Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 20 июля 2004 г. Дело N КА-А41/5926-04
Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда N 23 по г. Москве и Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Инспекции МНС России по г. Клину о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного земельного налога в размере 83515 руб., так как, по мнению заявителя, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы имеют право на льготу по земельному налогу.
Решением суда от 04 февраля 2004 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08 апреля 2004 г., требования заявителя удовлетворены полностью. При этом суд исходил из того, что, во-первых, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, являясь государственными учреждениями пенсионного обеспечения, фактически выполняют функции органов власти и управления, а во-вторых, в соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным учреждениям, осуществляющим социальную защиту населения. На основании изложенного суд сделал вывод о том, что согласно п. 14 ст. 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы не являются плательщиками земельного налога.
Законность и обоснованность судебных актов проверяются в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой налоговый орган просит отменить решение первой и постановление апелляционной инстанций, ссылаясь на неправильное применение судом в спорной ситуации норм материального права, в том числе п. 4, п. 14 ст. 12 Закона "О плате за землю", поскольку, по мнению Инспекции, Пенсионный фонд и его региональные органы не относятся к органам управления или государственным учреждениям социального обслуживания и, следовательно, должны уплачивать земельный налог в общем порядке.
Представитель налогового органа в судебном заседании доводы кассационной жалобы поддержал, представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в судебных актах.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ГУ УПФ Российской Федерации N 23 по г. Москве и Московской области, являясь землепользователем земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается постановлением Главы администрации Клинского района от 14.06.2000 N 1034 и свидетельством о государственной регистрации права от 11.11.2000 (л. д. 59 т. 1), уплатил земельный налог за 2001 - 2003 гг. в общей сумме 83515 руб., что подтверждается платежными поручениями (л. д. 15 - 19 т. 1) и не оспаривается налоговым органом.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации, полагая, что к нему применима льгота, предусмотренная п. 14 ст. 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", обратился к налоговому органу с заявлением об освобождении от уплаты земельного налога и возврате указанной суммы излишне уплаченного налога, что подтверждается письмами в адрес Инспекции (л. д. 10 т. 1).
Письмом от 09.07.2003 (л. д. 11 т. 1) налоговый орган отказал Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в предоставлении льготы и возврате перечисленной ранее суммы земельного налога.
Суд кассационной инстанции, отклоняя довод Инспекции о неприменении в спорной ситуации льготы по земельному налогу, полагает, что, принимая решение по данному делу, судом, со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2001 N 9-П, сделаны правильные выводы о том, что согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденному Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991, Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и данным Положением (части первая и вторая пункта 1); Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности, следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий, и такие полномочия по смыслу Конституции Российской Федерации относятся к сфере функционирования исполнительной власти; Пенсионный фонд Российской Федерации, образуя единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, осуществляет свои полномочия на местах через территориальные управления.
Кроме того, статьями 143, 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что Пенсионный фонд Российской Федерации относится к государственным внебюджетным фондам, управляемым органами государственной власти Российской Федерации и предназначенными для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности и т.д.
Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации финансируется из государственного фонда, относящегося, в силу ст. 10 БК РФ Российской Федерации, к бюджету 1-го уровня, как и федеральный бюджет.
Поскольку в п. 14 ст. 12 Закона о плате за землю указано, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, вывод суда о том, что на Управление Пенсионного фонда распространяется действие указанной нормы, является правомерным.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание письмо МНС России от 30.03.2004 N ОС-15-21/212 по вопросу уплаты земельного налога, представленное заявителем жалобы в суд кассационной инстанции, в котором прямо указано, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы имеют право на применение льготы, предусмотренной п. 14 ст. 12 Закона о плате за землю, суд кассационной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьями 286 и 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и постановления Арбитражного суда Московской области.
Суд кассационной инстанции на основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 284 - 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решение от 04.02.2004 и постановление апелляционной инстанции от 08.04.2004 по делу N А41-К2-15275/03 Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС России по г. Клин Московской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 20.07.2004 N КА-А41/5926-04
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 20 июля 2004 г. Дело N КА-А41/5926-04
Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда N 23 по г. Москве и Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Инспекции МНС России по г. Клину о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного земельного налога в размере 83515 руб., так как, по мнению заявителя, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы имеют право на льготу по земельному налогу.
Решением суда от 04 февраля 2004 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08 апреля 2004 г., требования заявителя удовлетворены полностью. При этом суд исходил из того, что, во-первых, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, являясь государственными учреждениями пенсионного обеспечения, фактически выполняют функции органов власти и управления, а во-вторых, в соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным учреждениям, осуществляющим социальную защиту населения. На основании изложенного суд сделал вывод о том, что согласно п. 14 ст. 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы не являются плательщиками земельного налога.
Законность и обоснованность судебных актов проверяются в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой налоговый орган просит отменить решение первой и постановление апелляционной инстанций, ссылаясь на неправильное применение судом в спорной ситуации норм материального права, в том числе п. 4, п. 14 ст. 12 Закона "О плате за землю", поскольку, по мнению Инспекции, Пенсионный фонд и его региональные органы не относятся к органам управления или государственным учреждениям социального обслуживания и, следовательно, должны уплачивать земельный налог в общем порядке.
Представитель налогового органа в судебном заседании доводы кассационной жалобы поддержал, представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в судебных актах.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ГУ УПФ Российской Федерации N 23 по г. Москве и Московской области, являясь землепользователем земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается постановлением Главы администрации Клинского района от 14.06.2000 N 1034 и свидетельством о государственной регистрации права от 11.11.2000 (л. д. 59 т. 1), уплатил земельный налог за 2001 - 2003 гг. в общей сумме 83515 руб., что подтверждается платежными поручениями (л. д. 15 - 19 т. 1) и не оспаривается налоговым органом.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации, полагая, что к нему применима льгота, предусмотренная п. 14 ст. 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", обратился к налоговому органу с заявлением об освобождении от уплаты земельного налога и возврате указанной суммы излишне уплаченного налога, что подтверждается письмами в адрес Инспекции (л. д. 10 т. 1).
Письмом от 09.07.2003 (л. д. 11 т. 1) налоговый орган отказал Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в предоставлении льготы и возврате перечисленной ранее суммы земельного налога.
Суд кассационной инстанции, отклоняя довод Инспекции о неприменении в спорной ситуации льготы по земельному налогу, полагает, что, принимая решение по данному делу, судом, со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2001 N 9-П, сделаны правильные выводы о том, что согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденному Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991, Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и данным Положением (части первая и вторая пункта 1); Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности, следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий, и такие полномочия по смыслу Конституции Российской Федерации относятся к сфере функционирования исполнительной власти; Пенсионный фонд Российской Федерации, образуя единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, осуществляет свои полномочия на местах через территориальные управления.
Кроме того, статьями 143, 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что Пенсионный фонд Российской Федерации относится к государственным внебюджетным фондам, управляемым органами государственной власти Российской Федерации и предназначенными для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности и т.д.
Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации финансируется из государственного фонда, относящегося, в силу ст. 10 БК РФ Российской Федерации, к бюджету 1-го уровня, как и федеральный бюджет.
Поскольку в п. 14 ст. 12 Закона о плате за землю указано, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, вывод суда о том, что на Управление Пенсионного фонда распространяется действие указанной нормы, является правомерным.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание письмо МНС России от 30.03.2004 N ОС-15-21/212 по вопросу уплаты земельного налога, представленное заявителем жалобы в суд кассационной инстанции, в котором прямо указано, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы имеют право на применение льготы, предусмотренной п. 14 ст. 12 Закона о плате за землю, суд кассационной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьями 286 и 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и постановления Арбитражного суда Московской области.
Суд кассационной инстанции на основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 284 - 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.02.2004 и постановление апелляционной инстанции от 08.04.2004 по делу N А41-К2-15275/03 Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС России по г. Клин Московской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)