Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 24.09.2004 N Ф03-А51/04-2/2346

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 24 сентября 2004 года Дело N Ф03-А51/04-2/2346


Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2004 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району г. Владивостока на решение от 28.01.2004, постановление от 09.04.2004 по делу N А51-16466/03-10-409 Арбитражного суда Приморского края по заявлению Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "ЕЭС России" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району г. Владивостока о признании незаконным бездействия налогового органа и обязании произвести возврат излишне уплаченного налога на прибыль.
Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации "ЕЭС России" (далее - ОАО РАО "ЕЭС России"; акционерное общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району г. Владивостока (далее - Инспекция; налоговый орган), выразившегося в неисполнении обязанности по возврату излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 11 млн. руб., и обязании произвести возврат указанной суммы.
Решением суда от 28.01.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.04.2004, заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие налогового органа, а в части удовлетворения заявления об обязании произвести возврат налога на прибыль в сумме 11 млн. руб. - отказано ввиду того, что Инспекция ранее произвела возврат вышеуказанной суммы налога, согласно заключениям от 09.12.2003 N 18 и N 19.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ по кассационной жалобе Инспекции, которая просит их отменить. Заявитель жалобы не согласен с доводами суда в части признания незаконным бездействия налогового органа, поскольку просрочка возврата излишне уплаченного налога произошла по не зависящим от Инспекции причинам.
Акционерное общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако его представители в судебное заседание кассационной инстанции не явились.
Представитель налогового органа в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просила отменить решение и постановление апелляционной инстанции и принять новое решение.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнение представителя Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены состоявшихся судебных актов исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 18.06.2002 N 42р было учреждено открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", единственным учредителем которого является ОАО РАО "ЕЭС России". Согласно акту приема-передачи имущества от 24.09.2002 N 0802-01, ОАО РАО "ЕЭС России" передало в уставный капитал нового общества имущество, принадлежащее ему на праве собственности, в том числе по структурному подразделению Приморское ПМЭС.
В связи с тем, что на 01.07.2003 образовалась переплата по налогу на прибыль в бюджет Приморского края и местный бюджет по структурному подразделению Приморское ПМЭС, 16.07.2003 ОАО РАО "ЕЭС России" направило в налоговый орган заявление о возврате излишне уплаченного налога на прибыль и просило вернуть сумму 4 млн. руб. из бюджета Приморского края и 7 млн. руб. из местного бюджета. 20.10.2003 ОАО РАО "ЕЭС России" повторно обратилось в Инспекцию с аналогичным требованием.
Поскольку налоговым органом в предусмотренный законодательством срок возврат налога не был произведен, акционерное общество подало в арбитражный суд заявление о признании незаконным бездействия Инспекции и об обязании возвратить указанную выше сумму налога на прибыль.
Суд, удовлетворяя требование о признании незаконным бездействия, правомерно исходил из того, что налоговым органом нарушен пункт 9 статьи 78 Налогового кодекса РФ, предусматривающий возврат суммы излишне уплаченного налога за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления.
Обязанность налогового органа осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налога закреплена также в подпункте 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ.
Как установлено судом на основе исследования и оценки в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, Инспекция письмами от 12.08.2003 N 05/7640-1 и от 01.10.2003 N 05/9425 обращалась в Межрайонную инспекцию Министерства РФ по налогам и сборам N 40 по г. Москве, где головное предприятие состоит на налоговом учете, с запросом о подтверждении правильности исчисления налога на прибыль в части краевого и местного бюджетов, подлежащего уплате по месту нахождения структурного подразделения - Приморское ПМЭС. Ответ был получен только 01.12.2003, после чего, 09.12.2003 налоговый орган оформил заключения N 18 и N 19 на возврат излишне уплаченного налога на прибыль в краевой и местный бюджеты в общей сумме 11 млн. руб.
Ссылки Инспекции на те обстоятельства, что меры по исполнению заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченного налога принимались и просрочка возврата произошла по не зависящим от налогового органа обстоятельствам, обоснованно признаны судом обеих инстанций несостоятельными, так как Налоговый кодекс РФ не предусматривает особый порядок возврата излишне уплаченного налога, а именно продление установленного законом срока, в случае обращения с запросом в налоговый орган по месту нахождения головной организации.
Таким образом, кассационная инстанция считает правомерным вывод суда о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в несвоевременном исполнении обязанности по возврату излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 11 млн. руб.
Решение суда в части отказа в удовлетворении заявления об обязании произвести возврат излишне уплаченного налога на прибыль не оспаривается лицами, участвующими в деле, поскольку возврат указанной выше суммы налога Инспекцией произведен.
На основании вышеизложенного, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены решения суда и постановления апелляционной инстанции, правильно применивших нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 28.01.2004, постановление апелляционной инстанции от 09.04.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-16466/03-10-409 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 24 сентября 2004 года Дело N Ф03-А51/04-2/2346


Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2004 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району г. Владивостока на решение от 28.01.2004, постановление от 09.04.2004 по делу N А51-16466/03-10-409 Арбитражного суда Приморского края по заявлению Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "ЕЭС России" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району г. Владивостока о признании незаконным бездействия налогового органа и обязании произвести возврат излишне уплаченного налога на прибыль.
Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации "ЕЭС России" (далее - ОАО РАО "ЕЭС России"; акционерное общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району г. Владивостока (далее - Инспекция; налоговый орган), выразившегося в неисполнении обязанности по возврату излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 11 млн. руб., и обязании произвести возврат указанной суммы.
Решением суда от 28.01.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.04.2004, заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие налогового органа, а в части удовлетворения заявления об обязании произвести возврат налога на прибыль в сумме 11 млн. руб. - отказано ввиду того, что Инспекция ранее произвела возврат вышеуказанной суммы налога, согласно заключениям от 09.12.2003 N 18 и N 19.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ по кассационной жалобе Инспекции, которая просит их отменить. Заявитель жалобы не согласен с доводами суда в части признания незаконным бездействия налогового органа, поскольку просрочка возврата излишне уплаченного налога произошла по не зависящим от Инспекции причинам.
Акционерное общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако его представители в судебное заседание кассационной инстанции не явились.
Представитель налогового органа в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просила отменить решение и постановление апелляционной инстанции и принять новое решение.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнение представителя Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены состоявшихся судебных актов исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 18.06.2002 N 42р было учреждено открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", единственным учредителем которого является ОАО РАО "ЕЭС России". Согласно акту приема-передачи имущества от 24.09.2002 N 0802-01, ОАО РАО "ЕЭС России" передало в уставный капитал нового общества имущество, принадлежащее ему на праве собственности, в том числе по структурному подразделению Приморское ПМЭС.
В связи с тем, что на 01.07.2003 образовалась переплата по налогу на прибыль в бюджет Приморского края и местный бюджет по структурному подразделению Приморское ПМЭС, 16.07.2003 ОАО РАО "ЕЭС России" направило в налоговый орган заявление о возврате излишне уплаченного налога на прибыль и просило вернуть сумму 4 млн. руб. из бюджета Приморского края и 7 млн. руб. из местного бюджета. 20.10.2003 ОАО РАО "ЕЭС России" повторно обратилось в Инспекцию с аналогичным требованием.
Поскольку налоговым органом в предусмотренный законодательством срок возврат налога не был произведен, акционерное общество подало в арбитражный суд заявление о признании незаконным бездействия Инспекции и об обязании возвратить указанную выше сумму налога на прибыль.
Суд, удовлетворяя требование о признании незаконным бездействия, правомерно исходил из того, что налоговым органом нарушен пункт 9 статьи 78 Налогового кодекса РФ, предусматривающий возврат суммы излишне уплаченного налога за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления.
Обязанность налогового органа осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налога закреплена также в подпункте 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ.
Как установлено судом на основе исследования и оценки в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, Инспекция письмами от 12.08.2003 N 05/7640-1 и от 01.10.2003 N 05/9425 обращалась в Межрайонную инспекцию Министерства РФ по налогам и сборам N 40 по г. Москве, где головное предприятие состоит на налоговом учете, с запросом о подтверждении правильности исчисления налога на прибыль в части краевого и местного бюджетов, подлежащего уплате по месту нахождения структурного подразделения - Приморское ПМЭС. Ответ был получен только 01.12.2003, после чего, 09.12.2003 налоговый орган оформил заключения N 18 и N 19 на возврат излишне уплаченного налога на прибыль в краевой и местный бюджеты в общей сумме 11 млн. руб.
Ссылки Инспекции на те обстоятельства, что меры по исполнению заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченного налога принимались и просрочка возврата произошла по не зависящим от налогового органа обстоятельствам, обоснованно признаны судом обеих инстанций несостоятельными, так как Налоговый кодекс РФ не предусматривает особый порядок возврата излишне уплаченного налога, а именно продление установленного законом срока, в случае обращения с запросом в налоговый орган по месту нахождения головной организации.
Таким образом, кассационная инстанция считает правомерным вывод суда о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в несвоевременном исполнении обязанности по возврату излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 11 млн. руб.
Решение суда в части отказа в удовлетворении заявления об обязании произвести возврат излишне уплаченного налога на прибыль не оспаривается лицами, участвующими в деле, поскольку возврат указанной выше суммы налога Инспекцией произведен.
На основании вышеизложенного, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены решения суда и постановления апелляционной инстанции, правильно применивших нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 28.01.2004, постановление апелляционной инстанции от 09.04.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-16466/03-10-409 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)