Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 24.11.2003 N А09-3667/03-13

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 24 ноября 2003 г. Дело N А09-3667/03-13

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ N 12 по Брянской области на Решение Арбитражного суда Брянской области от 24.06.2003 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 22.08.2003 по делу N А09-3667/03-13,
УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение Управление федеральной почтовой связи Брянской области (далее - ГУП ФПС Брянской области) обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании Инспекции МНС РФ по Погарскому району Брянской области (в настоящее время - Межрайонная инспекция МНС РФ N 12 по Брянской области) возвратить из бюджета излишне уплаченный земельный налог в сумме 10389 руб. 10 коп.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 24.06.2003 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 22.08.2003 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда как принятое в нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция полагает, что оспариваемые решение и постановление надлежит отменить, а дело направить на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, ГУП ФПС Брянской области обратилось в Инспекцию МНС РФ по Погарскому району Брянской области с заявлениями от 31.05.2002 и от 24.06.2002 о возврате из бюджета излишне уплаченного земельного налога за период 2000 - 2002 гг. в сумме 10389 руб. 10 коп., ссылаясь на п. 12 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", ст. 31 Федерального закона от 17.07.99 N 176 "О почтовой связи".
Письмом от 01.07.2002 N 4-2094 инспекция отказалась принять уточненные расчеты по налогу на землю за 1999 - 2001 гг., указав, что Законом РФ "О плате за землю" не предусмотрено освобождение отделений связи от уплаты земельного налога.
Кроме того, письмом от 10.04.2003 N 4-1790 по представленному уточненному расчету по налогу на землю за 2002 г. налогоплательщику было отказано в предоставлении льготы, предусмотренной п. 12 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
Не согласившись с позицией налогового органа, ГУП ФПС Брянской области обратилось в суд, мотивируя свои требования следующим.
В силу п. 12 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
В соответствии со ст. 31 Закона РФ "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты почтовой связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Статьями 2, 11, 27 Федерального закона "О почтовой связи" от 17.07.99 N 176-ФЗ установлено, что организациями федеральной почтовой связи являются юридические лица, созданные в форме государственных унитарных предприятий и государственных учреждений на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, которое передается этим организациям на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, финансирование деятельности организаций федеральной почтовой связи осуществляется за счет средств федерального бюджета. Управление деятельностью в области почтовой связи осуществляется федеральным органом исполнительной власти - Министерством РФ по связи и информатизации.
Судом установлено, что заявитель является государственным учреждением и его правовой статус определяется Положением о государственном учреждении - Управлении Федеральной почтовой связи Брянской области Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации, утвержденным Государственным комитетом РФ по связи и информатизации 11.04.97, зарегистрированным Постановлением администрации Советского района г. Брянска 08.07.93 N 1025.
Суд обоснованно указал, что нормы Закона РФ "О почтовой связи", регулирующие вопросы предоставления земельных участков для осуществления деятельности отделений связи, должны рассматриваться как составная часть налогового законодательства, поскольку их принятие не противоречило ст. 10 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Исходя из соотношения налоговых и специальных нормативных актов и учитывая, что законодателю предоставлено право устанавливать особый правовой режим (в том числе и льготы по налогам) в рамках специальных законов, регламентирующих деятельность определенной категории субъектов, вывод суда о том, что ГУ УФПС Брянской области не является плательщиком земельного налога в силу п. 2 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1, правомерен.
Между тем, удовлетворяя требование налогоплательщика о возврате излишне уплаченного земельного налога в сумме 10389 руб. 10 коп., суд не исследовал обстоятельства, касающиеся факта уплаты налога в указанной сумме.
Статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, предусматривает обязанность налогового органа возвратить сумму налога, сбора, пени при условии направления налогоплательщиком в инспекцию соответствующего письменного заявления и наличия в соответствующем бюджете излишне уплаченных денежных средств. Заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 8 ст. 78 Кодекса) и его направление в налоговый орган является обязательным условием в процедуре досудебного урегулирования спора.
Из материалов дела видно, что общество обратилось в налоговый орган с заявлениями о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога за 1999 - 2001 гг. Однако в исковом заявлении налогоплательщик просит обязать инспекцию возвратить излишне уплаченный налог за 2000 - 2002 гг.
Имеющиеся в деле платежные документы свидетельствуют об уплате земельного налога за 1999 - 2000 гг. в сумме 7001 руб. 38 коп., доказательства уплаты налога за 2002 г. в материалах дела отсутствуют. Кроме того, суд не выяснил, направлял ли плательщик в инспекцию заявление о возврате этого налога и в какой сумме за спорный период.
Учитывая, что решение арбитражного суда принято без учета и оценки фактических обстоятельств дела, имеющих значение для правильного разрешения спора, оно подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 24.06.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 22.08.2003 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-3667/03-13 отменить и дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу

от 24 ноября 2003 г. Дело N А09-3667/03-13

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ N 12 по Брянской области на Решение Арбитражного суда Брянской области от 24.06.2003 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 22.08.2003 по делу N А09-3667/03-13,
УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение Управление федеральной почтовой связи Брянской области (далее - ГУП ФПС Брянской области) обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании Инспекции МНС РФ по Погарскому району Брянской области (в настоящее время - Межрайонная инспекция МНС РФ N 12 по Брянской области) возвратить из бюджета излишне уплаченный земельный налог в сумме 10389 руб. 10 коп.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 24.06.2003 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 22.08.2003 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда как принятое в нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция полагает, что оспариваемые решение и постановление надлежит отменить, а дело направить на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, ГУП ФПС Брянской области обратилось в Инспекцию МНС РФ по Погарскому району Брянской области с заявлениями от 31.05.2002 и от 24.06.2002 о возврате из бюджета излишне уплаченного земельного налога за период 2000 - 2002 гг. в сумме 10389 руб. 10 коп., ссылаясь на п. 12 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", ст. 31 Федерального закона от 17.07.99 N 176 "О почтовой связи".
Письмом от 01.07.2002 N 4-2094 инспекция отказалась принять уточненные расчеты по налогу на землю за 1999 - 2001 гг., указав, что Законом РФ "О плате за землю" не предусмотрено освобождение отделений связи от уплаты земельного налога.
Кроме того, письмом от 10.04.2003 N 4-1790 по представленному уточненному расчету по налогу на землю за 2002 г. налогоплательщику было отказано в предоставлении льготы, предусмотренной п. 12 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
Не согласившись с позицией налогового органа, ГУП ФПС Брянской области обратилось в суд, мотивируя свои требования следующим.
В силу п. 12 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
В соответствии со ст. 31 Закона РФ "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты почтовой связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Статьями 2, 11, 27 Федерального закона "О почтовой связи" от 17.07.99 N 176-ФЗ установлено, что организациями федеральной почтовой связи являются юридические лица, созданные в форме государственных унитарных предприятий и государственных учреждений на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, которое передается этим организациям на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, финансирование деятельности организаций федеральной почтовой связи осуществляется за счет средств федерального бюджета. Управление деятельностью в области почтовой связи осуществляется федеральным органом исполнительной власти - Министерством РФ по связи и информатизации.
Судом установлено, что заявитель является государственным учреждением и его правовой статус определяется Положением о государственном учреждении - Управлении Федеральной почтовой связи Брянской области Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации, утвержденным Государственным комитетом РФ по связи и информатизации 11.04.97, зарегистрированным Постановлением администрации Советского района г. Брянска 08.07.93 N 1025.
Суд обоснованно указал, что нормы Закона РФ "О почтовой связи", регулирующие вопросы предоставления земельных участков для осуществления деятельности отделений связи, должны рассматриваться как составная часть налогового законодательства, поскольку их принятие не противоречило ст. 10 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Исходя из соотношения налоговых и специальных нормативных актов и учитывая, что законодателю предоставлено право устанавливать особый правовой режим (в том числе и льготы по налогам) в рамках специальных законов, регламентирующих деятельность определенной категории субъектов, вывод суда о том, что ГУ УФПС Брянской области не является плательщиком земельного налога в силу п. 2 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1, правомерен.
Между тем, удовлетворяя требование налогоплательщика о возврате излишне уплаченного земельного налога в сумме 10389 руб. 10 коп., суд не исследовал обстоятельства, касающиеся факта уплаты налога в указанной сумме.
Статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, предусматривает обязанность налогового органа возвратить сумму налога, сбора, пени при условии направления налогоплательщиком в инспекцию соответствующего письменного заявления и наличия в соответствующем бюджете излишне уплаченных денежных средств. Заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 8 ст. 78 Кодекса) и его направление в налоговый орган является обязательным условием в процедуре досудебного урегулирования спора.
Из материалов дела видно, что общество обратилось в налоговый орган с заявлениями о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога за 1999 - 2001 гг. Однако в исковом заявлении налогоплательщик просит обязать инспекцию возвратить излишне уплаченный налог за 2000 - 2002 гг.
Имеющиеся в деле платежные документы свидетельствуют об уплате земельного налога за 1999 - 2000 гг. в сумме 7001 руб. 38 коп., доказательства уплаты налога за 2002 г. в материалах дела отсутствуют. Кроме того, суд не выяснил, направлял ли плательщик в инспекцию заявление о возврате этого налога и в какой сумме за спорный период.
Учитывая, что решение арбитражного суда принято без учета и оценки фактических обстоятельств дела, имеющих значение для правильного разрешения спора, оно подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 24.06.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 22.08.2003 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-3667/03-13 отменить и дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)