Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 29.07.2002 N А29-1126/02А

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО - ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 29 июля 2002 года Дело N А29-1126/02А
Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в составе: председательствующего Башевой Н.Ю., судей Бердникова О.Е., Забурдаевой И.Л., с участием представителя истца: Корниенко Е.В. (доверенность от 18.10.01 N 07-06), рассмотрев в заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Эжвинскому району Республики Коми на решение от 13.03.02 и постановление апелляционной инстанции от 20.05.02 по делу N А29-1126/02А Арбитражного суда Республики Коми (судьи Полицинский В.Н., Протащук В.Г., Леушина И.Б., Борлакова Р.А.),
УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Эжвинскому району (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с иском к производственно - строительному кооперативу "СНИП" (далее по тексту - ПСК "СНИП", Кооператив) о взыскании 2450 рублей налоговых санкций по пунктам 1 статей 119 и 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 13.03.02 исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в доход федерального бюджета взыскано 1900 рублей налоговых санкций. В иске о взыскании 550 рублей штрафа за непредставление в установленные сроки налоговых деклараций по дополнительным платежам по налогу на прибыль (пункт 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации) и справок о порядке определения данных расчета от фактической прибыли (пункт 1 статьи 126 Кодекса) отказано.
Постановлением апелляционной инстанции указанное решение оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами в части отказа в иске и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя, справка "О порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли" является документом, необходимым для исчисления и уплаты налога на прибыль, поэтому за ее непредставление ответчик правомерно привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, заявитель считает, что представление расчета дополнительных платежей по налогу на прибыль не ставится в зависимость от того, имеется ли у налогоплательщика прибыль в отчетный период.
ПСК "СНИП" отзыв на кассационную жалобу не представил; извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился, поэтому дело рассмотрено без его участия.
В соответствии с частью 3 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв.
Правильность применения Арбитражным судом Республики Коми норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Волго - Вятского округа в порядке, установленном статьями 171 и 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения камеральной налоговой проверки Инспекцией установлены факты несвоевременного представления ПСК "СНИП" налоговых деклараций по ряду налогов, в том числе по налогу на прибыль за 4-й квартал 2000 года, 1-й, 2-й кварталы 2001 года и за этот же период по дополнительным платежам по налогу на прибыль. Проверкой также установлено несвоевременное представление в налоговый орган бухгалтерской отчетности за 2-й - 4-й кварталы 2000 года, 1-й, 2-й кварталы 2001 года (отчет о прибылях и убытках (форма N 2), бухгалтерского баланса, справки "О порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли"), всего 15 документов. Указанные нарушения отражены в акте от 27.08.01 N 02-38/66, на основании которого заместителем руководителя Инспекции 11.09.01 принято решение N 02-08/66 о привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок налоговых деклараций в виде взыскания штрафа в размере 1700 рублей, в том числе: по дополнительным платежам по прибыли за 4-й квартал 2000 года, 1-й, 2-й кварталы 2001 года - 300 рублей, по пункту 1 статьи 126 Кодекса за непредставление в установленный срок бухгалтерской отчетности в виде взыскания штрафа в сумме 750 рублей (50 рублей за каждый непредставленный документ).
Поскольку налоговые санкции в срок, указанный в требовании, не были уплачены, Инспекция обратилась за их взысканием в арбитражный суд.
Отказывая в иске в обжалуемой части, Арбитражный суд Республики Коми исходил из того, что расчет дополнительных платежей по налогу на прибыль не является декларацией, а справка "О порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли" не предусмотрена законодательством о налогах и сборах в качестве самостоятельного документа, представляемого в налоговый орган в целях осуществления налогового контроля.
Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно Закону Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-2 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" исчисление суммы налога на прибыль производится исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале. Плательщики налога представляют в установленные сроки налоговым органам по месту своего нахождения расчеты налога от фактической прибыли (статья 8).
В рассматриваемом случае представленные ответчиком налоговые декларации содержат исчерпывающие сведения, свидетельствующие об отсутствии у него в спорный период прибыли ("нулевые показатели"), что исключает необходимость уточнять суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль и, соответственно, представлять соответствующие расчеты.
При указанных обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми правомерно отказал Инспекции в иске в части взыскания с ответчика 300 рублей налоговых санкций по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Что касается взыскания штрафа за непредставление справки "О порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли", то в этой части истцу также обоснованно отказано в иске.
В соответствии со статьей 8 (пунктом 8) Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" налогоплательщики обязаны представлять в установленные сроки в налоговый орган по месту своего нахождения расчеты налога от фактической прибыли по формам, утвержденным Государственной налоговой службой Российской Федерации.
Согласно пункту 5.3 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий и организаций" указанная выше справка является приложением к расчету налога от фактической прибыли. То же самое установлено пунктом 5.3 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Российской Федерации от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".
Обязанность по представлению данной справки в налоговый орган отдельно от расчета (налоговой декларации) налоговым законодательством не предусмотрена.
Поэтому в случае ее непредставления нет оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя противоречат нормам Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем во внимание не принимаются.
С учетом изложенного нормы материального права применены Арбитражным судом Республики Коми правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 3 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не допущено.
В необжалованной части решение и постановление апелляционной инстанции также соответствуют нормам материального и процессуального права.
Вопрос о распределении расходов по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" налоговые органы освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1) и 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 13.03.02 и постановление апелляционной инстанции от 20.05.02 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-1126/02А оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Эжвинскому району Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Председательствующий
БАШЕВА Н.Ю.
Судьи
БЕРДНИКОВ О.Е.
ЗАБУРДАЕВА И.Л.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)