Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.03.2012 ПО ДЕЛУ N А57-4466/2011

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2012 г. по делу N А57-4466/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Луговского Н.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бусянковой Е.И.,
при участии в судебном заседании: представителя межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области - Борисовской Е.В., действующей на основании доверенности от 20.06.2011 N 04-07/014274, представителя управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Борисовской Е.В., действующей на основании доверенности от 02.11.2011 N 05-17/60, представителя закрытого акционерного общества "НЕФТЕГАЗРЕЗЕРВ" - Силантьева В.Б., действующего на основании доверенности от 26.12.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области
на решение арбитражного суда Саратовской области от 24 января 2012 года по делу N А57-4466/2011 (судья Пермякова И.В.),
по заявлению закрытого акционерного общества "НЕФТЕГАЗРЕЗЕРВ", г. Саратов,
к межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области,
третье лицо: управление федеральной налоговой службы России по Саратовской области,
о признании недействительными решений,

установил:

в арбитражный суд Саратовской области обратилось закрытое акционерное общество "НЕФТЕГАЗРЕЗЕРВ" (далее по тексту - ЗАО "НЕФТЕГАЗРЕЗЕРВ", общество, заявитель, налогоплательщик) с заявлением к межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области (далее по тексту - межрайонная ИФНС России N 8 по Саратовской области, налоговый орган, инспекция) о признании недействительными решений от 30.12.2010 N 39138, 39139, 39141, 39356, 39360, 39373, 39376; от 12.01.2011 N 39365, 39135, 39374; от 15.03.2011 N 40080; от 18.04.2011 N 40079.
Решением суда первой инстанции от 24.01.2012 требования заявителя удовлетворены частично, признаны недействительными решения инспекции в части доначисления налога, пени и штрафа, связанного с эпизодом по Балаковскому месторождению, в том числе:
- - решение N 39138 от 30.12.2011 в части начисления НДПИ в сумме 335 608 рублей, пени в сумме 16 782,91 рублей, штрафа в сумме 67 122 рублей;
- - решение N 39139 от 30.12.2010 в части начисления НДПИ в сумме 414 756 рублей, пени в сумме 20 267,96 рублей, штрафа в сумме 82 950,80 рублей;
- - решение N 39141 от 30.12.2010 в части начисления НДПИ в сумме 453 740 рублей, пени в сумме 19 253,15 рублей, штрафа в сумме 90 748,40 рублей;
- - решение N 39356 от 30.12.2010 в части начисления НДПИ в сумме 426 598 рублей, пени в сумме 13 975,25 рублей, штрафа в сумме 85319 рублей;
- - решение N 39360 от 30.12.2010 в части начисления НДПИ в сумме 409 235 рублей, пени в сумме 11 140,34 рублей, штрафа в сумме 81 847 рублей;
- - решение N 39373 от 30.12.2010 в части начисления НДПИ в сумме 462 236 рублей, пени в сумме 9556,74 рублей, штрафа в сумме 92 447 рублей;
- - решение N 39365 от 12.01.2011 в части начисления НДПИ в сумме 493 733 рублей, пени в сумме 16 257,36 рублей, штрафа в сумме 98 747 рублей;
- - решение N 39135 от 12.01.2011 в части начисления НДПИ в сумме 474 109 рублей, пени в сумме 13 657,63 рублей, штрафа в сумме 94 822 рублей;
- - решение N 39374 от 12.01.2011 в части начисления НДПИ в сумме 452 956 рублей, пени в сумме 9355,70 рублей, штрафа в сумме 90 592 рублей;
- - решение N 39376 от 30.12.2010 в части начисления НДПИ в сумме 404 645 рублей, пени в сумме 4942,77 рублей, штрафа в сумме 80 929 рублей;
- - решение N 40079 от 18.04.2011 в части начисления НДПИ в сумме 482 371 рублей, пени в сумме 18 144,84 рублей, штрафа в сумме 96 475 рублей;
- - решение N 40080 от 15.03.2011 в части начисления НДПИ в сумме 469 550 рублей, пени в сумме 7416,98 рублей, штрафа в сумме 93 910 рублей.
Кроме того, с налогового орган в пользу ЗАО "Нефтегазрезерв" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 30 000 рублей.
Межрайонная ИФНС России N 8 по Саратовской области не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить в части удовлетворенных требований общества, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Управление федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее по тексту - УФНС России по Саратовской области) поддерживает позицию налогового органа по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, и просит суд отменить обжалованное решение, а апелляционную жалобу - удовлетворить.
ЗАО "Нефтегазрезерв" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку по данному делу налоговой инспекцией обжалуется часть решения суда первой инстанции и лица, участвующие в деле, не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в удовлетворенной части требований.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что она не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ЗАО "НЕФТЕГАЗРЕЗЕРВ" зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова за номером 64 000759014 от 02.12.2002.
Общество представило в межрайонную ИФНС России N 8 по Саратовской области уточненные налоговые декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за октябрь 2009 года, ноябрь 2009 года, декабрь 2009 года, январь 2010 года, февраль 2010 года, март 2010 года, апрель 2010 года, май 2010 года, июнь 2010 года, июль 2010 года, сентябрь 2010 года, октябрь 2010 года.
ЗАО "Нефтегазрезерв" в уточненных налоговых декларациях заявило требование о применении налогообложения по налоговой ставке 0%, в соответствии с пунктом 4 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) при добыче полезных ископаемых (нефти), согласно которой "налогообложение производится по налоговой ставке 0% при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения)".
В подтверждение заявленной ставки организацией в налоговый орган были представлены: аналитическая записка по целесообразности оптимизации налоговых отчислений лицензионных участков в части НДПИ; ксерокопия лицензии СРТ 10509 HP и СРТ 10510 HP от 22.10.1997; выписка из статьи 342 НК РФ; арбитражная практика, геолого-технологическое обоснование необходимости применения налоговой ставки 0%; экономические показатели организации.
В рамках дополнительных мероприятий налогового контроля налоговым органом получены следующие документы: письмо Управления по "Недропользованию" по Саратовской области от 15.07.2010 N 3-0164/10/вм; протокол заседания центральной комиссии Министерства природных ресурсов Российской Федерации по государственной экспертизе запасов полезных ископаемых (секция нефти и газа) за 2001 год от 01.04.2001 N 3156 с таблицами N 1 по Балаковскому месторождению и N 2, 3 по Казанлинскому месторождению; письмо ФНС России от 26.10.2010 N ШС-37-3/14134 "О применении нулевой ставки НДПИ в отношении ранее списанных запасов" по запросу УФНС России по Саратовской области от 13.07.2010 N 1204/6/013021.
На основании представленных уточненных налоговых деклараций налоговым органом были проведены камеральные налоговые проверки, по результатам которых Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области были вынесены решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.12.2010 N 39138, 39139, 39141, 39356, 39360, 39373, 39376; от 12.01.2011 N 39365, 39135, 39374; от 15.03.2011 N 40080; от 18.04.2011 N 40079, на основании которых налогоплательщику было предложено уплатить недоимку по НДПИ за октябрь 2009 года в сумме 646 735 руб., штраф - 129 347 руб., пени - 32 341,91 руб. (решение N 39138 от 30.12.2010); за ноябрь 2009 года НДПИ в сумме 747 684 руб., штраф - 149 536,80 руб., пени - 36 537,96 руб. (решение N 39139 от 30.12.2010); за декабрь 2009 года НДПИ в сумме 788 752 руб., штраф - 157 750,40 руб., пени - 33 468,15 руб. (решение N 39141 от 30.12.2010); за январь 2010 года НДПИ в сумме 753 727 руб., штраф - 150 745 руб., пени - 24 691,25 руб. (N 39356 от 30.12.2010); за февраль 2010 года НДПИ в сумме 1 119 225 руб. - НДПИ, за июнь 2007 года в сумме 714 726 руб., штраф - 142 945 руб., пени - 19 456,34 руб. (решение N 39360 от 30.12.2010); за март 2010 года НДПИ в сумме 829 083 руб., штраф - 165 817 руб., пени - 27 300,36 руб. (решение N 39365 от 12.01.2011); за апрель 2010 года НДПИ в сумме 812 914 руб., штраф - 162 583 руб., пени - 23 418,63 руб. (решение N 39135 от 12.01.2011); за май 2010 года НДПИ в сумме 777 546 руб., штраф - 155 509 руб., пени - 16 076,74 руб. (решение N 39373 от 30.12.2010); за июнь 2010 года НДПИ в сумме 776 013 руб., штраф - 155 203 руб., пени - 16 027,70 руб. (решение N 39374 от 12.01.2011); за июль 2010 года НДПИ в сумме 705 836 руб., штраф - 141 167 руб., пени - 8621,77 руб. (решение N 39376 от 30.12.2010); за сентябрь 2010 года НДПИ в сумме 798 817 руб., штраф - 159 763 руб., пени - 12 618,98 руб. (решение N 40080 от 15.03.2011); за октябрь 2010 года НДПИ в сумме 839 278 руб., штраф - 167 856 руб., пени - 31 570,84 руб. (решение N 40079 от 18.04.2011).
Не согласившись с принятыми решениями, налогоплательщик в порядке, предусмотренном статьей 101.1 НК РФ, обратился в УФНС России по Саратовской области с апелляционными жалобами.
Решениями УФНС по Саратовской области от 21.03.2011, от 28.04.2011, от 08.06.2011 апелляционные жалобы были оставлены без удовлетворения, решения территориального налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлены без изменения, и вступили в законную силу.
ЗАО "НЕФТЕГАЗРЕЗЕРВ", считая, что вышеназванные решения налогового органа не соответствуют закону и нарушают права налогоплательщика, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сделал вывод о том, что налогоплательщик правомерно применил налоговую ставку 0% в отношении Балаковского месторождения.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными по следующим основаниям.
Основанием для принятия оспариваемых решений послужил вывод Инспекции о неправомерном применении налогоплательщиком льготы в виде применения налоговой ставки 0% при добыче углеводородного сырья из ранее списанных запасов, поскольку, не представлен акт на списание запасов полезных ископаемых с Государственного баланса. Кроме того, по результатам геологоразведочных работ 2001 года начальные запасы месторождений углеводородного сырья поставлены на Государственный баланс полезных ископаемых Российской Федерации (нефть, газы горючие) по состоянию на 01.01.2002, что подтверждается Протоколом от 01.04.2001 N 156(м)-2002 заседания центральной комиссии министерства природных ресурсов Российской Федерации по государственной экспертизе запасов полезных ископаемых (секция нефти и газа) за 2001 год и письмом Управления по недропользованию по Саратовской области (Саратовнедра) - от 05.04.2010 N 3-0103/10/ВМ, на основании чего налоговым органом был сделан вывод о том, что на момент подачи уточненных деклараций добыча углеводородного сырья (нефти) производилась не из ранее списанных запасов, а из запасов, числящихся на государственном балансе запасов.
ЗАО "НЕФТЕГАЗРЕЗЕРВ" осуществляет деятельность, связанную с добычей и реализацией нефти, попутного и природного газа, продуктов из них, переработка нефти и производство нефтепродуктов в пределах Балаковского участка (Балаковский район) и в пределах Казанлинского участка (Базарно-Карабулакский район) Саратовской области.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая удостоверяет право пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии со статьей 9 указанного Закона права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Как установлено судами обеих инстанций, у налогоплательщика имеются лицензия на право пользования недрами СРТ N 10510 НР, зарегистрированная 22.10.1997 (запись в реестр за N 554/СРТ 10510 НР министерством природных ресурсов Российской Федерации Российский федеральный геологический фонд). Условия пользования закреплены в лицензионном соглашении и дополнениях к лицензионному соглашению.
Лицензия выдана сроком до 21.10.2017. Определены границы лицензионного участка, который расположен в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области; лицензия на право пользования недрами СРТ N 10509 НР, зарегистрированная 22.10.1997 (запись в реестре за N 553/СРТ 10509 НР министерством природных ресурсов Российской Федерации Российский федеральный геологический фонд). Условия пользования закреплены в лицензионном соглашении и дополнениях к лицензионному соглашению. Лицензия выдана сроком до 21.10.2017. Определены границы лицензионного участка. Участок расположен в Балаковском районе Саратовской области.
ЗАО "НЕФТЕГАЗРЕЗЕРВ" является плательщиком НДПИ, как пользователь недр (статья 334 НК РФ).
Количество добытого полезного ископаемого определяется в соответствии со статьей 339 НК РФ.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 настоящего Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Как было указано ранее, общество подало в налоговый орган уточненные налоговые декларации по НДПИ за октябрь 2009 года, ноябрь 2009 года, декабрь 2009 года, январь 2010 года, февраль 2010 года, март 2010 года, апрель 2010 года, май 2010 года, июнь 2010 года, июль 2010 года, сентябрь 2010 года, октябрь 2010 года, в которых заявило о применении налогообложения по налоговой ставке 0%, в соответствии с пунктом 4 статьи 342 НК РФ, в том числе и по Балаковскому месторождению, указывая, что им добываются полезные ископаемые из ранее списанных запасов.
Суд первой инстанции, указывая на правомерность позиции налогоплательщика, исходил из того, что поисково-разведочные скважины 34 и 36 были пробурены до 1955 года, то есть до постановки запасов по Балаковскому месторождению на государственный учет и до списания их в 1965 году с государственного баланса полезных ископаемых. Поскольку из этих скважин осуществляется добыча с 1999 года, то это добыча из восстановленных скважин.
Как следует из материалов дела, в 1997 ЗАО "НЕФТЕГАЗРЕЗЕРВ" получило лицензию на Балаковский участок. В 1998-1999 были пробурены скважины 2 и 22, восстановлены и освоены - скважины 34 и 36, получен промышленный приток нефти.
Согласно протоколу N 156(м)-2002 комплекс промыслово-географических исследований выполнен ЗАО "НЕФТЕГАЗРЕЗЕРВ" только по вновь пробуренным скважинам, на государственный баланс по ЗАО "НЕФТЕГАЗРЕЗЕРВ" в 2001 году поставлены не ранее списанные запасы полезных ископаемых, а начальные запасы нефти, выявленные в результате поискового разведочного бурения на месторождениях, на которых впервые получены промышленные притоки нефти.
Между тем добыча нефти из вновь пробуренных скважин 2 и 22 не ведется, промышленные притоки нефти получены из скважин 34 и 36, где были ранее списаны запасы полезных ископаемых.
Данное обстоятельство подтверждается ответом Федерального агентства по недропользованию от 16.03.2011 N ПС-03-27/2425 (листы дела 83 - 91 тома 2(6)).
Таким образом, запасы нефти по Балаковскому месторождению, подсчитанные по состоянию изученности на 01.01.1999, как в целом по месторождению, так и по лицензионному участку меньше, чем числящиеся до 1966 года, за счет значительного сокращения площади нефтеносности.
Подсчет запасов 1998 года был выполнен за счет данных, полученных в результате уточнения геологического строения ранее числящегося на балансе и впоследствии списанного с баланса Балаковского месторождения, при этом основанием для постановки запасов на баланс послужили те же данные опробования скважин N 34, N 36, что и в 1955 году.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в 1999 году были поставлены на государственный баланс запасы по Балаковскому месторождению в меньшем объеме, чем ранее в 1965 году списанные, скорректированные результатами бурения скважин N 2, N 22.
Следовательно, поисково-разведочные скважины 34 и 36 были пробурены до 1955 года, то есть до постановки запасов по Балаковскому месторождению на государственный учет и до списания их в 1965 году с государственного баланса полезных ископаемых, а потому это добыча из восстановленных скважин.
Данное обстоятельство подтверждается и письмом Федерального агентства по недропользованию от 29.07.2011 N ПС-03-31/7740, от 10.11.2010 N ПС-03-31/10707 (листы дела 198-202 тома 1(7)), где указано, что в настоящее время ЗАО "НЕФТЕГАЗРЕЗЕРВ" осуществляет добычу из скважин N 34 и N 36, пробуренных до 1955 года и восстановленных пользователям недр после получения лицензии, а добыча нефти ведется из ранее списанных запасов и вновь поставленных на государственный баланс полезных ископаемых в 1999 году.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерном применении ЗАО "НЕФТЕГАЗРЕЗЕРВ" налоговой ставки 0%, и, соответственно, о незаконности и обоснованности оспариваемых решений инспекции.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По мнению подателя апелляционной жалобы, в целях налогообложения НДПИ по налоговой ставке 0% имеет значение тот факт, что добыча полезных ископаемых ведется из запасов полезных ископаемых, списанных с государственного баланса. Если добыча полезных ископаемых ведется из запасов, поставленных на государственный баланс, налогообложение НДПИ по налоговой ставке 0% не применимо. В данном случае не имеет правового значения, являются ли скважины, из которых ведется добыча, восстановленными, либо вновь пробуренными.
Судебная коллегия не принимает указанный довод инспекции как основанный на неправильном толковании норм материального права.
Кроме того, данный вывод опровергается, в том числе и решением УФНС России по Саратовской области от 21.03.2011 по апелляционной жалобе ЗАО "НЕФТЕГАЗРЕЗЕРВ", в котором указано, что на Балаковском месторождении проводились поисково-разведочные работы в 1954 - 1955 годах, было пробурено 8 скважин. Продуктивными являются только скважины 34 и 36, при освоении которых получены притоки нефти. В 1967 году запасы полезных ископаемых списаны с государственного баланса по объединению "Саратовнефтегаз" (листы дела 60-62 тома 2).
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования в суде первой инстанции, по существу они направлены на переоценку его выводов, поскольку не опровергают их, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, инспекцией, в нарушение положений статей 65, 67 и 68 АПК РФ, не представлено.
Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, вследствие чего, апелляционная жалоба налогового органа не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение арбитражного суда Саратовской области от 24.01.2012 по делу N А57-4466/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
О.А.ДУБРОВИНА

Судьи
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
М.Г.ЦУЦКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)