Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Кочеровой Л.И., Никитушкиной Л.Л., при участии от открытого акционерного общества "Северсталь" Филатовой Е.А. (доверенность от 04.07.07 б/н), Черепанинец М.Е. (доверенность от 12.05.06 б/н), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Санкт-Петербургу Зориной С.Ю. (доверенность от 10.01.08 N 5), Здановской Т.А. (доверенность от 01.04.08 N 2), Тетерина А.М. (доверенность от 14.01.08 N 7), рассмотрев 24.04.08 (после объявленного 22.04.08 перерыва) в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.10.07 (судья Исаева И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.08 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Третьякова Н.О.) по делу N А56-14572/2007,
открытое акционерное общество "Северсталь" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 15.02.07 N 42 в части доначисления налога на прибыль за 9 месяцев 2006 года в размере 99 791 503 руб., предложения Обществу внести необходимые изменения в бухгалтерскую отчетность (с учетом уточнения предмета спора).
Решением суда первой инстанции от 30.10.07, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.08, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 30.10.07 и постановление от 23.01.08 и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы жалобы, а представители Общества - доводы отзыва на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в ходе камеральной проверки представленной уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2006 года Инспекция установила неправомерное применение Обществом при исчислении налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, льготной ставки 13,5 процента, установленной пунктом 1 статьи 11-4 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.95 N 81-11 "О налоговых льготах", в редакции Закона Санкт-Петербурга от 16.12.04 N 620-88 (далее - Закон N 81-11).
По результатам проверки налоговый орган принял решение от 15.02.07 N 42, согласно которому Обществу доначислено 99 791 503 руб. налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Санкт-Петербурга, а также предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
По мнению налогового органа, Общество не подтвердило право на применение льготы, поскольку стоимость капитальных вложений введенных в эксплуатацию и оплаченных в течение одного 2005 года составила по обособленному подразделению 112,1 млн руб. Инспекция не оспаривает, что Общество осуществило вложения в основные средства для производственных целей на территории Санкт-Петербурга, которые предназначены для реализации третьим лицам с целью извлечения прибыли.
Заявитель обжаловал решение налогового органа в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Общества, указав на то, что оно правомерно применило льготную налоговую ставку при исчислении налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, со ссылкой на то, что Закон N 81-11 связывает термин "осуществление вложений" только с датой ввода основных средств в эксплуатацию.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в уточненной декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2006 года Общество исчислило налог на прибыль, уплачиваемый в бюджет субъекта Российской Федерации, по пониженной налоговой ставке - 13,5 процента, установленной пунктом 1 статьи 11-4 Закона N 81-11.
Согласно пункту 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляется сумма налога на прибыль, исчисленная по налоговой ставке 17,5 процента. Этой же статьей предусмотрена возможность понижения законами субъектов Российской Федерации налоговой ставки для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом ставка не может быть ниже 13,5 процента.
Пунктом 1 статьи 11-4 Закона N 81-11 установлены ставки налога на прибыль организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, для юридических лиц, отвечающих требованиям, предусмотренным пунктом 2 этой статьи:
- в размере 15,5 процента, если они осуществили вложения на сумму от 150 млн руб. до 300 млн руб.;
- в размере 13,5 процента, если они осуществили вложения на сумму от 300 млн руб. (включительно) и более.
При этом для целей Закона N 81-11 под вложениями понимаются приобретение (за исключением приобретения основных средств по договору лизинга) не бывших ранее в эксплуатации на территории Санкт-Петербурга основных средств, строительство (в том числе хозяйственным способом), реконструкция и модернизация основных средств.
Право на применение пониженной ставки налога на прибыль организаций согласно пункту 2 статьи 11-4 Закона N 81-11 предоставляется юридическим лицам, отвечающим одновременно следующим требованиям:
- являющимся плательщиками налога на прибыль организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга;
- осуществившим на протяжении любого календарного года, начиная с 1 января 2005 года, рассчитанные в соответствии с пунктом 3 статьи 11-4 Закона N 81-11 в пределах сумм, указанных в пункте 1 статьи 11-4 этого Закона, вложения для производственных целей (для целей собственного производства товаров (работ, услуг) на территории Санкт-Петербурга, которые предназначены для реализации третьим лицам в целях извлечения прибыли).
Пунктом 3 статьи 11-4 Закона N 81-11 установлен порядок расчета суммы вложений для производственных целей. Объекты основных средств, учитываемые на балансе налогоплательщика (за исключением объектов основных средств, полученных по договору лизинга) и введенные в эксплуатацию на территории Санкт-Петербурга, учитываются по первоначальной стоимости по данным бухгалтерского учета, а для модернизированных и (или) реконструированных объектов основных средств - в размере увеличения первоначальной стоимости по данным бухгалтерского учета. Сумма вложений, указанных в пункте 1 статьи 11-4 Закона N 81-11, уменьшается на остаточную стоимость объектов основных средств, находившихся на балансе налогоплательщика, эксплуатировавшихся на территории Санкт-Петербурга и отчужденных (выбывших) за вышеуказанный период. При этом объект основных средств может учитываться в расчете только один раз.
При проверке правомерности применения Обществом пониженной ставки налога на прибыль (13,5 процента) Инспекция сделала вывод о несоблюдении налогоплательщиком условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 11-4 Закона N 81-11.
Инспекция признала незаконным применение Обществом пониженной ставки налога на прибыль (13,5 процента), зачисляемого в бюджет Санкт-Петербурга, поскольку осуществленные налогоплательщиком после 1 января 2005 года вложения в основные средства составили менее 300 млн руб.
Как видно из материалов дела, при исчислении налога на прибыль за 9 месяцев 2006 года Общество применило пониженную ставку налога на прибыль (13,5 процента), зачисляемого в бюджет Санкт-Петербурга, в связи с осуществлением им вложений в основные средства в сумме 809 253 279 руб.
Налоговый орган установил, что вложения введенных в эксплуатацию основных средств в 2005 году в заявленном размере осуществлялись с 2002 по 2005 год. Оплата капитальных вложений в 2005 году составила только 112 088 467 руб. 60 коп.
Суды первой и апелляционной инстанций не согласились с выводом налогового органа о необоснованном отнесении Обществом к вложениям, дающим право на применение предусмотренной статьей 11-4 Закона N 81-11 пониженной ставки налога на прибыль, затрат, понесенных им в 2002 - 2004 годах на модернизацию и реконструкцию объектов основных средств по объектам, введенным в эксплуатацию в 2005 году.
Суды исходили из того, что для применения пониженной налоговой ставки период осуществления налогоплательщиком вложений в модернизацию и реконструкцию основных средств не имеет правового значения, поскольку в Законе N 81-11 термин "осуществление вложений" связан не с датой, когда фактически осуществлены затраты на приобретение (строительство, модернизацию, реконструкцию) основных средств, а с датой их ввода в эксплуатацию.
Кассационная коллегия считает вывод судов ошибочным и основанным на неправильном толковании норм законодательства о налогах и сборах.
В силу пункта 2 статьи 11-4 Закона N 81-11 право на применение пониженной ставки налога на прибыль организаций предоставляется юридическим лицам, осуществившим на протяжении любого календарного года, начиная с 1 января 2005 года, вложения, рассчитанные в соответствии с пунктом 3 статьи 11-4 этого Закона. То есть для получения права на применение пониженной ставки налогоплательщику необходимо осуществить названные в пункте 1 статьи 11-4 Закона N 81-11 вложения после 1 января 2005 года в течение любого календарного года.
Материалами дела подтверждается, что в 2002 - 2004 годах Общество осуществляло вложения в объекты основных средств, введенные в эксплуатацию в 2005 году. Однако сумма вложений, затраченная налогоплательщиком на реконструкцию и модернизацию основных средств в 2005 году, составила только 112 088 467 руб. 60 коп.
Поскольку размер вложений Общества в 2005 году составил менее 150 млн руб., то при исчислении налога на прибыль оно неправомерно применило льготу по Закону N 81-11.
Следовательно, принятым Инспекцией по результатам проверки решением Обществу обоснованно сделан вывод о неправомерном использовании льготы по налогу на прибыль и доначислен налог на прибыль, подлежащий зачислению в бюджет Санкт-Петербурга, по ставке 17,5 процента.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты подлежат отмене. В удовлетворении требований Общества следует отказать.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций в сумме 4 000 руб. подлежат взысканию с Общества.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.10.07 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.08 по делу N А56-14572/2007 отменить. Кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Санкт-Петербургу - удовлетворить.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Северсталь" отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Северсталь" в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Санкт-Петербургу расходы по уплате госпошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций в сумме 4 000 руб.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 28.04.2008 ПО ДЕЛУ N А56-14572/2007
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2008 г. по делу N А56-14572/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Кочеровой Л.И., Никитушкиной Л.Л., при участии от открытого акционерного общества "Северсталь" Филатовой Е.А. (доверенность от 04.07.07 б/н), Черепанинец М.Е. (доверенность от 12.05.06 б/н), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Санкт-Петербургу Зориной С.Ю. (доверенность от 10.01.08 N 5), Здановской Т.А. (доверенность от 01.04.08 N 2), Тетерина А.М. (доверенность от 14.01.08 N 7), рассмотрев 24.04.08 (после объявленного 22.04.08 перерыва) в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.10.07 (судья Исаева И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.08 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Третьякова Н.О.) по делу N А56-14572/2007,
установил:
открытое акционерное общество "Северсталь" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 15.02.07 N 42 в части доначисления налога на прибыль за 9 месяцев 2006 года в размере 99 791 503 руб., предложения Обществу внести необходимые изменения в бухгалтерскую отчетность (с учетом уточнения предмета спора).
Решением суда первой инстанции от 30.10.07, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.08, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 30.10.07 и постановление от 23.01.08 и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы жалобы, а представители Общества - доводы отзыва на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в ходе камеральной проверки представленной уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2006 года Инспекция установила неправомерное применение Обществом при исчислении налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, льготной ставки 13,5 процента, установленной пунктом 1 статьи 11-4 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.95 N 81-11 "О налоговых льготах", в редакции Закона Санкт-Петербурга от 16.12.04 N 620-88 (далее - Закон N 81-11).
По результатам проверки налоговый орган принял решение от 15.02.07 N 42, согласно которому Обществу доначислено 99 791 503 руб. налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Санкт-Петербурга, а также предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
По мнению налогового органа, Общество не подтвердило право на применение льготы, поскольку стоимость капитальных вложений введенных в эксплуатацию и оплаченных в течение одного 2005 года составила по обособленному подразделению 112,1 млн руб. Инспекция не оспаривает, что Общество осуществило вложения в основные средства для производственных целей на территории Санкт-Петербурга, которые предназначены для реализации третьим лицам с целью извлечения прибыли.
Заявитель обжаловал решение налогового органа в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Общества, указав на то, что оно правомерно применило льготную налоговую ставку при исчислении налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, со ссылкой на то, что Закон N 81-11 связывает термин "осуществление вложений" только с датой ввода основных средств в эксплуатацию.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в уточненной декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2006 года Общество исчислило налог на прибыль, уплачиваемый в бюджет субъекта Российской Федерации, по пониженной налоговой ставке - 13,5 процента, установленной пунктом 1 статьи 11-4 Закона N 81-11.
Согласно пункту 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляется сумма налога на прибыль, исчисленная по налоговой ставке 17,5 процента. Этой же статьей предусмотрена возможность понижения законами субъектов Российской Федерации налоговой ставки для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом ставка не может быть ниже 13,5 процента.
Пунктом 1 статьи 11-4 Закона N 81-11 установлены ставки налога на прибыль организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, для юридических лиц, отвечающих требованиям, предусмотренным пунктом 2 этой статьи:
- в размере 15,5 процента, если они осуществили вложения на сумму от 150 млн руб. до 300 млн руб.;
- в размере 13,5 процента, если они осуществили вложения на сумму от 300 млн руб. (включительно) и более.
При этом для целей Закона N 81-11 под вложениями понимаются приобретение (за исключением приобретения основных средств по договору лизинга) не бывших ранее в эксплуатации на территории Санкт-Петербурга основных средств, строительство (в том числе хозяйственным способом), реконструкция и модернизация основных средств.
Право на применение пониженной ставки налога на прибыль организаций согласно пункту 2 статьи 11-4 Закона N 81-11 предоставляется юридическим лицам, отвечающим одновременно следующим требованиям:
- являющимся плательщиками налога на прибыль организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга;
- осуществившим на протяжении любого календарного года, начиная с 1 января 2005 года, рассчитанные в соответствии с пунктом 3 статьи 11-4 Закона N 81-11 в пределах сумм, указанных в пункте 1 статьи 11-4 этого Закона, вложения для производственных целей (для целей собственного производства товаров (работ, услуг) на территории Санкт-Петербурга, которые предназначены для реализации третьим лицам в целях извлечения прибыли).
Пунктом 3 статьи 11-4 Закона N 81-11 установлен порядок расчета суммы вложений для производственных целей. Объекты основных средств, учитываемые на балансе налогоплательщика (за исключением объектов основных средств, полученных по договору лизинга) и введенные в эксплуатацию на территории Санкт-Петербурга, учитываются по первоначальной стоимости по данным бухгалтерского учета, а для модернизированных и (или) реконструированных объектов основных средств - в размере увеличения первоначальной стоимости по данным бухгалтерского учета. Сумма вложений, указанных в пункте 1 статьи 11-4 Закона N 81-11, уменьшается на остаточную стоимость объектов основных средств, находившихся на балансе налогоплательщика, эксплуатировавшихся на территории Санкт-Петербурга и отчужденных (выбывших) за вышеуказанный период. При этом объект основных средств может учитываться в расчете только один раз.
При проверке правомерности применения Обществом пониженной ставки налога на прибыль (13,5 процента) Инспекция сделала вывод о несоблюдении налогоплательщиком условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 11-4 Закона N 81-11.
Инспекция признала незаконным применение Обществом пониженной ставки налога на прибыль (13,5 процента), зачисляемого в бюджет Санкт-Петербурга, поскольку осуществленные налогоплательщиком после 1 января 2005 года вложения в основные средства составили менее 300 млн руб.
Как видно из материалов дела, при исчислении налога на прибыль за 9 месяцев 2006 года Общество применило пониженную ставку налога на прибыль (13,5 процента), зачисляемого в бюджет Санкт-Петербурга, в связи с осуществлением им вложений в основные средства в сумме 809 253 279 руб.
Налоговый орган установил, что вложения введенных в эксплуатацию основных средств в 2005 году в заявленном размере осуществлялись с 2002 по 2005 год. Оплата капитальных вложений в 2005 году составила только 112 088 467 руб. 60 коп.
Суды первой и апелляционной инстанций не согласились с выводом налогового органа о необоснованном отнесении Обществом к вложениям, дающим право на применение предусмотренной статьей 11-4 Закона N 81-11 пониженной ставки налога на прибыль, затрат, понесенных им в 2002 - 2004 годах на модернизацию и реконструкцию объектов основных средств по объектам, введенным в эксплуатацию в 2005 году.
Суды исходили из того, что для применения пониженной налоговой ставки период осуществления налогоплательщиком вложений в модернизацию и реконструкцию основных средств не имеет правового значения, поскольку в Законе N 81-11 термин "осуществление вложений" связан не с датой, когда фактически осуществлены затраты на приобретение (строительство, модернизацию, реконструкцию) основных средств, а с датой их ввода в эксплуатацию.
Кассационная коллегия считает вывод судов ошибочным и основанным на неправильном толковании норм законодательства о налогах и сборах.
В силу пункта 2 статьи 11-4 Закона N 81-11 право на применение пониженной ставки налога на прибыль организаций предоставляется юридическим лицам, осуществившим на протяжении любого календарного года, начиная с 1 января 2005 года, вложения, рассчитанные в соответствии с пунктом 3 статьи 11-4 этого Закона. То есть для получения права на применение пониженной ставки налогоплательщику необходимо осуществить названные в пункте 1 статьи 11-4 Закона N 81-11 вложения после 1 января 2005 года в течение любого календарного года.
Материалами дела подтверждается, что в 2002 - 2004 годах Общество осуществляло вложения в объекты основных средств, введенные в эксплуатацию в 2005 году. Однако сумма вложений, затраченная налогоплательщиком на реконструкцию и модернизацию основных средств в 2005 году, составила только 112 088 467 руб. 60 коп.
Поскольку размер вложений Общества в 2005 году составил менее 150 млн руб., то при исчислении налога на прибыль оно неправомерно применило льготу по Закону N 81-11.
Следовательно, принятым Инспекцией по результатам проверки решением Обществу обоснованно сделан вывод о неправомерном использовании льготы по налогу на прибыль и доначислен налог на прибыль, подлежащий зачислению в бюджет Санкт-Петербурга, по ставке 17,5 процента.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты подлежат отмене. В удовлетворении требований Общества следует отказать.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций в сумме 4 000 руб. подлежат взысканию с Общества.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.10.07 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.08 по делу N А56-14572/2007 отменить. Кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Санкт-Петербургу - удовлетворить.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Северсталь" отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Северсталь" в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Санкт-Петербургу расходы по уплате госпошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций в сумме 4 000 руб.
Председательствующий
Л.В.БЛИНОВА
Судьи
Л.И.КОЧЕРОВА
Л.Л.НИКИТУШКИНА
Л.В.БЛИНОВА
Судьи
Л.И.КОЧЕРОВА
Л.Л.НИКИТУШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)