Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 27.09.2006, 04.10.2006 ПО ДЕЛУ N А40-50655/06-108-236

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


27 сентября 2006 г. Дело N А40-50655/06-108-236

Резолютивная часть решения объявлена 27 сентября 2006 года.
Полный текст решения изготовлен 04 октября 2006 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе: судьи Г., при ведении протокола судебного заседания судьей Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ЗАО "АМКР" к Инспекции ФНС России N 8 по г. Москве о признании решения частично недействительным, при участии: от заявителя: Ш. дов. от 24.05.06, пасп. 4505971178 от 05.08.03; от ответчика: М., дов. от 02.05.06 N 02/15122, уд. ИР 182 087 от 30.05.05
УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество "АМКР" обратилось в суд с требованием признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 8 по г. Москве от 20.04.2006 N 338 в части доначисления 560413 руб. налога на доходы физических лиц, соответствующих пени и штрафа, 3547 руб. налога 1109 руб. 55 коп. пени и 709 руб. 40 коп. штрафа, 81500 руб. штрафа по п. 1 ст. 126 НК РФ.
В обоснование требований заявитель сослался на следующие обстоятельства.
ИФНС России N 8 по г. Москве на основании решения N 206 от 10.03.2006 провела выездную налоговую проверку ЗАО "АМКР" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование; правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты единого социального налога; правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц за период с 1 января 2003 г. по 31 декабря 2004 г.
По результатам выездной налоговой проверки ответчиком был составлен акт N 253 от 20.03.2006 выездной налоговой проверки ЗАО "АМКР" и вынесено решение N 338 от 20.04.2006 ИФНС России N 8 по г. Москве "О привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершении налогового правонарушения".
Заявитель не согласен с доначислением следующих налогов, пени и штрафов:
- - налога на доходы физических лиц в сумме 3547 рублей;
- - налога на доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, в сумме 560413 рубля;
- - пени по налогу на доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, в сумме 222494 рублей.
- - пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 1110 рублей;
- - штрафа за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, в сумме 112083 рубля;
- - штрафа за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы физических лиц в сумме 710 рублей;
- - штрафа за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган сведений о доходах физических лиц по форме N 2-НДФЛ за 2003 - 2004 гг., в виде взыскания штрафа в размере 50 рублей за каждый непредоставленный документ, в общей сумме 81500 рублей.
В части оспариваемых требований заявитель считает решение не основанным на требованиях налогового законодательства, и подлежащим признанию недействительным по следующим основаниям.
Заявитель не согласен с выводами, сделанными ответчиком по результатам выездной налоговой проверки, нашедшими отражение в акте выездной налоговой проверки и решении о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части следующих требований.
По мнению ответчика заявителем допущены технические ошибки при перечислении налога на доходы физических лиц, выразившиеся в том, что в 2003, 2004 гг. налог на доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, вместо КБК 1010203 перечислен на КБК N 1010200, 1010202.
В проверяемом периоде заявитель начислил и удержал с налогоплательщиков налог на доходы физических лиц в сумме 6248750 рублей, из них 533015 рублей с доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, по ставке 30%.
В 2003 г. заявителем был начислен и удержан с налогоплательщиков НДФЛ в сумме 3177373 рублей, в том числе: с налогового нерезидента РФ В.С. - в сумме 531035 рублей, а в 2004 году был начислен и удержан НДФЛ в сумме 3071377 рублей, в том числе с налогового нерезидента РФ - В.Ж. - в сумме 1980 рублей. Данные обстоятельства подтверждаются реестрами сведений о доходах физических лиц за 2003 и 2004 гг.
31 декабря 2003 года в адрес заявителя налогоплательщиками физическими лицами поданы заявления о перерасчете НДФЛ за 2002 - 2003 года с учетом предоставляемых им профессиональных налоговых вычетов в пределах, установленных п. 3 ст. 221 НК РФ. По данным заявлениям в 2003 году заявитель произвел перерасчет налоговой базы и возместил излишне удержанный НДФЛ с физических лиц за 2002 г. в сумме 82023 рубля. В результате чего у него образовалась переплата в бюджет по НДФЛ в сумме 82023 рубля.
Заявитель уплатил в бюджет налог на доходы физических лиц в 2003 - 2004 гг. 6171150 рублей. Из них: НДФЛ за налоговый период 2003 года - 3122064 рубля и за налоговый период 2004 г. - 3049086 рублей, что подтверждается платежными поручениями с отметкой банка о проведении платежа. Из платежных поручений следует, что назначением платежа является уплата "подоходного налога" или НДФЛ и указана статья доходов бюджета КБК (код бюджетной классификации) 1010200 в платежных поручениях на общую сумму 4021166 рублей и КБК 1010202 - на общую сумму 2149984 рублей (реестр платежных поручений приложен к заявлению).

В соответствии со ст. 8 Налогового кодекса РФ налогом признается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.




В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 44 и п. 2 ст. 45 части I НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней, как следует из ст. 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджетная классификация используется для составления и исполнения бюджетов всех уровней и обеспечивает сопоставимость всех их показателей согласно ст. 1 ФЗ "О бюджетной классификации РФ". В соответствии с п. 1 ст. 10 Бюджетного кодекса РФ налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством Российской Федерации, а следовательно, с "момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика".
Распределение зачисленных средств по бюджетам всех уровней относится к компетенции Федерального казначейства (п. 5.9 раздела II Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 "О Федеральном казначействе").
Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей, в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 226 НК РФ.
Неправильное указание в платежных поручениях банку в графе "назначение платежа" на подстатью доходов бюджета, не является неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налога и не образовало задолженности перед соответствующим бюджетом. Действующее законодательство о налогах и сборах не ставит возникновение недоимки в зависимость от правильности указания налогоплательщиком подстатьи доходов бюджета. Согласно п. 5 ст. 78 НК РФ налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченной суммы в счет уплаты иных платежей в тот же бюджет.
Данная позиция подтверждена ФАС Московского округа в следующих вступивших в законную силу: постановлениях N КА-А40/13467-05 от 18.01.2006 N КА-А40/12916-05 от 10.01.2006, N КА-А40/12192-05 от 12.12.2005, N КА-А40/13552-05 от 19.01.2006, N КА-А40/14255-05 от 31.01.2006.
Так как основанием для начисления пени, согласно ст. 75 НК РФ, является наличие недоимки, а в данном случае недоимка отсутствует, основания для начисления пени у ответчика отсутствовала. Согласно Письму Минфина РФ от 01.03.2005 N 03-02-07/1-54 "О неверном указании кода бюджетной классификации в расчетном документе", если налогоплательщик ошибся, указав в платежном документе неправильный код классификации доходов бюджета, оснований для начисления пеней не возникает.
Таким образом, решение налогового органа в части начисления налога на доходы физических лиц, не являющимися налоговыми резидентами РФ, в сумме 560413 рублей, соответственно начисленных пени в сумме 222494 рублей и штрафов в сумме 112083 рубля является незаконным и необоснованным.
По мнению Инспекции, заявителем не включены в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц в 2003 - 2004 гг. суммы расходов по оформлению заграничного паспорта. В результате не исчислен и не уплачен налог на доходы физических лиц с 2-х человек в сумме 3547 рублей, начислены пени и штраф.
Заявитель считает, данные доводы незаконными и необоснованными по следующим основаниям: Б. (главный редактор журнала "Мари Клэр") и К. (редактор раздела красоты журнала "Мари Клэр"), являлись штатными работниками ЗАО "АМКР", основным видом деятельности которого является издание журнала для женщин, посвященный вопросам моды и красоты "Marie Claire" ("Мари Клэр"). В течение проверяемого периода (2003 - 2004 гг.) они систематически направлялись в служебные командировки за границу (7 и 8 раз соответственно), что было вызвано производственной необходимостью работодателя и подтверждено соответствующими приказами руководителя. Результаты командировок использованы заявителем в хозяйственной деятельности. Переговоры помогали привлечь рекламодателей, а публикации статей с показов мод были направлены на увеличение интереса читателей к журналу, увеличение объема продаж и привлечение новых читателей. Заявитель п/п N 328 от 08.06.2004 оплатил сумму 14237,15 рублей за изготовление заграничного паспорта для К. и п/п N 630 от 30.10.2003 оплатил сумму 13016,32 рублей за услуги по оформлению загранпаспорта Б.
В соответствии с абзацем 10 п. 3 ст. 217 НК РФ при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход налогоплательщика, подлежащий налогообложению, не включаются расходы по получению и регистрации служебного заграничного паспорта.
Таким образом, расходы по оплате заявителем услуг по оформлению заграничного паспорта Б. и К. вызваны производственной необходимостью и. согласно абз. 9, 10 п. 3 ст. 217 НК РФ, не подлежат обложению на доходы физических лиц. Оснований для начисления и удержания налога на доходы физических лиц в сумме 3547 рублей, начисления пени в сумме 1109,55 рублей и штрафа в сумме 709,40 рублей нет.
По мнению ответчика, сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ представлены заявителем в налоговый орган не в полном объеме а именно не представлены сведения в количестве 1630 шт., в т.ч. 2003 г. - 924 шт., 2004 г. - 706 шт.
Заявитель считает доводы Инспекции не подлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Главным редактором журнала "Marie Claire" ("Мари Клэр") в пределах ее служебных полномочий выпущено распоряжение о проведении конкурса по поощрению постоянных читателей журнала. Конкурс был проведен с целью увеличения интереса читателей к журналу, увеличения объема продаж, привлечения новых читателей. По правилам конкурса ежемесячно, начиная с июня 2002 г. по май 2004 г., в журнале публиковался купон с изображением соответствующей обложки журнала, а также пяти пустых окон, которые заполняются в течение последующих пяти месяцев. Когда все пять окон будут заполнены, читатель направляет купон в редакцию и получает приз. Призом служит сумка с логотипом "Marie Claire". Стоимость призов не превышала 2000 рублей, что подтверждается товарными накладными на приобретение сумок: N 50 от 20.03.2003 количество сумок - 850, стоимость изготовления одной сумки 98,60575 рублей с учетом НДС, N 162 от 15.08.2003 количество сумок - 300 шт., стоимость одной сумки 49,31 рублей с учетом НДС, N 195 от 03.10.2003 количество сумок - 900 шт., стоимость одной сумки 107,31 рублей с учетом НДС, N 232, от 31.10.2003 количество сумок - 460 шт., стоимость одной сумки 107,31 рублей с учетом НДС, N 239, от 11.11.2003 количество сумок - 340 шт., стоимость одной сумки 107,31 рублей с учетом НДС.
Призы были разосланы читателям журнала, выполнившим условия конкурса, в количестве 1630 штук, в том числе в 2002 г. - 924 приза, а в 2004 г. - 706 призов.




В проверяемый период действовала часть II Налогового кодекса РФ в редакции ФЗ от 05.08.2000 N 117-ФЗ, в соответствии с которой на основании абз. 6 п. 28 ст. 217 НК РФ стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 2000 рублей, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц. Изложенное также подтверждается абз. 3 п. 1 ст. 244 НК РФ, согласно которому ставка налога в отношении стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы работ и услуг, устанавливается только в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов.
Поскольку в данном случае стоимость призов, высланных заявителем физическим лицам, не подлежала обложению подоходным налогом и налогом на доходы физических лиц в силу прямого указания пункта 28 статьи 217 Налогового кодекса РФ, и указанные доходы не учитываются при формировании налоговой базы, то у заявителя не возникло обязанности по исчислению и удержанию у налогоплательщиков указанных налогов, их отражению в налоговых карточках и справках о доходах физических лиц. Следовательно, заявитель не являлся в проверяемый период налоговым агентом по отношению к физическим лицам, получившим призы, и не был обязан представлять в налоговый орган указанные сведения.
Следовательно, организации, у которых при выплате дохода физическому лицу не возникает обязанности исчислить и удержать из сумм выплат налог на доходы, не должны вести учет доходов таких лиц и сообщать в налоговый орган сведения, предусмотренные пунктом 2 ст. 230 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, у ответчика отсутствовали основания для привлечения заявителя как налогового агента к ответственности в виде штрафа в сумме 81500 рублей по п. 1 статьи 126 НК РФ за непредставление сведений о доходах, выплаченных физическим лицам в виде призов.
Аналогичная позиция отражена в следующих вступивших в законную силу постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 9 марта 2006 года дело N Ф04-8885/2005(20013-А27-3) Ф04-8885/2005(20554-А27-3), от 29 августа 2005 года дело N Ф04-5564/2005(14329-А27-37), от 9 марта 2006 года дело N Ф04-920/2006(20351-А70-7).
В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией учитываемым в целях исчисления налога на прибыль, относятся расходы налогоплательщика на командировки, в частности оформление паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов.
Исходя из данного положения расходы понесенные заявителем на оформление паспортов сотрудников направляемых в командировки в соответствии со ст. 252 НК являются обоснованными и документально подтвержденными затратами уменьшающими, полученные доходы заявителя и учитывались им при расчете налога на прибыль. Таким образом, расходы на оформление загранпаспортов Б. и К. не могут быть включены в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц.
Оснований для начисления и удержания налога на доходы физических лиц в сумме 3547 рублей, начисления пени в сумме 1109,55 рублей и штрафа в сумме 709,40 рублей нет.
Ответчик требований не признал. В обоснование возражений привел суду следующие доводы.
Инспекция провела выездную налоговую проверку ЗАО "АМКР" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование; правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты единого социального налога; правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц за период с 1 января 2003 г. по 31 декабря 2004 г.
В ходе проверки установлено следующее: в нарушение пп. 1 п. 3 ст. 24, п. 2 ст. 45, п. 1 ст. 226 НК РФ организацией допущено нарушение при перечислении налога на доходы физических лиц, выразившееся в том, что в 2003, 2004 гг. налог на доход физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ вместо КБК 1010203 перечислен на КБК N 1010200, 1010202 (налог на доходы физических лиц. за исключением доходов, полученных в виде дивидендов, выигрышей на лотерее, выигрышей и призов в целях рекламы, материальной выгоды по заемным средствам и процентным доходам по вкладам в банках, доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица). В результате по организации установлена задолженность по перечислению налога на доходы физических лиц по коду бюджетной классификации N 1010203 в сумме 560413 руб., а по КБК N 1010202 образовалась переплата НДФЛ в сумме 337899 руб.
В результате начислены пени в соответствии со ст. 75 НК РФ в сумме 222494 руб.
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. Учет доходов бюджетов различных уровней осуществляется по видам налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствии с кодами классификации доходов бюджетов Российской Федерации бюджетной классификации Российской Федерации.
В соответствии со ст. 18 Бюджетного кодекса РФ бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 3 Правил указания информации, идентифицирующей платеж в расчетных документах на перечисление налогов и сборов в бюджетную систему РФ, утвержденных совместным Приказом МНС России, ГТК России, Минфина России от 01.10.2001 N БГ-3-10/373/961/80н оформление одного расчетного листа допускается только по одному налогу (сбору) согласно классификации доходов бюджетов Российской Федерации.
Таким образом, основным требованием при уплате налога (сбора) является обеспечение поступления денежных средств строго по назначению, которое достигается при правильном межбюджетном распределении органами федерального казначейства на основании расчетных документов по каждому объекту налогообложения с указанием КБК и конкретного кода ОКАТО муниципального образования.




Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ налоговые агенты, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 данной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ, с учетом особенностей, указанных в ст. 226, в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 226 НК РФ. Таким образом, организация не исполнила обязанность налогового агента по перечислению НДФЛ в соответствующий бюджет, тем самым нарушив пп. 1 ст. 24 и п. 1 ст. 226 НК РФ.
В соответствии со ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога (сбора) считается исполненной с момента уплаты соответствующего налога.
Если налогоплательщик (налоговый агент) в платежном документе указал КБК другого налога (сбора), то по одному налогу (сбору) возникает переплата, а по другому недоимка.
Положения Налогового кодекса не предусматривают освобождение от начисления пеней по одному налогу (сбору) при наличии переплаты по другому, даже при условии, что оба налога (сбора) зачисляются в один и тот же бюджет. В соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом были исчислены пени, а также налоговый агент был привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ.
В нарушение пп. 1 п. 3 ст. 24, п. 1 ст. 210 НК РФ не включены в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц в 2003 - 2004 гг. суммы расходов по оформлению заграничного паспорта. В результате не исчислен и не уплачен налог на доходы физических лиц с 2-х человек в сумме 3547 руб.
Пункт 3 ст. 217 НК РФ к доходу, не подлежащему налогообложению, относит (в том числе) расходы, связанные с получением - регистрацией служебного заграничного паспорта.
Согласно ст. ст. 7, 8 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ (в редакции от 29.06.2004) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка).
Статьей 12 Закона установлено, что государственным служащим, замещающим государственные должности Российской Федерации или государственные должности субъектов Российской Федерации, отнесенные Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" к государственным должностям категорий "Б" и "В", и сопровождающим их в служебной командировке за пределы территории Российской Федерации работникам административно-технических служб и сотрудникам специальных служб Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Аппарата Конституционного Суда Российской Федерации, Аппарата Верховного Суда Российской Федерации, Аппарата Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, служащим Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и гражданам Российской Федерации - военнослужащим, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, штатным работникам административно-технических служб дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, а также административно-технических служб официальных представительств Российской Федерации либо официальных представительств Российской Федерации при международных организациях за пределами территории Российской Федерации Министерством иностранных дел Российской Федерации выдается служебный паспорт, но на срок не более чем пять лет.
Членам семьи (супруге (супругу), несовершеннолетним детям, нетрудоспособным совершеннолетним детям) гражданина Российской Федерации, которому в соответствии с частью третьей настоящей статьи выдан служебный паспорт, может выдаваться также служебный паспорт в случае, если срок служебной командировки за пределы территории Российской Федерации превышает один год.
Согласно положениям данной статьи служебный паспорт является собственностью Российской Федерации и после завершения срока служебной командировки за пределы территории Российской Федерации подлежит возврату в организацию, направившую гражданина Российской Федерации в служебную командировку за пределы территории Российской Федерации.
Инспекция считает, что оформленные ЗАО "АМКР" паспорта не являются служебными, в силу чего п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежит применению.
В нарушение пп. 4 п. 3 ст. 24, п. 2 ст. 230 НК РФ за 2003 - 2004 гг. сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ представлены в налоговые органы не в полном объеме. Не представлены сведения в количестве 1630 шт., в т.ч.: 2003 г. - 924 шт., 2004 г. - 706 шт.
- Согласно п. 28 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, не превышающие 2000 рублей, полученные за налоговый период по следующему основанию: стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления;
- Так как физическими лицами доход получен в натуральной форме из п. 5 ст. 226 НК РФ следует, что при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.
У физического лица может быть получение нескольких призов в натуральной форме от разных источников в течение налогового периода. Таким образом, согласно п. 4 ст. 228 НК РФ, исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами - исходя из сумм таких доходов.
Исходя из п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
При вынесении оспариваемого решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, Инспекция действовала в строгом соответствии с Налоговым кодексом РФ и законодательством РФ о налогах и сборах.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, проанализировав и оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего. В судебном заседании достаточным количеством доказательств, перечисленных в описательной части решения непосредственно исследованных и проверенных в ходе судебного разбирательства с участием представителей заявителя и ответчика и признанных судом достоверными, применительно к требованиям ст. ст. 10, 65, 67 АПК РФ нашли подтверждение следующие обстоятельства.
В проверяемом периоде заявитель начислил и удержал с налогоплательщика налог на доходы физических лиц в сумме 6248750 рублей, из них 533015 рублей с доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, по ставке 30%.
В 2003 г. заявителем был начислен и удержан с налогоплательщиков НДФЛ в сумме 3177373 рублей, в том числе: с налогового нерезидента РФ В.С. - в сумме 531035 рублей, а в 2004 году был начислен и удержан НДФЛ в сумме 3071377 рублей, в том числе с налогового нерезидента РФ - В.Ж. - в сумме 1980 рублей. Данные обстоятельства подтверждаются реестрами сведений о доходах физических лиц за 2003 и 2004 гг.
31 декабря 2003 года в адрес заявителя налогоплательщиками физическими лицами поданы заявления о перерасчете НДФЛ за 2002 - 2003 года с учетом предоставляемых им профессиональных налоговых вычетов в пределах, установленных п. 3 ст. 221 НК РФ. По данным заявлениям в 2003 году заявитель произвел перерасчет налоговой базы и возместил излишне удержанный НДФЛ с физических лиц за 2002 г. в сумме 82023 рубля. В результате чего у него образовалась переплата в бюджет по НДФЛ в сумме 82023 рубля.
Заявитель уплатил в бюджет налог на доходы физических лиц в 2003 - 2004 гг. 6171150 рублей. Из них: НДФЛ за налоговый период 2003 года - 3122064 рубля и за налоговый период 2004 г. - 3049086 рублей, что подтверждается платежными поручениями с отметкой банка о проведении платежа. Из платежных поручений следует, что назначением платежа является уплата "Подоходного налога" или НДФЛ и указана статья доходов бюджета КБК (код бюджетной классификации) 1010200 в платежных поручениях на общую сумму 4021166 рублей и КБК 1010202 - на общую сумму 2149984 рублей (реестр платежных поручений приложен к заявлению).

В соответствии со ст. 8 Налогового кодекса РФ налогом признается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 1 п. 3 ст. 44 и п. 2 ст. 45 части I НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней, как следует из ст. 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджетная классификация используется для составления и исполнения бюджетов всех уровней и обеспечивает сопоставимость всех их показателей согласно ст. 1 ФЗ "О бюджетной классификации РФ". В соответствии с п. 1 ст. 10 Бюджетного кодекса РФ налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством Российской Федерации, а, следовательно, с "момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика".
Распределение зачисленных средств по бюджетам всех уровней относится к компетенции Федерального казначейства (п. 5.9 раздела II Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 "О Федеральном казначействе").
Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей, в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 226 НК РФ.
Неправильное указание в платежных поручениях банку в графе "назначение платежа" на подстатью доходов бюджета, не является неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налога и не образовало задолженности перед соответствующим бюджетом. Действующее законодательство о налогах и сборах не ставит возникновение недоимки в зависимость от правильности указания налогоплательщиком подстатьи доходов бюджета. Согласно п. 5 ст. 78 НК РФ налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченной суммы в счет уплаты иных платежей в тот же бюджет.
Данная позиция подтверждена ФАС Московского округа в следующих постановлениях: N КА-А40/13467-05 от 18.01.2006 N КА-А40/12916-05 от 10.01.2006, N КА-А40/12192-05 от 12.12.2005, N КА-А40/13552-05 от 19.01.2006, N КА-А40/14255-05 от 31.01.2006.
Так как основанием для начисления пени, согласно ст. 75 НК РФ, является наличие недоимки, а в данном случае недоимка отсутствует, основания для начисления пени у ответчика отсутствовала. Согласно Письму Минфина РФ от 01.03.2005 N 03-02-07/1-54 "О неверном указании кода бюджетной классификации в расчетном документе", если налогоплательщик ошибся, указав в платежном документе неправильный код классификации доходов бюджета, оснований для начисления пеней не возникает.
Таким образом, решение налогового органа в части начисления налога на доходы физических лиц, не являющимися налоговыми резидентами РФ, в сумме 560413 рублей, соответственно начисленных пени в сумме 222494 рублей и штрафов в сумме 112083 рубля является незаконным и необоснованным.
Суд считает данные доводы незаконными и необоснованными по следующим основаниям: Б. (главный редактор журнала "Мари Клэр") и К. (редактор раздела красоты журнала "Мари Клэр"), являлись штатными работниками ЗАО "АМКР", основным видом деятельности которого является издание журнала для женщин, посвященный вопросам моды и красоты "Marie Claire" ("Мари Клэр"). В течение проверяемого периода (2003 - 2004 гг.) они систематически направлялись в служебные командировки за границу (7 и 8 раз соответственно), что было вызвано производственной необходимостью работодателя и подтверждено соответствующими приказами руководителя. Результаты командировок использованы заявителем в хозяйственной деятельности. Переговоры помогали привлечь рекламодателей, а публикации статей с показов мод были направлены на увеличение интереса читателей к журналу, увеличение объема продаж и привлечение новых читателей. Заявитель п/п N 328 от 08.06.2004 оплатил сумму 14237,15 рублей за изготовление заграничного паспорта для К. и п/п N 630 от 30.10.2003 оплатил сумму 13016,32 рублей за услуги по оформлению загранпаспорта Б.
В соответствии с абзацем 10 п. 3 ст. 217 НК РФ при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход налогоплательщика, подлежащий налогообложению, не включаются расходы по получению и регистрации служебного заграничного паспорта.
Таким образом, расходы по оплате заявителем услуг по оформлению заграничного паспорта Б. и К. вызваны производственной необходимостью и. согласно абз. 9, 10 п. 3 ст. 217 НК РФ, не подлежат обложению на доходы физических лиц. Оснований для начисления и удержания налога на доходы физических лиц в сумме 3547 рублей, начисления пени в сумме 1109,55 рублей и штрафа в сумме 709,40 рублей нет.
Главным редактором журнала "Marie Claire" ("Мари Клэр") в пределах ее служебных полномочий выпущено распоряжение о проведении конкурса по поощрению постоянных читателей журнала. Конкурс был проведен с целью увеличения интереса читателей к журналу, увеличения объема продаж, привлечения новых читателей. По правилам конкурса ежемесячно, начиная с июня 2002 г. по май 2004 г., в журнале публиковался купон с изображением соответствующей обложки журнала, а также пяти пустых окон, которые заполняются в течение последующих пяти месяцев. Когда все пять окон будут заполнены, читатель направляет купон в редакцию и получает приз. Призом служит сумка с логотипом "Marie Claire". Стоимость призов не превышала 2000 рублей, что подтверждается товарными накладными на приобретение сумок: N 50 от 20.03.2003 количество сумок - 850, стоимость изготовления одной сумки 98,60575 рублей с учетом НДС, N 162 от 15.08.2003 количество сумок - 300 шт., стоимость одной сумки 49,31 рублей с учетом НДС, N 195 от 03.10.2003 количество сумок - 900 шт., стоимость одной сумки 107,31 рублей с учетом НДС, N 232, от 31.10.2003 количество сумок - 460 шт., стоимость одной сумки 107,31 рублей с учетом НДС, N 239, от 11.11.2003 количество сумок - 340 шт., стоимость одной сумки 107,31 рублей с учетом НДС.
Призы были разосланы читателям журнала, выполнившим условия конкурса, в количестве 1630 штук, в том числе в 2002 г. - 924 приза, а в 2004 г. - 706 призов.
В проверяемый период действовала часть II Налогового кодекса РФ в редакции ФЗ от 05.08.2000 N 117-ФЗ, в соответствии с которой на основании абз. 6 п. 28 ст. 217 НК РФ стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 2000 рублей, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц. Изложенное также подтверждается абз. 3 п. 1 ст. 244 НК РФ, согласно которому ставка налога в отношении стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы работ и услуг, устанавливается только в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов.
Поскольку в данном случае стоимость призов, высланных заявителем физическим лицам, не подлежала обложению подоходным налогом и налогом на доходы физических лиц в силу прямого указания пункта 28 статьи 217 Налогового кодекса РФ, и указанные доходы не учитываются при формировании налоговой базы, то у заявителя не возникло обязанности по исчислению и удержанию у налогоплательщиков указанных налогов, их отражению в налоговых карточках и справках о доходах физических лиц. Следовательно, заявитель не являлся в проверяемый период налоговым агентом по отношению к физическим лицам, получившим призы, и не был обязан представлять в налоговый орган указанные сведения.
Следовательно, организации, у которых при выплате дохода физическому лицу не возникает обязанности исчислить и удержать из сумм выплат налог на доходы, не должны вести учет доходов таких лиц и сообщать в налоговый орган сведения, предусмотренные пунктом 2 ст. 230 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, у ответчика отсутствовали основания для привлечения заявителя как налогового агента к ответственности в виде штрафа в сумме 81500 рублей по п. 1 статьи 126 НК РФ за непредставление сведений о доходах, выплаченных физическим лицам в виде призов.
При этом суд учитывает взаимосвязь норм, содержащихся в п. 2 ст. 226 и в п. 4 ст. 228 НК РФ.
Доводы ответчика судом отклоняются, как не соответствующие перечисленным нормам НК РФ и доказательствам, имеющимся в материалах дела, опровергнутые объяснениями заявителя, признанными судом соответствующими действительности в связи с изложенным выше.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12 - 13 ГК РФ, ст. ст. 2, 10, 65, 68, 71, 110, 167 - 170, 176, 200 - 201 АПК РФ, ст. ст. 100 - 101, 137 - 138, 142 НК РФ, суд
РЕШИЛ:

признать недействительным, проверенное на соответствие НК РФ решение ИФНС РФ N 8 по г. Москве от 20.04.06 N 338 в части доначисления 560413 руб. налога на доходы физических лиц, соответствующих пени и штрафа, 3547 руб. налога 1109 руб. 55 коп. пени и 709 руб. 40 коп. штрафа, 81500 руб. штрафа по п. 1 ст. 126 НК РФ.
Возвратить заявителю из федерального бюджета РФ 2000 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в 9-й Апелляционный суд в течение месяца.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)