Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 3 октября 2006 года Дело N А55-1927/2006
Закрытое акционерное общество "Самара-Прод" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия должностных лиц Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - налоговый орган) по возврату денежных средств, уплаченных за региональные специальные марки, а также об обязании вернуть на расчетный счет заявителя денежные средства (с учетом уточнения) в размере 315865 руб. 12 коп., а также проценты в размере 10129 руб. 38 коп.
Решением от 4 апреля 2006 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 29 июня 2006 г. решение суда изменено: в части обязания налогового органа вернуть (возвратить) денежные средства в размере 4000 руб. в удовлетворении заявленных требований отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в части удовлетворения требований по взысканию процентов за несвоевременный возврат денежных средств за изготовление акцизных марок. По мнению заявителя жалобы, положение п. 9 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации о начислении процентов на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, распространяется на налоговые платежи, к которым не относится платеж за изготовление специальных региональных акцизных марок.
Как следует из материалов дела, 11.06.2002 налоговый орган выдал заявителю разрешение на учреждение акцизного склада со сроком действия до 11.06.2005. Платежными поручениями N 232 от 30.01.2002 на сумму 110000 руб., N 2409 от 31.07.2002 на сумму 108000 руб., N 2417 от 01.08.2002 на сумму 108000 руб. заявителем были перечислены на счет налогового органа денежные средства за региональные специальные марки согласно заявке.
В связи с истечением срока действия лицензии и разрешения на открытие акцизного склада, а также изъятием неиспользованных марок согласно акту N 1 от 14.06.2005 заявитель обратился в налоговый орган с письмами N 29/1 и N 29/2 от 15.09.2005 с просьбой вернуть денежные средства в размере 291600 руб., перечисленные авансом по заявке за региональные специальные марки, и 20265 руб. 12 коп. - за возвращенные региональные специальные марки.
Письмом от 21.10.2005 N 10-67/151/16856 налоговый орган сообщил об отсутствии возможности возвратить денежные средства в сумме 291600 руб. в связи с отсутствием поступлений на расчетный счет за указанные марки.
Суд первой инстанции, признавая бездействие должностных лиц налогового органа незаконным и обязывая вернуть на расчетный счет заявителя денежные средства в размере 315865 руб. 12 коп., а также взыскивая проценты в сумме 10129 руб. 38 коп., исходил из того, что денежные средства, перечисленные за региональные специальные марки, подпадают под понятие сбора; кроме того, данные платежи непосредственно связаны с акцизами. В этой связи суд счел правомерным применение ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации к порядку возврата указанных денежных средств, в том числе в части начисления процентов за просрочку возврата.
Суд апелляционной инстанции согласился в целом с выводами суда первой инстанции, уточнив сумму подлежащих возврату денежных средств и отказав в удовлетворении требований заявителя в части обязания налогового органа возвратить на расчетный счет заявителя сумму 4000 руб. В остальной части решение суда первой инстанции, в том числе в части взыскания процентов, оставлено без изменения.
Налоговый орган не оспаривает Постановление апелляционной инстанции в части возврата денежных средств, перечисленных за региональные специальные марки, и просит отменить судебные акты по делу в части удовлетворения требований по возврату процентов за несвоевременный возврат денежных средств за изготовление акцизных марок.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании кассационной инстанции 26.09.2006 был объявлен перерыв до 14 час. 40 мин. 03.10.2006.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с п. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, находит основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения и Постановления Арбитражного суда Самарской области в обжалуемой части исходя из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации и предназначенная для розничной продажи, маркируется региональными специальными марками того субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется ее розничная продажа.
В силу п. 3 той же статьи федеральная специальная марка, акцизная марка и региональная специальная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в п. 2 настоящей статьи, и осуществление контроля за уплатой налогов.
Региональная специальная марка, кроме того, является подтверждением проведения субъектом Российской Федерации специальных защитных мер, включающих в себя проверку качества и безопасности алкогольной продукции, предназначенной для розничной продажи на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и осуществление контроля за оборотом алкогольной продукции на указанной территории.
Порядок изготовления, порядок приобретения региональных специальных марок, их цена определяются субъектом Российской Федерации, на территории которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, маркированной этими марками, по согласованию с государственным органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Согласно п. п. 8, 9 Общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2002 N 723 (утратило силу с 01.01.2006), выдача марок организациям, учредившим акцизные склады, осуществляется территориальными налоговыми органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании заявок этих организаций только после внесения ими авансовых платежей по акцизам за алкогольную продукцию.
В цену марки включаются расходы на ее изготовление, хранение, доставку и налог на добавленную стоимость, а также затраты, связанные с нанесением на марку штрих-кода и с осуществлением субъектом Российской Федерации специальных защитных мер по проверке качества и безопасности алкогольной продукции, предназначенной для маркировки. Цена марки относится на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль.
Аналогичные положения с более подробной регламентацией содержит Порядок изготовления, приобретения и выдачи региональных специальных марок, утвержденный Постановлением Губернатора Самарской области от 30.07.2003 N 294.
В силу п. п. 5, 8 указанного Порядка вместе с заявкой на приобретение марок организация представляет в территориальный налоговый орган копию платежного поручения, подтверждающего перечисление на счет территориального налогового органа части цены марки, предназначенной на оплату расходов на ее изготовление, хранение, доставку, и налог на добавленную стоимость с отметкой банка о принятии ее к исполнению. А для получения марок, помимо заявления на их выдачу, - копию платежного поручения, подтверждающего внесение авансового платежа по акцизам с указанием назначения платежа, а также выписку банка из расчетного счета организации, подтверждающую снятие указанных средств с расчетного счета организации, выписку из лицевого счета организации, подтверждающую фактическое поступление на счет налогового органа авансового платежа по акцизу.
Согласно п. 11 указанного Порядка в случае ликвидации организации, прекращения действия или аннулирования разрешения на учреждение акцизного склада территориальный налоговый орган изымает использованные марки и возвращает организации стоимость изъятых марок при условии, если качество указанных марок позволяет осуществить их реализацию другим организациям.
Из системного толкования приведенных норм, касающихся порядка и условий выдачи региональных специальных марок следует, что оплату стоимости указанных марок нельзя отождествлять с внесением авансового платежа по акцизам, что цена акцизной марки включает в себя определенные виды расходов и затрат, не являющихся налоговыми платежами.
Оплата стоимости региональных специальных марок не подпадает также под понятие сбора как обязательного взноса за совершение юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ). В перечень сборов, предусмотренных ст. ст. 13 - 15 Налогового кодекса Российской Федерации, оплата стоимости указанных марок не входит.
Из имеющихся в материалах дела платежных поручений N 232 от 30.01.2002, N 2409 от 31.07.2002, N 2417 от 01.08.2002 следует, что перечисление денежных средств произведено за региональные специальные марки согласно заявке. Данные платежи не являются авансовыми платежами по акцизам, как указано заявителем в представленном в суд заявлении.
Следовательно, возврат денежных средств, уплаченных за региональные специальные марки, должен производиться в соответствии с п. 11 Порядка изготовления, приобретения и выдачи региональных специальных марок, утвержденного Постановлением Губернатора Самарской области от 30.07.2003 N 294. Начисление процентов за просрочку возврата денежных средств указанным Порядком не предусмотрено.
Применение п. 9 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации при удовлетворении требований заявителя о взыскании процентов в сумме 10066 руб. 92 коп. является неправомерным, поскольку правила указанной статьи не распространяются на возврат денежных средств, уплаченных за региональные специальные марки.
Таким образом, в связи с неправильным применением норм материального права судебные акты по делу подлежат отмене в части обязания налогового органа перечислить на расчетный счет заявителя проценты в размере 10129 руб. 38 коп.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу удовлетворить.
Решение от 4 апреля 2006 г. и Постановление апелляционной инстанции от 29 июня 2006 г. Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-1927/2006 отменить в части удовлетворения требований Закрытого акционерного общества "Самара-Прод" об обязании Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области вернуть на расчетный счет Закрытого акционерного общества "Самара-Прод" проценты в размере 10129 руб. 38 коп.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с Закрытого акционерного общества "Самара-Прод", г. Самара, государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
В соответствии со ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражному суду Самарской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 03.10.2006 ПО ДЕЛУ N А55-1927/2006
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 3 октября 2006 года Дело N А55-1927/2006
Закрытое акционерное общество "Самара-Прод" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия должностных лиц Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - налоговый орган) по возврату денежных средств, уплаченных за региональные специальные марки, а также об обязании вернуть на расчетный счет заявителя денежные средства (с учетом уточнения) в размере 315865 руб. 12 коп., а также проценты в размере 10129 руб. 38 коп.
Решением от 4 апреля 2006 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 29 июня 2006 г. решение суда изменено: в части обязания налогового органа вернуть (возвратить) денежные средства в размере 4000 руб. в удовлетворении заявленных требований отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в части удовлетворения требований по взысканию процентов за несвоевременный возврат денежных средств за изготовление акцизных марок. По мнению заявителя жалобы, положение п. 9 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации о начислении процентов на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, распространяется на налоговые платежи, к которым не относится платеж за изготовление специальных региональных акцизных марок.
Как следует из материалов дела, 11.06.2002 налоговый орган выдал заявителю разрешение на учреждение акцизного склада со сроком действия до 11.06.2005. Платежными поручениями N 232 от 30.01.2002 на сумму 110000 руб., N 2409 от 31.07.2002 на сумму 108000 руб., N 2417 от 01.08.2002 на сумму 108000 руб. заявителем были перечислены на счет налогового органа денежные средства за региональные специальные марки согласно заявке.
В связи с истечением срока действия лицензии и разрешения на открытие акцизного склада, а также изъятием неиспользованных марок согласно акту N 1 от 14.06.2005 заявитель обратился в налоговый орган с письмами N 29/1 и N 29/2 от 15.09.2005 с просьбой вернуть денежные средства в размере 291600 руб., перечисленные авансом по заявке за региональные специальные марки, и 20265 руб. 12 коп. - за возвращенные региональные специальные марки.
Письмом от 21.10.2005 N 10-67/151/16856 налоговый орган сообщил об отсутствии возможности возвратить денежные средства в сумме 291600 руб. в связи с отсутствием поступлений на расчетный счет за указанные марки.
Суд первой инстанции, признавая бездействие должностных лиц налогового органа незаконным и обязывая вернуть на расчетный счет заявителя денежные средства в размере 315865 руб. 12 коп., а также взыскивая проценты в сумме 10129 руб. 38 коп., исходил из того, что денежные средства, перечисленные за региональные специальные марки, подпадают под понятие сбора; кроме того, данные платежи непосредственно связаны с акцизами. В этой связи суд счел правомерным применение ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации к порядку возврата указанных денежных средств, в том числе в части начисления процентов за просрочку возврата.
Суд апелляционной инстанции согласился в целом с выводами суда первой инстанции, уточнив сумму подлежащих возврату денежных средств и отказав в удовлетворении требований заявителя в части обязания налогового органа возвратить на расчетный счет заявителя сумму 4000 руб. В остальной части решение суда первой инстанции, в том числе в части взыскания процентов, оставлено без изменения.
Налоговый орган не оспаривает Постановление апелляционной инстанции в части возврата денежных средств, перечисленных за региональные специальные марки, и просит отменить судебные акты по делу в части удовлетворения требований по возврату процентов за несвоевременный возврат денежных средств за изготовление акцизных марок.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании кассационной инстанции 26.09.2006 был объявлен перерыв до 14 час. 40 мин. 03.10.2006.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с п. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, находит основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения и Постановления Арбитражного суда Самарской области в обжалуемой части исходя из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации и предназначенная для розничной продажи, маркируется региональными специальными марками того субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется ее розничная продажа.
В силу п. 3 той же статьи федеральная специальная марка, акцизная марка и региональная специальная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в п. 2 настоящей статьи, и осуществление контроля за уплатой налогов.
Региональная специальная марка, кроме того, является подтверждением проведения субъектом Российской Федерации специальных защитных мер, включающих в себя проверку качества и безопасности алкогольной продукции, предназначенной для розничной продажи на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и осуществление контроля за оборотом алкогольной продукции на указанной территории.
Порядок изготовления, порядок приобретения региональных специальных марок, их цена определяются субъектом Российской Федерации, на территории которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, маркированной этими марками, по согласованию с государственным органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Согласно п. п. 8, 9 Общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2002 N 723 (утратило силу с 01.01.2006), выдача марок организациям, учредившим акцизные склады, осуществляется территориальными налоговыми органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании заявок этих организаций только после внесения ими авансовых платежей по акцизам за алкогольную продукцию.
В цену марки включаются расходы на ее изготовление, хранение, доставку и налог на добавленную стоимость, а также затраты, связанные с нанесением на марку штрих-кода и с осуществлением субъектом Российской Федерации специальных защитных мер по проверке качества и безопасности алкогольной продукции, предназначенной для маркировки. Цена марки относится на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль.
Аналогичные положения с более подробной регламентацией содержит Порядок изготовления, приобретения и выдачи региональных специальных марок, утвержденный Постановлением Губернатора Самарской области от 30.07.2003 N 294.
В силу п. п. 5, 8 указанного Порядка вместе с заявкой на приобретение марок организация представляет в территориальный налоговый орган копию платежного поручения, подтверждающего перечисление на счет территориального налогового органа части цены марки, предназначенной на оплату расходов на ее изготовление, хранение, доставку, и налог на добавленную стоимость с отметкой банка о принятии ее к исполнению. А для получения марок, помимо заявления на их выдачу, - копию платежного поручения, подтверждающего внесение авансового платежа по акцизам с указанием назначения платежа, а также выписку банка из расчетного счета организации, подтверждающую снятие указанных средств с расчетного счета организации, выписку из лицевого счета организации, подтверждающую фактическое поступление на счет налогового органа авансового платежа по акцизу.
Согласно п. 11 указанного Порядка в случае ликвидации организации, прекращения действия или аннулирования разрешения на учреждение акцизного склада территориальный налоговый орган изымает использованные марки и возвращает организации стоимость изъятых марок при условии, если качество указанных марок позволяет осуществить их реализацию другим организациям.
Из системного толкования приведенных норм, касающихся порядка и условий выдачи региональных специальных марок следует, что оплату стоимости указанных марок нельзя отождествлять с внесением авансового платежа по акцизам, что цена акцизной марки включает в себя определенные виды расходов и затрат, не являющихся налоговыми платежами.
Оплата стоимости региональных специальных марок не подпадает также под понятие сбора как обязательного взноса за совершение юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ). В перечень сборов, предусмотренных ст. ст. 13 - 15 Налогового кодекса Российской Федерации, оплата стоимости указанных марок не входит.
Из имеющихся в материалах дела платежных поручений N 232 от 30.01.2002, N 2409 от 31.07.2002, N 2417 от 01.08.2002 следует, что перечисление денежных средств произведено за региональные специальные марки согласно заявке. Данные платежи не являются авансовыми платежами по акцизам, как указано заявителем в представленном в суд заявлении.
Следовательно, возврат денежных средств, уплаченных за региональные специальные марки, должен производиться в соответствии с п. 11 Порядка изготовления, приобретения и выдачи региональных специальных марок, утвержденного Постановлением Губернатора Самарской области от 30.07.2003 N 294. Начисление процентов за просрочку возврата денежных средств указанным Порядком не предусмотрено.
Применение п. 9 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации при удовлетворении требований заявителя о взыскании процентов в сумме 10066 руб. 92 коп. является неправомерным, поскольку правила указанной статьи не распространяются на возврат денежных средств, уплаченных за региональные специальные марки.
Таким образом, в связи с неправильным применением норм материального права судебные акты по делу подлежат отмене в части обязания налогового органа перечислить на расчетный счет заявителя проценты в размере 10129 руб. 38 коп.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу удовлетворить.
Решение от 4 апреля 2006 г. и Постановление апелляционной инстанции от 29 июня 2006 г. Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-1927/2006 отменить в части удовлетворения требований Закрытого акционерного общества "Самара-Прод" об обязании Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области вернуть на расчетный счет Закрытого акционерного общества "Самара-Прод" проценты в размере 10129 руб. 38 коп.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с Закрытого акционерного общества "Самара-Прод", г. Самара, государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
В соответствии со ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражному суду Самарской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)