Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.02.2012 N 06АП-6109/2011 ПО ДЕЛУ N А16-923/2011

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 февраля 2012 г. N 06АП-6109/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балинской И.И.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К.П.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "ЖелТоргСнаб" (ОГРН 1117901001943, ИНН 7901538816, 679000, ЕАО, г. Биробиджан, ул. Косникова, 42): представитель не явился;
- от инспекции Федеральной налоговой службы по городу Биробиджану Еврейской автономной области (ОГРН 1047900053750, ИНН 7901005800, 679000, ЕАО, г. Биробиджан, ул. Комсомольская, 11А): представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по городу Биробиджану Еврейской автономной области
на решение от 18.11.2011
по делу N А16-923/2011
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей Баловой Е.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖелТоргСнаб"
к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Биробиджану Еврейской автономной области
о признании незаконными действий, выразившихся в отказе от 05.09.2011 N 23 от рассмотрения заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, об обязании рассмотреть указанное заявление

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ЖелТоргСнаб" (далее - ООО "ЖелТоргСнаб", общество) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Биробиджану Еврейской автономной области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе от 05.09.2011 N 23 от рассмотрения заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, об обязании рассмотреть указанное заявление.
Решением от 18.11.2011 заявленные требования ООО "ЖелТоргСнаб" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, налоговый орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований общества.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на Письмо ФНС России от 21.09.2009 N ШС-22-3/730@, согласно которому порядок перехода на упрощенную систему налогообложения носит заявительный характер, в случае если заявление о переходе на УСН предоставлено в более поздний срок, чем установлено нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) то налоговый орган вправе сообщить заявителю о невозможности рассмотрения заявления из-за нарушения сроков его подачи.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласил жалобу, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества отклонила доводы апелляционной жалобы в полном объеме как несостоятельные, по основаниям изложенным в отзыве на жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 06.08.2011 общим собранием учредителей ООО "ЖелТоргСнаб" принято решение о создании общества, в связи с чем, 17.08.2011 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица (л.д. 8-10).
Согласно свидетельству о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации серии 79 N 000260154 общество 17.08.2011 поставлено на учет в инспекции (л.д. 7).
Общество 29.08.2011 обратилось в инспекцию с заявлением о переходе с 17.08.2011 на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "Доходы, уменьшенные на величину расходов" (л.д. 26).
Сообщением от 05.09.2011 N 23 общество уведомлено о невозможности рассмотрения указанного заявления по причине нарушения сроков, установленных пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ (л.д. 27).
Не согласившись с действиями налогового органа, выразившимися в отказе от рассмотрения заявления, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном названной главой Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения определены в статье 346.13 НК РФ, которая не предусматривает правопреемство данной системы налогообложения в случае реорганизации (в том числе путем преобразования) юридического лица, но устанавливает особый порядок перехода на упрощенную систему налогообложения вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
Следовательно, общество вправе в порядке пункта 2 статьи 346.13 НК РФ применять упрощенную систему налогообложения, направив в инспекцию заявление о применении упрощенной системы налогообложения.
Из материалов дела следует, что общество представило заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения после получения свидетельства о государственной регистрации юридического лица, то есть после того, как официально получило статус вновь зарегистрированной организации, тем самым получило возможность выбирать, какую систему налогообложения оно будет применять.
Заявление о применении упрощенной системы налогообложения носит уведомительный, добровольный характер и глава 26.2 НК РФ не предоставляет налоговым органам право запретить или разрешить налогоплательщикам применять указанную систему налогообложения.
Учитывая заявительный порядок перехода на применение упрощенной системы налогообложения, на основании пункта 39 Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденного приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 18.01.2008 N 9н, на налоговый орган возложена обязанность в произвольной форме в общеустановленные сроки письменно проинформировать налогоплательщика, что на основании представленного им заявления он применяет упрощенную систему налогообложения (с начала года либо с даты постановки на учет в налоговом органе).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что действия инспекции, выразившиеся в отказе от рассмотрения заявления налогоплательщика применительно к положениям пункта 3 статьи 346.12 НК РФ нарушают права и законные интересы налогоплательщика в сфере экономической деятельности, так как влекут за собой возможность предъявления инспекцией требования об уплате налогов, исходя из общего режима налогообложения.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на Письмо ФНС России от 21.09.2009 N ШС-22-3/730@ "О порядке перехода налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения", согласно которому в случае представления налогоплательщиком заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в более поздний срок, чем установлено Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговый орган вправе сообщить ему о невозможности рассмотрения данного заявления по причине нарушения сроков его подачи, апелляционным судом не принимаются.
Данное письмо указывает на право, а не обязанность налогового органа сообщить о невозможности рассмотрения такого заявления. При этом такое последствие пропуска срока подачи заявления связано с уведомительным характером заявления о переходе на УСН, то есть отсутствием у налогового органа полномочий по разрешению применения УСН. Пропуск срока подачи заявления в зависимости от его продолжительности во взаимосвязи с положениями НК РФ может повлечь невозможность применения УСН, а может и не повлечь такого последствия.
Практически такое сообщение предназначается для уведомления не только о том, что заявление оставлено без рассмотрения, но и свидетельствует о невозможности применения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) специального налогового режима в виде УСН.
При указанных обстоятельствах сообщение налогового органа не соответствует требованиям НК РФ и нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере экономической деятельности.
При изложенных обстоятельствах, апелляционная инстанция считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права судом применены правильно, в связи с этим оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение от 18.11.2011 Арбитражного суда Еврейской автономной области по делу N А16-923/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
И.И.БАЛИНСКАЯ

Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Т.Д.ПЕСКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)