Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 23 мая 2006 г. Дело N А41-К2-2833/06
Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующего С., протокол судебного заседания вела С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО "Красная лента" к ИФНС РФ по г. Ногинску о признании решения недействительным, при участии в заседании: явка отражена в протоколе,
ОАО "Красная лента" обратилось в Арбитражный суд с иском к ИФНС РФ по г. Ногинску о признании недействительным решения N 9555 от 28.09.05 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Истец иск поддержал.
Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
11.08.2005 заявителем в ИФНС России по г. Ногинску были поданы уточненная декларация по земельному налогу за 2003 год и заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога.
28.09.2005 ИФНС России по г. Ногинску принято решение N 9555 от 28.09.2005 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Решением N 9555 установлено, что заявитель занизил ставки земельного налога за 2003 год, нарушил п. 4 решения Совета депутатов Ногинского района Московской области N 85/14 от 27.12.2002 "Об утверждении на 2003 г. ставок земельного налога в Ногинском районе".
В результате занижение земельного налога за 2003 год составило 1984574 руб. Решением N 9555 заявителю предложено уплатить указанные суммы земельного налога.
Решение ИФНС России по г. Ногинску N 9555 от 28.09.2005 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения является незаконным по следующим основаниям: решение Совета депутатов Ногинского района от 27.12.2002 N 85/14, на которое ссылается налоговый орган, частично противоречит федеральному законодательству; указанные в уточненной декларации по земельному налогу ставки земельного налога определены в соответствии с действующим законодательством, а следовательно, сумма земельного налога определена верно.
Решением Совета депутатов Ногинского района Московской области N 85/14 от 27.12.2002 "Об утверждении на 2003 г. ставок земельного налога в Ногинском районе" утверждена ставка земельного налога для земель поселений в размере 18,65.
Указанная ставка земельного налога была рассчитана следующим образом: 1,8 x 2,592 x 2,5 x 1,6 = 18,65; где: 1,8 - средняя ставка земельного налога, установленная ст. 8 и таблицей 1 Приложения N 2 к Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", для поселений, расположенных в Центральном экономическом районе, численностью населения не более 250 тыс. чел.; 2,592 - коэффициент индексации, рассчитываемый в соответствии с действующим законодательством, соответственно для 2003 года (расчет коэффициента индексации ставок земельного налога прилагается); 2,5 - коэффициент увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах, установленный таблицей 2 Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю" и ст. 2 Закона МО от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в МО"; 1,6 - коэффициент увеличения средних ставок земельного налога за счет статуса, социально-культурного потенциала и местоположения городов и поселков, установленный ст. 9 и Приложением N 7 к Закону МО "О плате за землю в МО" для города Ногинска в размере 1,6. Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, решение Совета депутатов Ногинского района N 85/14 от 27.12.2002 "Об утверждении на 2003 г. ставок земельного налога в Ногинском районе" не может противоречить Закону РФ "О плате за землю". Таблицей 2 Приложения N 2 Закона РФ "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах. Данные коэффициенты подлежат применению только для тех земельных участков, которые расположены в курортных зонах. Ст. 2 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" установлено, что средние ставки земельного налога за земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю": за земли городов - 2,5.
Город Ногинск не отнесен в установленном законодательством порядке к курортным зонам. Таким образом, коэффициент увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах, установленный таблицей 2 Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю" и ст. 2 Закона МО "О плате за землю в МО", не подлежит применению по отношению к земельным участкам заявителя в городе Ногинске.
Следовательно, решение Совета депутатов Ногинского района от 27.12.2002 N 85/14 об утверждении ставок земельного налога на 2003 год противоречит Закону РФ "О плате за землю" и Земельному кодексу, а следовательно, не подлежит применению в части коэффициента увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах - 2,5.
В соответствии с п. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Таким образом, в случае противоречия между Законом МО "О плате за землю в МО" и Законом РФ "О плате за землю" применению подлежит Закон РФ "О плате за землю".
Ст. 9 Закона МО "О плате за землю МО" средние ставки земельного налога за городские (поселковые) земли, установленные в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" и статьей 2 настоящего Закона, увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, уровень развития, социально-культурного потенциала и местоположения (Приложение N 7). Таблицей 3 Приложения N 2 Закона РФ "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала, которые подлежат применению только в отношении земельных участков, расположенных в столицах республик в составе РФ, краевых и областных центров. Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена дифференциация ставок земельного налога в зависимости от местоположения городов и поселков, следовательно, ст. 9 Закона МО "О плате за землю в МО" и Приложение N 7 противоречат федеральному законодательству и не подлежат применению.
Следовательно, решение Совета депутатов Ногинского района от 27.12.2002 N 85/14 об утверждении ставок земельного налога на 2003 год противоречит Закону РФ "О плате за землю", а следовательно, не подлежит применению в части коэффициента, учитывающего статус конкретных городов и поселков, уровень развития, социально-культурного потенциала и местоположения - 1,6.
Поскольку решение Совета депутатов Ногинского района от 27.12.2002 N 85/14 об утверждении ставок земельного налога на 2003 год противоречит Закону РФ "О плате за землю" в части применения к городу Ногинску указанных коэффициентов 2,5 и 1,6, то при заполнении деклараций по земельному налогу за 2003 год решение Совета депутатов Ногинского района от 27.12.2002 N 85/14 в данной части заявителем не должно было применяться.
В соответствии со ст. 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую салу. Поскольку Закон РФ "О плате за землю" имеет большую юридическую силу, чем решения Совета депутатов Ногинского района, то в данном случае подлежит применению Закон РФ "О плате за землю".
В решении N 9555 налоговым органом указано, что т.к. земли заявителя находятся в разных зонах градостроительной ценности, то ставки с учетом коэффициента градостроительной ценности составляют на 2003 год - 37,3 руб. и 25,18 руб.
Приложением N 1 к решениям Совета депутатов Ногинского района от 27.12.2002 N 85/14 об утверждении ставок земельного налога на 2003 год установлены коэффициенты градостроительной ценности территории г. Ногинска согласно планировочным зонам в зависимости от номера планировочной зоны.
При этом ни решением Совета депутатов Ногинского района от 27.12.2002 N 85/14, ни иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, опубликованными в соответствии с действующим законодательством, не установлены границы этих планировочных зон. Таким образом, невозможно определить, к каким планировочным зонам относятся земельные участки, принадлежащие заявителю.
Следовательно, ссылка налогового органа на то, что заявителем должны были быть применены коэффициенты градостроительной ценности, не обоснована.
Более того, ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" предусмотрено, что органы местного самоуправления городов могут дифференцировать средние ставки по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
В соответствии с п. 4 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 08.10.1997 N 13-П "По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14.07.1995 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году" указал, что устанавливаемая федеральным законом средняя ставка земельного налога представляет собой важную гарантию прав налогоплательщиков, однако она способна выполнять такую функцию только тогда, когда созданы определенные условия, реально ограничивающие свободу усмотрения законодательных органов субъектов РФ при исчислении ставок земельного налога. Это предполагает наличие единых правил использования средней ставки налога на земли городов и поселков, в частности при их дифференциации по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Между тем в федеральном законодательстве вообще не содержатся нормативные предписания о порядке расчета - на основе средней ставки - ставок земельного налога, дифференцированных по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно, так как в силу различных методик расчетов ставок земельного налога средняя ставка лишается какого-либо смысла.
В Определении от 11.05.2004 N 209-О Конституционный Суд РФ разъяснил свою правовую позицию по данному вопросу, указав, что в отсутствие указанных единых правил дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон, орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается.
В соответствии с абз. 2 п. 3 Определения Конституционного Суда РФ от 11.05.2004 N 209-О судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
При установлении решением Совета депутатов Ногинского района от 27.12.2002 N 85/14 коэффициентов градостроительной ценности территорий г. Ногинска согласно планировочным зонам предварительно не была произведена экономическая оценка территории, а именно не проводились анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне. Таким образом, коэффициенты градостроительной ценности территории г. Ногинска согласно планировочным зонам установлены Советом депутатов фактически произвольно, что, как указал Конституционный Суд РФ, недопустимо.
Таким образом, применение коэффициентов градостроительной ценности территории г. Ногинска согласно планировочным зонам, установленных решением Совета депутатов Ногинского района от 27.12.2002 N 85/14, неправомерно, поскольку данные коэффициенты установлены с нарушением федерального законодательства и Постановления Конституционного Суда РФ, а также невозможно определить, в каких именно планировочных зонах расположены земельные участки заявителя.
В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Заявителем указанная в уточненной декларации по земельному налогу за 2003 год ставка земельного налога была рассчитана в соответствии с действующим законодательством следующим образом. В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону.
Город Ногинск Московской Области расположен в Центральном экономическом районе; численность населения г. Ногинска составляет около 100 тыс. человек. Таким образом, согласно таблице 1 Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю" средняя ставка земельного налога, на основании которой следует устанавливать ставку земельного налога, в г. Ногинске составляет 1 руб. 80 коп. за кв. м. В соответствии с действующим федеральным законодательством средние ставки год составляет 2,592. (расчет коэффициента индексации ставок земельного налога прилагается).
Таким образом, ставка земельного налога на 2003 год составляет 4,67 (1,8 x 2,592 = 4,6656). Следовательно, сумма земельного налога составляет 258564 рубля (расчет сумм земельного налога прилагается).
Исходя из вышеизложенного заявителем в уточненной декларации по земельному налогу за 2003 год была применена правильная ставка земельного налога, рассчитанная в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, решением ИФНС по г. Ногинску N 9555 от 28.09.2005 заявителю неправомерно предложено доплатить земельный налог за 2003 год в размере 1984574 руб.
Таким образом, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 167 - 171, 176, 201, 110 АПК РФ, суд
признать недействительным решение ИФНС РФ по г. Ногинску за N 9555 от 28.09.05 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23.05.2006 ПО ДЕЛУ N А41-К2-2833/06
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 мая 2006 г. Дело N А41-К2-2833/06
Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующего С., протокол судебного заседания вела С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО "Красная лента" к ИФНС РФ по г. Ногинску о признании решения недействительным, при участии в заседании: явка отражена в протоколе,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Красная лента" обратилось в Арбитражный суд с иском к ИФНС РФ по г. Ногинску о признании недействительным решения N 9555 от 28.09.05 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Истец иск поддержал.
Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
11.08.2005 заявителем в ИФНС России по г. Ногинску были поданы уточненная декларация по земельному налогу за 2003 год и заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога.
28.09.2005 ИФНС России по г. Ногинску принято решение N 9555 от 28.09.2005 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Решением N 9555 установлено, что заявитель занизил ставки земельного налога за 2003 год, нарушил п. 4 решения Совета депутатов Ногинского района Московской области N 85/14 от 27.12.2002 "Об утверждении на 2003 г. ставок земельного налога в Ногинском районе".
В результате занижение земельного налога за 2003 год составило 1984574 руб. Решением N 9555 заявителю предложено уплатить указанные суммы земельного налога.
Решение ИФНС России по г. Ногинску N 9555 от 28.09.2005 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения является незаконным по следующим основаниям: решение Совета депутатов Ногинского района от 27.12.2002 N 85/14, на которое ссылается налоговый орган, частично противоречит федеральному законодательству; указанные в уточненной декларации по земельному налогу ставки земельного налога определены в соответствии с действующим законодательством, а следовательно, сумма земельного налога определена верно.
Решением Совета депутатов Ногинского района Московской области N 85/14 от 27.12.2002 "Об утверждении на 2003 г. ставок земельного налога в Ногинском районе" утверждена ставка земельного налога для земель поселений в размере 18,65.
Указанная ставка земельного налога была рассчитана следующим образом: 1,8 x 2,592 x 2,5 x 1,6 = 18,65; где: 1,8 - средняя ставка земельного налога, установленная ст. 8 и таблицей 1 Приложения N 2 к Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", для поселений, расположенных в Центральном экономическом районе, численностью населения не более 250 тыс. чел.; 2,592 - коэффициент индексации, рассчитываемый в соответствии с действующим законодательством, соответственно для 2003 года (расчет коэффициента индексации ставок земельного налога прилагается); 2,5 - коэффициент увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах, установленный таблицей 2 Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю" и ст. 2 Закона МО от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в МО"; 1,6 - коэффициент увеличения средних ставок земельного налога за счет статуса, социально-культурного потенциала и местоположения городов и поселков, установленный ст. 9 и Приложением N 7 к Закону МО "О плате за землю в МО" для города Ногинска в размере 1,6. Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, решение Совета депутатов Ногинского района N 85/14 от 27.12.2002 "Об утверждении на 2003 г. ставок земельного налога в Ногинском районе" не может противоречить Закону РФ "О плате за землю". Таблицей 2 Приложения N 2 Закона РФ "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах. Данные коэффициенты подлежат применению только для тех земельных участков, которые расположены в курортных зонах. Ст. 2 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" установлено, что средние ставки земельного налога за земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю": за земли городов - 2,5.
Город Ногинск не отнесен в установленном законодательством порядке к курортным зонам. Таким образом, коэффициент увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах, установленный таблицей 2 Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю" и ст. 2 Закона МО "О плате за землю в МО", не подлежит применению по отношению к земельным участкам заявителя в городе Ногинске.
Следовательно, решение Совета депутатов Ногинского района от 27.12.2002 N 85/14 об утверждении ставок земельного налога на 2003 год противоречит Закону РФ "О плате за землю" и Земельному кодексу, а следовательно, не подлежит применению в части коэффициента увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах - 2,5.
В соответствии с п. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Таким образом, в случае противоречия между Законом МО "О плате за землю в МО" и Законом РФ "О плате за землю" применению подлежит Закон РФ "О плате за землю".
Ст. 9 Закона МО "О плате за землю МО" средние ставки земельного налога за городские (поселковые) земли, установленные в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" и статьей 2 настоящего Закона, увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, уровень развития, социально-культурного потенциала и местоположения (Приложение N 7). Таблицей 3 Приложения N 2 Закона РФ "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала, которые подлежат применению только в отношении земельных участков, расположенных в столицах республик в составе РФ, краевых и областных центров. Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена дифференциация ставок земельного налога в зависимости от местоположения городов и поселков, следовательно, ст. 9 Закона МО "О плате за землю в МО" и Приложение N 7 противоречат федеральному законодательству и не подлежат применению.
Следовательно, решение Совета депутатов Ногинского района от 27.12.2002 N 85/14 об утверждении ставок земельного налога на 2003 год противоречит Закону РФ "О плате за землю", а следовательно, не подлежит применению в части коэффициента, учитывающего статус конкретных городов и поселков, уровень развития, социально-культурного потенциала и местоположения - 1,6.
Поскольку решение Совета депутатов Ногинского района от 27.12.2002 N 85/14 об утверждении ставок земельного налога на 2003 год противоречит Закону РФ "О плате за землю" в части применения к городу Ногинску указанных коэффициентов 2,5 и 1,6, то при заполнении деклараций по земельному налогу за 2003 год решение Совета депутатов Ногинского района от 27.12.2002 N 85/14 в данной части заявителем не должно было применяться.
В соответствии со ст. 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую салу. Поскольку Закон РФ "О плате за землю" имеет большую юридическую силу, чем решения Совета депутатов Ногинского района, то в данном случае подлежит применению Закон РФ "О плате за землю".
В решении N 9555 налоговым органом указано, что т.к. земли заявителя находятся в разных зонах градостроительной ценности, то ставки с учетом коэффициента градостроительной ценности составляют на 2003 год - 37,3 руб. и 25,18 руб.
Приложением N 1 к решениям Совета депутатов Ногинского района от 27.12.2002 N 85/14 об утверждении ставок земельного налога на 2003 год установлены коэффициенты градостроительной ценности территории г. Ногинска согласно планировочным зонам в зависимости от номера планировочной зоны.
При этом ни решением Совета депутатов Ногинского района от 27.12.2002 N 85/14, ни иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, опубликованными в соответствии с действующим законодательством, не установлены границы этих планировочных зон. Таким образом, невозможно определить, к каким планировочным зонам относятся земельные участки, принадлежащие заявителю.
Следовательно, ссылка налогового органа на то, что заявителем должны были быть применены коэффициенты градостроительной ценности, не обоснована.
Более того, ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" предусмотрено, что органы местного самоуправления городов могут дифференцировать средние ставки по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
В соответствии с п. 4 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 08.10.1997 N 13-П "По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14.07.1995 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году" указал, что устанавливаемая федеральным законом средняя ставка земельного налога представляет собой важную гарантию прав налогоплательщиков, однако она способна выполнять такую функцию только тогда, когда созданы определенные условия, реально ограничивающие свободу усмотрения законодательных органов субъектов РФ при исчислении ставок земельного налога. Это предполагает наличие единых правил использования средней ставки налога на земли городов и поселков, в частности при их дифференциации по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Между тем в федеральном законодательстве вообще не содержатся нормативные предписания о порядке расчета - на основе средней ставки - ставок земельного налога, дифференцированных по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно, так как в силу различных методик расчетов ставок земельного налога средняя ставка лишается какого-либо смысла.
В Определении от 11.05.2004 N 209-О Конституционный Суд РФ разъяснил свою правовую позицию по данному вопросу, указав, что в отсутствие указанных единых правил дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон, орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается.
В соответствии с абз. 2 п. 3 Определения Конституционного Суда РФ от 11.05.2004 N 209-О судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
При установлении решением Совета депутатов Ногинского района от 27.12.2002 N 85/14 коэффициентов градостроительной ценности территорий г. Ногинска согласно планировочным зонам предварительно не была произведена экономическая оценка территории, а именно не проводились анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне. Таким образом, коэффициенты градостроительной ценности территории г. Ногинска согласно планировочным зонам установлены Советом депутатов фактически произвольно, что, как указал Конституционный Суд РФ, недопустимо.
Таким образом, применение коэффициентов градостроительной ценности территории г. Ногинска согласно планировочным зонам, установленных решением Совета депутатов Ногинского района от 27.12.2002 N 85/14, неправомерно, поскольку данные коэффициенты установлены с нарушением федерального законодательства и Постановления Конституционного Суда РФ, а также невозможно определить, в каких именно планировочных зонах расположены земельные участки заявителя.
В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Заявителем указанная в уточненной декларации по земельному налогу за 2003 год ставка земельного налога была рассчитана в соответствии с действующим законодательством следующим образом. В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону.
Город Ногинск Московской Области расположен в Центральном экономическом районе; численность населения г. Ногинска составляет около 100 тыс. человек. Таким образом, согласно таблице 1 Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю" средняя ставка земельного налога, на основании которой следует устанавливать ставку земельного налога, в г. Ногинске составляет 1 руб. 80 коп. за кв. м. В соответствии с действующим федеральным законодательством средние ставки год составляет 2,592. (расчет коэффициента индексации ставок земельного налога прилагается).
Таким образом, ставка земельного налога на 2003 год составляет 4,67 (1,8 x 2,592 = 4,6656). Следовательно, сумма земельного налога составляет 258564 рубля (расчет сумм земельного налога прилагается).
Исходя из вышеизложенного заявителем в уточненной декларации по земельному налогу за 2003 год была применена правильная ставка земельного налога, рассчитанная в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, решением ИФНС по г. Ногинску N 9555 от 28.09.2005 заявителю неправомерно предложено доплатить земельный налог за 2003 год в размере 1984574 руб.
Таким образом, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 167 - 171, 176, 201, 110 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
признать недействительным решение ИФНС РФ по г. Ногинску за N 9555 от 28.09.05 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)