Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 22 сентября 2004 г. Дело N КА-А41/8514-04
Предприниматель, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, Б. обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции МНС России N 7 по Московской области, изложенного в письме от 27.02.2004, возвратить излишне уплаченный налог на добавленную стоимость и об обязании налоговый орган возвратить излишне уплаченный НДС в сумме 95330 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.06.2004, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2004, заявленные требования удовлетворены, поскольку сумма уплаченного предпринимателем в бюджет налога на добавленную стоимость является излишне уплаченной и подлежит возврату налогоплательщику в соответствии со ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебных актов проверены в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просил решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, так как Б. как индивидуальный предприниматель обязана уплачивать налог на добавленную стоимость.
Предприниматель в отзыве на жалобу и в судебном заседании возражал против заявленных требований по мотивам, изложенным в судебных актах.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанций, налогоплательщик в 2001 году применял упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, что подтверждается патентами N АО 50 029038 от 02.04.2001 и N АО 44 932325 от 26.12.2000.
В этом же году предприниматель начислял и уплачивал в бюджет НДС и представлял в налоговый орган декларацию по указанному налогу, в связи с чем 17.02.2004 предпринимателем подано заявление в Инспекцию о возврате излишне уплаченного НДС за 2001 год в сумме 95330 руб.
Письмом от 27.01.2004 налоговый орган отказал налогоплательщику в возврате указанной суммы налога со ссылкой на то, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится по решению арбитражного суда.
Считая отказ Инспекции незаконным, предприниматель оспорил его в судебном порядке.
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности в соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" представляет собой замену одной системы налогообложения другой - упрощенной, которая согласно ст. 18 Налогового кодекса Российской Федерации является специальной системой налогообложения. Федеральный закон РФ "Об упрощенной системе налогообложения и отчетности для субъектов малого предпринимательства" не предусматривает учета, исчисления и уплаты НДС предпринимателем.
Данная позиция подтверждается Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2003 N 11-П по делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, регулирующего налогообложение субъектов малого предпринимательства - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, которым признана не соответствующей Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 57, норма п. 3 ст. 1 ФЗ РФ от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", поскольку она не освобождает индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, от уплаты налога на добавленную стоимость и налога с продаж. В связи с чем ссылка налогового органа на указанную норму неправомерна.
В связи с этим вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что сумма уплаченного налогоплательщиком в бюджет налога на добавленную стоимость является излишне уплаченной и подлежит возврату истцу в соответствии со ст. 78 НК РФ, является обоснованным.
Ссылка налогового органа на Методические рекомендации по применению главы 21 - "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации - не принимается во внимание, поскольку они не могут противоречить Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение от 21.06.2004 Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-8904/04 и постановление от 29.07.2004 N 10АП-70/04-АК Десятого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС России N 7 по Московской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 22.09.2004 N КА-А41/8514-04
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 22 сентября 2004 г. Дело N КА-А41/8514-04
Предприниматель, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, Б. обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции МНС России N 7 по Московской области, изложенного в письме от 27.02.2004, возвратить излишне уплаченный налог на добавленную стоимость и об обязании налоговый орган возвратить излишне уплаченный НДС в сумме 95330 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.06.2004, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2004, заявленные требования удовлетворены, поскольку сумма уплаченного предпринимателем в бюджет налога на добавленную стоимость является излишне уплаченной и подлежит возврату налогоплательщику в соответствии со ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебных актов проверены в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просил решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, так как Б. как индивидуальный предприниматель обязана уплачивать налог на добавленную стоимость.
Предприниматель в отзыве на жалобу и в судебном заседании возражал против заявленных требований по мотивам, изложенным в судебных актах.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанций, налогоплательщик в 2001 году применял упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, что подтверждается патентами N АО 50 029038 от 02.04.2001 и N АО 44 932325 от 26.12.2000.
В этом же году предприниматель начислял и уплачивал в бюджет НДС и представлял в налоговый орган декларацию по указанному налогу, в связи с чем 17.02.2004 предпринимателем подано заявление в Инспекцию о возврате излишне уплаченного НДС за 2001 год в сумме 95330 руб.
Письмом от 27.01.2004 налоговый орган отказал налогоплательщику в возврате указанной суммы налога со ссылкой на то, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится по решению арбитражного суда.
Считая отказ Инспекции незаконным, предприниматель оспорил его в судебном порядке.
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности в соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" представляет собой замену одной системы налогообложения другой - упрощенной, которая согласно ст. 18 Налогового кодекса Российской Федерации является специальной системой налогообложения. Федеральный закон РФ "Об упрощенной системе налогообложения и отчетности для субъектов малого предпринимательства" не предусматривает учета, исчисления и уплаты НДС предпринимателем.
Данная позиция подтверждается Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2003 N 11-П по делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, регулирующего налогообложение субъектов малого предпринимательства - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, которым признана не соответствующей Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 57, норма п. 3 ст. 1 ФЗ РФ от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", поскольку она не освобождает индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, от уплаты налога на добавленную стоимость и налога с продаж. В связи с чем ссылка налогового органа на указанную норму неправомерна.
В связи с этим вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что сумма уплаченного налогоплательщиком в бюджет налога на добавленную стоимость является излишне уплаченной и подлежит возврату истцу в соответствии со ст. 78 НК РФ, является обоснованным.
Ссылка налогового органа на Методические рекомендации по применению главы 21 - "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации - не принимается во внимание, поскольку они не могут противоречить Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.06.2004 Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-8904/04 и постановление от 29.07.2004 N 10АП-70/04-АК Десятого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС России N 7 по Московской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)