Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Члены трудового коллектива ОАО "НК "Роснефть-Артаг"" обратились в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с иском к Фонду имущества Республики Северная Осетия - Алания, Государственному комитету Республики Северная Осетия - Алания по управлению государственным имуществом, Российскому фонду федерального имущества о понуждении продать 11 887 штук обыкновенных акций ОАО "Роснефть-Артаг" по цене, предусмотренной планом приватизации - 70% от номинальной стоимости, и передать 14 256 штук привилегированных акций ОАО "Роснефть-Артаг" бесплатно.
Суд принял решение от 23.01.03, которым обязал Российский фонд федерального имущества продать членам трудового коллектива ОАО "НК"Роснефть-Артаг"" и лицам к ним приравненным 7 925 штук обыкновенных акций по льготной цене - 70 копеек за 1 акцию, 3 962 штуки акций - по номинальной стоимости - по 1 рублю за 1 акцию для должностных лиц администрации предприятия и передать 14 256 штук привилегированных акций согласно плану приватизации государственного предприятия "Севосетиннефтепродукт" от 23.06.94. В иске к Государственному комитету Республики Северная Осетия - Алания по управлению государственным имуществом и Фонду имущества Республики Северная Осетия - Алания отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Российский фонд федерального имущества в лице Южного межрегионального отделения просит отменить решение от 23.01.03 как незаконное и в иске отказать. В обоснование требований заявитель указывает, что передача акций на безвозмездной основе, а также по льготной цене противоречит нормам Федерального закона от 21.07.97 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" и Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности".
В судебном заседании кассационной инстанции представители ответчиков просили судебный акт отменить, а истец - оставить без изменения.
Исследовав материалы дела и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению федеральным имуществом от 03.08.94 N 2085-р государственное предприятие "Севосетиннефтепродукт" преобразовано в акционерное общество открытого типа "Артаг" (впоследствии ОАО "Роснефть-Артаг", а затем открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть-Артаг""). Кроме того, утверждены учредительные документы общества, план приватизации, акт оценки стоимости имущества, определены льготные условия приобретения акций всеми категориями работников приватизируемого предприятия. Уставный капитал общества рассчитан по состоянию на 01.07.92.
По результатам приватизации на март-апрель 2001 г. 30 115 акций - 38% общего количества акций ОАО "Роснефть-Артаг" - переданы ОАО "НК "Роснефть"", 49 134 акции - 62% - находятся в распоряжении Российского фонда федерального имущества. Истец, полагая, что действиями ответчиков нарушены права трудового коллектива на участие в приватизации предприятия, обратился с иском.
Решение суда об удовлетворении иска является недостаточно обоснованным.
Предметом спора является понуждение к продаже 11 887 штук обыкновенных акций по цене, предусмотренной планом приватизации, и передаче 14 256 штук привилегированных акций бесплатно.
Из материалов дела следует, что условия приобретения и оплаты акций всеми категориями работников приватизируемого предприятия и приравненными к ним лицами определены планом приватизации по первому варианту в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.11.92 N 1403 "Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий нефтепродуктообеспечения" и Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий". План приватизации ГП "Севосетиннефтепродукт" представлен в Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом 23.06.94, т.е. до вступления в силу Основных положений (до 26.07.94).
В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (действующего на момент рассмотрения дела в суде) в случае направления работнику приватизируемого предприятия (приравненному к нему лицу) до даты вступления в силу Закона извещения о цене, номинальной стоимости и количестве акций, причитающихся данному работнику по результатам закрытой подписки, положения Закона к закрытой подписке не применяются.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что извещения о цене, номинальной стоимости и количестве акций, причитающихся работникам, согласно протоколам закрытой подписки, утвержденным 17.11.97 Государственным комитетом Республики Северная Осетия - Алания по управлению государственным имуществом, направлены работникам приватизируемого предприятия и приравненным к ним лицам.
По смыслу статьи 31 Федерального закона от 21.07.97 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" нормативные акты, регулирующие вопросы приватизации, действуют в части, не противоречащей этому Федеральному закону. Причем данный Федеральный закон применяется независимо от даты утверждения плана приватизации (пункт 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.02.01 N 60 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации""). Следовательно, выкупная цена акций должна исчисляться в соответствии с требованиями указанного Федерального закона.
Названный Федеральный закон не предусматривает при приватизации возможности безвозмездного отчуждения имущества Российской Федерации физическим или юридическим лицам.
Согласно статье 8 Федерального закона от 29.07.98 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду, проведение оценки объектов оценки является обязательным.
Таким образом, члены трудового коллектива вправе приобрести спорные акции исходя из их начальной цены, определенной в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.12.01 N 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества", с учетом льгот, предусмотренных планом приватизации.
Поскольку суд сослался на нормы права, не подлежащие применению, то решение подлежит отмене с направлением дела новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела необходимо определить начальную цену спорных акций с учетом льгот и выяснить намерение истцов приобрести акции по этим ценам.
Довод о том, что судом необоснованно не привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц Северо-Осетинское территориальное управление Госкомитета по антимонопольной политике, Министерство финансов Республики Северная Осетия - Алания, необоснован, поскольку указанные лица не наделены полномочиями по приватизации государственного имущества.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Решение от 23.01.03 Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-1523/02-12 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 07.08.2003 N Ф08-1820/03 ПО ДЕЛУ N А61-1523/02-12
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2003 г. N Ф08-1820/03
Дело N А61-1523/02-12
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Романца Ю.В., судей Назаренко И.П. (докладчик) и Ширвиса Ю.В., при участии в судебном заседании от истца - трудового коллектива открытого акционерного общества "Роснефть-Артаг" - Халлаева Т.Р., от ответчика - Российского фонда федерального имущества - Григорьевой В.А. (доверенность от 31.03.03 N 57) и Коростелева А.В. (доверенность от 19.05.03 N 17-2/168), в отсутствие представителей Фонда имущества Республики Северная Осетия - Алания и Государственного комитета Республики Северная Осетия - Алания по управлению государственным имуществом, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Российского фонда федерального имущества в лице Южного межрегионального отделения на решение от 23.01.03 (судья Бекузаров Х.А.) Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-1523/02-12, установил следующее.Члены трудового коллектива ОАО "НК "Роснефть-Артаг"" обратились в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с иском к Фонду имущества Республики Северная Осетия - Алания, Государственному комитету Республики Северная Осетия - Алания по управлению государственным имуществом, Российскому фонду федерального имущества о понуждении продать 11 887 штук обыкновенных акций ОАО "Роснефть-Артаг" по цене, предусмотренной планом приватизации - 70% от номинальной стоимости, и передать 14 256 штук привилегированных акций ОАО "Роснефть-Артаг" бесплатно.
Суд принял решение от 23.01.03, которым обязал Российский фонд федерального имущества продать членам трудового коллектива ОАО "НК"Роснефть-Артаг"" и лицам к ним приравненным 7 925 штук обыкновенных акций по льготной цене - 70 копеек за 1 акцию, 3 962 штуки акций - по номинальной стоимости - по 1 рублю за 1 акцию для должностных лиц администрации предприятия и передать 14 256 штук привилегированных акций согласно плану приватизации государственного предприятия "Севосетиннефтепродукт" от 23.06.94. В иске к Государственному комитету Республики Северная Осетия - Алания по управлению государственным имуществом и Фонду имущества Республики Северная Осетия - Алания отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Российский фонд федерального имущества в лице Южного межрегионального отделения просит отменить решение от 23.01.03 как незаконное и в иске отказать. В обоснование требований заявитель указывает, что передача акций на безвозмездной основе, а также по льготной цене противоречит нормам Федерального закона от 21.07.97 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" и Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности".
В судебном заседании кассационной инстанции представители ответчиков просили судебный акт отменить, а истец - оставить без изменения.
Исследовав материалы дела и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению федеральным имуществом от 03.08.94 N 2085-р государственное предприятие "Севосетиннефтепродукт" преобразовано в акционерное общество открытого типа "Артаг" (впоследствии ОАО "Роснефть-Артаг", а затем открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть-Артаг""). Кроме того, утверждены учредительные документы общества, план приватизации, акт оценки стоимости имущества, определены льготные условия приобретения акций всеми категориями работников приватизируемого предприятия. Уставный капитал общества рассчитан по состоянию на 01.07.92.
По результатам приватизации на март-апрель 2001 г. 30 115 акций - 38% общего количества акций ОАО "Роснефть-Артаг" - переданы ОАО "НК "Роснефть"", 49 134 акции - 62% - находятся в распоряжении Российского фонда федерального имущества. Истец, полагая, что действиями ответчиков нарушены права трудового коллектива на участие в приватизации предприятия, обратился с иском.
Решение суда об удовлетворении иска является недостаточно обоснованным.
Предметом спора является понуждение к продаже 11 887 штук обыкновенных акций по цене, предусмотренной планом приватизации, и передаче 14 256 штук привилегированных акций бесплатно.
Из материалов дела следует, что условия приобретения и оплаты акций всеми категориями работников приватизируемого предприятия и приравненными к ним лицами определены планом приватизации по первому варианту в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.11.92 N 1403 "Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий нефтепродуктообеспечения" и Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий". План приватизации ГП "Севосетиннефтепродукт" представлен в Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом 23.06.94, т.е. до вступления в силу Основных положений (до 26.07.94).
В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (действующего на момент рассмотрения дела в суде) в случае направления работнику приватизируемого предприятия (приравненному к нему лицу) до даты вступления в силу Закона извещения о цене, номинальной стоимости и количестве акций, причитающихся данному работнику по результатам закрытой подписки, положения Закона к закрытой подписке не применяются.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что извещения о цене, номинальной стоимости и количестве акций, причитающихся работникам, согласно протоколам закрытой подписки, утвержденным 17.11.97 Государственным комитетом Республики Северная Осетия - Алания по управлению государственным имуществом, направлены работникам приватизируемого предприятия и приравненным к ним лицам.
По смыслу статьи 31 Федерального закона от 21.07.97 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" нормативные акты, регулирующие вопросы приватизации, действуют в части, не противоречащей этому Федеральному закону. Причем данный Федеральный закон применяется независимо от даты утверждения плана приватизации (пункт 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.02.01 N 60 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации""). Следовательно, выкупная цена акций должна исчисляться в соответствии с требованиями указанного Федерального закона.
Названный Федеральный закон не предусматривает при приватизации возможности безвозмездного отчуждения имущества Российской Федерации физическим или юридическим лицам.
Согласно статье 8 Федерального закона от 29.07.98 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду, проведение оценки объектов оценки является обязательным.
Таким образом, члены трудового коллектива вправе приобрести спорные акции исходя из их начальной цены, определенной в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.12.01 N 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества", с учетом льгот, предусмотренных планом приватизации.
Поскольку суд сослался на нормы права, не подлежащие применению, то решение подлежит отмене с направлением дела новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела необходимо определить начальную цену спорных акций с учетом льгот и выяснить намерение истцов приобрести акции по этим ценам.
Довод о том, что судом необоснованно не привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц Северо-Осетинское территориальное управление Госкомитета по антимонопольной политике, Министерство финансов Республики Северная Осетия - Алания, необоснован, поскольку указанные лица не наделены полномочиями по приватизации государственного имущества.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
Решение от 23.01.03 Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-1523/02-12 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Ю.В.РОМАНЕЦ
Судьи
И.П.НАЗАРЕНКО
Ю.В.ШИРВИС
Ю.В.РОМАНЕЦ
Судьи
И.П.НАЗАРЕНКО
Ю.В.ШИРВИС
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)