Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 30.09.2010 ПО ДЕЛУ N А62-604/2010

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2010 г. по делу N А62-604/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2010 года
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 05.05.10 г. по делу N А62-604/2010,
установил:

открытое акционерное общество "Вяземское карьероуправление" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Смоленской области (далее - налоговый орган) от 30.11.09 г. N 4550-4555, 4557-4561, 4548, 4520, 4521, 1052.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 05.05.10 г. заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке законность и обоснованность принятого судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Общество в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав представителя Общества, поддержавшего доводы отзыва, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что решение суда следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная проверка представленных Обществом уточненных налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых за май, август, ноябрь 2007 г., январь - декабрь 2008 г.
По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией составлены акты от 28.10.09 г. N 4994. N 5036, N 5037, N 5038, N 5039, N 5040, N 5041, N 5042, N 5043, N 5044, N 5045, N 5046, N 5047, N 5050, N 5051 и приняты решения от 30.11.09 г. N 4550-4555, 4557-4561, 4548, 4520, 4521, 1052, в соответствии с которыми Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в общей сумме 40130,4 руб., а также начислен налог на добычу полезных ископаемых в сумме 221873 руб. и пени в общей сумме 16474,36 руб.
Решением Управления ФНС России по Смоленской области от 15.01.10 г. N 30 решения налогового органа от 30.11.09 г. N 4550-4555, 4557-4561, 4548, 4520, 4521, 1052 оставлены без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Общество, полагая, что решения Инспекции от 30.11.09 г. N 4550 - 4555, 4557 - 4561, 4548, 4520, 4521, 1052 нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 334 НК РФ налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 338 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).
Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со ст. 340 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 342 НК РФ налогообложение по налогу на добычу полезных ископаемых производится по ставке ноль процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 342 НК РФ также определено, что в случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.01 г. N 921.
В соответствии с пунктом 2 указанных выше Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.).
Федеральное агентство по недропользованию направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в Федеральную налоговую службу в 10-дневный срок со дня их утверждения.
Согласно п. 4 Правил при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.08 г. N 833, вступившим в силу с 25.11.08 г., в пункт 2 Правил внесено изменение, предусматривающее, что нормативы потерь общераспространенных полезных ископаемых утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 08.06.06 г. N 134 Обществу утверждены эксплуатационные нормативы потерь и уточненные нормативы потерь твердых полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения на период с 01.01.06 г. по 31.12.06 г. по объектам недропользования: Митьковский участок Вяземского-II месторождения, Глебовский участок Вяземского-II месторождения, участок Вассынки Вяземского месторождения (песчано-гравийная смесь) в размере 12,3%.
Письмом от 02.03.07 г. N 126 Общество обратилось в Департамент государственной политики и регулирования в области природопользования для утверждения норматива потерь полезного ископаемого при добыче в 2007 г.
Кроме того, письмами от 19.02.08 г. N 94, от 17.12.08 г. N 839, от 17.12.08 г. N 840, от 19.02.08 г. N 95, от 05.02.09 г. N 55, от 10.09.09 г. N 497, 498 Общество обратилось для утверждения норматива потерь полезного ископаемого и уточненного норматива потерь полезного ископаемого при добыче в 2007 г. и в 2008 г. в Департамент Смоленской области по природным ресурсам (далее - Департамент).
Письмом от 17.03.08 г. N 336-05 Департамент сообщил, что до выхода соответствующего постановления Правительства РФ Департамент Смоленской области по природным ресурсам не вправе производить утверждение нормативов потерь полезных ископаемых, которые утверждаются в составе разрабатываемых недропользователями годовых планов развития горных работ (Приказ Роснедра от 30.05.07 г. N 623 "О рассмотрении и утверждении уточненных при подготовке годовых планов развития горных работ нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче").
Письмом от 21.09.09 г. N 1783-05 Департаментом отказано в утверждении нормативов потерь при добыче в 2008 г. песчано-гравийной смеси, однако для сведения сообщено, что по разъяснению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики (от 18.12.2007 N 03-06-06-01/59) при отсутствии утвержденных на 2007 и 2008 годы нормативов потерь налогоплательщик вправе до их утверждения при исчислении налога на добычу полезных ископаемых применять нормативы потерь, последние из утвержденных в установленном порядке.
На основании изложенного, суд сделал правомерный вывод о том, что поскольку Налоговым кодексом Российской Федерации прямо предусмотрено право налогоплательщика на применение ранее утвержденных нормативов потерь при добыче полезных ископаемых по итогам налогового периода очередного календарного года, то Общество обоснованно применяло ранее утвержденные нормативы потерь.
Факт исчисления налога на добычу полезных ископаемых по первоначальным налоговым декларациям за май, август, ноябрь 2007 г., январь - декабрь 2008 г. и уплаты данного налога в полном объеме подтверждается материалами дела.
В связи с этим, у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления Обществу налога на добычу полезных ископаемых в общей сумме 221873 руб., а также соответствующих сумм пени и штрафных санкций.
Доводы кассационной жалобы являлись обоснованием позиции налогового органа по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда по изложенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 5 мая 2010 года по делу N А62-604/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Смоленской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)