Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 30.04.2003 N А56-30259/02

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 30 апреля 2003 года Дело N А56-30259/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Сапоткиной Т.И., Рудницкого Г.М., при участии в судебном заседании от ООО "Центр фирменной торговли "Нарвский" Чернова А.Б. (доверенность от 24.02.2003), от КУГИ Соколова К.С. (доверенность от 29.08.2002), Короть Т.Н. (доверенность от 25.03.2003), рассмотрев 24.04.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2003 по делу N А56-30259/02 (судья Астрицкая С.Т.),
УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Центр фирменной торговли "Нарвский" (далее - ООО "ЦФТ "Нарвский") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к государственному учреждению по совершению сделок с имуществом "Фонд имущества Санкт-Петербурга" (далее - ГУ "Фонд имущества Санкт-Петербурга") и Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) о заключении договора купли-продажи земельного участка площадью 7569 кв.м, кадастровый номер 78:8036:5, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, улица Промышленная, дом 6, на условиях проекта договора, представленного истцом.
Определением от 10.12.2002 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗУ) и Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - КГА).
Решением от 20.01.2003 между ГУ "Фонд имущества Санкт-Петербурга" и ООО "ЦФТ "Нарвский" заключен договор купли-продажи земельного участка общей площадью 7569 кв.м (кадастровый номер 78:8036:5) на условиях согласованного сторонами проекта договора и протокола разногласий к нему. В иске к КУГИ отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе КУГИ просит отменить решение и направить дело на новое рассмотрение. КУГИ считает, что судом неправильно определен продавец земельного участка, а также при расчете выкупной цены судом необоснованно не применены бюджетные коэффициенты, поскольку они применяются для индексации ставки земельного налога, а не для определения порядка исчисления земельного налога. Кроме того, податель жалобы указывает на отсутствие у истца права на приватизацию спорного земельного участка в связи с тем, что в его границах имеется зона особого режима использования - техническая и охранная зона метрополитена площадью 1084 кв.м.
Представители КУГИ в судебном заседании поддержали доводы жалобы.
Представитель ООО "ЦФТ "Нарвский" против удовлетворения жалобы возражал.
ГУ "Фонд имущества Санкт-Петербурга", КЗРиЗУ и КГА надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "ЦФТ "Нарвский" принадлежат на праве собственности:
- - нежилое здание площадью 6519,6 кв.м, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, улица Промышленная, дом 6, литера А, кадастровый номер 78:8036:0:14 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.06.2000 серии 78-ВЛ N 063339);
- - нежилое здание площадью 126,8 кв.м, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, улица Промышленная, дом 6, литера Б, кадастровый номер 78:8036:0:13 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.06.2000 серии 78-ВЛ N 063340);
- - нежилое здание площадью 677,2 кв.м, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, улица Промышленная, дом 6, литера Д, кадастровый номер 78:8036:0:12 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.06.2000 серии 78-ВЛ N 064155).
Истец как собственник строений на основании пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации считает, что он имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположено названное имущество. В связи с этим и в соответствии с пунктом 5 названной нормы кодекса ООО "ЦФТ "Нарвский" обратилось в КУГИ с заявлением от 24.12.2001 о приобретении права собственности на спорный земельный участок.
Поскольку в нарушение пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации КУГИ в двухнедельный срок не подготовил проект договора купли-продажи земельного участка и не направил его истцу, ООО "ЦФТ "Нарвский" на основании пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Согласно пункту 2 статьи 43 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" с даты вступления в силу названного закона продажа государственного и муниципального имущества осуществляется в порядке, предусмотренном данным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 названного закона собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Аналогичное право собственников зданий, строений, сооружений предусмотрено пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии у истца права выкупа земельного участка. Вместе с тем при определении надлежащего продавца спорного имущества судом неправильно применены нормы материального права.
Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" в отличие от ранее действовавших законов, регулировавших подобные отношения, не содержит положений о фондах имущества как продавцах государственного и муниципального имущества, за исключением указания в пункте 1 статьи 6 на то, что Правительство Российской Федерации может поручить выполнение функции по продаже приватизируемого федерального имущества от его имени специализированному государственному учреждению.
В то же время статьей 29, пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о продаже земельного участка принимает и подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка осуществляет исполнительный орган государственной власти, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" решение о приватизации земельных участков принимают органы, принявшие решение о приватизации находящихся на этих земельных участках объектов недвижимости.
Поскольку КУГИ принял решение о приватизации объекта недвижимости, находящегося в настоящее время в собственности истца, именно он и вправе принять решение о приватизации земельного участка.
ГУ "Фонд имущества Санкт-Петербурга" к органам, перечисленным в пункте 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не может быть отнесено в силу его правового статуса. ГУ "Фонд имущества Санкт-Петербурга", являясь специализированным государственным учреждением, по специальному поручению уполномоченного государственного органа заключает от его имени договоры купли-продажи земельных участков на основании распоряжения указанного органа о приватизации земельного участка.
Таким образом, истец обоснованно обратился с иском к КУГИ, не выполнившему свою обязанность по принятию решения и подготовке проекта договора в двухнедельный срок. Поскольку суд, правильно установив обстоятельства дела и удовлетворив иск, необоснованно указал в качестве лица, обязанного заключить договор, ГУ "Фонд имущества Санкт-Петербурга", решение подлежит отмене.
Что касается определения цены выкупа земельного участка, то согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" цена земли устанавливается субъектом Российской Федерации. Распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 20.11.2001 N 1191-ра цена за 1 кв.м установлена в ставках земельного налога по административным зонам Санкт-Петербурга и зонам градостроительной ценности территорий. Для зоны градостроительной ценности, в которой находится выкупаемый участок, названным распоряжением цена продажи земли установлена равной 30-кратной ставке земельного налога за 1 кв.м.
Ставки земельного налога в Санкт-Петербурге установлены Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге". В соответствии с данным законом ставка земельного налога для зоны градостроительной ценности, в которой расположен выкупаемый земельный участок, составляет 7,615 рубля за 1 кв.м.
Поскольку определение размера ставки земельного налога относится к компетенции субъекта Российской Федерации, то при определении стоимости земельного участка в Санкт-Петербурге необходимо учитывать коэффициент к ставке земельного налога, устанавливаемый субъектом Российской Федерации. В данном случае Санкт-Петербург действует в пределах предоставленных ему Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О плате за землю", Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" полномочий и вправе устанавливать поправочные коэффициенты, так как это влечет изменение самой ставки земельного налога.
В силу статей 16 и 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налоговым периодом по земельному налогу является год. На основании пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акт законодательства о налогах вступает в силу с первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта (пункт 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"). Данный вывод подтверждается и постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97 N 3-П "По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году".



Согласно статье 27 Закона Санкт-Петербурга от 18.11.2002 N 535-56 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2003 год" ставки земельного налога, дифференцированные Законом Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" по административным районам Санкт-Петербурга и зонам градостроительной ценности территорий, применяются в 2003 году по отношению к 1998 году с коэффициентом 8,64.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения. Поскольку договор купли-продажи заключается на основании судебного решения, суд должен применять нормативные акты, действующие на момент вынесения решения.
С учетом изложенного цена выкупа спорного земельного участка составляет 7569 кв.м х 7,615 руб. х 30 х 8,64 = 14939752 руб. 75 коп.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2003 по делу N А56-30259/02 отменить.
Обязать Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга заключить с обществом с ограниченной ответственностью "Центр фирменной торговли "Нарвский" договор купли-продажи земельного участка площадью 7569 кв.м, кадастровый номер 78:8036:5, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, улица Промышленная, дом 6, установив цену выкупа в размере 14939752 руб. 75 коп.
В иске к государственному учреждению по совершению сделок с имуществом "Фонд имущества Санкт-Петербурга" отказать.
Председательствующий
ВЛАСОВА М.Г.

Судьи
САПОТКИНА Т.И.
РУДНИЦКИЙ Г.М.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)