Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, г. Саратов,
на решение от 27 июня 2007 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-2531/2007
по заявлению Федерального государственного унитарного геологического предприятия "Нижневолжскгеология", г. Саратов, о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, г. Саратов, об отказе в зачете суммы излишне уплаченного в федеральный бюджет НДС в размере 7229484 руб. 80 коп. в счет исполнения обязанности по уплате налога на добычу полезных ископаемых в размере 7229484 руб. 80 коп., о признании недействительным требования N 7 от 08.02.2007 в части суммы 7271075 руб. 69 коп., в том числе пени в размере 41590 руб. 89 коп., об обязании произвести зачет суммы излишне уплаченного в федеральный бюджет НДС в размере 7229484 руб. 80 коп. в счет исполнения обязанности по уплате: налога на добычу полезных ископаемых (нефть) в сумме 4837212 руб. 85 коп., налога на добычу полезных ископаемых (газовый конденсат) в сумме 2392271 руб. 95 коп. за декабрь 2006 года,
установил:
Федеральное государственное унитарное геологическое предприятие "Нижневолжскгеология" (далее - заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области (далее - налоговый орган) о признании незаконным решения об отказе в зачете суммы излишне уплаченного в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость в размере 7229484 руб. 80 коп. в счет исполнения обязанности по уплате налога на добычу полезных ископаемых в размере 7229484 руб. 80 коп.; о признании недействительным требования N 7 от 08.02.2007 в части суммы 7271075 руб. 69 коп., в том числе пени в размере 41590 руб. 89 коп.; об обязании произвести зачет суммы излишне уплаченного в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость КБК 18210301000010000110 в размере 7229484 руб. 80 коп., в счет исполнения обязанности по уплате налога на добычу полезных ископаемых (нефть) КБК 18210701011010000110 в сумме 4837212 руб. 85 коп., налога на добычу полезных ископаемых (газовый конденсат) КБК 18210701013010000110 в сумме 2392271 руб. 95 коп. за декабрь 2006 года.
Решением арбитражного суда от 27 июня 2007 года требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
В порядке апелляционного производства решение суда не пересматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение при его вынесении норм материального права.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения заявителя в суд послужило принятие налоговым органом решения от 12.02.2007 N 09-47/1111, в соответствии с которым заявителю отказано в проведении зачета излишне уплаченной суммы налога на добавленную стоимость в счет исполнения обязанности заявителя по уплате налога на добычу полезных ископаемых (нефть, газовый конденсат) за декабрь 2006 года, а также выставлено требование N 7 от 08.02.2007 об уплате заявителем налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) за декабрь 2006 года в сумме 7609984 руб. и пени в сумме 43779 рублей 88 копеек.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, исходил из факта выполнения им предусмотренных статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации требований, регламентирующих процедуру зачета излишне уплаченного налога, а также из того, что поскольку НДПИ зачисляется в федеральный бюджет в части 95%, налоговый орган должен был своевременно произвести зачет излишне уплаченного НДС, зачисляемого в тот же бюджет в размере 100%, в счет уплаты НДПИ.
В кассационной жалобе налоговый орган ссылается на то, что НДС и НДПИ являются источниками формирования разных бюджетов (НДС -100% федеральный бюджет, НДПИ - 95% федеральный бюджет и 5% - региональный бюджет), что не позволяет налоговому органу произвести зачет переплаты по НДС в счет задолженности по НДПИ, поскольку данная процедура ("дробление налога") налоговым законодательством не предусмотрена.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 30.10.2007 был объявлен перерыв до 14 часов 45 минут 08.11.2007.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив, в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78, 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и статьей 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно положениям пунктов 1, 3, 4 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном названной статьей. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа, зачет суммы излишне уплаченного налога - в счет погашения недоимки по иным налогам производится налоговым органом самостоятельно.
В силу пункта 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено то, что у заявителя по состоянию на 01.01.2007 образовалась переплата по налогу на добавленную стоимость и пени в размере 19704135 рублей (Акт сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам, взносам N 2420 от 16.02.2007).
В соответствии с заявлением от 07.02.2007 налогоплательщик просил произвести зачет излишне уплаченной суммы налога на добавленную стоимость в размере 7229484 руб. 80 коп. в счет исполнения обязанности по уплате: налога на добычу полезных ископаемых (нефть) в сумме 4837212 руб. 85 коп., налога на добычу полезных ископаемых (газовый конденсат) в сумме 2392271 руб. 95 коп. за декабрь 2006 года.
Согласно статье 50 Бюджетного кодекса в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов, в том числе: по налогу на добавленную стоимость (НДС) - по нормативу 100%, по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (НДПИ) (за исключением газа горючего) - по нормативу 95%, оставшиеся 5% подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что сумма переплаты и сумма недоимки указанных налогов находятся в рамках одного бюджета - федерального, в связи с чем налоговый орган обязан был произвести зачет излишне уплаченного НДС в счет уплаты налогоплательщиком НДПИ (нефть, газовый конденсат) в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
Ссылка налогового органа на то, что проведение зачета невозможно ввиду того, что НДС и НДПИ являются источником формирования разных бюджетов, обоснованно признана судом первой инстанции несостоятельной с учетом того, что 95% суммы НДПИ подлежало зачислению в тот же бюджет - федеральный, в котором имелась переплата по НДС.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали основания для отказа в проведении зачета, а также для выставления заявителю требования об уплате НДПИ, в связи с чем решение суда об удовлетворении требований заявителя следует признать основанным на надлежащем исследовании и оценке обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, а также на правильном применении норм материального права.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены, изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 июня 2007 года по делу N А57-2531/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 08.11.2007 ПО ДЕЛУ N А57-2531/2007
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2007 г. по делу N А57-2531/2007
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, г. Саратов,
на решение от 27 июня 2007 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-2531/2007
по заявлению Федерального государственного унитарного геологического предприятия "Нижневолжскгеология", г. Саратов, о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, г. Саратов, об отказе в зачете суммы излишне уплаченного в федеральный бюджет НДС в размере 7229484 руб. 80 коп. в счет исполнения обязанности по уплате налога на добычу полезных ископаемых в размере 7229484 руб. 80 коп., о признании недействительным требования N 7 от 08.02.2007 в части суммы 7271075 руб. 69 коп., в том числе пени в размере 41590 руб. 89 коп., об обязании произвести зачет суммы излишне уплаченного в федеральный бюджет НДС в размере 7229484 руб. 80 коп. в счет исполнения обязанности по уплате: налога на добычу полезных ископаемых (нефть) в сумме 4837212 руб. 85 коп., налога на добычу полезных ископаемых (газовый конденсат) в сумме 2392271 руб. 95 коп. за декабрь 2006 года,
установил:
Федеральное государственное унитарное геологическое предприятие "Нижневолжскгеология" (далее - заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области (далее - налоговый орган) о признании незаконным решения об отказе в зачете суммы излишне уплаченного в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость в размере 7229484 руб. 80 коп. в счет исполнения обязанности по уплате налога на добычу полезных ископаемых в размере 7229484 руб. 80 коп.; о признании недействительным требования N 7 от 08.02.2007 в части суммы 7271075 руб. 69 коп., в том числе пени в размере 41590 руб. 89 коп.; об обязании произвести зачет суммы излишне уплаченного в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость КБК 18210301000010000110 в размере 7229484 руб. 80 коп., в счет исполнения обязанности по уплате налога на добычу полезных ископаемых (нефть) КБК 18210701011010000110 в сумме 4837212 руб. 85 коп., налога на добычу полезных ископаемых (газовый конденсат) КБК 18210701013010000110 в сумме 2392271 руб. 95 коп. за декабрь 2006 года.
Решением арбитражного суда от 27 июня 2007 года требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
В порядке апелляционного производства решение суда не пересматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение при его вынесении норм материального права.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения заявителя в суд послужило принятие налоговым органом решения от 12.02.2007 N 09-47/1111, в соответствии с которым заявителю отказано в проведении зачета излишне уплаченной суммы налога на добавленную стоимость в счет исполнения обязанности заявителя по уплате налога на добычу полезных ископаемых (нефть, газовый конденсат) за декабрь 2006 года, а также выставлено требование N 7 от 08.02.2007 об уплате заявителем налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) за декабрь 2006 года в сумме 7609984 руб. и пени в сумме 43779 рублей 88 копеек.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, исходил из факта выполнения им предусмотренных статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации требований, регламентирующих процедуру зачета излишне уплаченного налога, а также из того, что поскольку НДПИ зачисляется в федеральный бюджет в части 95%, налоговый орган должен был своевременно произвести зачет излишне уплаченного НДС, зачисляемого в тот же бюджет в размере 100%, в счет уплаты НДПИ.
В кассационной жалобе налоговый орган ссылается на то, что НДС и НДПИ являются источниками формирования разных бюджетов (НДС -100% федеральный бюджет, НДПИ - 95% федеральный бюджет и 5% - региональный бюджет), что не позволяет налоговому органу произвести зачет переплаты по НДС в счет задолженности по НДПИ, поскольку данная процедура ("дробление налога") налоговым законодательством не предусмотрена.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 30.10.2007 был объявлен перерыв до 14 часов 45 минут 08.11.2007.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив, в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78, 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и статьей 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно положениям пунктов 1, 3, 4 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном названной статьей. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа, зачет суммы излишне уплаченного налога - в счет погашения недоимки по иным налогам производится налоговым органом самостоятельно.
В силу пункта 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено то, что у заявителя по состоянию на 01.01.2007 образовалась переплата по налогу на добавленную стоимость и пени в размере 19704135 рублей (Акт сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам, взносам N 2420 от 16.02.2007).
В соответствии с заявлением от 07.02.2007 налогоплательщик просил произвести зачет излишне уплаченной суммы налога на добавленную стоимость в размере 7229484 руб. 80 коп. в счет исполнения обязанности по уплате: налога на добычу полезных ископаемых (нефть) в сумме 4837212 руб. 85 коп., налога на добычу полезных ископаемых (газовый конденсат) в сумме 2392271 руб. 95 коп. за декабрь 2006 года.
Согласно статье 50 Бюджетного кодекса в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов, в том числе: по налогу на добавленную стоимость (НДС) - по нормативу 100%, по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (НДПИ) (за исключением газа горючего) - по нормативу 95%, оставшиеся 5% подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что сумма переплаты и сумма недоимки указанных налогов находятся в рамках одного бюджета - федерального, в связи с чем налоговый орган обязан был произвести зачет излишне уплаченного НДС в счет уплаты налогоплательщиком НДПИ (нефть, газовый конденсат) в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
Ссылка налогового органа на то, что проведение зачета невозможно ввиду того, что НДС и НДПИ являются источником формирования разных бюджетов, обоснованно признана судом первой инстанции несостоятельной с учетом того, что 95% суммы НДПИ подлежало зачислению в тот же бюджет - федеральный, в котором имелась переплата по НДС.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали основания для отказа в проведении зачета, а также для выставления заявителю требования об уплате НДПИ, в связи с чем решение суда об удовлетворении требований заявителя следует признать основанным на надлежащем исследовании и оценке обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, а также на правильном применении норм материального права.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены, изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 июня 2007 года по делу N А57-2531/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)