Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 8 июня 1998 года Дело N 02-04/8
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Кочеровой Л.И., Бухарцева С.Н. при участии от Государственной налоговой инспекции по городу Сегеже Республики Карелия Оборина А.Г. (доверенность от 02.06.98 N 21), от акционерного общества открытого типа "Сегежский хлебозавод" Марамзина Н.П. (доверенность от 12.03.97 N 356), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по городу Сегеже Республики Карелия на решение от 19.02.98 (судьи Морозова Н.А., Булдаков В.С., Шатина Г.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 06.04.98 (судьи Романова О.Я., Тиранов Н.Ф., Одинцова М.А.) Арбитражного суда Республики Карелия по делу N 02-04/8,
Акционерное общество открытого типа "Сегежский хлебозавод" обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Государственной налоговой инспекции по городу Сегеже (далее - ответчик, ГНИ по городу Сегеже) о признании недействительным решения от 16.12.97 N 5222.
Ответчик предъявил встречный иск о взыскании 12523 рублей 50 коп. (в новом масштабе цен) - штрафа 100% от суммы заниженного земельного налога за период 1995-1997 годов.
Истец в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил признать недействительным решение в части взыскания заниженного земельного налога и штрафных санкций.
Решением от 19.02.98 исковые требования истца удовлетворены, признано недействительным решение ответчика от 16.12.97 N 5222 в части взыскания заниженного земельного налога и штрафных санкций. В удовлетворении встречного иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.04.98 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить указанные судебные акты о признании недействительным решения от 16.12.97 N 5222 в части взыскания суммы заниженного земельного налога и финансовых санкций и удовлетворить встречный иск о взыскании 100% штрафа от суммы заниженного земельного налога за период 1995-1997 годов в сумме 12523 рублей 50 коп., поскольку судебные инстанции неправильно применили нормы материального права.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, считая их законными.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее, выслушав представителей сторон, проверил законность обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что ответчиком была проведена документальная проверка соблюдения истцом налогового законодательства (правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет земельного налога) за период 1995-1997 годов, о чем составлен акт от 08.10.97.
По результатам проверки ответчиком принято решение от 16.12.97 N 5222 о взыскании суммы заниженного земельного налога за период 1995-1997 годов, 100% штрафа в размере суммы заниженного земельного налога, пеней за задержку уплаты земельного налога и пеней за задержку уплаты арендных платежей.
В соответствии со статьями 1, 2, 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Статьей 15 указанного закона предусмотрено, что основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.
Аналогичное положение содержится в пункте 11 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 17.04.95 N 29. Данной нормой также установлено, что впредь до выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком, по согласованию с соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право.
Из материалов дела следует, что постановлением мэрии города Сегежи и Сегежского района от 23.04.93 N 316 (пункт 1) "О перерегистрации прав пользования земельными участками Сегежскому хлебозаводу" за Сегежским хлебозаводом закреплено право постоянного пользования земельным участком площадью 2,3 га, предоставленного для строительства нового хлебозавода в северной части города Сегежи решением исполкома горсовета от 20.09.89 N 274. Всего за Сегежским хлебозаводом закреплено право пользования тремя земельными участками общей площадью 3,29 га.
Из справки Сегежского горкомзема от 13.03.98 N 33 следует, что свидетельство о праве пользования земельными участками общей площадью 3,29 га выдано Сегежскому хлебозаводу 22.04.93 за N 264 на основании постановления местной администрации города Сегежи и Сегежского района.
На момент выдачи свидетельства о праве пользования земельными участками Сегежский хлебозавод являлся государственным предприятием.
Государственным комитетом по управлению государственной собственностью Республики Карелия было принято решение от 15.03.93 N 9-1.2 о приватизации государственного предприятия "Сегежский хлебозавод".
В плане приватизации спорный земельный участок площадью 2,3 га не указан.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу об отсутствии у истца объекта обложения земельным налогом (спорного земельного участка площадью 2.3 га), поскольку ответчик не представил доказательств того, что именно АООТ "Сегежский хлебозавод" является собственником, пользователем или владельцем спорного участка, поскольку спорный земельный участок не был включен в план приватизации, то и право пользования им не было передано новому юридическому лицу.
Вместе с тем судебными инстанциями не учтено следующее.
В соответствии со статьей 110 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.91 государственный земельный кадастр содержит систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественной характеристике и народнохозяйственной ценности земель. Данные государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при определении платежей за землю.
Статьей 111 Земельного кодекса РСФСР ведение государственного земельного кадастра возложено на Государственный комитет Российской Федерации по земельной реформе и его органы на местах.
Положением о Комитете Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (пункт 4), утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 02.02.93 N 91, установлено, что одной из основных задач названного комитета является ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель.
Указом Президента Российской Федерации от 11.12.93 N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость" установлено, что государственный земельный кадастр, регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость ведутся по единой системе на всей территории Российской Федерации и являются основой для создания эффективной системы платежей за землю, регулирования всех операций с землей. Ведение государственного земельного кадастра, регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость возложено на Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.95 N 876 "Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю" на районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству возложено обеспечение государственных налоговых инспекций в районах, городах без районного деления и районах в городах подготовленными на основе данных государственного земельного кадастра списками юридических лиц и граждан-плательщиков земельного налога.
Из материалов дела следует, что решение о приватизации государственного предприятия "Сегежский хлебозавод" принято 15.03.93. С учетом информации об этом, по заявке предприятия за ним было перерегистрировано право пользования спорным земельным участком постановлением мэрии города Сегежи и Сегежского района от 23.04.93 N 316.
В последующем и до настоящего времени ни государственное предприятие "Сегежский хлебозавод", ни истец как правопреемник не заявляли в Сегежский горкомзем об отказе от права постоянного пользования земельным участком площадью 2,3 га.
В соответствии с пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Согласно статье 68 названного кодекса в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.
В соответствии со статьей 217 названного кодекса при приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
План приватизации государственного предприятия "Сегежский хлебозавод" утвержден 14.06.94 в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий и Указом Президента Российской Федерации от 29.01.92 N 66.
В соответствии с данным указом (приложение 2, раздел 2 и приложение 3, пункт 4.3) в состав оцениваемого имущества включаются основные средства и вложения, запасы и затраты, денежные средства и прочие финансовые активы. К основным средствам и вложениям относятся в том числе нематериальные активы, отраженные в балансе, - права пользования землей, водой и другими природными ресурсами. Акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей государственного, муниципального предприятия, имеющихся у него на момент преобразования, в том числе прав пользования землей и другими природными ресурсами.
Анализ обстоятельств дела и нормативных актов позволяют сделать вывод, что истец при реорганизации приобрел в порядке правопреемства право пользования земельным участком площадью 2,3 га, данный земельный участок является объектом обложения земельным налогом и решение ответчика от 16.12.97 N 5222 является законным.
По указанным выше основаниям судебные акты подлежат отмене, иск АООТ "Сегежский хлебозавод" удовлетворению не подлежит, а иск ГНИ по городу Сегеже следует удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение от 19.02.98 и постановление апелляционной инстанции от 06.04.98 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N 02-04/8 отменить.
В иске АООТ "Сегежский хлебозавод" отказать.
Встречный иск удовлетворить.
Взыскать с расчетного счета АООТ "Сегежский хлебозавод" 12523 рублей 50 коп. - 100% штрафа от суммы заниженного земельного налога за период 1995-1997 годов.
Взыскать с расчетного счета АООТ "Сегежский хлебозавод" в доход федерального бюджета госпошлину по иску, апелляционной и кассационной жалобам и по встречному иску, апелляционной и кассационной жалобам 2871 рубль 76 коп.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 08.06.1998 N 02-04/8
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 1998 года Дело N 02-04/8
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Кочеровой Л.И., Бухарцева С.Н. при участии от Государственной налоговой инспекции по городу Сегеже Республики Карелия Оборина А.Г. (доверенность от 02.06.98 N 21), от акционерного общества открытого типа "Сегежский хлебозавод" Марамзина Н.П. (доверенность от 12.03.97 N 356), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по городу Сегеже Республики Карелия на решение от 19.02.98 (судьи Морозова Н.А., Булдаков В.С., Шатина Г.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 06.04.98 (судьи Романова О.Я., Тиранов Н.Ф., Одинцова М.А.) Арбитражного суда Республики Карелия по делу N 02-04/8,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество открытого типа "Сегежский хлебозавод" обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Государственной налоговой инспекции по городу Сегеже (далее - ответчик, ГНИ по городу Сегеже) о признании недействительным решения от 16.12.97 N 5222.
Ответчик предъявил встречный иск о взыскании 12523 рублей 50 коп. (в новом масштабе цен) - штрафа 100% от суммы заниженного земельного налога за период 1995-1997 годов.
Истец в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил признать недействительным решение в части взыскания заниженного земельного налога и штрафных санкций.
Решением от 19.02.98 исковые требования истца удовлетворены, признано недействительным решение ответчика от 16.12.97 N 5222 в части взыскания заниженного земельного налога и штрафных санкций. В удовлетворении встречного иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.04.98 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить указанные судебные акты о признании недействительным решения от 16.12.97 N 5222 в части взыскания суммы заниженного земельного налога и финансовых санкций и удовлетворить встречный иск о взыскании 100% штрафа от суммы заниженного земельного налога за период 1995-1997 годов в сумме 12523 рублей 50 коп., поскольку судебные инстанции неправильно применили нормы материального права.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, считая их законными.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее, выслушав представителей сторон, проверил законность обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что ответчиком была проведена документальная проверка соблюдения истцом налогового законодательства (правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет земельного налога) за период 1995-1997 годов, о чем составлен акт от 08.10.97.
По результатам проверки ответчиком принято решение от 16.12.97 N 5222 о взыскании суммы заниженного земельного налога за период 1995-1997 годов, 100% штрафа в размере суммы заниженного земельного налога, пеней за задержку уплаты земельного налога и пеней за задержку уплаты арендных платежей.
В соответствии со статьями 1, 2, 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Статьей 15 указанного закона предусмотрено, что основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.
Аналогичное положение содержится в пункте 11 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 17.04.95 N 29. Данной нормой также установлено, что впредь до выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком, по согласованию с соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право.
Из материалов дела следует, что постановлением мэрии города Сегежи и Сегежского района от 23.04.93 N 316 (пункт 1) "О перерегистрации прав пользования земельными участками Сегежскому хлебозаводу" за Сегежским хлебозаводом закреплено право постоянного пользования земельным участком площадью 2,3 га, предоставленного для строительства нового хлебозавода в северной части города Сегежи решением исполкома горсовета от 20.09.89 N 274. Всего за Сегежским хлебозаводом закреплено право пользования тремя земельными участками общей площадью 3,29 га.
Из справки Сегежского горкомзема от 13.03.98 N 33 следует, что свидетельство о праве пользования земельными участками общей площадью 3,29 га выдано Сегежскому хлебозаводу 22.04.93 за N 264 на основании постановления местной администрации города Сегежи и Сегежского района.
На момент выдачи свидетельства о праве пользования земельными участками Сегежский хлебозавод являлся государственным предприятием.
Государственным комитетом по управлению государственной собственностью Республики Карелия было принято решение от 15.03.93 N 9-1.2 о приватизации государственного предприятия "Сегежский хлебозавод".
В плане приватизации спорный земельный участок площадью 2,3 га не указан.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу об отсутствии у истца объекта обложения земельным налогом (спорного земельного участка площадью 2.3 га), поскольку ответчик не представил доказательств того, что именно АООТ "Сегежский хлебозавод" является собственником, пользователем или владельцем спорного участка, поскольку спорный земельный участок не был включен в план приватизации, то и право пользования им не было передано новому юридическому лицу.
Вместе с тем судебными инстанциями не учтено следующее.
В соответствии со статьей 110 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.91 государственный земельный кадастр содержит систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественной характеристике и народнохозяйственной ценности земель. Данные государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при определении платежей за землю.
Статьей 111 Земельного кодекса РСФСР ведение государственного земельного кадастра возложено на Государственный комитет Российской Федерации по земельной реформе и его органы на местах.
Положением о Комитете Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (пункт 4), утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 02.02.93 N 91, установлено, что одной из основных задач названного комитета является ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель.
Указом Президента Российской Федерации от 11.12.93 N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость" установлено, что государственный земельный кадастр, регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость ведутся по единой системе на всей территории Российской Федерации и являются основой для создания эффективной системы платежей за землю, регулирования всех операций с землей. Ведение государственного земельного кадастра, регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость возложено на Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.95 N 876 "Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю" на районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству возложено обеспечение государственных налоговых инспекций в районах, городах без районного деления и районах в городах подготовленными на основе данных государственного земельного кадастра списками юридических лиц и граждан-плательщиков земельного налога.
Из материалов дела следует, что решение о приватизации государственного предприятия "Сегежский хлебозавод" принято 15.03.93. С учетом информации об этом, по заявке предприятия за ним было перерегистрировано право пользования спорным земельным участком постановлением мэрии города Сегежи и Сегежского района от 23.04.93 N 316.
В последующем и до настоящего времени ни государственное предприятие "Сегежский хлебозавод", ни истец как правопреемник не заявляли в Сегежский горкомзем об отказе от права постоянного пользования земельным участком площадью 2,3 га.
В соответствии с пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Согласно статье 68 названного кодекса в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.
В соответствии со статьей 217 названного кодекса при приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
План приватизации государственного предприятия "Сегежский хлебозавод" утвержден 14.06.94 в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий и Указом Президента Российской Федерации от 29.01.92 N 66.
В соответствии с данным указом (приложение 2, раздел 2 и приложение 3, пункт 4.3) в состав оцениваемого имущества включаются основные средства и вложения, запасы и затраты, денежные средства и прочие финансовые активы. К основным средствам и вложениям относятся в том числе нематериальные активы, отраженные в балансе, - права пользования землей, водой и другими природными ресурсами. Акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей государственного, муниципального предприятия, имеющихся у него на момент преобразования, в том числе прав пользования землей и другими природными ресурсами.
Анализ обстоятельств дела и нормативных актов позволяют сделать вывод, что истец при реорганизации приобрел в порядке правопреемства право пользования земельным участком площадью 2,3 га, данный земельный участок является объектом обложения земельным налогом и решение ответчика от 16.12.97 N 5222 является законным.
По указанным выше основаниям судебные акты подлежат отмене, иск АООТ "Сегежский хлебозавод" удовлетворению не подлежит, а иск ГНИ по городу Сегеже следует удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.02.98 и постановление апелляционной инстанции от 06.04.98 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N 02-04/8 отменить.
В иске АООТ "Сегежский хлебозавод" отказать.
Встречный иск удовлетворить.
Взыскать с расчетного счета АООТ "Сегежский хлебозавод" 12523 рублей 50 коп. - 100% штрафа от суммы заниженного земельного налога за период 1995-1997 годов.
Взыскать с расчетного счета АООТ "Сегежский хлебозавод" в доход федерального бюджета госпошлину по иску, апелляционной и кассационной жалобам и по встречному иску, апелляционной и кассационной жалобам 2871 рубль 76 коп.
Председательствующий
ЛОМАКИН С.А.
Судьи
КОЧЕРОВА Л.И.
БУХАРЦЕВ С.Н.
ЛОМАКИН С.А.
Судьи
КОЧЕРОВА Л.И.
БУХАРЦЕВ С.Н.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)