Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 14 апреля 2004 года Дело N Ф09-1432/04-АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ИМНС РФ по Первомайскому району г. Ижевска на решение от 24.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 09.01.2004 Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-325/03 по заявлению предпринимателя Кочуровой С.А. о признании недействительным ненормативного акта.
В судебном заседании принял участие представитель предпринимателя - адвокат Анисимов О.Ю., по доверенности от 05.05.2003.
Права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Ходатайств не поступило.
Представитель ИМНС РФ по Первомайскому району г. Ижевска, извещенной о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Предприниматель Кочурова С.А. обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к ИМНС РФ по Первомайскому району г. Ижевска о признании недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности.
Решением от 24.10.2003 Арбитражного суда Удмуртской Республики заявленные требования удовлетворены полностью.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.01.2004 того же суда решение оставлено без изменения.
ИМНС РФ по Первомайскому району г. Ижевска с судебными актами не согласна, просит их отменить, ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение судом ст. 75, 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2003 N 11-П "По делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего налогообложение субъектов малого предпринимательства - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с жалобами ряда граждан".
По мнению налогового органа, положения указанного выше Постановления Конституционного Суда РФ не могут быть применимы к отношениям, возникшим в 2001 г., поскольку в соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение Конституционного Суда РФ вступает в силу с момента его принятия и действует на будущее время.
Проверив законность судебных актов в порядке ст. 274, 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, 05.05.2003 ИМНС РФ по Первомайскому району г. Ижевска принято решение N 3 о привлечении предпринимателя Кочуровой С.А. к налоговой ответственности за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 19349 руб. 44 коп., а также предложено уплатить доначисленный НДС в сумме 96747 руб. 18 коп. и пени в размере 16133 руб. 46 коп.
Поводом для принятия решения послужили выводы акта выездной проверки заявителя за период с 01.12.2001 по 31.12.2002, в котором указывается на неправомерное использование им права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в связи с тем, что совокупный размер выручки предпринимателя по операциям, облагаемым налогом и не подлежащим налогообложению, за три последовательных месяца превысил 1 млн. руб.
Разрешив спор, суд первой и апелляционной инстанций пришел к выводу о недействительности решения налогового органа, т.к., несмотря на утрату предпринимателем Кочуровой С.А. права на освобождение от исполнения обязанностей по уплате налога на добавленную стоимость на основании п. 5 ст. 145 НК РФ, она освобождена от уплаты указанного налога как субъект малого предпринимательства, применяющий упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Данный вывод суда соответствуют закону и материалам дела.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 N 22-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, к которым относятся и индивидуальные предприниматели, применяется наряду с существующей системой налогообложения, учета и отчетности.
Для индивидуальных предпринимателей упрощенная система налогообложения заменяет собой уплату подоходного налога на доход, полученный от предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
Следовательно, переход предпринимателя на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности влечет уплату стоимости патента, который является фиксированным платежом, заменяющим уплату налога на доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности.
Единый для всех субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, налоговый режим определяется принципом равного налогового бремени, в силу которого в сфере налоговых отношений не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2003 N 11-П "По делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, регулирующего налогообложение субъектов малого предпринимательства - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с жалобами ряда граждан" норма п. 1 ст. 3 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" признана не соответствующей Конституции РФ, поскольку по смыслу, придаваемому данной норме последующим правовым регулированием и сложившейся правоприменительной практикой, она не освобождает индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, от уплаты налога на добавленную стоимость.
Согласно ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признаваемых неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
Поскольку такие решения не подлежат исполнению, то при рассмотрении судом споров акты, признанные неконституционными, не должны применяться, т.е. они утрачивают силу не с момента провозглашения Постановления Конституционного Суда РФ, а с самого начала, со дня вступления в действие акта или отдельного его положения, признанного неконституционным.
Данное положение вытекает и из общих принципов публично-правовой ответственности, одним из которых является придание обратной силы закону, смягчающему ответственность.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции считает, что оснований для доначисления предпринимателю Кочуровой С.А. налога на добавленную стоимость, соответствующей суммы пени и штрафа у ИМНС РФ по Первомайскому району г. Ижевска не имелось.
Доводы налогового органа подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
При таких обстоятельствах, решение и постановление Арбитражного суда Удмуртской Республики являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд
Решение от 24.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 09.01.2004 Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-325/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 14.04.2004 N Ф09-1432/04-АК ПО ДЕЛУ N А71-325/03
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 14 апреля 2004 года Дело N Ф09-1432/04-АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ИМНС РФ по Первомайскому району г. Ижевска на решение от 24.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 09.01.2004 Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-325/03 по заявлению предпринимателя Кочуровой С.А. о признании недействительным ненормативного акта.
В судебном заседании принял участие представитель предпринимателя - адвокат Анисимов О.Ю., по доверенности от 05.05.2003.
Права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Ходатайств не поступило.
Представитель ИМНС РФ по Первомайскому району г. Ижевска, извещенной о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Предприниматель Кочурова С.А. обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к ИМНС РФ по Первомайскому району г. Ижевска о признании недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности.
Решением от 24.10.2003 Арбитражного суда Удмуртской Республики заявленные требования удовлетворены полностью.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.01.2004 того же суда решение оставлено без изменения.
ИМНС РФ по Первомайскому району г. Ижевска с судебными актами не согласна, просит их отменить, ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение судом ст. 75, 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2003 N 11-П "По делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего налогообложение субъектов малого предпринимательства - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с жалобами ряда граждан".
По мнению налогового органа, положения указанного выше Постановления Конституционного Суда РФ не могут быть применимы к отношениям, возникшим в 2001 г., поскольку в соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение Конституционного Суда РФ вступает в силу с момента его принятия и действует на будущее время.
Проверив законность судебных актов в порядке ст. 274, 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, 05.05.2003 ИМНС РФ по Первомайскому району г. Ижевска принято решение N 3 о привлечении предпринимателя Кочуровой С.А. к налоговой ответственности за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 19349 руб. 44 коп., а также предложено уплатить доначисленный НДС в сумме 96747 руб. 18 коп. и пени в размере 16133 руб. 46 коп.
Поводом для принятия решения послужили выводы акта выездной проверки заявителя за период с 01.12.2001 по 31.12.2002, в котором указывается на неправомерное использование им права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в связи с тем, что совокупный размер выручки предпринимателя по операциям, облагаемым налогом и не подлежащим налогообложению, за три последовательных месяца превысил 1 млн. руб.
Разрешив спор, суд первой и апелляционной инстанций пришел к выводу о недействительности решения налогового органа, т.к., несмотря на утрату предпринимателем Кочуровой С.А. права на освобождение от исполнения обязанностей по уплате налога на добавленную стоимость на основании п. 5 ст. 145 НК РФ, она освобождена от уплаты указанного налога как субъект малого предпринимательства, применяющий упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Данный вывод суда соответствуют закону и материалам дела.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 N 22-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, к которым относятся и индивидуальные предприниматели, применяется наряду с существующей системой налогообложения, учета и отчетности.
Для индивидуальных предпринимателей упрощенная система налогообложения заменяет собой уплату подоходного налога на доход, полученный от предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
Следовательно, переход предпринимателя на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности влечет уплату стоимости патента, который является фиксированным платежом, заменяющим уплату налога на доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности.
Единый для всех субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, налоговый режим определяется принципом равного налогового бремени, в силу которого в сфере налоговых отношений не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2003 N 11-П "По делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, регулирующего налогообложение субъектов малого предпринимательства - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с жалобами ряда граждан" норма п. 1 ст. 3 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" признана не соответствующей Конституции РФ, поскольку по смыслу, придаваемому данной норме последующим правовым регулированием и сложившейся правоприменительной практикой, она не освобождает индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, от уплаты налога на добавленную стоимость.
Согласно ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признаваемых неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
Поскольку такие решения не подлежат исполнению, то при рассмотрении судом споров акты, признанные неконституционными, не должны применяться, т.е. они утрачивают силу не с момента провозглашения Постановления Конституционного Суда РФ, а с самого начала, со дня вступления в действие акта или отдельного его положения, признанного неконституционным.
Данное положение вытекает и из общих принципов публично-правовой ответственности, одним из которых является придание обратной силы закону, смягчающему ответственность.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции считает, что оснований для доначисления предпринимателю Кочуровой С.А. налога на добавленную стоимость, соответствующей суммы пени и штрафа у ИМНС РФ по Первомайскому району г. Ижевска не имелось.
Доводы налогового органа подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
При таких обстоятельствах, решение и постановление Арбитражного суда Удмуртской Республики являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 24.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 09.01.2004 Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-325/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)