Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 17.10.2011 ПО ДЕЛУ N А40-66002/11-90-286

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 октября 2011 г. по делу N А40-66002/11-90-286


Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2011 г.
Решение в полном объеме изготовлено 17 октября 2011 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Председательствующего судьи Петрова И.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Фроловым В.А.
рассмотрел дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие Ваньеганнефть" (ОГРН 1028600943062, 628616, Тюменская область, ХМАО - Югра, г. Нижневартовск, ул. Ленина, д. 3-П)
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (ОГРН 1047702057765, 129223, г. Москва, проспект Мира, ВВЦ, стр. 194)
об обязании начислить и уплатить проценты на сумму излишне взысканных налогов, пени, штрафов в размере 94.846182,31 руб.,
при участии: от заявителя - Синегубова А.Н., доверенность N 179 от 09.12.2010 г., от налогового органа - Самариной К.Ю., доверенность N 264 от 13.11.2010 г.

установил:

ООО "СП Ваньеганнефть" обратилось в суд с заявлением об обязании Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 начислить и уплатить ООО "СП Ваньеганнефть" проценты на сумму излишне взысканных налогов, пени, штрафов в размере 94.846182,31 руб.
Свое требование заявитель обосновывает тем, что своими действиями, выраженными в несвоевременном возврате излишне взысканных налогов, пени и штрафов, налоговый орган нарушил положения налогового законодательства и права заявителя.
Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 требование заявителя не признала по основаниям, указанным в письменном отзыве на заявление и письменных пояснениях по делу.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
В судебном заседании установлено, что по результатам проведенной выездной налоговой проверки Общества с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие "Ваньеганнефть" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01 2004 г. по 31.12.2005 г., соблюдения валютного законодательства за период с 01.01.2004 г. по 31.12.2005 г. Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 вынесено решение N 52/605 от 13.04.2007 г. "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", которым доначислены:
- - налог на прибыль в сумме 23 425 015 руб., пени в размере 4 955 255,46 руб., штраф в размере 4 685 003 руб.;
- - налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций иностранными в сумме 366 488 662 руб., пени в размере 99 853 028 руб., штраф по нему в соответствии со ст. 123 НК РФ в размере 73 297 732,40 руб.;
- - налог на доходы физических лиц в сумме 132 855 руб., пени в размере 46 528,79 руб., штраф по нему в соответствии со ст. 123 НК РФ в размере 26 571 руб.;
- - земельный налог в сумме 97 688 руб., пени в размере 29 839 руб., штраф в размере 19 537,60 руб.;
- - налог на добавленную стоимость в сумме 4 048 554,85 руб.
- - налог на имущество организации в сумме 225 902 руб., пени в размере 46 104 руб., штраф в размере 45 180,40 руб.;
- - транспортный налог в сумме 42 004 руб., пени в размере 13 058 руб., штраф в размере 8 400,80 руб.;
- - единый социальный налог в сумме 28 449 руб.
- налог на добычу полезных ископаемых в сумме 49 636 934 руб., пени в размере 8 769 231,93 руб., штраф в размере 9 927 386,80 руб.
Кроме того, решением Общество было привлечено к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных: ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок документов, необходимых для осуществления налогового контроля, в сумме штрафа 4 600 руб.; ст. 119 НК РФ за непредставление декларации по земельному налогу в сумме штрафа 248 660,80 руб.; ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок 12 документов, необходимых для проведения проверки, в сумме штрафа 600,00 руб.
Таким образом, налогоплательщику было предложено уплатить в установленные сроки 646 102 781,76 руб., в т.ч. налогов и сборов в размере 444 126 063,85 руб., пени в размере 113 713 045,18 руб., налоговый санкции в размере 88 263 672,80 руб.
На основании решения инспекции налоговым органом были выставлены Требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 08.05.2007 N 70, N 70/1 и от 08.05.2007 г. сроком исполнения до 19.05.2007 г.
В связи с истечением сроков для добровольного исполнения названных требований, и в частности, требования N 70 от 08.05.2007 инспекцией было вынесено решение N 13 от 24.05.2007 о взыскание налогов и сборов, а также пеней, штрафов за счет денежных средств Общества на счетах в банках в пределах сумм, указанных в Требовании N 70 от 08.05.2007 г.
Оплата сумм налогов и сборов, а также пени по ним (без штрафов) была произведена Обществом платежными поручениями:
по Требованию N 70:
- - N 00647 от 29.05.2007 на сумму 4 901 280,06 руб. (налог на прибыль ФБ);
- - N 00648 от 29.05.2007 на сумму 688 478,43 руб. (пени по налогу на прибыль ФБ);
- - N 00649 от 29.05.2007 на сумму 16 599 761,13 руб. (налог на прибыль РБ);
- - N 00650 от 29.05.2007 на сумму 4 085 194 руб. (пени по налогу на прибыль РБ);
- - N 00651 от 29.05.2007 на сумму 1 923 973,81 руб. (налог на прибыль МБ);
- - N 00652 от 29.05.2007 на сумму 181 552,42 руб. (налог на прибыль МБ);
- - N 00653 от 29.05.2007 на сумму 132 855 руб. (налог на доходы физических лиц);
- - N 00654 от 29.05.2007 на сумму 46 528,79 руб. (пени по налогу на доходы физических лиц);
- - N 00655 от 29.05.2007 на сумму 22 153 руб. (единый социальный налог ФБ);
- - N 00656 от 29.05.2007 на сумму 3 347 руб. (единый социальный налог, зачисляемый в ФСС);
- - N 00657 от 29.05.2007 на сумму 863 руб. (единый социальный налог, зачисляемый в ФФОМС);
- - N 00658 от 29.05.2007 на сумму 2 086 руб. (единый социальный налог, зачисляемый в ТФОМС);
- - N 00659 от 29.05.2007 на сумму 4 048 554,85 руб. (налог на добавленную стоимость);
- - N 00660 от 29.05.2007 на сумму 366 488 662 руб. (налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций иностранными);
- - N 00661 от 29.05.2007 на сумму 99 853 028 руб. (пени по налогу на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций иностранными);
- - N 00662 от 29.05.2007 на сумму 49 636 934 руб. (налог на добычу полезных ископаемых);
- - N 00663 от 29.05.2007 на сумму 8 769 231,93 руб. (пени по налогу на добычу полезных ископаемых).
по Требованию N 70/1:
- - N 00664 от 29.05.2007 на сумму 225 902 руб. (налог на имущество организаций);
- - N 00665 от 29.05.2007 на сумму 46 104 руб. (пени по налогу на имущество организаций);
- - N 00666 от 29.05.2007 на сумму 97 688 руб. (земельный налог);
- - N 00667 от 29.05.2007 на сумму 29 839 руб. (пени по земельному налогу);
- - N 00668 от 29.05.2007 на сумму 25 909 руб. (транспортный налог);
- - N 00669 от 29.05.2007 на сумму 8 056,79 руб. (пени по транспортному налогу);
- по Требованию N 70/2:
- - N 00670 от 29.05.2007 на сумму 16 095 руб. (транспортный налог);
- - N 00671 от 29.05.2007 на сумму 5 001,21 руб. (пени по транспортному налогу);
- Кроме того, за период с даты вынесения решения инспекции (13.04.2007 г.) по дату оплаты Обществом недоимки (29.05.2007 г.), инспекцией были дополнительно выставлены к уплате пени по налогу на доходы физических лиц в размере 2 115,8 руб. (Требования N 12/1 от 22.06.2007), ЕСН, зачисляемый в ФБ, в размере 77,63 руб. (Требование N 106 от 22.06.2007), налог на прибыль, зачисляемый в ФБ, в размере 25 680,91 руб. (Требование N 93 от 22.06.2007), НДПИ в размере 455 228,34 руб. (Требование N 98 от 18.06.2007), налог на прибыль, зачисляемый в РБ, в размере 246 779,05 руб. (Требование N 94 от 18.06.2007), налог на прибыль, зачисляемый в местный бюджет, в размере 9 341,46 руб. (Требование N 95 от 18.06.2007), налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, в размере 5 900 467,47 руб. (Требование N 97 от 18.06.2007).
Оплата пени по названным требованиям была произведена Обществом платежными поручениями от 26.06.2007 N 221, N 218, N 217, от 25.06.2007 N 207, N 210, N 206, N 208 соответственно
Взыскание задолженности по штрафам, указанным в Требовании N 70, на сумму 87 941 893,20 руб. было произведено инкассовыми поручениями:
- - N 1047 от 24.07.2007 на сумму 980 256 руб. (штраф по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет);
- - N 1048 от 24.07.2007 на сумму 3 319 952 руб. (штраф по налогу на прибыль, зачисляемому в региональный бюджет);
- - N 1049 от 24.07.2007 на сумму 384 795 руб. (штраф по налогу на прибыль организации, зачисляемому в местный бюджет);
- - N 1050 от 24.07.2007 на сумму 26 571 руб. (штраф по налогу на доходы физических лиц);
- - N 1051 от 24.07.2007 на сумму 73 297 732,40 руб. (штраф по налогу на прибыль организаций, получаемых в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями);
- - N 1052 от 24.07.2007 на сумму 5 200 руб. (штрафы, применяемые в качестве налоговых санкций по п. 1 ст. 126 НК РФ);
- - N 1053 от 24.07.2007 на сумму 9 927 386, 80 руб. (штраф по НДПИ).
Налоговый орган обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа Югры с заявлением о взыскании с Общества 88 263 672,80 руб. штрафа.
Определением Арбитражного суда ХМАО - Югры от 20.06.2007 г. по делу N А75-3178/2007 исковое заявление инспекции принято к производству.
27.06.2007 г. Обществом подан в Арбитражный суд ХМАО - Югры встречный иск о признании частично недействительным решения инспекции, требований N 70, N 70/1 и N 70/2 от 08.05.2007 г.
Определением Арбитражного суда ХМАО - Югры от 28.06.2007 г. встречный иск Общества принят к производству по делу N А75-3178/2007.
Решением Арбитражного суда ХМАО - Югры от 03.10.2007 г. по делу N А75-3178/2007 удовлетворено требование инспекции о взыскании 321 779,60 руб., в т.ч. по налогу на имущество в размере 45 180,40 руб., по транспортному налогу в размере 8 400,80 руб., по земельному налогу в размере 19 537,6 руб.; в части требований инспекции о взыскании 87 941 893,20 руб. отказано (в связи с произведением взыскания на основании инкассовых поручений).
Требования Общества удовлетворены в части доначисления налога на прибыль организаций, получаемых в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями в сумме 366 488 662 руб.; налога на прибыль иностранных организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций в сумме 366 488 662 руб.; налога на доходы физических лиц в сумме 129 825 руб.; единого социального налога в сумме 26 110 руб.; налога на добычу полезных ископаемых в сумме 39 466 679 руб.; соответствующих пени и налоговых санкций; в удовлетворении остальной части встречного требования было отказано.
Сторонами были поданы апелляционные жалобы с просьбами о частичной отмене решения суда первой инстанции.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 г. решение суда изменено (в редакции Определений об исправлении опечаток от 30.04.2008 г., 11.31.2008 г.). Требование налогового органа удовлетворены частично, а именно:
Взыскано с ООО "СП "Ваньеганнефть" 45 180,40 руб. штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на имущество. В удовлетворении остальной части первоначального требования инспекции было отказано.
Встречное требование ООО "СП "Ваньеганнефть" удовлетворено частично. Признаны недействительными решение налогового органа от 13.04.2007 N 52/605, требования от 08.05.2007 N 70 и 70/1 в части:
- - 366 488 662 руб. налога на прибыль с доходов, выплаченной иностранной организации, 99 853 028 руб. пени по данному налогу и 73 297 732 руб. 40 коп. штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации;
- - 129 825 руб. налога на доходы физических лиц, 35 671 руб. 20 коп. пени и 20 370 руб. 60 коп. штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации;
- - 26 110 руб. единого социального налога за 2005 год;
- - 276 897 руб. налога на добавленную стоимость;
- - 23 067 150 руб. 24 коп. налога на прибыль, 4 879 536 руб. 86 коп. пени и 4 613 414 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации;
- - 97 688 руб. земельного налога, 29 839 руб. пени, 19 537 руб. 60 коп. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, 248 660 руб. 80 коп. штрафа по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации;
- - 39 466 679 руб. налога на добычу полезных ископаемых, 6 972 478 руб. 63 коп. пени и 7 893 335 руб. 80 коп. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части встречного требования отказано.
Инспекцией была подана кассационная жалоба на судебные акты.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.06.2008 г. N Ф04-8151/2007(6432-А75-15) Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 оставлено без изменения, за исключением:
- удовлетворения первоначального требования Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о взыскании налоговых санкций по транспортному налогу в размере 8 400 руб. 80 коп.;
- - отказа в удовлетворении встречного требования ООО "Совместное предприятие "Ваньеганнефть" о признании недействительным решения инспекции, требований об уплате налогов, пени, штрафов от 08.05.2007 N 70 и 70/1 в части налога на добавленную стоимость в размере 4 071 руб.
Письмом от 07.07.2008 N 05/5-2240 Общество просило произвести возврат налогов, пени, штрафов.
Письмом от 05.08.2008 N 05/5-2568 Общество уточнило суммы налогов, пени, штрафов, подлежащих возврату, а также банковские реквизиты.
Возврат излишне взысканных сумм был произведен инспекцией путем перечисления денежных средств на счет следующими платежными поручениями:
- - N 921 от 08.09.2008 года на сумму 4 818 452,35 руб. по налогу на прибыль ФБ;
- - N 922 от 10.09.2008 года на сумму 677 962,26 руб. по налогу на прибыль ФБ (пени);
- - N 923 от 10.09.2008 года на сумму 963 687,12 руб. по налогу на прибыль ФБ (штраф);
- - N 924 от 10.09.2008 года на сумму 16 343 496,90 руб. по налогу на прибыль РБ
- - N 925 от 10.09.2008 года на сумму 4 022 795,30 руб. по налогу на прибыль РБ (пени);
- - N 926 от 10.09.2008 года на сумму 3 268 688,01 руб. по налогу на прибыль РБ (штраф);
- - N 927 от 10.09.2008 года на сумму 1 905 201 руб. по налогу на прибыль МБ;
- - N 928 от 10.09.2008 года на сумму 178 779,30 руб. по налогу на прибыль МБ (пени);
- - N 929 от 10.09.2008 года на сумму 381 038,88 руб. по налогу на прибыль МБ (штраф);
- - N 941 от 10.09.2008 года на сумму 129 825 руб. НДФЛ;
- - N 942 от 10.09.2008 года на сумму 35 671,20 руб. НДФЛ (пени);
- - N 943 от 10.09.2008 года на сумму 20 370,6 руб. НДФЛ (штраф);
- - N 930 от 10.09.2008 года на сумму 276 897 руб. НДС;
- - N 931 от 15.09.2008 года на сумму 246 976 313,21 руб. и от 16.09.2008 года на сумму 119 512 348,79 руб. по налогу на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов;
- - N 932 от 10.09.2008 года на сумму 99 853 028 руб. по налогу на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов (пени);
- - N 933 от 10.09.2008 года на сумму 73 297 732,4 руб. по налогу на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов (штраф);
- - N 934 от 10.09.2008 года на сумму 39 466 679 руб. НДПИ;
- - N 935 от 10.09.2008 года на сумму 6 972 478,63 руб. НДПИ (пени);
- - N 940 от 10.09.2008 года на сумму 7 893 335,8 руб. НДПИ (штраф);
- - N 936 от 10.09.2008 года на сумму 20 291 руб. ЕСН ФБ;
- - N 936 от 10.09.2008 года на сумму 3 097 руб. ЕСН ФСС;
- - N 936 от 10.09.2008 года на сумму 852 руб. ЕСН ФФОМС;
- - N 936 от 10.09.2008 года на сумму 1 870 руб. ЕСН ТФОМС;
- - N 460 от 31.07.2008 года на сумму 97 688 руб. (земельный налог);
- - N 461 от 31.07.2008 года на сумму 29 839 руб. (пени по земельному налогу).
Письмом от 22.09.2008 N 05/5-3234 Общество просило инспекцию вернуть излишне взысканные дополнительные пени.
В ответ на указанное письмо инспекция письмом от 03.12.2008 N 52-12-11\\38955 направила Обществу извещения о принятых налоговым органом решений о возврате на расчетный счет N 4448, 4447, 4444, 4446, 4445, 4443, 4569 от 06.11.2008 и соответствующие решения N 3093, 3094, 3095, 3096, 3097, 3092, 3177 от 06.11.2008.
Возврат сумм пени налогов был произведен следующими платежными поручениями:
- - N 00282 от 18.11.2008 года на сумму 122 330,55 руб. по газу горючему природному;
- - N 00284 от 18.11.2008 года на сумму 2 090,19 руб. по НДФЛ;
- - N 00283 от 18.11.2008 года на сумму 455 228,34 руб. по НДПИ на нефть;
- - N 00280 от 18.11.2008 года на сумму 5 900 467, 47 руб. по налогу на прибыль с иностранцев;
- - N 00281 от 18.11.2008 года на сумму 9 341,46 руб. по налогу на прибыль МБ;
- - N 00279 от 18.11.2008 года на сумму 30 365,88 руб. по налогу на прибыль ФБ;
- - N 00278 от 18.11.2008 года на сумму 251 140,64 руб. по налогу на прибыль РБ.
Согласно п. 5 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
В пункте 9 ст. 79 НК РФ указано, что правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка РФ.
Как указано Конституционным судом РФ в определении от 27.12.2005 г. N 503-О регулируя основания, условия и порядок возврата излишне взысканного налога, в частности предусматривая начисление процентов на сумму излишне взысканного налога, федеральный законодатель установил дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны права частной собственности законом.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженной в постановлении Президиума от 29.03.2005 г. N 13592/04, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Именно с момента направления такого требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации.
Таким образом, выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора.
Следовательно, такое перечисление носит характер взыскания налоговым органом недоимок, а излишне уплаченные денежные средства в бюджет на основании требования об уплате налога, признанного впоследствии незаконным (недействительным) являются излишне взысканными и подлежат возврату налогоплательщику с процентами по правилам ст. 79 НК РФ.
Аналогичные выводы содержаться в постановлениях ФАС Московского округа от 27.01.2011 г. по делу N КА-А40/17585-10, от 23.12.2010 г. по делу N КА-А40/16185-10, от 26.10.2010 г. по делу N КА-А40/13174-10.
По рассматриваемому спору, поскольку суммы налогов, пени, штрафов были уплачены Обществом по результатам выездной налоговой проверки на основании решения и требований, признанных впоследствии незаконными, указанные суммы являются излишне взысканными.
При этом, при возврате суммы излишне взысканных налогов, штрафов и пеней, налоговый орган не перечислил причитающиеся суммы процентов.
Сумма процентов составляет 94 846 182,31 руб. Расчет процентов осуществлен со дня, следующего за днем фактического взыскания, по день, предшествующий дню фактического возврата сумм излишне взысканных налогов, штрафов, пеней и не противоречит требованиям ст. 79 НК РФ.
Относительно вывода налогового органа о необходимости расчета процентов до 18.03.2011 г., то есть до дня истечения месячного срока на подачу в инспекцию заявления о возврате излишне взысканных налогов, пени, штрафов по вступившему в законную силу решению Арбитражного суда ХМАО - Югры от 03.10.2007 по делу N А75-3178/2007 судом установлено следующее:
Согласно пункту 3 статьи 79 НК РФ заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
В свою очередь, в этой же норме предусмотрено, что исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Исходя из разъяснений, изложенных в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О и постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2006 N 6219/06, пропуск срока на обращение в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных (взысканных) налога, пени и штрафа не препятствует налогоплательщику обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной (взысканной) суммы в пределах общего срока исковой давности (статьи 196 и 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в случае пропуска месячного срока, установленного для обращения в налоговый орган с соответствующим заявлением о возврате излишне взысканного налога, налогоплательщик вправе обратиться с этим же заявлением в арбитражный суд, но в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Таким образом, последствием пропуска месячного срока на обращение в инспекцию с заявлением о возврате излишне взысканных сумм налогов, пени, штрафов является не ограничение периода начисления процентов, а право налогового органа на отказ налогоплательщику в возврате излишне взысканных сумм налогов, пени, штрафов в досудебном, административном порядке.
Кроме того, ограничение периода начисления процентов последней датой когда налогоплательщик должен был подать заявление - 18.03.2008 (истечение месяца с принятия Постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008) также неправомерно и потому, что такой порядок расчета процентов ст. 79 НК РФ не установлен и напрямую противоречит п. 5 ст. 79 НК РФ, указывающей на то, что "проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата".
"День фактического возврата" не совпадает с днем истечения месячного срока на подачу заявления в инспекцию после вступления в силу решения Арбитражного суда ХМАО - Югры от 03.10.2007.
Суд не считает подачу заявления в инспекцию в течение месяца со дня принятия ФАС Западно-Сибирского округа постановления от 16.06.2008 по делу N А75-3178/2007 злоупотреблением правом, так как названным постановлением было изменено Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 г. Кроме того, в период с 18.03.2008 по 05.08.2008 бюджет фактически пользовался денежными средствами налогоплательщика.
При этом, в нарушение императивной нормы п. 4 ст. 79 НК РФ налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налогов, пени, штрафов после принятия Постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 г., не сообщил об этом Обществу в течение 10 дней со дня установления этого факта.
Тем более, что по смыслу ст. 79, 101 НК РФ признание судом недействительности решения инспекции означает необходимость возврата незаконно взысканных на его основе сумм налогов, пени, штрафов.
Относительно довода налогового органа о том, что Обществом пропущен установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ трехмесячный срок на обращение в суд с иском о начислении и взыскании процентов судом установлено следующее:
Согласно правовой позиции ВАС РФ, выраженной в Постановлении от 31.01.2006 г. N 9316/05, "согласно части 1 статьи 189 АПК РФ дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными в разделе III Кодекса, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.
Требования о взыскании процентов за несвоевременный возврат налоговых платежей, хотя и вытекают из публичных правоотношений, однако носят имущественный характер и не подпадают под категорию дел, рассматриваемых по правилам главы 24 Кодекса, в том числе с применением статьи 198 Кодекса.
С учетом того, что в разделе III Кодекса не установлены особенности рассмотрения требований о взыскании процентов, и исходя из положений статьи 189 Кодекса указанные требования должны рассматриваться по правилам искового производства.
Следовательно, правило о трехмесячном сроке на подачу заявления, установленное частью 4 статьи 198 Кодекса, не распространяется на подачу заявления, содержащего требование о взыскании процентов и возмещении расходов".
Аналогичные выводы содержаться в п. 1 Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 г. N 65 "О некоторых процессуальных вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой права на возмещение налога на добавленную стоимость по операциям, облагаемым названным налогом по ставке 0 процентов", где указано, что требование о возмещении суммы НДС является требование имущественного характера, рассматриваемое по правилам искового производства с учетом положений главы 22 АПК РФ; в случае, если налогоплательщиком предъявлены в суд одновременно оба требования и по требованию неимущественного характера пропущен срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, или в восстановлении пропущенного срока было отказано, суд обязан рассмотреть по существу требование имущественного характера, поскольку применительно к пункту 3 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации такое требование может быть предъявлено в суд в течение трех лет считая со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права на возмещение НДС.
Исходя из разъяснений, изложенных в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О и постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2006 N 6219/06, пропуск срока на обращение в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных (взысканных) налога, пени и штрафа не препятствует налогоплательщику обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной (взысканной) суммы в пределах общего срока исковой давности (статьи 196 и 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, поскольку Обществом заявлено требование имущественного характера об обязании инспекции начислить и уплатить Обществу проценты, установленные ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок на обращение в суд в рассматриваемой ситуации не применим.
Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 ГК РФ). В силу п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.
Проценты подлежат возврату налогоплательщику одновременно с возвращаемой суммой излишне взысканного налога, пени, штрафа (абз. 3 п. 3 и п. 5 ст. 79 НК РФ).
Следовательно, учитывая, что о нарушении своего права на проценты Общество узнало не ранее 31.07.2008, как наиболее ранней из дат возврата налогов, пени, штрафов (земельный налог, уплачен платежным поручениями N 9061 и 9062 от 31.07.2008) по письму Общества от 05.08.2008 N 05/5-2568, при подачи Обществом иска в суд 20.06.2011 года Обществом не пропущен установленный ст. 196, 200 ГК РФ срок исковой давности.
С учетом вышеизложенного, оснований к отказу в удовлетворении требования ООО "СП Ваньеганнефть" у суда не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины распределяются судом в порядке ст. ст. 110 АПК РФ, ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь ст. 137 - 138 НК РФ, в соответствии со ст. ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, суд

решил:

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 начислить и уплатить Обществу с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие Ваньеганнефть" проценты на сумму излишне взысканных налогов, пени, штрафов в размере 94.846.182 (девяносто четыре миллиона восемьсот сорок шесть тысяч сто восемьдесят два) руб. 31 коп.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие Ваньеганнефть" 200.000 (двести тысяч) руб. госпошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение 1-го месяца со дня принятия, в кассационную инстанцию - ФАС МО в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу

Судья
И.О.ПЕТРОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)