Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 15 июня 2005 года Дело N А31-119/2005-19
Общество с ограниченной ответственностью обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы о признании недействительным решения от 22.12.2004 N 82 в части доначисления 137373 рублей единого налога, исчисляемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и 14707 рублей 11 копеек пеней по этому налогу.
Решением суда первой инстанции от 31.03.2005 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Костромской области.
Заявитель считает, что суд неправильно применил нормы материального права, а именно: подпункт 1 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 8 Положения о бухгалтерском учете "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, и не применил пункты 1, 2 статьи 3, пункт 3 статьи 346.16, пункт 2 статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации. По его мнению, системное толкование подпункта 1 пункта 1 и пункта 3 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что в расходы на приобретение основных средств, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации, должны включаться и расходы на строительство объектов основных средств. Иное толкование указанных норм ведет к нарушению принципа равенства налогообложения.
Налоговый орган в отзыве на кассационную жалобу указал, что доводы Общества являются необоснованными, поскольку пункт 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень расходов, которые можно отнести к таковым для целей налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность судебного акта Арбитражного суда Костромской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку ООО "Казачий стан", в частности, по вопросу правильности исчисления и уплаты единого налога, исчисляемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2002 - 2003 годы и установила, что Общество в нарушение пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации отнесло на расходы для целей налогообложения в 2003 году затраты на строительство основных средств - здания развлекательного центра и котельной, в связи с чем занизило сумму единого налога на 137373 рубля.
Данные нарушения отражены в акте проверки от 24.10.2004 N 118, на основании которого заместитель руководителя Инспекции принял решение от 22.12.2004 N 82, в котором предложил Обществу уплатить в срок, указанный в требовании, 137373 рубля единого налога, исчисляемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и 14707 рублей 11 копеек пеней по нему.
ООО "Казачий стан" не согласилось с решением налогового органа в указанной части и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного ненормативного акта недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции руководствовался подпунктом 1 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктами 7 и 8 Положения о бухгалтерском учете "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению". При этом суд исходил из того, что в расходы на приобретение основных средств не могут включаться расходы на строительство объектов основных средств.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.
В соответствии со статьей 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, уменьшают полученные доходы на сумму расходов, перечень которых приведен в пункте 1 указанной статьи Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса при определении объекта налогообложения по единому налогу, исчисляемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налогоплательщик, избравший объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшает полученные доходы на расходы на приобретение основных средств (с учетом положений пункта 3 статьи 346.16 Кодекса).
В пункте 7 Положения о бухгалтерском учете "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, (далее - Положение) установлено, что основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
В силу пункта 8 Положения первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу); суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам; суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств; регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств; таможенные пошлины; невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
В Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н, предусмотрено, что к счету 08 "Вложения во внебюджетные активы", на котором обобщается информация о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, могут быть открыты, в частности, следующие субсчета:
- 08-3 "Строительство объектов основных средств", на котором учитываются затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом);
- 08-4 "Приобретение объектов основных средств", на котором учитываются затраты по приобретению оборудования, машин, инструмента, инвентаря и других объектов основных средств, не требующих монтажа.
Таким образом, в бухгалтерском учете расходы по приобретению основных средств и строительству основных средств учитываются самостоятельно как различные виды расходов.
Суд первой инстанции, всесторонне, полно и объективно исследовав представленные в дело документы, сделал правильный вывод о том, что расходы по строительству объектов основных средств в перечень расходов, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса, не включены.
Довод Общества о нарушении в рассматриваемом случае принципа равенства налогообложения не может быть принят во внимание, поскольку переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется налогоплательщиками в добровольном порядке.
Таким образом, кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Костромской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основанием к отмене судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы следует отнести на Общество.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.03.2005 Арбитражного суда Костромской области по делу N А31-119/2005-19 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 15.06.2005 N А31-119/2005-19
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 15 июня 2005 года Дело N А31-119/2005-19
Общество с ограниченной ответственностью обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы о признании недействительным решения от 22.12.2004 N 82 в части доначисления 137373 рублей единого налога, исчисляемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и 14707 рублей 11 копеек пеней по этому налогу.
Решением суда первой инстанции от 31.03.2005 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Костромской области.
Заявитель считает, что суд неправильно применил нормы материального права, а именно: подпункт 1 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 8 Положения о бухгалтерском учете "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, и не применил пункты 1, 2 статьи 3, пункт 3 статьи 346.16, пункт 2 статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации. По его мнению, системное толкование подпункта 1 пункта 1 и пункта 3 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что в расходы на приобретение основных средств, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации, должны включаться и расходы на строительство объектов основных средств. Иное толкование указанных норм ведет к нарушению принципа равенства налогообложения.
Налоговый орган в отзыве на кассационную жалобу указал, что доводы Общества являются необоснованными, поскольку пункт 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень расходов, которые можно отнести к таковым для целей налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность судебного акта Арбитражного суда Костромской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку ООО "Казачий стан", в частности, по вопросу правильности исчисления и уплаты единого налога, исчисляемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2002 - 2003 годы и установила, что Общество в нарушение пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации отнесло на расходы для целей налогообложения в 2003 году затраты на строительство основных средств - здания развлекательного центра и котельной, в связи с чем занизило сумму единого налога на 137373 рубля.
Данные нарушения отражены в акте проверки от 24.10.2004 N 118, на основании которого заместитель руководителя Инспекции принял решение от 22.12.2004 N 82, в котором предложил Обществу уплатить в срок, указанный в требовании, 137373 рубля единого налога, исчисляемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и 14707 рублей 11 копеек пеней по нему.
ООО "Казачий стан" не согласилось с решением налогового органа в указанной части и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного ненормативного акта недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции руководствовался подпунктом 1 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктами 7 и 8 Положения о бухгалтерском учете "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению". При этом суд исходил из того, что в расходы на приобретение основных средств не могут включаться расходы на строительство объектов основных средств.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.
В соответствии со статьей 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, уменьшают полученные доходы на сумму расходов, перечень которых приведен в пункте 1 указанной статьи Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса при определении объекта налогообложения по единому налогу, исчисляемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налогоплательщик, избравший объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшает полученные доходы на расходы на приобретение основных средств (с учетом положений пункта 3 статьи 346.16 Кодекса).
В пункте 7 Положения о бухгалтерском учете "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, (далее - Положение) установлено, что основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
В силу пункта 8 Положения первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу); суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам; суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств; регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств; таможенные пошлины; невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
В Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н, предусмотрено, что к счету 08 "Вложения во внебюджетные активы", на котором обобщается информация о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, могут быть открыты, в частности, следующие субсчета:
- 08-3 "Строительство объектов основных средств", на котором учитываются затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом);
- 08-4 "Приобретение объектов основных средств", на котором учитываются затраты по приобретению оборудования, машин, инструмента, инвентаря и других объектов основных средств, не требующих монтажа.
Таким образом, в бухгалтерском учете расходы по приобретению основных средств и строительству основных средств учитываются самостоятельно как различные виды расходов.
Суд первой инстанции, всесторонне, полно и объективно исследовав представленные в дело документы, сделал правильный вывод о том, что расходы по строительству объектов основных средств в перечень расходов, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса, не включены.
Довод Общества о нарушении в рассматриваемом случае принципа равенства налогообложения не может быть принят во внимание, поскольку переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется налогоплательщиками в добровольном порядке.
Таким образом, кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Костромской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основанием к отмене судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы следует отнести на Общество.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.03.2005 Арбитражного суда Костромской области по делу N А31-119/2005-19 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)