Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 23 ноября 2005 г. Дело N А62-10337/2004
от 28 ноября 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу ОАО Смоленская мостостроительная фирма "Переправа" на Постановление от 01.09.2005 Арбитражного суда Смоленской области по делу N А62-10337/2004,
ОАО Смоленская мостостроительная фирма "Переправа" обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным действия Инспекции Федеральной налоговой службы России по Промышленному району г. Смоленска, выразившегося в незаконном возложении обязанности по уплате земельного налога по планировочному участку П-27, исчисленному по ставке 42,1008 руб. за кв. м с учетом коэффициента дифференциации 3,21, установленного Решением Смоленского городского Совета от 31.10.2001 N 208, и обязании налогового органа принять к исполнению заявление общества о внесении изменений в налоговую документацию за 2004 год по ставке 5,06 руб. за кв. м.
Решением от 08.06.2005 Арбитражного суда Смоленской области заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 01.09.2005 Арбитражного суда Смоленской области Решение суда от 08.06.2005 отменено. В удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемый судебный акт отменить в связи с неправильным применением норм материального права, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, установлено следующее.
ОАО Смоленская мостостроительная фирма "Переправа" при исчислении земельного налога за 2004 год применяло ставку земельного налога 42,1008 руб. за кв. м с учетом коэффициента дифференциации средней ставки земельного налога по зонам градостроительной ценности для зоны П-27, равного 3,21, установленного Решением Смоленского городского Совета от 31.10.2001 N 208.
15.11.2004 общество обратилось с заявлением в налоговый орган о внесении изменений в налоговую декларацию по земельному налогу за 2004 год, в котором налог рассчитан по ставке 5,06 руб.
Письмом от 30.11.2004 N 07-08/32126 налоговый орган сообщил, что внести изменения в ранее представленную налоговую декларацию не представляется возможным, поскольку земельный налог исчислен обществом правильно, с учетом решения органа власти.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону.
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
В Постановлении от 08.10.97 Конституционный Суд РФ указал, что нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно, так как в силу различных методик расчетов ставок земельного налога средняя ставка лишается какого-либо смысла.
В этой связи Конституционный Суд РФ возложил на Федеральное Собрание и Правительство РФ обязанность обеспечить разработку и принятие единых правил расчета средней ставки земельного налога и ее использования при дифференциации ставок по местоположению и зонам различной градостроительной ценности. Однако до настоящего времени это предписание не исполнено.
В Определении от 11.05.2004 N 209-О Конституционный Суд РФ указал, что в отсутствие указанных единых правил дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон, орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Как следует из материалов дела, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Смоленской области осуществлена корректировка ценового зонирования г. Смоленска для дифференциации средней ставки земельного налога.
Из таблицы N 4 к техническому отчету следует, что для городской территории: номер зоны - 18, номер оценочного участка, вошедшего в зону градостроительной ценности - 27, определен коэффициент средней ставки земельного налога - 1,6.
Схема комплексного ценового зонирования территории г. Смоленска и коэффициенты дифференциации средней ставки земельного налога по зонам градостроительной ценности направлена кадастровой палатой в администрацию г. Смоленска.
Рассмотрев разработанные ФГУ "Земельная кадастровая палата" схемы комплексного ценового зонирования территории города, Смоленский городской Совет Решением от 31.10.2001 N 208 утвердил прилагаемые коэффициенты, утвержденные Решением малого Совета Смоленского городского Совета народных депутатов от 18.05.93 N 49.
Согласно приложению к Решению от 31.10.2001 N 208 для городской территории с номером градостроительной ценности 18 и номером планировочного участка П-27 установлен коэффициент 3,21.
Таким образом, коэффициент дифференцирования установлен решением местного органа власти в большем размере (2 раза) по сравнению с коэффициентом, указанным в техническом отчете.
Вместе с тем судом не выяснено, проводилась ли при установлении коэффициента 3,21 оценка местоположения и градостроительная ценность земельного участка под номером П-27, анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень его доходности.
При разрешении спора судом не проверена и правильность расчета сумм земельного налога, подлежащего уплате, за 1 кв. м.
Так, налоговый орган указывает, что земельный налог за 2004 год по планировочному участку П-27 должен исчисляться по ставке 42,1008 руб. за кв. м с учетом коэффициента дифференциации 3,21.
По мнению налогоплательщика ставка земельного налога должна составить 5,06 руб. (2 x 2,3 x 1,1).
При проверке правильности расчета сумм налога суду следует исходить из ст. 8 Закона РФ "О плате за землю", в соответствии с которой налог на городские земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблица N 1. "Средние ставки земельного налога в городских и других населенных пунктах руб. за кв. м в расчете за год по Центральному экономическому району" и таблица N 3. "Коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала по группам городов - краевые и областные центры").
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах, приведенные в таблице 1, в 1994 году применяются с коэффициентом 50.
Постановлением Правительства РФ от 07.06.95 N 562 установлено, что ставки земельного налога на другие земли, исчисляемые в соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю", применяются с коэффициентом 2.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.96 N 378 установлено, что следует применять в 1996 году установленные на 1995 год ставки и средние размеры земельного налога с коэффициентом 1,5.
Дальнейшая индексация производилась в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на 1997 - 2002 годы. При этом необходимо учитывать Указ Президента РФ от 04.08.97 N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштабов цен".
Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.03.2004 N 5063/03, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Согласно ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Соответственно, и Решение Смоленского городского Совета от 31.10.2001 N 208, устанавливающее дифференцированные ставки налога, должно быть основано на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе и на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
В случае несоответствия решения органа местного самоуправления закону суд должен руководствоваться п. 2 ст. 13 АПК РФ.
Принимая во внимание, что при разрешении данного спора затрагиваются права и интересы Смоленского городского Совета, суду при новом рассмотрении необходимо решить вопрос о его привлечении к участию в деле.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 08.06.2005 и Постановление от 01.09.2005 Арбитражного суда Смоленской области по делу N А62-10337/2004 отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 23.11.2005 N А62-10337/2004
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 23 ноября 2005 г. Дело N А62-10337/2004
от 28 ноября 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу ОАО Смоленская мостостроительная фирма "Переправа" на Постановление от 01.09.2005 Арбитражного суда Смоленской области по делу N А62-10337/2004,
УСТАНОВИЛ:
ОАО Смоленская мостостроительная фирма "Переправа" обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным действия Инспекции Федеральной налоговой службы России по Промышленному району г. Смоленска, выразившегося в незаконном возложении обязанности по уплате земельного налога по планировочному участку П-27, исчисленному по ставке 42,1008 руб. за кв. м с учетом коэффициента дифференциации 3,21, установленного Решением Смоленского городского Совета от 31.10.2001 N 208, и обязании налогового органа принять к исполнению заявление общества о внесении изменений в налоговую документацию за 2004 год по ставке 5,06 руб. за кв. м.
Решением от 08.06.2005 Арбитражного суда Смоленской области заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 01.09.2005 Арбитражного суда Смоленской области Решение суда от 08.06.2005 отменено. В удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемый судебный акт отменить в связи с неправильным применением норм материального права, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, установлено следующее.
ОАО Смоленская мостостроительная фирма "Переправа" при исчислении земельного налога за 2004 год применяло ставку земельного налога 42,1008 руб. за кв. м с учетом коэффициента дифференциации средней ставки земельного налога по зонам градостроительной ценности для зоны П-27, равного 3,21, установленного Решением Смоленского городского Совета от 31.10.2001 N 208.
15.11.2004 общество обратилось с заявлением в налоговый орган о внесении изменений в налоговую декларацию по земельному налогу за 2004 год, в котором налог рассчитан по ставке 5,06 руб.
Письмом от 30.11.2004 N 07-08/32126 налоговый орган сообщил, что внести изменения в ранее представленную налоговую декларацию не представляется возможным, поскольку земельный налог исчислен обществом правильно, с учетом решения органа власти.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону.
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
В Постановлении от 08.10.97 Конституционный Суд РФ указал, что нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно, так как в силу различных методик расчетов ставок земельного налога средняя ставка лишается какого-либо смысла.
В этой связи Конституционный Суд РФ возложил на Федеральное Собрание и Правительство РФ обязанность обеспечить разработку и принятие единых правил расчета средней ставки земельного налога и ее использования при дифференциации ставок по местоположению и зонам различной градостроительной ценности. Однако до настоящего времени это предписание не исполнено.
В Определении от 11.05.2004 N 209-О Конституционный Суд РФ указал, что в отсутствие указанных единых правил дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон, орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Как следует из материалов дела, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Смоленской области осуществлена корректировка ценового зонирования г. Смоленска для дифференциации средней ставки земельного налога.
Из таблицы N 4 к техническому отчету следует, что для городской территории: номер зоны - 18, номер оценочного участка, вошедшего в зону градостроительной ценности - 27, определен коэффициент средней ставки земельного налога - 1,6.
Схема комплексного ценового зонирования территории г. Смоленска и коэффициенты дифференциации средней ставки земельного налога по зонам градостроительной ценности направлена кадастровой палатой в администрацию г. Смоленска.
Рассмотрев разработанные ФГУ "Земельная кадастровая палата" схемы комплексного ценового зонирования территории города, Смоленский городской Совет Решением от 31.10.2001 N 208 утвердил прилагаемые коэффициенты, утвержденные Решением малого Совета Смоленского городского Совета народных депутатов от 18.05.93 N 49.
Согласно приложению к Решению от 31.10.2001 N 208 для городской территории с номером градостроительной ценности 18 и номером планировочного участка П-27 установлен коэффициент 3,21.
Таким образом, коэффициент дифференцирования установлен решением местного органа власти в большем размере (2 раза) по сравнению с коэффициентом, указанным в техническом отчете.
Вместе с тем судом не выяснено, проводилась ли при установлении коэффициента 3,21 оценка местоположения и градостроительная ценность земельного участка под номером П-27, анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень его доходности.
При разрешении спора судом не проверена и правильность расчета сумм земельного налога, подлежащего уплате, за 1 кв. м.
Так, налоговый орган указывает, что земельный налог за 2004 год по планировочному участку П-27 должен исчисляться по ставке 42,1008 руб. за кв. м с учетом коэффициента дифференциации 3,21.
По мнению налогоплательщика ставка земельного налога должна составить 5,06 руб. (2 x 2,3 x 1,1).
При проверке правильности расчета сумм налога суду следует исходить из ст. 8 Закона РФ "О плате за землю", в соответствии с которой налог на городские земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблица N 1. "Средние ставки земельного налога в городских и других населенных пунктах руб. за кв. м в расчете за год по Центральному экономическому району" и таблица N 3. "Коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала по группам городов - краевые и областные центры").
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах, приведенные в таблице 1, в 1994 году применяются с коэффициентом 50.
Постановлением Правительства РФ от 07.06.95 N 562 установлено, что ставки земельного налога на другие земли, исчисляемые в соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю", применяются с коэффициентом 2.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.96 N 378 установлено, что следует применять в 1996 году установленные на 1995 год ставки и средние размеры земельного налога с коэффициентом 1,5.
Дальнейшая индексация производилась в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на 1997 - 2002 годы. При этом необходимо учитывать Указ Президента РФ от 04.08.97 N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштабов цен".
Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.03.2004 N 5063/03, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Согласно ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Соответственно, и Решение Смоленского городского Совета от 31.10.2001 N 208, устанавливающее дифференцированные ставки налога, должно быть основано на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе и на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
В случае несоответствия решения органа местного самоуправления закону суд должен руководствоваться п. 2 ст. 13 АПК РФ.
Принимая во внимание, что при разрешении данного спора затрагиваются права и интересы Смоленского городского Совета, суду при новом рассмотрении необходимо решить вопрос о его привлечении к участию в деле.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 08.06.2005 и Постановление от 01.09.2005 Арбитражного суда Смоленской области по делу N А62-10337/2004 отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)