Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
По делу N А53-13879/2003-С6-37 Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Красный Сулин (далее - налоговая инспекция) обратилось с заявлением о взыскании с ОАО "Гуковуголь" налоговых санкций в сумме 345 913 рублей 95 копеек.
По делу N А53-13996/2003-С6-37 ОАО "Гуковуголь" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным решения налоговой инспекции от 25.09.03 N 136 в части: пункта 2.1 подпункта "б" в части предложения ОАО "Гуковуголь" уплатить: налог на доходы физических лиц в сумме 1 728 461 рубля; пункта 2.1 подпункта "в" в части предложения ОАО "Гуковуголь" уплатить пени: по налогу на доходы физических лиц в сумме 471 271 рубля 67 копеек.
Определением суда от 05.11.03 дело N А53-13879/2003-С6-37 и дело N А53-13996/2003-С6-37 были объединены в одно производство с присвоением N А53-13996/2003-С6-37.
Решением суда от 10.12.03 удовлетворено требование ОАО "Гуковуголь" в полном объеме. Признано незаконным решение ИМНС России по г. Красный Сулин от 25.09.03 N 136 в части:
пункт 1 в части взыскания штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 345 636 рублей 40 копеек,
- пункт 1.2 части взыскания штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 128 рублей 61 копейки;
- подпункт "б" пункта 2.1 в части предложения ОАО "Гуковуголь" уплатить 1 728 461 рубль налога на доходы физических лиц;
- подпункт "в" пункта 2.1 в части предложения ОАО "Гуковуголь" уплатить 471 271 рубль 67 копеек пеней по налогу на доходы физических лиц.
Удовлетворено требование ИМНС России по г. Красный Сулин в части взыскания с ОАО "Гуковуголь" в доход бюджета 142 рублей 80 копеек налоговых санкций. В остальной части заявление ИМНС России по г. Красный Сулин оставлено без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного решения не проверялись.
Не согласившись с принятым судебным актом в части удовлетворения требований налогоплательщика, налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт. Жалоба мотивирована следующим: при рассмотрении дела суд не учел, что выплаты работникам за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно согласно Налогового кодекса Российской Федерации и Трудового кодекса Российской Федерации не являются компенсационными, поэтому подлежат обложению налогом на доходы физических лиц; на налогового агента возложена обязанность по уплате не удержанного налога у физического лица; поскольку компенсационные выплаты матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет не установлены законами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, а также решениями представительных органов местного самоуправления, то они не подпадают под действие подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации и подлежат налогообложению единым социальным налогом.
В отзыве на жалобу общество считает решение от 10.12.03 законным и обоснованным, а кассационную жалобу - не заслуживающей внимания.
В заседании суда представители сторон подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов следует, что работниками налоговой инспекции проведена выездная налоговая проверка структурного подразделения ОАО "Гуковуголь" - шахты имени "50-лет Октября" по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления и своевременности уплаты налога с продаж за период с 01.01.01 по 31.12.02, земельного налога с 01.01.01 по 31.12.02, налога на имущество, целевого сбора на содержание муниципальной милиции, налога на рекламу, единого налога на вмененный доход за период с 01.01.01 по 31.12.02, единого социального налога за период с 01.01.01 по 31.12.02, налога на доходы физических лиц за период с 06.04.01 по 31.12.02. По результатам проверки составлен акт от 28.08.03 N 984 и заместителем руководителя налоговой инспекции вынесено решение от 25.09.03 N 136, которым ОАО "Гуковуголь" привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного: пунктом 1 статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 345 692 рублей 20 копеек; пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 221 рубля 75 копеек. Данным решением обществу предложено уплатить налоги на общую сумму 1 729 569 рублей 79 копеек и пени на общую сумму 574 720 рублей 02 копеек.
В оспариваемой части решение от 25.09.03 N 136 налоговой инспекции мотивировано тем, что за 2001-2002 годы в нарушение пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не удержан налог на доходы физических лиц с сумм доплат, произведенных в соответствии с коллективным договором, работникам за нормативное передвижение в шахте от ствола к месту работы и обратно. По данному нарушению доначислен налог на доходы физических лиц в сумме 1 728 182 рубля, в том числе за 2001 год - 903 713 рубля, 2002 год - 824 469 рублей. Проверкой установлена несвоевременная уплата удержанного налога на доходы физических лиц, что является нарушением подпункта 1 пункта 3 статьи 24, пункта 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктами 1 - 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременную уплату удержанного налога на доходы физических лиц начислена пеня в сумме - 573 982 рубля 33 копейки. В 2001 году налогоплательщиком неправомерно включены в суммы, не подлежащие налогообложению, компенсационные выплаты матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Данные выплаты не подпадают под действие подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации, так как Указ Президента Российской Федерации N 1110 от 30.05.1994 года "О повышении размера компенсационных выплат отдельным категориям граждан" в целях применения главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации не относится к законодательству Российской Федерации о налогах и сборах. Следовательно, такие компенсационные выплаты в 2001 году подлежат налогообложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке. В результате произведено доначисление единого социального налога в сумме 643 рублей 07 копеек.
Удовлетворяя требования общества по эпизоду о компенсационных выплатах женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению единым социальным налогом государственные пособия и все виды компенсационных выплат, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения не являются выплаты работникам предприятия, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организации.
Указом Президента Российской Федерации от 30.05.94 N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан с 01.01.01 установлены ежемесячные компенсационные выплаты в сумме 50 рублей, в том числе компенсационные выплаты матерям по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста. Порядок назначения и выплаты указанной компенсации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.94.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.06.01 N 9-П компенсационная выплата, установленная Указом Президента Российской Федерации от 30.05.94 N 1110, подпадает под понятие гарантий и компенсаций применительно к положениям статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации и не подлежит обложению единым социальным налогом.
Судом также правомерно указано, что общество является налоговым агентом, на которого Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет удержанных налогов.
При этом в соответствии со статьей 24 Кодекса налоговый агент обязан перечислить в соответствующий бюджет сумму налога, удержанную в установленном порядке из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику.
В том случае, когда доход, подлежащий обложению налогом у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика. В этом случае необходимая информация представляется агентом в налоговый орган в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 Кодекса.
Так как общество не исчислило и не удержало налог с части выплаченных физическим лицам доходов, то это обстоятельство является основанием для привлечения общества к ответственности в соответствии со статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечисление налогов, но не влечет за собой обязанность налогового агента уплатить налог за счет собственных денежных средств.
Таким образом, удовлетворяя требования общества в части налога на доходы физических лиц, суд обоснованно руководствовался положениями статей 24 и 226 Налогового кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрены обязанность налогового агента удерживать налог из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и недопущение уплаты налога за счет денежных средств налогового агента.
Кроме этого, следует учесть, что суд, признавая недействительным решение налоговой инспекции от 25.09.03 N 136 в части налога на доходы физических лиц, исчисленного на доплаты за нормативное время передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно, и пени по нему, обоснованно исходил из того, что указанные выплаты относятся к компенсационным в соответствии с действующим законодательством и согласно пункту 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Доплата за нормативное время передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.98 N 452 "О доплате работникам организаций угольной, сланцевой промышленности и шахтного строительства, постоянно занятым на подземных работах, за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно".
Пунктом 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
В силу статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации не входят в число нормативных правовых актов, составляющих "законодательство о налогах и сборах". Однако согласно статье 7 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" изданные до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам, которые согласно части первой данного Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Таким образом, принятое до вступления в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 1998 года N 452, установившее доплаты работникам за нормативное время передвижения их в шахте от ствола к месту работы и обратно, в силу Федерального закона N 147-ФЗ входит в систему законодательства о налогах и сборах.
Обоснованность отнесения данных доплат к компенсационным подтверждается также тем, что ранее действующее законодательство о подоходном налоге с физических лиц признавало компенсационный характер этих выплат; введение в силу главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на доходы физических лиц не является основанием для изменения характера этих выплат.
Таким образом, ОАО "Гуковуголь" правомерно исключило выплаты работникам за нормативное передвижение в шахте от ствола к месту работы и обратно из налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц, у налогового органа не было оснований для привлечения общества к ответственности на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации, начисления к уплате налога на доходы физических лиц и пени по этому налогу. Решение суда в этой части является законным и обоснованным.
Ссылки налогового органа на нормы трудового законодательства и доводы о том, что компенсационные выплаты могут устанавливаться только Трудовым кодексом Российской Федерации и федеральными законами, не могут быть приняты во внимание, так как спорные отношения являются налоговыми и регулироваться они должны нормами законодательства о налогах и сборах.
При рассмотрении дела суд полно и всесторонне исследовал обстоятельства и материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального и процессуального права. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалованного судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение от 10.12.03 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-13996/2003-С6-37 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 29.03.2004 N Ф08-804/04-429А ПО ДЕЛУ N А53-13996/2003-С6-37
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2004 г. N Ф08-804/04-429А
Дело N А53-13996/2003-С6-37
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Канатовой С.А., судей Пальцевой И.В. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Гуковуголь" - Мещеряковой Л.Н. (доверенность от 05.01.04 N 1-11/2ЮР), от заинтересованного лица - Инспекции Российской Федерации по налогам и сборам по г. Красный Сулин - Батищевой М.П. (доверенность от 13.08.02 N 61-48/05-00-09), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Красный Сулин на решение от 10.12.03 (судья Медникова М.Г.) Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-13996/2003-С6-37 установил следующее.По делу N А53-13879/2003-С6-37 Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Красный Сулин (далее - налоговая инспекция) обратилось с заявлением о взыскании с ОАО "Гуковуголь" налоговых санкций в сумме 345 913 рублей 95 копеек.
По делу N А53-13996/2003-С6-37 ОАО "Гуковуголь" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным решения налоговой инспекции от 25.09.03 N 136 в части: пункта 2.1 подпункта "б" в части предложения ОАО "Гуковуголь" уплатить: налог на доходы физических лиц в сумме 1 728 461 рубля; пункта 2.1 подпункта "в" в части предложения ОАО "Гуковуголь" уплатить пени: по налогу на доходы физических лиц в сумме 471 271 рубля 67 копеек.
Определением суда от 05.11.03 дело N А53-13879/2003-С6-37 и дело N А53-13996/2003-С6-37 были объединены в одно производство с присвоением N А53-13996/2003-С6-37.
Решением суда от 10.12.03 удовлетворено требование ОАО "Гуковуголь" в полном объеме. Признано незаконным решение ИМНС России по г. Красный Сулин от 25.09.03 N 136 в части:
пункт 1 в части взыскания штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 345 636 рублей 40 копеек,
- пункт 1.2 части взыскания штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 128 рублей 61 копейки;
- подпункт "б" пункта 2.1 в части предложения ОАО "Гуковуголь" уплатить 1 728 461 рубль налога на доходы физических лиц;
- подпункт "в" пункта 2.1 в части предложения ОАО "Гуковуголь" уплатить 471 271 рубль 67 копеек пеней по налогу на доходы физических лиц.
Удовлетворено требование ИМНС России по г. Красный Сулин в части взыскания с ОАО "Гуковуголь" в доход бюджета 142 рублей 80 копеек налоговых санкций. В остальной части заявление ИМНС России по г. Красный Сулин оставлено без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного решения не проверялись.
Не согласившись с принятым судебным актом в части удовлетворения требований налогоплательщика, налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт. Жалоба мотивирована следующим: при рассмотрении дела суд не учел, что выплаты работникам за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно согласно Налогового кодекса Российской Федерации и Трудового кодекса Российской Федерации не являются компенсационными, поэтому подлежат обложению налогом на доходы физических лиц; на налогового агента возложена обязанность по уплате не удержанного налога у физического лица; поскольку компенсационные выплаты матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет не установлены законами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, а также решениями представительных органов местного самоуправления, то они не подпадают под действие подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации и подлежат налогообложению единым социальным налогом.
В отзыве на жалобу общество считает решение от 10.12.03 законным и обоснованным, а кассационную жалобу - не заслуживающей внимания.
В заседании суда представители сторон подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов следует, что работниками налоговой инспекции проведена выездная налоговая проверка структурного подразделения ОАО "Гуковуголь" - шахты имени "50-лет Октября" по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления и своевременности уплаты налога с продаж за период с 01.01.01 по 31.12.02, земельного налога с 01.01.01 по 31.12.02, налога на имущество, целевого сбора на содержание муниципальной милиции, налога на рекламу, единого налога на вмененный доход за период с 01.01.01 по 31.12.02, единого социального налога за период с 01.01.01 по 31.12.02, налога на доходы физических лиц за период с 06.04.01 по 31.12.02. По результатам проверки составлен акт от 28.08.03 N 984 и заместителем руководителя налоговой инспекции вынесено решение от 25.09.03 N 136, которым ОАО "Гуковуголь" привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного: пунктом 1 статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 345 692 рублей 20 копеек; пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 221 рубля 75 копеек. Данным решением обществу предложено уплатить налоги на общую сумму 1 729 569 рублей 79 копеек и пени на общую сумму 574 720 рублей 02 копеек.
В оспариваемой части решение от 25.09.03 N 136 налоговой инспекции мотивировано тем, что за 2001-2002 годы в нарушение пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не удержан налог на доходы физических лиц с сумм доплат, произведенных в соответствии с коллективным договором, работникам за нормативное передвижение в шахте от ствола к месту работы и обратно. По данному нарушению доначислен налог на доходы физических лиц в сумме 1 728 182 рубля, в том числе за 2001 год - 903 713 рубля, 2002 год - 824 469 рублей. Проверкой установлена несвоевременная уплата удержанного налога на доходы физических лиц, что является нарушением подпункта 1 пункта 3 статьи 24, пункта 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктами 1 - 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременную уплату удержанного налога на доходы физических лиц начислена пеня в сумме - 573 982 рубля 33 копейки. В 2001 году налогоплательщиком неправомерно включены в суммы, не подлежащие налогообложению, компенсационные выплаты матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Данные выплаты не подпадают под действие подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации, так как Указ Президента Российской Федерации N 1110 от 30.05.1994 года "О повышении размера компенсационных выплат отдельным категориям граждан" в целях применения главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации не относится к законодательству Российской Федерации о налогах и сборах. Следовательно, такие компенсационные выплаты в 2001 году подлежат налогообложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке. В результате произведено доначисление единого социального налога в сумме 643 рублей 07 копеек.
Удовлетворяя требования общества по эпизоду о компенсационных выплатах женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению единым социальным налогом государственные пособия и все виды компенсационных выплат, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения не являются выплаты работникам предприятия, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организации.
Указом Президента Российской Федерации от 30.05.94 N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан с 01.01.01 установлены ежемесячные компенсационные выплаты в сумме 50 рублей, в том числе компенсационные выплаты матерям по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста. Порядок назначения и выплаты указанной компенсации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.94.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.06.01 N 9-П компенсационная выплата, установленная Указом Президента Российской Федерации от 30.05.94 N 1110, подпадает под понятие гарантий и компенсаций применительно к положениям статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации и не подлежит обложению единым социальным налогом.
Судом также правомерно указано, что общество является налоговым агентом, на которого Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет удержанных налогов.
При этом в соответствии со статьей 24 Кодекса налоговый агент обязан перечислить в соответствующий бюджет сумму налога, удержанную в установленном порядке из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику.
В том случае, когда доход, подлежащий обложению налогом у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика. В этом случае необходимая информация представляется агентом в налоговый орган в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 Кодекса.
Так как общество не исчислило и не удержало налог с части выплаченных физическим лицам доходов, то это обстоятельство является основанием для привлечения общества к ответственности в соответствии со статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечисление налогов, но не влечет за собой обязанность налогового агента уплатить налог за счет собственных денежных средств.
Таким образом, удовлетворяя требования общества в части налога на доходы физических лиц, суд обоснованно руководствовался положениями статей 24 и 226 Налогового кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрены обязанность налогового агента удерживать налог из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и недопущение уплаты налога за счет денежных средств налогового агента.
Кроме этого, следует учесть, что суд, признавая недействительным решение налоговой инспекции от 25.09.03 N 136 в части налога на доходы физических лиц, исчисленного на доплаты за нормативное время передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно, и пени по нему, обоснованно исходил из того, что указанные выплаты относятся к компенсационным в соответствии с действующим законодательством и согласно пункту 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Доплата за нормативное время передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.98 N 452 "О доплате работникам организаций угольной, сланцевой промышленности и шахтного строительства, постоянно занятым на подземных работах, за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно".
Пунктом 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
В силу статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации не входят в число нормативных правовых актов, составляющих "законодательство о налогах и сборах". Однако согласно статье 7 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" изданные до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам, которые согласно части первой данного Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Таким образом, принятое до вступления в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 1998 года N 452, установившее доплаты работникам за нормативное время передвижения их в шахте от ствола к месту работы и обратно, в силу Федерального закона N 147-ФЗ входит в систему законодательства о налогах и сборах.
Обоснованность отнесения данных доплат к компенсационным подтверждается также тем, что ранее действующее законодательство о подоходном налоге с физических лиц признавало компенсационный характер этих выплат; введение в силу главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на доходы физических лиц не является основанием для изменения характера этих выплат.
Таким образом, ОАО "Гуковуголь" правомерно исключило выплаты работникам за нормативное передвижение в шахте от ствола к месту работы и обратно из налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц, у налогового органа не было оснований для привлечения общества к ответственности на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации, начисления к уплате налога на доходы физических лиц и пени по этому налогу. Решение суда в этой части является законным и обоснованным.
Ссылки налогового органа на нормы трудового законодательства и доводы о том, что компенсационные выплаты могут устанавливаться только Трудовым кодексом Российской Федерации и федеральными законами, не могут быть приняты во внимание, так как спорные отношения являются налоговыми и регулироваться они должны нормами законодательства о налогах и сборах.
При рассмотрении дела суд полно и всесторонне исследовал обстоятельства и материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального и процессуального права. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалованного судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение от 10.12.03 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-13996/2003-С6-37 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.А.КАНАТОВА
Судьи
И.В.ПАЛЬЦЕВА
Ю.В.МАЦКО
С.А.КАНАТОВА
Судьи
И.В.ПАЛЬЦЕВА
Ю.В.МАЦКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)