Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 29.04.2004 N А68-АП-461/11-03

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 29 апреля 2004 г. Дело N А68-АП-461/11-03

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области на Решение Арбитражного суда Тульской области от 12.12.2003 по делу N А68-АП-461/11-03,
УСТАНОВИЛ:

ОАО "ЦентрТелеком" в лице филиала "Тулателеком" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным Решения Межрайонной ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области от 24.06.2003 N 238-К (с учетом изменений, внесенных Решением Управления МНС РФ по Тульской области N 98 от 11.08.2003) об уплате не полностью уплаченного налога на прибыль в сумме 602954 руб.
Решением арбитражного суда от 12.12.2003 признано недействительным Решение Межрайонной ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области от 24.06.2003 N 238-К (с учетом изменений, внесенных Решением Управления МНС РФ по Тульской области N 98 от 11.08.2003).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Межрайонная ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области (далее - Инспекция) просит отменить решение суда по мотивам неправильного применения норм материального и норм процессуального права.
Изучив материалы дела, выслушав представителей Общества, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции находит, что судебный акт не подлежит отмене.
Из материалов дела следует, что Обществом за 11 месяцев 2002 года по сроку к 28.03.2003 представлена налоговая декларация по налогу на прибыль ОАО "Тулателеком" (в связи с присоединением к нему ОАО "Тулателеком").
Одновременно с декларацией за 11 месяцев 2002 года Обществом представлена налоговая декларация по налогу за прибыль за декабрь 2002 года по филиалу "Тулателеком".
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на прибыль, представленной за 11 месяцев 2002 года по ОАО "Тулателеком".
Результаты проверки отражены в акте камеральной проверки N 385-К от 11.06.2003.
Основаниями доначисления налога на прибыль послужили выводы налогового органа о неправомерности включения:
- - в расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки отчислений в сумме 2314786 руб. во внебюджетный специальный фонд НИОКР Минсвязи России по договору от 10.07.2002;
- - в расходы на подготовку и переподготовку кадров неправомерно включены затраты на оплату проезда по заявлениям Родичкина А.А. в сумме 176 руб. и Шаховцевой А.Л. в сумме 125 руб. в связи с утерей билетов на проезд и затраты на обучение в институте "Телеинфо" в сумме 27971 руб. по договору N 86/3 от 11.04.2001;
- - в расходы за 11 месяцев включены затраты по оплате аренды за декабрь 2002 года и за 2001 год, относящиеся в другому отчетному периоду, в сумме 169252 руб.
По итогам рассмотрения акта проверки и возражений по акту, представленных налогоплательщиком, руководителем Инспекции принято Решение N 238-К от 24.06.2003, в соответствии с которым "Тулателеком" - филиал ОАО "ЦентрТелеком" привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неполную уплату налога на прибыль за 11 месяцев 2002 года в виде штрафа в сумме 120591 руб., и доначислен налог на прибыль за 11 месяцев 2002 года по сроку к 28.03.2003 в сумме 602954 руб.
Решением Управления МНС РФ по Тульской области N 98 от 11.08.2003 в Решение Инспекции N 238-К от 24.06.2003 внесены изменения, исключившие из решения п. 1 и пп. "а" п. 2.1 резолютивной части решения (касающиеся привлечения филиала "Тулателеком" к налоговой ответственности и заменившие в п. 2 резолютивной части решения слова "Тулателеком" - филиал ОАО "ЦентрТелеком" на слова "ОАО "ЦентрТелеком").
Общество, не согласившись с Решением Инспекции N 238-К от 24.06.2003 (с учетом изменений, внесенных Решением Управления МНС РФ по Тульской области N 98 от 11.08.2003), обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Судом установлено, что ОАО "Тулателеком" прекратило свою деятельность 30.11.2002 путем реорганизации в форме присоединения к ОАО "ЦентрТелеком".
В соответствии с п. 3 ст. 55 НК РФ, если организация была реорганизована до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период от начала этого года до дня завершения реорганизации.
Последним налоговым периодом, по итогам которого необходимо исчислить налоговую базу по налогу на прибыль, для ОАО "Тулателеком" является 11 месяцев.
Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Нормами ст. 253 НК РФ установлено, что к расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки.
В соответствии со ст. 262 НК РФ под расходами на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности, расходы на изобретательство, а также расходы на формирование Российского фонда технологического развития и иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по перечню, утверждаемому Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".
Обязательным условием принадлежности расходов, связанных с формированием отраслевых фондов, к расходам на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, является включение данного фонда в перечень, утвержденный Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".
Федеральным законом РФ от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" предусмотрено, что Правительство РФ определяет порядок создания государственных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и порядок образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций.
Следовательно, Правительство РФ вправе определять порядок образования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с "Порядком образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок", утвержденным Постановлением Правительством РФ N 1156 от 13.10.99, внебюджетные фонды федеральных органов исполнительной власти создаются по согласованию с Министерством науки и технологий РФ, которое осуществляет регистрацию и учет этих внебюджетных фондов. Порядок регистрации и учета указанных внебюджетных фондов устанавливается Министерством науки и технологий РФ по согласованию с Министерством финансов РФ. Таким образом, поскольку Законом РФ "О науке и государственной научно-технической политике" право определения порядка образования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти предоставлено Правительству РФ, которое, в свою очередь, определило, что регистрацию и учет этих фондов осуществляет Министерство науки и технологий РФ, то, следовательно, перечнем, утвержденным Правительством РФ в соответствии с федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", включение в который является обязательным условием отнесения расходов на формирование отраслевых фондов к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, будет являться перечень, составленный Министерством науки и технологий РФ.
Судом установлено, что внебюджетный специальный фонд НИОКР Министерства связи России был создан в соответствии с п. 8 ст. 15 Федерального закона от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", Постановлением Правительства РФ от 13.10.99 N 1156 и зарегистрирован Министерством промышленности, науки и технологий РФ (постоянное свидетельство N 72 от 09.01.97).
Поэтому обоснованно признал неправомерным доначисление налога на прибыль по данному эпизоду.
При рассмотрении спора судом установлено, что в налоговой декларации по налогу на прибыль за декабрь 2002 года была увеличена налогооблагаемая база на 27971 руб.
При этом в полном соответствии с требованиями ст. ст. 287 и 289 НК РФ налог на прибыль уплачен в установленный законодательством срок в полном объеме с учетом включения в налогооблагаемую базу 27971 руб.
Факт уплаты налога по итогам налогового периода 2002 года в полном объеме и в установленный срок (до 28.03.2003) также не отрицается налоговым органом.
В соответствии с п. 1 ст. 287 и п. 3 ст. 289 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, следовательно, по итогам налогового периода, которым в рассматриваемом случае для реорганизованной организации является 11 месяцев 2002 года, налог должен быть уплачен до 28.03.2003.
Налог на прибыль с суммы в 27971 руб. уплачен в бюджет Обществом в срок до 28.03.2003, до начала проверки, в полном объеме, следовательно, решение налогового органа о доначислении налога на прибыль в сумме 6713 руб. 04 коп. судом обоснованно признано неправомерным.
Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты, в связи с чем включения расходов по аренде помещения в расходы, учитываемые при определении налогооблагаемой базы за 11 месяцев 2002 года произведено налогоплательщиком неправомерно.
Однако судом установлено, что до проведения рассматриваемой налоговой проверки Общество в налоговой декларации по налогу на прибыль за декабрь 2002 года увеличило налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на 169252 руб.
При этом в полном соответствии с требованиями ст. ст. 287 и 289 НК РФ налог на прибыль уплачен в установленный законодательством срок в полном объеме с учетом включения в налогооблагаемую базу 169252 руб.
Факт уплаты налога по итогам налогового периода 2002 года в полном объеме и в установленный срок (до 28.03.2003) также не отрицается налоговым органом.
Следовательно, суд обоснованно пришел к выводу, что к сроку 28.03.2003 у Общества отсутствовала недоимка по налогу на прибыль.
Судом полно, всесторонне и объективно исследованы доказательства сторон, им дана надлежащая юридическая оценка, нормы права применены верно. Выводы суда соответствуют материалам дела.
Доводы кассационной жалобы исследовались судом первой инстанции при рассмотрении спора по существу.
У суда кассационной инстанции нет оснований для иного применения либо толкования примененных нормативных актов.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба Инспекции не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тульской области от 12.12.2004 по делу N А68-АП-461/11-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу

от 29 апреля 2004 г. Дело N А68-АП-461/11-03

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области на Решение Арбитражного суда Тульской области от 12.12.2003 по делу N А68-АП-461/11-03,
УСТАНОВИЛ:

ОАО "ЦентрТелеком" в лице филиала "Тулателеком" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным Решения Межрайонной ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области от 24.06.2003 N 238-К (с учетом изменений, внесенных Решением Управления МНС РФ по Тульской области N 98 от 11.08.2003) об уплате не полностью уплаченного налога на прибыль в сумме 602954 руб.
Решением арбитражного суда от 12.12.2003 признано недействительным Решение Межрайонной ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области от 24.06.2003 N 238-К (с учетом изменений, внесенных Решением Управления МНС РФ по Тульской области N 98 от 11.08.2003).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Межрайонная ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области (далее - Инспекция) просит отменить решение суда по мотивам неправильного применения норм материального и норм процессуального права.
Изучив материалы дела, выслушав представителей Общества, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции находит, что судебный акт не подлежит отмене.
Из материалов дела следует, что Обществом за 11 месяцев 2002 года по сроку к 28.03.2003 представлена налоговая декларация по налогу на прибыль ОАО "Тулателеком" (в связи с присоединением к нему ОАО "Тулателеком").
Одновременно с декларацией за 11 месяцев 2002 года Обществом представлена налоговая декларация по налогу за прибыль за декабрь 2002 года по филиалу "Тулателеком".
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на прибыль, представленной за 11 месяцев 2002 года по ОАО "Тулателеком".
Результаты проверки отражены в акте камеральной проверки N 385-К от 11.06.2003.
Основаниями доначисления налога на прибыль послужили выводы налогового органа о неправомерности включения:
- - в расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки отчислений в сумме 2314786 руб. во внебюджетный специальный фонд НИОКР Минсвязи России по договору от 10.07.2002;
- - в расходы на подготовку и переподготовку кадров неправомерно включены затраты на оплату проезда по заявлениям Родичкина А.А. в сумме 176 руб. и Шаховцевой А.Л. в сумме 125 руб. в связи с утерей билетов на проезд и затраты на обучение в институте "Телеинфо" в сумме 27971 руб. по договору N 86/3 от 11.04.2001;
- - в расходы за 11 месяцев включены затраты по оплате аренды за декабрь 2002 года и за 2001 год, относящиеся в другому отчетному периоду, в сумме 169252 руб.
По итогам рассмотрения акта проверки и возражений по акту, представленных налогоплательщиком, руководителем Инспекции принято Решение N 238-К от 24.06.2003, в соответствии с которым "Тулателеком" - филиал ОАО "ЦентрТелеком" привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неполную уплату налога на прибыль за 11 месяцев 2002 года в виде штрафа в сумме 120591 руб., и доначислен налог на прибыль за 11 месяцев 2002 года по сроку к 28.03.2003 в сумме 602954 руб.
Решением Управления МНС РФ по Тульской области N 98 от 11.08.2003 в Решение Инспекции N 238-К от 24.06.2003 внесены изменения, исключившие из решения п. 1 и пп. "а" п. 2.1 резолютивной части решения (касающиеся привлечения филиала "Тулателеком" к налоговой ответственности и заменившие в п. 2 резолютивной части решения слова "Тулателеком" - филиал ОАО "ЦентрТелеком" на слова "ОАО "ЦентрТелеком").
Общество, не согласившись с Решением Инспекции N 238-К от 24.06.2003 (с учетом изменений, внесенных Решением Управления МНС РФ по Тульской области N 98 от 11.08.2003), обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Судом установлено, что ОАО "Тулателеком" прекратило свою деятельность 30.11.2002 путем реорганизации в форме присоединения к ОАО "ЦентрТелеком".
В соответствии с п. 3 ст. 55 НК РФ, если организация была реорганизована до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период от начала этого года до дня завершения реорганизации.
Последним налоговым периодом, по итогам которого необходимо исчислить налоговую базу по налогу на прибыль, для ОАО "Тулателеком" является 11 месяцев.
Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Нормами ст. 253 НК РФ установлено, что к расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки.
В соответствии со ст. 262 НК РФ под расходами на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности, расходы на изобретательство, а также расходы на формирование Российского фонда технологического развития и иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по перечню, утверждаемому Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".
Обязательным условием принадлежности расходов, связанных с формированием отраслевых фондов, к расходам на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, является включение данного фонда в перечень, утвержденный Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".
Федеральным законом РФ от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" предусмотрено, что Правительство РФ определяет порядок создания государственных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и порядок образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций.
Следовательно, Правительство РФ вправе определять порядок образования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с "Порядком образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок", утвержденным Постановлением Правительством РФ N 1156 от 13.10.99, внебюджетные фонды федеральных органов исполнительной власти создаются по согласованию с Министерством науки и технологий РФ, которое осуществляет регистрацию и учет этих внебюджетных фондов. Порядок регистрации и учета указанных внебюджетных фондов устанавливается Министерством науки и технологий РФ по согласованию с Министерством финансов РФ. Таким образом, поскольку Законом РФ "О науке и государственной научно-технической политике" право определения порядка образования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти предоставлено Правительству РФ, которое, в свою очередь, определило, что регистрацию и учет этих фондов осуществляет Министерство науки и технологий РФ, то, следовательно, перечнем, утвержденным Правительством РФ в соответствии с федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", включение в который является обязательным условием отнесения расходов на формирование отраслевых фондов к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, будет являться перечень, составленный Министерством науки и технологий РФ.
Судом установлено, что внебюджетный специальный фонд НИОКР Министерства связи России был создан в соответствии с п. 8 ст. 15 Федерального закона от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", Постановлением Правительства РФ от 13.10.99 N 1156 и зарегистрирован Министерством промышленности, науки и технологий РФ (постоянное свидетельство N 72 от 09.01.97).
Поэтому обоснованно признал неправомерным доначисление налога на прибыль по данному эпизоду.
При рассмотрении спора судом установлено, что в налоговой декларации по налогу на прибыль за декабрь 2002 года была увеличена налогооблагаемая база на 27971 руб.
При этом в полном соответствии с требованиями ст. ст. 287 и 289 НК РФ налог на прибыль уплачен в установленный законодательством срок в полном объеме с учетом включения в налогооблагаемую базу 27971 руб.
Факт уплаты налога по итогам налогового периода 2002 года в полном объеме и в установленный срок (до 28.03.2003) также не отрицается налоговым органом.
В соответствии с п. 1 ст. 287 и п. 3 ст. 289 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, следовательно, по итогам налогового периода, которым в рассматриваемом случае для реорганизованной организации является 11 месяцев 2002 года, налог должен быть уплачен до 28.03.2003.
Налог на прибыль с суммы в 27971 руб. уплачен в бюджет Обществом в срок до 28.03.2003, до начала проверки, в полном объеме, следовательно, решение налогового органа о доначислении налога на прибыль в сумме 6713 руб. 04 коп. судом обоснованно признано неправомерным.
Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты, в связи с чем включения расходов по аренде помещения в расходы, учитываемые при определении налогооблагаемой базы за 11 месяцев 2002 года произведено налогоплательщиком неправомерно.
Однако судом установлено, что до проведения рассматриваемой налоговой проверки Общество в налоговой декларации по налогу на прибыль за декабрь 2002 года увеличило налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на 169252 руб.
При этом в полном соответствии с требованиями ст. ст. 287 и 289 НК РФ налог на прибыль уплачен в установленный законодательством срок в полном объеме с учетом включения в налогооблагаемую базу 169252 руб.
Факт уплаты налога по итогам налогового периода 2002 года в полном объеме и в установленный срок (до 28.03.2003) также не отрицается налоговым органом.
Следовательно, суд обоснованно пришел к выводу, что к сроку 28.03.2003 у Общества отсутствовала недоимка по налогу на прибыль.
Судом полно, всесторонне и объективно исследованы доказательства сторон, им дана надлежащая юридическая оценка, нормы права применены верно. Выводы суда соответствуют материалам дела.
Доводы кассационной жалобы исследовались судом первой инстанции при рассмотрении спора по существу.
У суда кассационной инстанции нет оснований для иного применения либо толкования примененных нормативных актов.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба Инспекции не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тульской области от 12.12.2004 по делу N А68-АП-461/11-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)