Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.03.2009 ПО ДЕЛУ N А60-34600/2008-С10

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 марта 2009 г. по делу N А60-34600/2008-С10


Резолютивная часть решения объявлена 12 марта 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 17 марта 2009 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.М. Классен при ведении протокола судебного заседания судьей Н.М. Классен
рассмотрел в судебном заседании 11 - 12 марта 2009 года дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Концерн "Уральский текстиль"
к Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне заинтересованного лица инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району города Екатеринбурга
о признании недействительным ненормативного акта в части
при участии в судебном заседании
- от заявителя: И.А. Петухов, юрисконсульт, доверенность от 02.07.2008;
- от заинтересованного лица: Т.Ю. Черняева, главный государственный налоговый инспектор, доверенность от 11.01.2009 N 09-18/03;
- от третьего лица: А.И. Киселева, главный государственный налоговый инспектор, доверенность от 21.01.2009 N 04-13/1950; А.В. Сергиенко, специалист, доверенность от 30.12.2008 N 04-13/52912.
Отводов суду не заявлено, права и обязанности разъяснены.
В судебном заседании 11.03.2009 объявлен перерыв до 14 ч 00 мин 12.03.2009.
По окончании перерыва судебное заседание продолжено.

Общество с ограниченной ответственностью "Концерн "Уральский текстиль" (далее - ООО "Концерн "Уральский текстиль", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области (далее - Управление, заинтересованное лицо) N 614/08 от 13.08.2008 в части доначисления земельного налога за земельный участок 66:41:05050019:0004, наложения штрафа, начисления соответствующих сумм пени.
Данное решение вынесено Управлением по итогам рассмотрения жалобы Общества на решение N 12-09/41 от 10.06.2008, принятое инспекцией Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району города Екатеринбурга (далее - налоговый орган) по итогам выездной налоговой проверки. Решением налогового органа Обществу начислен земельный налог за 2004 - 2006 гг, соответствующие пени, а также штрафные санкции на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В ходе проверки налоговым органом сделан вывод о неверном применении Обществом ставки (0,6%) при исчислении земельного налога за 2006 год, а также неисчислении в 2004 - 2006 гг земельного налога с земельного участка площадью 4006 кв. м, расположенного по адресу: город Екатеринбург, пер. Саранинский, 3. При доначислении земельного налога налоговым органом применена ставка в размере 1,5%.
Оспариваемым в настоящем деле решением Управления решение инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району города Екатеринбурга изменено путем отмены доначисления (вследствие применения ставки земельного налога 1,5%) заявителю земельного налога за 2006 год в том числе, за спорный земельный участок. Решение налогового органа в части доначисления налога с земельного участка площадью 4006 кв. м оставлено без изменения.
В судебном заседании 12.03.2009 представитель ООО "Концерн "Уральский текстиль", заявил ходатайство об уточнении заявленных требований. Просит признать недействительным решение Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области N 614/08 от 13.08.2008 в части оставления без изменения решения инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району города Екатеринбурга N 12-09/41 от 10.06.2008 в части доначисления земельного налога в размере 231809 руб. 72 коп за земельный участок, расположенный по адресу: город Екатеринбург, пер. Саранинский, 3 (66:41:05050019:0004), соответствующих сумм пени, штрафных санкций. В обоснование уточнения заявленных требований заявитель указывает на то, что при расчете земельного налога им неверно определена площадь объектов недвижимого имущества, находящихся на спорном земельном участке. С учетом данного факта, считает неправомерным доначисление налога в размере 231809 руб. 72 коп с земельного участка (2928,8 кв. м) не занятого объектами недвижимости.
Уточнение заявленных требований принято судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований в исковом заявлении заявитель указывает на то, что он не является плательщиком земельного налога с земельного участка площадью 2928,8 кв. м. В проверяемых периодах земельный налог налогоплательщиком исчислен исходя из площади объектов недвижимого имущества (зданий, строений, сооружений) - 2138 кв. м (с учетом пересчета при рассмотрении настоящего дела - 3215,2 кв. м), которые расположены на спорном земельном участке, и находящиеся в собственности у ООО "Концерн "Уральский текстиль". Общество ни фактически, ни юридически не является землепользователем в том размере, который определен Управлением в оспариваемом решение при доначислении земельного налога.
Представитель Управления требования заявителя отклонил, считая, решение N 614/08 от 13.08.2008 вынесено в соответствии с действующим законодательством, основания для его отмены в оспариваемой части не имеются.
Представитель налогового органа поддерживает позицию заинтересованного лица.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд

установил:

как отмечено выше по результатам выездной налоговой проверки, проведенной инспекцией Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району города Екатеринбурга в отношении ООО "Концерн "Уральский текстиль" было вынесено решение N 12-09/41 от 10.06.2008, в том числе, о доначислении земельного налога за 2004 - 2006 гг с земельного участка площадью 4006 кв. м по адресу: город Екатеринбург, пер. Саранинский, 3, соответствующих сумм пени. Указанным решением общество также привлечено к ответственности за неуплату земельного налога. Данное решение было вынесено налоговым органом в связи с неуплатой обществом земельного налога по земельному участку, на котором расположены приобретенные по договору купли-продажи объекты недвижимого имущества (сооружения предочистки). Решением Управления N 614/08 от 13.08.2008 отмеченное выше решение в данной части оставлено без изменения. По мнению налогового органа, Управления земельный налог подлежит уплате исходя из того, что площадь земельного участка составляет 6144 кв. м.
При рассмотрении спора суд исходит из следующего.
Согласно ст. 23, 38 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы, при этом обязанность по уплате налогов и сборов возникает при наличии у налогоплательщика объектов налогообложения, к которым, в том числе, отнесено имущество.
Статьей 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.1991 г. N 1738-1 и статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Ежегодным земельным налогом облагаются как собственники земли, так и землепользователи.
В силу ст. 15 указанного Закона основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и (или) пользования (аренды) земельным участком. Получение такого документа зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (ст. 389, 390 Налогового кодекса РФ).
В силу п. 3 ст. 5 Земельного кодекса РФ собственниками земельных участков признаются лица, имеющие право собственности на земельные участки; землепользователями - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.
Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ст. 25 Земельного кодекса РФ).
Из анализа вышепоименованных законодательных актов следует, что обязанность по уплате земельного налога возникает при фактическом использовании земельного участка и наличии у налогоплательщика правоустанавливающих документов на земельный участок, оформление которых является обязанностью собственника (пользователя).
Согласно п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 552 Гражданского кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Как установлено материалами дела, ООО "Концерн "Уральский текстиль" на основании договора купли-продажи от 26.03.1999 приобрело у ОАО "Уралтекс" объекты недвижимости - сооружения предочистки (очистные сооружения, водонапорная башня, насосная станция, насосная станция резервуар), общей площадью 3215,2 кв. м., расположенные по адресу: г. Екатеринбург, ул. Новинская, 2.
ОАО "Уралтекс" пользовалось земельным участком, на котором располагается принадлежащее ему недвижимое имущество, в том числе проданные, объекты площадью 3215,2 кв. м, на праве бессрочного пользования. На основании решений Свердловского городского совета народных депутатов N 476-2 от 28.12.1983, N 96-в от 26.03.1986, N 439-а от 22.11.1984, N 92-д от 22.02.1989 Свердловскому камвольному комбинату предоставлен в бессрочное пользование земельный участок общей площадью 3,65 га под строительство очистных сооружений (акт о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка N 3993-б от 18.06.1986). В процессе приватизации правопреемником прав и обязанностей Свердловского камвольного комбината, в том числе, прав пользования землей, стало открытое акционерное общество "Уралтекс".
Следовательно, ООО "Концерн "Уральский текстиль" - покупатель объектов недвижимости, находящихся на земельном участке, принадлежащем ООО "Уралтекс" - продавцу на праве бессрочного пользования, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобрело право пользования земельным участком, занятым объектами недвижимости и необходимым для их использования на праве бессрочного пользования.
Данный факт не оспаривается сторонами.
Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 Земельного кодекса РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний, как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, сооружения (п. 2 ст. 268, п. 1 ст. 271 ГК РФ), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ".
Обществом с ограниченной ответственностью "Концерн "Уральский текстиль" права на земельный участок под приобретенными объектами недвижимости не оформлены.
Однако, бездействие землепользователя, повлекшее отсутствие документов о праве на земельные участки, соответствующих требованиям законодательства, действующего в момент их предоставления (передачи), не является основанием для освобождения от платы за пользование землей.
Поскольку ООО "Концерн "Уральский текстиль" получило в пользование земельный участок под приобретенными объектами недвижимости, оно обязано уплачивать земельный налог за 2004 - 2005 г. на основании ст. 1 и 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", за 2006 г. - на основании ст. 387, 388 Налогового кодекса Российской Федерации.
По мнению налогового органа, Управления земельный налог подлежит уплате исходя из того, что площадь земельного участка составляет 6144 кв. м. Размер земельного участка в целях исчисления земельного налога определен налоговым органом исходя из данных, полученных в результате инвентаризации земель Чкаловского района, утвержденных Постановлением Главы города Екатеринбурга N 1385 от 26.12.2002.
Судом установлено, что в проверяемых периодах Общество осуществляло фактическое пользование земельным участком площадью 3215,2 кв. м, занятого объектами недвижимости - сооружения предочистки (очистные сооружения, водонапорная башня, насосная станция, насосная станция резервуар).
Согласно техническим паспортам на сооружения, а также данным, предоставленным МУП Бюро технической инвентаризации 12.09.2007, площадь указанных сооружений, составляет 3215,2 кв. м.
Доказательств, подтверждающих размер земельного участка, необходимого для использования сооружений, и свидетельствующих о том, что общество фактически использует площадь земельного участка, превышающего 3215,2 кв. м, и площадь спорного земельного участка составляет 6144 кв. м с учетом земель, необходимых для эксплуатации здания, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суд полагает, что основания для исчисления земельного налога с земельного участка площадью 2928,8 кв. м (6144 - 3215,2), превышающего площадь, застроенную сооружениями предочистки, у налогового органа отсутствуют.
Ссылка заинтересованного лица, третьего лица на материалы инвентаризации судом во внимание не принимается исходя из следующего.
Целью инвентаризации в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" в редакции от 23.07.2008 (аналогичные положения содержались в ранее действующей редакции) является выявление неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.
Статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
На основании пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Материалы инвентаризации к указанным актам не относятся. Они не являются документом, удостоверяющим право на земельный участок.
При принятии решения, суд также учитывает тот факт, что согласно кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 66:41:0505019:4 (площадь 3,65 га, город Екатеринбург, пер. Саранинский, 3), представленной по запросу суда Территориальным отделом N 15 Управления Роснедвижимости по Свердловской области, в государственном кадастре недвижимости, сведения о регистрации прав на спорный земельный участок, а также о правообладателе и виде права отсутствуют.
В обосновании правомерности вынесения оспариваемого решения заинтересованное лицо указывает на то, что по договору купли-продажи продавались не отдельные здания, а предприятие как имущественный комплекс. Соответственно, ООО "Концерн "Уральский текстиль" передано вместе с имущественным комплексом право на земельный участок в том объеме, которое имело место у продавца (ОАО "Уралтекс" - правопреемник Свердловского камвольного комбината), т.е. право бессрочного пользования земельным участком площадью 3,65 га.
Данный довод судом отклоняется по следующим основаниям.
Как следует из акта N 3993-б от 18.06.1986, Свердловскому камвольному комбинату предоставлен в бессрочное пользование земельный участок площадью 3,65 га под строительство сооружений предочистки, а не под существующий объект недвижимости. Права на земельный участок под объектом недвижимости, завершенного строительством, Свердловским камвольным комбинатом (ОАО "Уралтекс") в установленном законом порядке оформлены не были.
Судом также установлено, что договором купли-продажи от 26.03.1999 не предусмотрено, в какой части покупателю ООО "Концерн "Уральский текстиль" перешли права на земельный участок, расположенный под объектами недвижимого имущества, и необходимый для их содержания и использования.
В нарушение ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговым органом не представлены суду доказательства, свидетельствующие о том, что заявителем используется земельный участок в размере 6144 кв. м., и что именно такой земельный участок необходим для использования здания (сооружения), расположенного на данном земельном участке.
На основании изложенного суд считает, что налоговым органом необоснованно доначислен заявителю налог на землю в размере 231809 руб. 72 коп рублей, соответствующие пени, применена ответственность по ст. 122 НК РФ, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Концерн "Уральский текстиль" удовлетворить.
2. Признать недействительным решение Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области N 614/08 от 13.08.2008 в части оставления без изменения решения инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району города Екатеринбурга N 12-09/41 от 10.06.2008 о доначислении земельного налога в размере 231809,72 рублей, соответствующих сумм пени, штрафных санкций за земельный участок по адресу: г. Екатеринбург, пер. Саранинский, 3 кадастровый номер 66641:05050019:0004.
3. Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области в пользу открытого акционерного общества "Уральский завод резиновых технических изделий" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
КЛАССЕН Н.М.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)