Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 18 марта 2002 года Дело N А56-30273/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Абакумовой И.Д., Дмитриева В.В., при участии от АООТ "Комбинат облицовочных и строительных материалов" Проскуриной М.Г. (доверенность от 15.10.2001 N 367), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга Ковешниковой Т.А. (доверенность от 09.01.2002 N 01/529), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу АООТ "Комбинат облицовочных и строительных материалов" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.01.2002 по делу N А56-30273/01 (судьи Блинова Л.В., Згурская М.Л., Бойко А.Е.),
Акционерное общество открытого типа "Комбинат облицовочных и строительных материалов" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) о признании недействительными решения от 16.10.2001 N 11301 и требования об уплате налога по состоянию на 16.10.2001 N 1-13/57 и обязании налогового органа принять к исполнению уточненные сводные расчеты земельного налога за 2000 и 2001 годы.
Решением арбитражного суда от 21.01.2002 в иске о признании недействительными решения от 16.10.2001 N 11301 и требования об уплате налога по состоянию на 16.10.2001 N 1-13/57 отказано. В части требования об обязании налоговой инспекции принять сводные уточненные расчеты по земельному налогу за 2000 и 2001 годы производство по делу прекращено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе истец просит отменить решение суда и принять новое, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, истец 23.07.2001 представил в налоговую инспекцию уточненные сводные налоговые декларации по земельному налогу за 2000 и 2001 годы.
Налоговым органом проведена камеральная проверка представленных налоговых деклараций, по результатам которой принято решение от 16.10.2001 N 11301 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении земельного налога и пеней.
Из решения налоговой инспекции следует, что расчет платы за землю в представленных декларациях истцом произведен за 2000 год по ставкам налога за 1998 год, с применением коэффициента 1,2, за 2001 год - по ставкам налога за 1998 год, без учета повышающих коэффициентов.
На основании решения обществу направлено требование об уплате налога по состоянию на 16.10.2001 N 1-13/57.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательством Российской Федерации. Конкретные ставки земельного налога определяются законодательными актами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации налог считается установленным, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, в том числе налоговая ставка.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" установлены средние ставки.
Поскольку установление налога входит в компетенцию федерального законодательства, Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" с учетом экономических процессов предусмотрены соответствующие изменения налоговых ставок.
В пункте 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных этим кодексом.
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" до введения в действие части второй названного кодекса ссылки на положения кодекса в статье 53 приравниваются к ссылкам на Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и отдельные законы о налогах, устанавливающих порядок уплаты конкретных налогов.
Суд пришел к выводу о том, что Законом Российской Федерации "О плате за землю", определившим средние ставки, установлены пределы, в рамках которых субъекты Российской Федерации должны устанавливать конкретные налоговые ставки.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" от 22.02.99 N 36-ФЗ определено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году для всех категорий земель с коэффициентом 2 (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота). Названным законом изменены пределы средних ставок, соответственно увеличились и конкретные налоговые ставки.
Согласно статье 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Такая же, как и в 2000 году, ставка земельного налога установлена и на 2001 год (статья 12 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" от 27.12.2000 N 150-ФЗ).
Данное увеличение произведено федеральным законодателем в пределах своей компетенции в полном соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом данных коэффициентов устанавливается конкретная ставка налога для каждого налогоплательщика на очередной налоговый период - год.
Суд пришел к правильному выводу о том, что налоговая инспекция правомерно доначислила обществу налог на землю, начислила пени и применила ответственность по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем судом не проверена правильность расчета доначисленных земельного налога, пеней и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
В суде кассационной инстанции представитель истца утверждал, что первоначальный расчет по земельному налогу за 2000 год составлен с учетом коэффициентов 2 и 1,2, то есть по ставке 23,77 руб. (9,905 руб. х 2 х 1,2 = 23,77 руб.), и данный налог полностью уплачен в бюджет.
В то же время налоговая инспекция по оспариваемому решению доначислила обществу за 2000 год 743576,28 руб. земельного налога, соответствующие пени и применила ответственность по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представитель налоговой инспекции не смог дать пояснений по данному вопросу.
При указанных обстоятельствах кассационная инстанция считает, что принятое решение суда недостаточно обосновано, в связи с чем подлежит отмене, а дело - передаче в суд первой инстанции на новое рассмотрение по следующим основаниям.
При новом рассмотрении суду необходимо истребовать у сторон первоначальные налоговые декларации по земельному налогу за 2000 и 2001 годы, установить, какие суммы налога уплачены истцом за указанные периоды, в случае необходимости назначить сверку расчетов между сторонами, проверить расчет доначисленного налоговой инспекцией земельного налога, начисленных пеней и размер штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и принять соответствующее решение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 3) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.01.2002 по делу N А56-30273/01 отменить в части отказа в иске.
Дело в этой части передать на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 18.03.2002 N А56-30273/01
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2002 года Дело N А56-30273/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Абакумовой И.Д., Дмитриева В.В., при участии от АООТ "Комбинат облицовочных и строительных материалов" Проскуриной М.Г. (доверенность от 15.10.2001 N 367), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга Ковешниковой Т.А. (доверенность от 09.01.2002 N 01/529), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу АООТ "Комбинат облицовочных и строительных материалов" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.01.2002 по делу N А56-30273/01 (судьи Блинова Л.В., Згурская М.Л., Бойко А.Е.),
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество открытого типа "Комбинат облицовочных и строительных материалов" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) о признании недействительными решения от 16.10.2001 N 11301 и требования об уплате налога по состоянию на 16.10.2001 N 1-13/57 и обязании налогового органа принять к исполнению уточненные сводные расчеты земельного налога за 2000 и 2001 годы.
Решением арбитражного суда от 21.01.2002 в иске о признании недействительными решения от 16.10.2001 N 11301 и требования об уплате налога по состоянию на 16.10.2001 N 1-13/57 отказано. В части требования об обязании налоговой инспекции принять сводные уточненные расчеты по земельному налогу за 2000 и 2001 годы производство по делу прекращено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе истец просит отменить решение суда и принять новое, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, истец 23.07.2001 представил в налоговую инспекцию уточненные сводные налоговые декларации по земельному налогу за 2000 и 2001 годы.
Налоговым органом проведена камеральная проверка представленных налоговых деклараций, по результатам которой принято решение от 16.10.2001 N 11301 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении земельного налога и пеней.
Из решения налоговой инспекции следует, что расчет платы за землю в представленных декларациях истцом произведен за 2000 год по ставкам налога за 1998 год, с применением коэффициента 1,2, за 2001 год - по ставкам налога за 1998 год, без учета повышающих коэффициентов.
На основании решения обществу направлено требование об уплате налога по состоянию на 16.10.2001 N 1-13/57.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательством Российской Федерации. Конкретные ставки земельного налога определяются законодательными актами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации налог считается установленным, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, в том числе налоговая ставка.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" установлены средние ставки.
Поскольку установление налога входит в компетенцию федерального законодательства, Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" с учетом экономических процессов предусмотрены соответствующие изменения налоговых ставок.
В пункте 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных этим кодексом.
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" до введения в действие части второй названного кодекса ссылки на положения кодекса в статье 53 приравниваются к ссылкам на Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и отдельные законы о налогах, устанавливающих порядок уплаты конкретных налогов.
Суд пришел к выводу о том, что Законом Российской Федерации "О плате за землю", определившим средние ставки, установлены пределы, в рамках которых субъекты Российской Федерации должны устанавливать конкретные налоговые ставки.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" от 22.02.99 N 36-ФЗ определено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году для всех категорий земель с коэффициентом 2 (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота). Названным законом изменены пределы средних ставок, соответственно увеличились и конкретные налоговые ставки.
Согласно статье 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Такая же, как и в 2000 году, ставка земельного налога установлена и на 2001 год (статья 12 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" от 27.12.2000 N 150-ФЗ).
Данное увеличение произведено федеральным законодателем в пределах своей компетенции в полном соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом данных коэффициентов устанавливается конкретная ставка налога для каждого налогоплательщика на очередной налоговый период - год.
Суд пришел к правильному выводу о том, что налоговая инспекция правомерно доначислила обществу налог на землю, начислила пени и применила ответственность по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем судом не проверена правильность расчета доначисленных земельного налога, пеней и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
В суде кассационной инстанции представитель истца утверждал, что первоначальный расчет по земельному налогу за 2000 год составлен с учетом коэффициентов 2 и 1,2, то есть по ставке 23,77 руб. (9,905 руб. х 2 х 1,2 = 23,77 руб.), и данный налог полностью уплачен в бюджет.
В то же время налоговая инспекция по оспариваемому решению доначислила обществу за 2000 год 743576,28 руб. земельного налога, соответствующие пени и применила ответственность по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представитель налоговой инспекции не смог дать пояснений по данному вопросу.
При указанных обстоятельствах кассационная инстанция считает, что принятое решение суда недостаточно обосновано, в связи с чем подлежит отмене, а дело - передаче в суд первой инстанции на новое рассмотрение по следующим основаниям.
При новом рассмотрении суду необходимо истребовать у сторон первоначальные налоговые декларации по земельному налогу за 2000 и 2001 годы, установить, какие суммы налога уплачены истцом за указанные периоды, в случае необходимости назначить сверку расчетов между сторонами, проверить расчет доначисленного налоговой инспекцией земельного налога, начисленных пеней и размер штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и принять соответствующее решение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 3) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.01.2002 по делу N А56-30273/01 отменить в части отказа в иске.
Дело в этой части передать на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
ЛОМАКИН С.А.
Судьи
АБАКУМОВА И.Д.
ДМИТРИЕВ В.В.
ЛОМАКИН С.А.
Судьи
АБАКУМОВА И.Д.
ДМИТРИЕВ В.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)