Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
28 июня 2005 г. Дело N А19-12949/05-52
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Чемезовой Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Чемезовой Т.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя: Петрова О.В. (по доверенности N 03-18/10103 от 28.04.2005),
от налогоплательщика: не явился, уведомлен,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции ФНС России по г. Ангарску Иркутской области к муниципальному учреждению здравоохранения "Городской родильный дом" о взыскании 264617 руб. 57 коп.,
Инспекция ФНС РФ по г. Ангарску Иркутской области (далее - заявитель, инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о взыскании с муниципального учреждения здравоохранения "Городской родильный дом" (далее - налогоплательщик, учреждение, МУЗ "Городской родильный дом") 264617 руб. 57 коп., составляющих сумму штрафных санкций за нарушение налогового законодательства.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования.
Налогоплательщик в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом; в отзыве указал, что налоговые санкции по ст. 123 НК РФ за неполное перечисление налога на доходы физических лиц должны были быть взысканы в размере 88423 руб. 93 коп. В связи с истечением срока давности штраф по НДФЛ в размере 68836 руб. 7 коп. взыскан необоснованно. В остальной части требования инспекции учреждением не оспариваются. Учреждением заявлено ходатайство об уменьшении размера налоговых санкций.
Из представленных заявителем материалов следует, что муниципальное учреждение здравоохранения "Городской родильный дом" зарегистрировано постановлением мэра N 2461 от 18.11.1993 (свидетельство о государственной регистрации N 2114 от 08.09.2000).
Заявителем была проведена выездная налоговая проверка деятельности ответчика по соблюдению законодательства по налогам и сборам:
- - правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2001 по 21.10.2004;
- - правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты единого социального налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2003;
- - порядка исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2002 по 31.12.2003.
Заместителем руководителя налоговой инспекции вынесено решение N 11/3-29.1-142-296-ЮВ о привлечении учреждения к налоговой ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату единого социального налога в виде штрафа в размере 107357 руб. 57 коп. (536787 руб. 86 коп. x 20%), из них: в федеральный бюджет - 79799,77 руб. (398998,86 руб. x 20%), в Фонд социального страхования РФ - 27557,8 руб. (137789 руб. x 20%).
Налогоплательщик также привлечен к ответственности по ст. 123 НК РФ за неправомерное неполное перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц в виде штрафа в размере 157260 руб. ((1434004 руб. - 647704 руб.) x 20%).
Всего начислены налоговые санкции в размере 264617 руб. 57 коп.
Решение в установленном законом порядке налогоплательщиком не оспорено.
Требование об уплате штрафных санкций направлено ответчику по почте. Штраф в добровольном порядке не уплачен, денежные средства в бюджет не поступили. Поэтому налоговый орган в соответствии со ст. 104 Налогового кодекса РФ просит взыскать указанную сумму штрафа в судебном порядке.
Исследовав имеющиеся документы, арбитражный суд полагает, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.
Согласно решению, при проведении проверки налоговым органом выявлены следующие нарушения.
1. Неполное перечисление в бюджет исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц в сумме 1434004 руб. в результате неправомерного бездействия налогового агента, чем нарушены подпункт 1 п. 3 ст. 24, п. 6 ст. 226 Налогового кодекса РФ.
Факт правонарушения подтверждается оборотно-сальдовыми ведомостями, главной книгой, платежными поручениями за 2001 - 2004 годы.
Объективной стороной налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 Налогового кодекса РФ, является неперечисление (неполное перечисление) сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
Поскольку в соответствии с п. 4 ст. 109, п. 1 ст. 113 Налогового кодекса РФ налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности), то в данном случае налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности за неполное перечисление налога на доходы физических лиц за период с 12.01.2002 в сумме 786300 руб. (1434004 руб. - 647704 руб.), где 1434004 руб. - сумма задолженности в бюджет по налогу на доходы физических лиц, установленная по результатам проверки, 647704 руб. - сумма задолженности в бюджет по налогу на доходы физических лиц на 12.01.2002.
Следовательно, основания для привлечения к ответственности по ст. 123 Налогового кодекса РФ за неперечисление в бюджет налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению, в сумме 647704 руб. отсутствуют.
МУЗ "Городской родильный дом" обоснованно привлечено к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ за неправомерное неполное перечисление в бюджет суммы налога на доходы физических лиц, подлежащей удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы налога, подлежащей перечислению, в размере 157260 руб. ((1434004 руб. - 647704 руб.) x 20%).
Довод налогоплательщика о том, что санкции по налогу на доходы физических лиц должны были исчисляться с 19.05.2002, поскольку заявление подано налоговым органом 19.05.2005, несостоятелен.
Согласно ст. 113 Налогового кодекса РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при применении указанного срока давности судам надлежит исходить из того, что в контексте статьи 113 Кодекса моментом привлечения лица к налоговой ответственности является дата вынесения руководителем налогового органа (его заместителем) в установленном Кодексом порядке и сроки решения о привлечении лица к налоговой ответственности.
Решение налогового органа N 11/3-29.1-142-296-ЮВ вынесено 11.01.2005, налог на доходы физических лиц взыскан за период с 12.01.2002. Следовательно, срок давности привлечения налогоплательщика к ответственности не нарушен.
Инспекцией также выявлена неполная уплата единого социального налога (ЕСН) за 2001 - 2003 годы в размере 507083,80 руб. в результате неправомерных действий налогоплательщика, в том числе подлежащего уплате:
- в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) в сумме 137789 руб., из них: за 2001 год в размере 33911 руб., в результате занижения в расчете по авансовым платежам по единому социальному налогу за август 2001 года (строка 810) суммы авансового платежа в Фонд социального страхования за август 2001 года на сумму целевого возмещения средств на выплату пособий по социальному страхованию за август 2001 года (строка 710) в размере 33911 руб.
Уточненный расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу, подлежащему перечислению в Фонд социального страхования РФ за август 2001 года, налогоплательщиком в налоговый орган не представлен.
Нарушены: п. 2 ст. 243 Налогового кодекса РФ, "Порядок заполнения расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу)", утвержденный Приказом МНС РФ от 29.12.2000 N БГ-3-07/469 (в редакции Приказа МНС РФ N БГ-3-05/243 от 18.07.2001).
Факт правонарушения подтверждается расчетом по авансовым платежам по единому социальному налогу за август 2001 года, налоговой декларацией по единому социальному налогу за 2001 год, расчетной ведомостью по форме 4-ФСС РФ по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за 4 квартал 2001 года.
Инспекцией также выявлена неполная уплата единого социального налога в Фонд социального страхования за 2002 год в размере 47437 руб., в том числе: январь - 2492 руб., февраль - 1568 руб., март - 4746 руб., апрель - 2314 руб., май - 4199 руб., июнь - 2204 руб., июль - 5173 руб., август - 1872 руб., сентябрь - 7133 руб., октябрь - 5853 руб., ноябрь - 6458 руб., декабрь - 3425 руб., вследствие занижения единого социального налога на сумму расходов на цели государственного социального страхования, не принятых к зачету по итогам проверки 2002 года Филиалом N 8 Иркутского регионального отделения ФСС по акту N 125с/с от 20.09.2004 в сумме 47437 руб.
За 2003 год - неполная уплата ЕСН в размере 56441 руб., в том числе: январь - 11289 руб., февраль - 5521 руб., март - 697 руб., апрель - 5508 руб., май - 16441 руб., июнь - 802 руб., июль - 5899 руб., август - 3911 руб., сентябрь - 3112 руб., октябрь - 1519 руб., ноябрь - 948 руб., декабрь - 794 руб., вследствие занижения единого социального налога на сумму расходов на цели государственного социального страхования, не принятых к зачету по итогам проверки 2003 года Филиалом N 8 Иркутского регионального отделения ФСС по акту N 125с/с от 20.09.2004 в сумме 56441 руб.
Нарушены: п. 1 ст. 81, п. 2, п. 3 ст. 243 Налогового кодекса РФ.
Нарушения подтверждаются: расчетными ведомостями по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации по форме 4-ФСС РФ за 2002, 2003 годы; расчетами по авансовым платежам по единому социальному налогу за 2002, 2003 годы; налоговой декларацией по ЕСН для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 2002, 2003 годы; актом документальной выездной проверки расходов страхователя на цели государственного социального страхования N 125с/с от 20.09.2004 и решением "О непринятии к зачету расходов страхователя - плательщика страховых взносов и единого социального налога на цели государственного социального страхования" N 62 от 08.10.2004 Филиала N 8 Иркутского регионального отделения ФСС.
Суд полагает неправомерным начисление налоговых санкций в размере 79799 руб. 77 коп. (398998,86 руб. x 20%) за неуплату единого социального налога, подлежащего перечислению в федеральный бюджет за 2002 год в результате уменьшения суммы единого социального налога на сумму начисленных и неуплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет), отраженная в налоговой декларации по единому социальному налогу за 2002 год, составляет 3112891,63 руб., фактически налогоплательщик уплатил страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 2713892,77 руб. Согласно решению налогового органа, положительная разница в сумме 398998,86 руб. (3112891,63 руб. - 2713892,77 руб.) признается занижением суммы единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет за 2002 год.
Вывод налогового органа необоснован.
Как установлено п. 3 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователем отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов.
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда РФ.
В силу ст. 243 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 243 НК РФ в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Согласно пункту 3 статьи 243 НК РФ в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащей уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 243 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Из представленных материалов следует, что налоговый орган не оспаривает правильность исчисления и обоснованность применения налогоплательщиком налогового вычета по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обращается в суд за взысканием разницы между суммой примененного налогового вычета и суммой фактически уплаченного страхового взноса, то есть недоимки по налогу, которая, по мнению налогового органа, должна быть взыскана как недоимка по ЕСН в доли федерального бюджета.
Между тем указанная сумма является неуплаченной суммой страхового взноса, подлежащей уплате в бюджет Пенсионного фонда, поскольку неуплата указанной суммы исчисленного налогового вычета не изменяет назначение платежа.
С учетом вышеизложенного суд отказывает в удовлетворении требования заявителя о взыскании штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налогоплательщиком сумм налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 79799 руб. 77 коп.
Таким образом, взысканию с налогоплательщика подлежат налоговые санкции в размере 184817 руб. 80 коп.
Однако с учетом того, что налогоплательщик является бюджетным учреждением здравоохранения, не осуществляет предпринимательскую деятельность, суд в соответствии со ст. 112 НК РФ признает данные факты смягчающим вину обстоятельством и в силу п. 3 ст. 114 НК РФ снижает налоговую санкцию до 2000 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ на ответчика возлагаются расходы по государственной пошлине, от уплаты которой при подаче иска в суд истец освобожден в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального учреждения здравоохранения "Городской родильный дом", расположенного по адресу: г. Ангарск, м/р 22, д. 15, зарегистрированного постановлением мэра N 2461 от 18.11.1993 (свидетельство о государственной регистрации N 2114 от 08.09.2000), налоговые санкции в размере 2000 рублей и госпошлину в доход федерального бюджета в размере 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28.06.2005, 21.06.2005 ПО ДЕЛУ N А19-12949/05-52
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
28 июня 2005 г. Дело N А19-12949/05-52
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Чемезовой Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Чемезовой Т.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя: Петрова О.В. (по доверенности N 03-18/10103 от 28.04.2005),
от налогоплательщика: не явился, уведомлен,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции ФНС России по г. Ангарску Иркутской области к муниципальному учреждению здравоохранения "Городской родильный дом" о взыскании 264617 руб. 57 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция ФНС РФ по г. Ангарску Иркутской области (далее - заявитель, инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о взыскании с муниципального учреждения здравоохранения "Городской родильный дом" (далее - налогоплательщик, учреждение, МУЗ "Городской родильный дом") 264617 руб. 57 коп., составляющих сумму штрафных санкций за нарушение налогового законодательства.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования.
Налогоплательщик в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом; в отзыве указал, что налоговые санкции по ст. 123 НК РФ за неполное перечисление налога на доходы физических лиц должны были быть взысканы в размере 88423 руб. 93 коп. В связи с истечением срока давности штраф по НДФЛ в размере 68836 руб. 7 коп. взыскан необоснованно. В остальной части требования инспекции учреждением не оспариваются. Учреждением заявлено ходатайство об уменьшении размера налоговых санкций.
Из представленных заявителем материалов следует, что муниципальное учреждение здравоохранения "Городской родильный дом" зарегистрировано постановлением мэра N 2461 от 18.11.1993 (свидетельство о государственной регистрации N 2114 от 08.09.2000).
Заявителем была проведена выездная налоговая проверка деятельности ответчика по соблюдению законодательства по налогам и сборам:
- - правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2001 по 21.10.2004;
- - правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты единого социального налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2003;
- - порядка исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2002 по 31.12.2003.
Заместителем руководителя налоговой инспекции вынесено решение N 11/3-29.1-142-296-ЮВ о привлечении учреждения к налоговой ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату единого социального налога в виде штрафа в размере 107357 руб. 57 коп. (536787 руб. 86 коп. x 20%), из них: в федеральный бюджет - 79799,77 руб. (398998,86 руб. x 20%), в Фонд социального страхования РФ - 27557,8 руб. (137789 руб. x 20%).
Налогоплательщик также привлечен к ответственности по ст. 123 НК РФ за неправомерное неполное перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц в виде штрафа в размере 157260 руб. ((1434004 руб. - 647704 руб.) x 20%).
Всего начислены налоговые санкции в размере 264617 руб. 57 коп.
Решение в установленном законом порядке налогоплательщиком не оспорено.
Требование об уплате штрафных санкций направлено ответчику по почте. Штраф в добровольном порядке не уплачен, денежные средства в бюджет не поступили. Поэтому налоговый орган в соответствии со ст. 104 Налогового кодекса РФ просит взыскать указанную сумму штрафа в судебном порядке.
Исследовав имеющиеся документы, арбитражный суд полагает, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.
Согласно решению, при проведении проверки налоговым органом выявлены следующие нарушения.
1. Неполное перечисление в бюджет исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц в сумме 1434004 руб. в результате неправомерного бездействия налогового агента, чем нарушены подпункт 1 п. 3 ст. 24, п. 6 ст. 226 Налогового кодекса РФ.
Факт правонарушения подтверждается оборотно-сальдовыми ведомостями, главной книгой, платежными поручениями за 2001 - 2004 годы.
Объективной стороной налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 Налогового кодекса РФ, является неперечисление (неполное перечисление) сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
Поскольку в соответствии с п. 4 ст. 109, п. 1 ст. 113 Налогового кодекса РФ налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности), то в данном случае налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности за неполное перечисление налога на доходы физических лиц за период с 12.01.2002 в сумме 786300 руб. (1434004 руб. - 647704 руб.), где 1434004 руб. - сумма задолженности в бюджет по налогу на доходы физических лиц, установленная по результатам проверки, 647704 руб. - сумма задолженности в бюджет по налогу на доходы физических лиц на 12.01.2002.
Следовательно, основания для привлечения к ответственности по ст. 123 Налогового кодекса РФ за неперечисление в бюджет налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению, в сумме 647704 руб. отсутствуют.
МУЗ "Городской родильный дом" обоснованно привлечено к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ за неправомерное неполное перечисление в бюджет суммы налога на доходы физических лиц, подлежащей удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы налога, подлежащей перечислению, в размере 157260 руб. ((1434004 руб. - 647704 руб.) x 20%).
Довод налогоплательщика о том, что санкции по налогу на доходы физических лиц должны были исчисляться с 19.05.2002, поскольку заявление подано налоговым органом 19.05.2005, несостоятелен.
Согласно ст. 113 Налогового кодекса РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при применении указанного срока давности судам надлежит исходить из того, что в контексте статьи 113 Кодекса моментом привлечения лица к налоговой ответственности является дата вынесения руководителем налогового органа (его заместителем) в установленном Кодексом порядке и сроки решения о привлечении лица к налоговой ответственности.
Решение налогового органа N 11/3-29.1-142-296-ЮВ вынесено 11.01.2005, налог на доходы физических лиц взыскан за период с 12.01.2002. Следовательно, срок давности привлечения налогоплательщика к ответственности не нарушен.
Инспекцией также выявлена неполная уплата единого социального налога (ЕСН) за 2001 - 2003 годы в размере 507083,80 руб. в результате неправомерных действий налогоплательщика, в том числе подлежащего уплате:
- в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) в сумме 137789 руб., из них: за 2001 год в размере 33911 руб., в результате занижения в расчете по авансовым платежам по единому социальному налогу за август 2001 года (строка 810) суммы авансового платежа в Фонд социального страхования за август 2001 года на сумму целевого возмещения средств на выплату пособий по социальному страхованию за август 2001 года (строка 710) в размере 33911 руб.
Уточненный расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу, подлежащему перечислению в Фонд социального страхования РФ за август 2001 года, налогоплательщиком в налоговый орган не представлен.
Нарушены: п. 2 ст. 243 Налогового кодекса РФ, "Порядок заполнения расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу)", утвержденный Приказом МНС РФ от 29.12.2000 N БГ-3-07/469 (в редакции Приказа МНС РФ N БГ-3-05/243 от 18.07.2001).
Факт правонарушения подтверждается расчетом по авансовым платежам по единому социальному налогу за август 2001 года, налоговой декларацией по единому социальному налогу за 2001 год, расчетной ведомостью по форме 4-ФСС РФ по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за 4 квартал 2001 года.
Инспекцией также выявлена неполная уплата единого социального налога в Фонд социального страхования за 2002 год в размере 47437 руб., в том числе: январь - 2492 руб., февраль - 1568 руб., март - 4746 руб., апрель - 2314 руб., май - 4199 руб., июнь - 2204 руб., июль - 5173 руб., август - 1872 руб., сентябрь - 7133 руб., октябрь - 5853 руб., ноябрь - 6458 руб., декабрь - 3425 руб., вследствие занижения единого социального налога на сумму расходов на цели государственного социального страхования, не принятых к зачету по итогам проверки 2002 года Филиалом N 8 Иркутского регионального отделения ФСС по акту N 125с/с от 20.09.2004 в сумме 47437 руб.
За 2003 год - неполная уплата ЕСН в размере 56441 руб., в том числе: январь - 11289 руб., февраль - 5521 руб., март - 697 руб., апрель - 5508 руб., май - 16441 руб., июнь - 802 руб., июль - 5899 руб., август - 3911 руб., сентябрь - 3112 руб., октябрь - 1519 руб., ноябрь - 948 руб., декабрь - 794 руб., вследствие занижения единого социального налога на сумму расходов на цели государственного социального страхования, не принятых к зачету по итогам проверки 2003 года Филиалом N 8 Иркутского регионального отделения ФСС по акту N 125с/с от 20.09.2004 в сумме 56441 руб.
Нарушены: п. 1 ст. 81, п. 2, п. 3 ст. 243 Налогового кодекса РФ.
Нарушения подтверждаются: расчетными ведомостями по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации по форме 4-ФСС РФ за 2002, 2003 годы; расчетами по авансовым платежам по единому социальному налогу за 2002, 2003 годы; налоговой декларацией по ЕСН для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 2002, 2003 годы; актом документальной выездной проверки расходов страхователя на цели государственного социального страхования N 125с/с от 20.09.2004 и решением "О непринятии к зачету расходов страхователя - плательщика страховых взносов и единого социального налога на цели государственного социального страхования" N 62 от 08.10.2004 Филиала N 8 Иркутского регионального отделения ФСС.
Суд полагает неправомерным начисление налоговых санкций в размере 79799 руб. 77 коп. (398998,86 руб. x 20%) за неуплату единого социального налога, подлежащего перечислению в федеральный бюджет за 2002 год в результате уменьшения суммы единого социального налога на сумму начисленных и неуплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет), отраженная в налоговой декларации по единому социальному налогу за 2002 год, составляет 3112891,63 руб., фактически налогоплательщик уплатил страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 2713892,77 руб. Согласно решению налогового органа, положительная разница в сумме 398998,86 руб. (3112891,63 руб. - 2713892,77 руб.) признается занижением суммы единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет за 2002 год.
Вывод налогового органа необоснован.
Как установлено п. 3 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователем отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов.
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда РФ.
В силу ст. 243 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 243 НК РФ в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Согласно пункту 3 статьи 243 НК РФ в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащей уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 243 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Из представленных материалов следует, что налоговый орган не оспаривает правильность исчисления и обоснованность применения налогоплательщиком налогового вычета по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обращается в суд за взысканием разницы между суммой примененного налогового вычета и суммой фактически уплаченного страхового взноса, то есть недоимки по налогу, которая, по мнению налогового органа, должна быть взыскана как недоимка по ЕСН в доли федерального бюджета.
Между тем указанная сумма является неуплаченной суммой страхового взноса, подлежащей уплате в бюджет Пенсионного фонда, поскольку неуплата указанной суммы исчисленного налогового вычета не изменяет назначение платежа.
С учетом вышеизложенного суд отказывает в удовлетворении требования заявителя о взыскании штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налогоплательщиком сумм налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 79799 руб. 77 коп.
Таким образом, взысканию с налогоплательщика подлежат налоговые санкции в размере 184817 руб. 80 коп.
Однако с учетом того, что налогоплательщик является бюджетным учреждением здравоохранения, не осуществляет предпринимательскую деятельность, суд в соответствии со ст. 112 НК РФ признает данные факты смягчающим вину обстоятельством и в силу п. 3 ст. 114 НК РФ снижает налоговую санкцию до 2000 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ на ответчика возлагаются расходы по государственной пошлине, от уплаты которой при подаче иска в суд истец освобожден в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального учреждения здравоохранения "Городской родильный дом", расположенного по адресу: г. Ангарск, м/р 22, д. 15, зарегистрированного постановлением мэра N 2461 от 18.11.1993 (свидетельство о государственной регистрации N 2114 от 08.09.2000), налоговые санкции в размере 2000 рублей и госпошлину в доход федерального бюджета в размере 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Т.Ю.ЧЕМЕЗОВА
Т.Ю.ЧЕМЕЗОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)