Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи П.В.
протокол судебного заседания вел судья П.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФГУ "13 ГНИИ Минобороны России"
к МРИ ФНС РФ N 17 по Московской области
о признании незаконными бездействий налогового органа
при участии в заседании:
- от заявителя - Б. по доверенности; И. по доверенности;
- от заинтересованного лица - П.Е. по доверенности; А. по доверенности;
ФГУ "13 ГНИИ Минобороны России" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточненного заявления в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании незаконным бездействия МРИ ФНС РФ N 17 по Московской области, выразившегося в не возврате суммы излишне уплаченного налога на имущество и транспортного налога. Также заявитель просит суд обязать МРИ ФНС Р N 17 по Московской области произвести возврат излишне уплаченного налога на имущество и транспортного налога в общей сумме 8 520 105 рублей 60 копеек и проценты за нарушение срока возврата налогов в сумме 1 961 108 рублей 40 копеек.
Представители заявителя в судебное заседание явились, требования поддержали в полном объеме, просили суд их удовлетворить.
Представители заинтересованного лица в судебное заседание явились, с заявленными ФГУ "13 ГНИИ Минобороны России" требованиями не согласны, в их удовлетворении просили суд отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя и представителей заинтересованного лица, арбитражный суд установил:
Заявителем 18.01.2006 года и 26.01.2006 года в МРИ ФНС РФ N 17 по Московской области были представлены уточненные декларации по транспортному налогу и налогу на имущество за период с 2003 года по 2005 год, в которых заявитель указал сумму к уплате 0 рублей, а 30.01.2006 года - заявление о возврате излишне уплаченных денежных средств уплаченных в бюджет по первоначальным налоговым декларациям.
Однако, налоговый орган, руководствуясь Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 15.08.2004 года N 01-02-01/03-1625, не удовлетворив требования налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм налога, вынес решения о привлечении заявителя к налоговой ответственности за неуплату налога на имущество и транспортного налога, доначислил указанными решениями заявителю налог и пени, выставил ФГУ "13 ГНИИ Минобороны России" требования об уплате транспортного налога и налога на имущество.
Не согласившись с указанным бездействием налогового органа, ФГУ "13 ГНИИ Минобороны России" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, а также предоставлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он должен платить.
В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 358 пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ, не являются объектами налогообложения транспортные средства и имущество, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.
При этом, в части налога на имущество в налоговую базу не включаются стоимость объектов основных средств, используемых указанными выше федеральными органами исполнительной власти для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового Кодекса РФ, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если только иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Из положений Федеральных законов от 31 мая 1996 года N 61-Ф "Об обороне" и от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности военной службе" следует, что под термином федеральный орган исполнительной власти, в котором законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, следует понимать Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, перечисленные в статье 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Статьей 11 Федерального закона "Об обороне" определен общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации, которые состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Исходя из положений п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне", имущество Вооруженных Сил Российской Федерации является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Министерство обороны, действуя на основании Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации (пункт 2 Положения) и осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации (подпункт 7.1 пункта 7 Положения).
Таким образом, из содержания пп. 6 п. 2 ст. 358 и пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ вытекает, что транспортные средства и имущество, закрепленные на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за центральными органами военного управления, объединениями, соединениями, воинскими частями, учреждениями и предприятиями, входящими в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, не являются объектами налогообложения соответственно по транспортному налогу, и налогу на имущество организаций. При этом, не должно иметь значения, является какой-либо из этих органов (объединений, соединений, воинских частей, учреждений, предприятий) юридическим лицом или нет.
Судом установлено и из материалов делам усматривается, что ФГУ "13 ГНИИ Минобороны России" входит в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, все имущество Учреждения, в том числе транспортные средства, находится в собственности Российской Федерации и закреплено за заявителем на праве хозяйственного ведения (транспортные средства на праве оперативного управления).
Таким образом, в соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 358, пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ, ФГУ "13 ГНИИ Минобороны России" относится к предприятиям, которые не являются плательщиками транспортного налога и налога на имущество.
Решения налогового органа о привлечении заявителя к налоговой ответственности за неуплату налога на имущество и транспортного налога, вынесенные по результатам камеральных проверок представленных заявителем уточненных налоговых деклараций, признаны арбитражным судом недействительными, указанные решения арбитражного суда вступили в законную силу.
В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.
В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным по тому же бюджету, возврат производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки.
Налоговым органом не представлено доказательств того, что у заявителя на момент подачи им заявления в МРИ ФНС РФ N 17 по Московской области и в арбитражный суд настоящего заявления о возврате излишне уплаченного налога имелась какая-либо недоимка в соответствующие бюджеты.
Согласно п. 8 ст. 78 НК РФ, заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В соответствии с п. 9 ст. 78 Налогового кодекса РФ, возврат суммы излишне уплаченного налога производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, при нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата.
Учитывая, что заявителю в установленный законом срок сумма излишне уплаченных налогов налоговым органом возвращена не была, им правомерно заявлено требование о взыскании процентов за несвоевременный возврат налога. В материалы дела заявителем представлен расчет суммы процентов, который соответствует требованиям действующего законодательства и с которым суд соглашается в полном объеме.
При таких обстоятельствах, требования налогоплательщика являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно п. 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.03.2007 года N 117 при возмещении расходов по уплате государственной пошлины, понесенных по делу об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственного органа (органа местного самоуправления), с 01 января 2007 года подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный Главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как со стороны по делу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 104, 167, 176, 180 - 182, 216, 319 АПК РФ, арбитражный суд
заявление ФГУ "13 ГНИИ Минобороны России" удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МРИ ФНС РФ N 17 по Московской области, выразившееся в не возврате ФГУ "13 ГНИИ Минобороны России" в установленный законом срок суммы излишне уплаченного налога на имущество и транспортного налога.
Обязать МРИ ФНС Р N 17 по Московской области произвести возврат ФГУ "13 ГНИИ Минобороны России" излишне уплаченного налога на имущество и транспортного налога в общей сумме 8 520 105 рублей 60 копеек и процентов за нарушение срока возврата налогов в сумме 1 961 108 рублей 40 копеек.
Взыскать с Межрайонной Инспекции ФНС России N 17 по Московской области в пользу ФГУ "13 ГНИИ Минобороны России" расходы по оплате государственной пошлины в размере 47 484 рубля 80 копеек.
Решение может быть обжаловано в тридцатидневный срок в Десятый арбитражный апелляционный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21.12.2007 ПО ДЕЛУ N А41-К2-5458/06
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 декабря 2007 г. по делу N А41-К2-5458/06
Арбитражный суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи П.В.
протокол судебного заседания вел судья П.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФГУ "13 ГНИИ Минобороны России"
к МРИ ФНС РФ N 17 по Московской области
о признании незаконными бездействий налогового органа
при участии в заседании:
- от заявителя - Б. по доверенности; И. по доверенности;
- от заинтересованного лица - П.Е. по доверенности; А. по доверенности;
- установил:
ФГУ "13 ГНИИ Минобороны России" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточненного заявления в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании незаконным бездействия МРИ ФНС РФ N 17 по Московской области, выразившегося в не возврате суммы излишне уплаченного налога на имущество и транспортного налога. Также заявитель просит суд обязать МРИ ФНС Р N 17 по Московской области произвести возврат излишне уплаченного налога на имущество и транспортного налога в общей сумме 8 520 105 рублей 60 копеек и проценты за нарушение срока возврата налогов в сумме 1 961 108 рублей 40 копеек.
Представители заявителя в судебное заседание явились, требования поддержали в полном объеме, просили суд их удовлетворить.
Представители заинтересованного лица в судебное заседание явились, с заявленными ФГУ "13 ГНИИ Минобороны России" требованиями не согласны, в их удовлетворении просили суд отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя и представителей заинтересованного лица, арбитражный суд установил:
Заявителем 18.01.2006 года и 26.01.2006 года в МРИ ФНС РФ N 17 по Московской области были представлены уточненные декларации по транспортному налогу и налогу на имущество за период с 2003 года по 2005 год, в которых заявитель указал сумму к уплате 0 рублей, а 30.01.2006 года - заявление о возврате излишне уплаченных денежных средств уплаченных в бюджет по первоначальным налоговым декларациям.
Однако, налоговый орган, руководствуясь Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 15.08.2004 года N 01-02-01/03-1625, не удовлетворив требования налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм налога, вынес решения о привлечении заявителя к налоговой ответственности за неуплату налога на имущество и транспортного налога, доначислил указанными решениями заявителю налог и пени, выставил ФГУ "13 ГНИИ Минобороны России" требования об уплате транспортного налога и налога на имущество.
Не согласившись с указанным бездействием налогового органа, ФГУ "13 ГНИИ Минобороны России" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, а также предоставлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он должен платить.
В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 358 пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ, не являются объектами налогообложения транспортные средства и имущество, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.
При этом, в части налога на имущество в налоговую базу не включаются стоимость объектов основных средств, используемых указанными выше федеральными органами исполнительной власти для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового Кодекса РФ, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если только иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Из положений Федеральных законов от 31 мая 1996 года N 61-Ф "Об обороне" и от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности военной службе" следует, что под термином федеральный орган исполнительной власти, в котором законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, следует понимать Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, перечисленные в статье 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Статьей 11 Федерального закона "Об обороне" определен общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации, которые состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Исходя из положений п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне", имущество Вооруженных Сил Российской Федерации является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Министерство обороны, действуя на основании Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации (пункт 2 Положения) и осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации (подпункт 7.1 пункта 7 Положения).
Таким образом, из содержания пп. 6 п. 2 ст. 358 и пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ вытекает, что транспортные средства и имущество, закрепленные на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за центральными органами военного управления, объединениями, соединениями, воинскими частями, учреждениями и предприятиями, входящими в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, не являются объектами налогообложения соответственно по транспортному налогу, и налогу на имущество организаций. При этом, не должно иметь значения, является какой-либо из этих органов (объединений, соединений, воинских частей, учреждений, предприятий) юридическим лицом или нет.
Судом установлено и из материалов делам усматривается, что ФГУ "13 ГНИИ Минобороны России" входит в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, все имущество Учреждения, в том числе транспортные средства, находится в собственности Российской Федерации и закреплено за заявителем на праве хозяйственного ведения (транспортные средства на праве оперативного управления).
Таким образом, в соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 358, пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ, ФГУ "13 ГНИИ Минобороны России" относится к предприятиям, которые не являются плательщиками транспортного налога и налога на имущество.
Решения налогового органа о привлечении заявителя к налоговой ответственности за неуплату налога на имущество и транспортного налога, вынесенные по результатам камеральных проверок представленных заявителем уточненных налоговых деклараций, признаны арбитражным судом недействительными, указанные решения арбитражного суда вступили в законную силу.
В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.
В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным по тому же бюджету, возврат производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки.
Налоговым органом не представлено доказательств того, что у заявителя на момент подачи им заявления в МРИ ФНС РФ N 17 по Московской области и в арбитражный суд настоящего заявления о возврате излишне уплаченного налога имелась какая-либо недоимка в соответствующие бюджеты.
Согласно п. 8 ст. 78 НК РФ, заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В соответствии с п. 9 ст. 78 Налогового кодекса РФ, возврат суммы излишне уплаченного налога производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, при нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата.
Учитывая, что заявителю в установленный законом срок сумма излишне уплаченных налогов налоговым органом возвращена не была, им правомерно заявлено требование о взыскании процентов за несвоевременный возврат налога. В материалы дела заявителем представлен расчет суммы процентов, который соответствует требованиям действующего законодательства и с которым суд соглашается в полном объеме.
При таких обстоятельствах, требования налогоплательщика являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно п. 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.03.2007 года N 117 при возмещении расходов по уплате государственной пошлины, понесенных по делу об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственного органа (органа местного самоуправления), с 01 января 2007 года подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный Главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как со стороны по делу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 104, 167, 176, 180 - 182, 216, 319 АПК РФ, арбитражный суд
решил:
заявление ФГУ "13 ГНИИ Минобороны России" удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МРИ ФНС РФ N 17 по Московской области, выразившееся в не возврате ФГУ "13 ГНИИ Минобороны России" в установленный законом срок суммы излишне уплаченного налога на имущество и транспортного налога.
Обязать МРИ ФНС Р N 17 по Московской области произвести возврат ФГУ "13 ГНИИ Минобороны России" излишне уплаченного налога на имущество и транспортного налога в общей сумме 8 520 105 рублей 60 копеек и процентов за нарушение срока возврата налогов в сумме 1 961 108 рублей 40 копеек.
Взыскать с Межрайонной Инспекции ФНС России N 17 по Московской области в пользу ФГУ "13 ГНИИ Минобороны России" расходы по оплате государственной пошлины в размере 47 484 рубля 80 копеек.
Решение может быть обжаловано в тридцатидневный срок в Десятый арбитражный апелляционный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)