Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Санкт-Петербургский городской суд в составе судьи Семеновой И.А., при секретаре Ильинской Л.В., с участием прокурора Бородина А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 4 июня 2002 года в Санкт-Петербурге дело по заявлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о признании в части недействующим и не подлежащим применению Закона Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", установил:
10 июня 1998 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят и 26 июня 1998 года губернатором Санкт-Петербурга подписан Закон Санкт-Петербурга N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", в соответствии со ст. 3 которого данный закон вступает в силу с 1 января 1998 года.
Заместитель Генерального прокурора РФ просит признать статью 3 Закона Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" не соответствующей п. 2 ст. 5 Налогового кодекса РФ, недействующей и не подлежащей применению, указывая, что статьей 2 закона утверждены ставки земельного налога, которые выше ранее действовавших ставок, установленных Законом Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году", оспариваемому закону придана обратная сила, что противоречит требованиям п. 2 ст. 5 НК РФ, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах, повышающие налоговые ставки или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и губернатор Санкт-Петербурга против удовлетворения заявления возражают, указывая, что оспариваемый закон был принят и вступил в силу с 1 января 1998 года, до введения в действие Налогового кодекса РФ.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего заявление удовлетворить, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению.
Закон Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" был принят 10 июня 1998 года, опубликован 6 августа 1998 года, введен в действие с 1 января 1998 года, т.е. ему придана обратная сила. Дифференцированные ставки земельного налога по этому закону выше ставок налога, установленных для тех же административных районов и зон ранее действовавшим Законом Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году".
Однако это не свидетельствует о противоречии Закона Санкт-Петербурга Налоговому кодексу РФ.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" положения части первой кодекса применяются к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие, т.е. после 1 января 1999 года, если иное не предусмотрено статьей 5 части первой кодекса.
Таким образом, часть первая Налогового кодекса РФ, регламентирующая действие актов о налогах и сборах во времени (ст. 5), на тот период не подлежала применению. Она начала действовать, когда принятие и введение в действие оспариваемого закона уже состоялось. Поэтому противоречие между ст. 3 закона Санкт-Петербурга, содержащей положение о моменте его вступления в силу, и ч. 2 ст. 5 НК РФ не возникает.
Доводы прокурора о противоречии закона Санкт-Петербурга статье 1 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" не могут быть приняты во внимание.
В настоящее время ст. 1 данного закона РФ признана утратившей силу и не действует, а соответственно, не имеется и противоречия между законом субъекта РФ и правовой нормой федерального закона, действие которой на момент рассмотрения дела прекращено. Рассматривать нормативный правовой акт в аспекте его соответствия недействующему закону нельзя.
Ссылка прокурора на противоречие оспариваемого закона статье 57 Конституции РФ не может служить основанием для удовлетворения его заявления о признании закона противоречащим Налоговому кодексу РФ.
Признание законоположений, допускающих придание обратной силы закону, ухудшающему положение налогоплательщика, не соответствующими Конституции РФ входит в компетенцию Конституционного Суда РФ и возможно только в порядке конституционного судопроизводства.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 191-197 ГПК РФ, суд решил:
Заместителю Генерального прокурора Российской Федерации в удовлетворении заявления о признании в части недействующим и не подлежащим применению Закона Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" N 129-21 от 26 июня 1998 года отказать.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 04.06.2002 ПО ДЕЛУ N 3-220
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 4 июня 2002 г. N 3-220
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербургский городской суд в составе судьи Семеновой И.А., при секретаре Ильинской Л.В., с участием прокурора Бородина А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 4 июня 2002 года в Санкт-Петербурге дело по заявлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о признании в части недействующим и не подлежащим применению Закона Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", установил:
10 июня 1998 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят и 26 июня 1998 года губернатором Санкт-Петербурга подписан Закон Санкт-Петербурга N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", в соответствии со ст. 3 которого данный закон вступает в силу с 1 января 1998 года.
Заместитель Генерального прокурора РФ просит признать статью 3 Закона Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" не соответствующей п. 2 ст. 5 Налогового кодекса РФ, недействующей и не подлежащей применению, указывая, что статьей 2 закона утверждены ставки земельного налога, которые выше ранее действовавших ставок, установленных Законом Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году", оспариваемому закону придана обратная сила, что противоречит требованиям п. 2 ст. 5 НК РФ, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах, повышающие налоговые ставки или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и губернатор Санкт-Петербурга против удовлетворения заявления возражают, указывая, что оспариваемый закон был принят и вступил в силу с 1 января 1998 года, до введения в действие Налогового кодекса РФ.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего заявление удовлетворить, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению.
Закон Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" был принят 10 июня 1998 года, опубликован 6 августа 1998 года, введен в действие с 1 января 1998 года, т.е. ему придана обратная сила. Дифференцированные ставки земельного налога по этому закону выше ставок налога, установленных для тех же административных районов и зон ранее действовавшим Законом Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году".
Однако это не свидетельствует о противоречии Закона Санкт-Петербурга Налоговому кодексу РФ.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" положения части первой кодекса применяются к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие, т.е. после 1 января 1999 года, если иное не предусмотрено статьей 5 части первой кодекса.
Таким образом, часть первая Налогового кодекса РФ, регламентирующая действие актов о налогах и сборах во времени (ст. 5), на тот период не подлежала применению. Она начала действовать, когда принятие и введение в действие оспариваемого закона уже состоялось. Поэтому противоречие между ст. 3 закона Санкт-Петербурга, содержащей положение о моменте его вступления в силу, и ч. 2 ст. 5 НК РФ не возникает.
Доводы прокурора о противоречии закона Санкт-Петербурга статье 1 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" не могут быть приняты во внимание.
В настоящее время ст. 1 данного закона РФ признана утратившей силу и не действует, а соответственно, не имеется и противоречия между законом субъекта РФ и правовой нормой федерального закона, действие которой на момент рассмотрения дела прекращено. Рассматривать нормативный правовой акт в аспекте его соответствия недействующему закону нельзя.
Ссылка прокурора на противоречие оспариваемого закона статье 57 Конституции РФ не может служить основанием для удовлетворения его заявления о признании закона противоречащим Налоговому кодексу РФ.
Признание законоположений, допускающих придание обратной силы закону, ухудшающему положение налогоплательщика, не соответствующими Конституции РФ входит в компетенцию Конституционного Суда РФ и возможно только в порядке конституционного судопроизводства.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 191-197 ГПК РФ, суд решил:
Заместителю Генерального прокурора Российской Федерации в удовлетворении заявления о признании в части недействующим и не подлежащим применению Закона Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" N 129-21 от 26 июня 1998 года отказать.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)