение N 129 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения".
В ходе камеральной проверки ответчиком была выявлена неполная уплата заявителем сумм акциза на природный газ в размере 66384037 рублей.
Обосновывая отказ в применении режима освобождения от налогообложения акцизом природного газа, использованного на собственные технологические нужды, и привлечение ОАО "Газпром" к ответственности за совершение налогового правонарушения ответчик в оспариваемом решении (стр. 2) указал следующее: "Учитывая, что единственным критерием для освобождения от уплаты акциза по указанным нормативам по природному газу, добытому до 1 января 2004 г. и реализуемому в 2004 - 2006 гг., законодательством установлен только факт наличия утвержденных нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды, и принимая во внимание, что такие нормативы на 2004, 2005 и 2006 годы не утверждены, оснований для применения режима освобождения от налогообложения акцизом указанного природного газа в данный период не имеется".
Указанная позиция как рекомендуемая для использования налоговыми органами изложена и в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16.01.2006 N 03-07-01-02/1 (л.д. 20).
Суд считает, что решение ответчика от 22.05.2006 N 129 неправомерно, нарушает права и законные интересы заявителя по следующим основаниям.
Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ) в главу 22 Налогового кодекса Российской Федерации были внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.01.2004 операции с природным газом, добытым, начиная с указанной даты, не подлежат обложению акцизом. При этом, в соответствии со статьей 8 Закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ, по подакцизному минеральному сырью, добытому до дня вступления в силу указанного Закона (01.01.2004), акциз исчисляется и уплачивается в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.01.2004.
Согласно пункту 2 статьи 181 и статье 182 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2004) природный газ признавался подакцизным минеральным сырьем, операции с которым подлежали обложением акцизом. При этом операциями, не подлежащими налогообложению в соответствии с пунктом 10 статьи 183 НК РФ, до 01.01.2004 являлось использование природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации было издано Постановление от 22.01.2001 N 45 "О порядке утверждения нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды (л.д. 22).
Согласно данному Постановлению нормативы использования природного газа на собственные технологические нужды утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
В соответствии с указанным порядком Министерством энергетики Российской Федерации были изданы Приказы от 26.02.2002 N 280 и от 07.02.2003 N 60, которыми утверждены нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями ОАО "Газпром" природного газа на собственные технологические нужды (л.д. 23).
Позиция налогового органа об отказе в признании правомерности применения льготы по уплате акциза в отношении газа, добытого до 1 января 2004 г. неправомерна.
В соответствии со ст. 17 НК РФ элементами налогообложения являются объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, а также, в необходимых случаях, налоговые льготы и порядок их применения.
В Законе от 07.07.2003 N 117-ФЗ о том, что в отношении природного газа, добытого до января 2004 г., акциз исчисляется и уплачивается в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.01.2004, законодатель предусмотрел сохранение для налогообложения объема природного газа, добытого до 01.01.2004, всех существенных элементов налогообложения без каких-либо исключений.
Таким образом, для указанных объемов газа законодателем установлен переходный период налогообложения (без определения срока его действия), в течение которого весь указанный газ, добытый, не отгруженный и не реализованный к данной дате, подлежит обложению в общем порядке. Соответствующее разъяснение содержится и в адресованном ОАО "Газпром" письме заместителя Министра финансов РФ от 24.06.2004 N 03-07-06/18.
Соответственно, исчисляя и уплачивая акциз в отношении добытого до 2004 г. природного газа, налогоплательщик должен руководствоваться всеми действовавшими до указанного срока нормами, в том числе касающимися особенностей исчисления налогооблагаемой базы и исключения из нее операций, не подлежащих налогообложению в соответствии со статей 183 НК РФ. Указанная позиция подтверждается и сложившейся судебной практикой (постановление ФАС МО от 28.04.2005 N КА-А40/3104-05, постановление ФАС ПО от 17.03.05 N А12-27456/04-С36.
Данная норма Налогового кодекса РФ носит императивный характер и содержащийся в ней перечень операций, освобождаемых от обложения акцизом, не может быть произвольно расширен либо сужен как налогоплательщиком, так и налоговым органом. Однако, в оспариваемом решении ответчик фактически лишил ОАО "Газпром" права на использование установленного Федеральным законом режима освобождения от налогообложения, превысив тем самым свои полномочия.
Таким образом, позиция инспекции о необходимости применения в переходный период (после 01.01.2004) к указанным объемам газа иного порядка обложения, нежели действующего до 01.01.2004, в т.ч. необходимости руководствоваться по вопросу о размере законодательно допустимых технологических потерь газа при его транспортировке, какими-либо иными актами, кроме действующих, основана на неправильном применении главы 22 Налогового кодекса РФ и положений Закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ.
В связи с изложенным, избирательный подход налогового органа в части признания обязанности налогоплательщика платить акциз в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.01.2004, но отказ при этом в признании обоснованности применения режима освобождения от уплаты налога, предусмотренного тем же самым законодательством, является необоснованным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Статьей 183 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2004, предусматривалось, что налогообложению не подлежит природный газ, использованный для собственных технологических нужд, в пределах нормативов, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом законодатель не установил в данной норме НК РФ условий, относящихся к порядку и срокам действия таких нормативов, делегировав полномочие по определению таких условий федеральному органу исполнительной власти.
В Постановлении от 22.01.2001 N 45 Правительство РФ определило, что нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа для собственных технологических нужд утверждаются Министерством энергетики РФ по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ. Указанное Постановление Правительства не предусматривает сроков принятия таких нормативов, срока, в течение которого такие нормативы действуют, и налоговый период в течение которого они могут быть применены налогоплательщиками. Также Постановление Правительства от 22.01.2001 N 45 не предусматривает, что нормативы использования газа для собственных технологических нужд подлежат пересмотру через какое-либо время.
В соответствии с указанным Постановлением Правительства России Министерство энергетики РФ издало Приказы от 26.02.2002 N 280 и от 07.02.2003 N 60, которыми утвердило нормативы для газодобывающих и газотранспортных организаций ОАО "Газпром". По заключению Министерства юстиции России данный документ не нуждается в государственной регистрации (письмо Минюста РФ от 27.09.2002 N 07/8971-ЮД). В своих Приказах Минэнерго России также не указало, что утвержденные нормативы действуют только в течение какого-либо конкретного периода либо подлежат обязательному пересмотру через какой-либо срок.
Таким образом, нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды, утвержденные Приказами Министерства энергетики РФ от 26.02.2002 N 280 и от 07.02.2003 N 60 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.01.2001 N 45 и ст. 183 НК РФ, установлены без указания на срок их действия.
В связи с изложенным, поскольку нормативы утверждены на неопределенный срок и не были отменены, они действовали и подлежали применению в рассматриваемый налоговый период (февраль 2006 г.).
Соответственно, указание в оспариваемом решении на отсутствие утвержденных нормативов на 2004 - 2006 годы является необоснованным и противоречит нормам законодательства.
Ссылка налогового органа на неутверждение нормативов на 2004, 2005 и 2006 гг. в качестве основания для отказа в применении режима освобождения, установленного федеральным законом, неправомерна.
Учитывая то, что при исчислении акциза за февраль 2006 г. ОАО "Газпром" руководствовалось действующим налоговым законодательством, уплату налога произвело в полном объеме и в установленные сроки, правовых оснований для доначисления недоимки у инспекции имелось.
С учетом изложенного и на основании ст. ст. 110, 167, 212, 216 АПК РФ суд,
РЕШИЛ:
признать недействительными ненормативные правовые акты Межрегиональной ИФНС России по КН N 2, вынесенные в отношении ОАО "Газпром", а именно:
- решение N 129 от 22.05.2006 "Об отказе в привлечении ОАО "Газпром" к ответственности за совершение налогового правонарушения";
- требование N 154 по состоянию на 23.05.2006 об уплате недоимки по акцизу в размере 66384037 руб.
Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину по иску в размере 4000 руб. из бюджета, перечисленную платежным поручением N 19202 от 03.08.2006.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца с даты его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 09.10.2006, 16.10.2006 ПО ДЕЛУ N А40-54628/06-127-252
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
9 октября 2006 г. Дело N А40-54628/06-127-252
Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2006 года.
Полный текст решения изготовлен 16 октября 2006 года.
Арбитражный суд в составе: судьи К., при ведении протокола судебного заседания судьей К., рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО "Газпром" к Межрегиональной ИФНС России по КН N 2 о признании недействительными решения N 129 от 22.05.2006 и требования N 154 от 23.05.2006, при участии от заявителя - И., дов от 12.10.2005 N 01/0400-50д; Г., дов. от 23.05.2006 N 01/0400-2ф; от ответчика - Б., дов от 10.05.2006 N 53-04-13/005563,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Газпром" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решения N 129 от 22.05.2006 и требования N 154 по состоянию на 23.05.2006 об уплате недоимки по акцизу в размере 66384037 руб., вынесенных Межрегиональной ИФНС России по КН N 2.
Инспекция представила отзыв на требование заявителя (л.д. 87).
Рассмотрев материалы дела, суд установил.
12.05.2006 заявителем была представлена ответчику уточненная налоговая декларация по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ) за февраль 2006 года.
Заявителем в части 2 раздела 2 "Операции, освобождаемые от налогообложения" уточненной налоговой декларации по акцизу на подакцизное минеральное сырье на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа" отражена сумма 442560247 руб.
На основании представленной декларации в соответствии со ст. ст. 31, 88 Налогового кодекса Российской Федерации, ответчиком была проведена камеральная проверка. По результатам которой 22.05.2006 и.о. руководителя ответчика было вынесено решение N 129 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения".
В ходе камеральной проверки ответчиком была выявлена неполная уплата заявителем сумм акциза на природный газ в размере 66384037 рублей.
Обосновывая отказ в применении режима освобождения от налогообложения акцизом природного газа, использованного на собственные технологические нужды, и привлечение ОАО "Газпром" к ответственности за совершение налогового правонарушения ответчик в оспариваемом решении (стр. 2) указал следующее: "Учитывая, что единственным критерием для освобождения от уплаты акциза по указанным нормативам по природному газу, добытому до 1 января 2004 г. и реализуемому в 2004 - 2006 гг., законодательством установлен только факт наличия утвержденных нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды, и принимая во внимание, что такие нормативы на 2004, 2005 и 2006 годы не утверждены, оснований для применения режима освобождения от налогообложения акцизом указанного природного газа в данный период не имеется".
Указанная позиция как рекомендуемая для использования налоговыми органами изложена и в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16.01.2006 N 03-07-01-02/1 (л.д. 20).
Суд считает, что решение ответчика от 22.05.2006 N 129 неправомерно, нарушает права и законные интересы заявителя по следующим основаниям.
Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ) в главу 22 Налогового кодекса Российской Федерации были внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.01.2004 операции с природным газом, добытым, начиная с указанной даты, не подлежат обложению акцизом. При этом, в соответствии со статьей 8 Закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ, по подакцизному минеральному сырью, добытому до дня вступления в силу указанного Закона (01.01.2004), акциз исчисляется и уплачивается в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.01.2004.
Согласно пункту 2 статьи 181 и статье 182 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2004) природный газ признавался подакцизным минеральным сырьем, операции с которым подлежали обложением акцизом. При этом операциями, не подлежащими налогообложению в соответствии с пунктом 10 статьи 183 НК РФ, до 01.01.2004 являлось использование природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации было издано Постановление от 22.01.2001 N 45 "О порядке утверждения нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды (л.д. 22).
Согласно данному Постановлению нормативы использования природного газа на собственные технологические нужды утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
В соответствии с указанным порядком Министерством энергетики Российской Федерации были изданы Приказы от 26.02.2002 N 280 и от 07.02.2003 N 60, которыми утверждены нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями ОАО "Газпром" природного газа на собственные технологические нужды (л.д. 23).
Позиция налогового органа об отказе в признании правомерности применения льготы по уплате акциза в отношении газа, добытого до 1 января 2004 г. неправомерна.
В соответствии со ст. 17 НК РФ элементами налогообложения являются объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, а также, в необходимых случаях, налоговые льготы и порядок их применения.
В Законе от 07.07.2003 N 117-ФЗ о том, что в отношении природного газа, добытого до января 2004 г., акциз исчисляется и уплачивается в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.01.2004, законодатель предусмотрел сохранение для налогообложения объема природного газа, добытого до 01.01.2004, всех существенных элементов налогообложения без каких-либо исключений.
Таким образом, для указанных объемов газа законодателем установлен переходный период налогообложения (без определения срока его действия), в течение которого весь указанный газ, добытый, не отгруженный и не реализованный к данной дате, подлежит обложению в общем порядке. Соответствующее разъяснение содержится и в адресованном ОАО "Газпром" письме заместителя Министра финансов РФ от 24.06.2004 N 03-07-06/18.
Соответственно, исчисляя и уплачивая акциз в отношении добытого до 2004 г. природного газа, налогоплательщик должен руководствоваться всеми действовавшими до указанного срока нормами, в том числе касающимися особенностей исчисления налогооблагаемой базы и исключения из нее операций, не подлежащих налогообложению в соответствии со статей 183 НК РФ. Указанная позиция подтверждается и сложившейся судебной практикой (постановление ФАС МО от 28.04.2005 N КА-А40/3104-05, постановление ФАС ПО от 17.03.05 N А12-27456/04-С36.
Данная норма Налогового кодекса РФ носит императивный характер и содержащийся в ней перечень операций, освобождаемых от обложения акцизом, не может быть произвольно расширен либо сужен как налогоплательщиком, так и налоговым органом. Однако, в оспариваемом решении ответчик фактически лишил ОАО "Газпром" права на использование установленного Федеральным законом режима освобождения от налогообложения, превысив тем самым свои полномочия.
Таким образом, позиция инспекции о необходимости применения в переходный период (после 01.01.2004) к указанным объемам газа иного порядка обложения, нежели действующего до 01.01.2004, в т.ч. необходимости руководствоваться по вопросу о размере законодательно допустимых технологических потерь газа при его транспортировке, какими-либо иными актами, кроме действующих, основана на неправильном применении главы 22 Налогового кодекса РФ и положений Закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ.
В связи с изложенным, избирательный подход налогового органа в части признания обязанности налогоплательщика платить акциз в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.01.2004, но отказ при этом в признании обоснованности применения режима освобождения от уплаты налога, предусмотренного тем же самым законодательством, является необоснованным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Статьей 183 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2004, предусматривалось, что налогообложению не подлежит природный газ, использованный для собственных технологических нужд, в пределах нормативов, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом законодатель не установил в данной норме НК РФ условий, относящихся к порядку и срокам действия таких нормативов, делегировав полномочие по определению таких условий федеральному органу исполнительной власти.
В Постановлении от 22.01.2001 N 45 Правительство РФ определило, что нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа для собственных технологических нужд утверждаются Министерством энергетики РФ по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ. Указанное Постановление Правительства не предусматривает сроков принятия таких нормативов, срока, в течение которого такие нормативы действуют, и налоговый период в течение которого они могут быть применены налогоплательщиками. Также Постановление Правительства от 22.01.2001 N 45 не предусматривает, что нормативы использования газа для собственных технологических нужд подлежат пересмотру через какое-либо время.
В соответствии с указанным Постановлением Правительства России Министерство энергетики РФ издало Приказы от 26.02.2002 N 280 и от 07.02.2003 N 60, которыми утвердило нормативы для газодобывающих и газотранспортных организаций ОАО "Газпром". По заключению Министерства юстиции России данный документ не нуждается в государственной регистрации (письмо Минюста РФ от 27.09.2002 N 07/8971-ЮД). В своих Приказах Минэнерго России также не указало, что утвержденные нормативы действуют только в течение какого-либо конкретного периода либо подлежат обязательному пересмотру через какой-либо срок.
Таким образом, нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды, утвержденные Приказами Министерства энергетики РФ от 26.02.2002 N 280 и от 07.02.2003 N 60 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.01.2001 N 45 и ст. 183 НК РФ, установлены без указания на срок их действия.
В связи с изложенным, поскольку нормативы утверждены на неопределенный срок и не были отменены, они действовали и подлежали применению в рассматриваемый налоговый период (февраль 2006 г.).
Соответственно, указание в оспариваемом решении на отсутствие утвержденных нормативов на 2004 - 2006 годы является необоснованным и противоречит нормам законодательства.
Ссылка налогового органа на неутверждение нормативов на 2004, 2005 и 2006 гг. в качестве основания для отказа в применении режима освобождения, установленного федеральным законом, неправомерна.
Учитывая то, что при исчислении акциза за февраль 2006 г. ОАО "Газпром" руководствовалось действующим налоговым законодательством, уплату налога произвело в полном объеме и в установленные сроки, правовых оснований для доначисления недоимки у инспекции имелось.
С учетом изложенного и на основании ст. ст. 110, 167, 212, 216 АПК РФ суд,
РЕШИЛ:
признать недействительными ненормативные правовые акты Межрегиональной ИФНС России по КН N 2, вынесенные в отношении ОАО "Газпром", а именно:
- решение N 129 от 22.05.2006 "Об отказе в привлечении ОАО "Газпром" к ответственности за совершение налогового правонарушения";
- требование N 154 по состоянию на 23.05.2006 об уплате недоимки по акцизу в размере 66384037 руб.
Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину по иску в размере 4000 руб. из бюджета, перечисленную платежным поручением N 19202 от 03.08.2006.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца с даты его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)