Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2009 года
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2009 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей: Музыкантовой М.Х., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.
при участии: Токмаковой А.Н., доверенность от 12.05.2008 г.: Возжаева Д.А., доверенность от 11.01.2009 г.: Дмитрука М.В., доверенность от 27.01.2009 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 14.11.2008 года
по делу N А45-14734/2008-59/301 (судья Попова И.В.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Новосибирскхлебопродукт"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска
о признании недействительным решения от 01.08.2008 г. N 103, требования от 28.08.2008 г. N 94172 в части
установил:
Открытое акционерное общество "Новосибирскхлебопродукт" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска о признании недействительными решения от 01.08.08 г. N 103 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа за неполную уплату НДС в сумме 9 732 рубля, по ст. 123 НК РФ в виде штрафа в сумме 23 691 руб. 80 коп., начисления пеней за несвоевременное перечисление НДС в сумме 405, 49 рублей, пеней за несвоевременное перечисление НДФЛ в сумме 5 892 руб. 28 коп., предложения уплатить недоимку по НДС в сумме 48 659 рублей, по НДФЛ в сумме 26 385 рублей 00 копеек; требования N 94172 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 28.08.08 г. в части предложения уплатить штраф в сумме 33 423 рубля 80 копеек, пеней за несвоевременное перечисление НДФЛ в сумме 8 044 руб. 20 коп., недоимку по НДС в сумме 48 659 рублей, по НДФЛ в сумме 26 385 рублей 00 копеек.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 14.11.2008 г. требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции ИФНС по Октябрьскому району г. Новосибирска обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества по следующим основаниям:
- неправильным толкованием судом первой инстанции норм материального права: ст. 170 НК РФ, предусматривающей восстановление НДС, исчисленного из остаточной стоимости основного средства, в случае его ликвидации до окончания срока амортизации; п. 1 ст. 210, п. 3 ст. 217 НК РФ, содержащих требования учитывать доходы налогоплательщиков, полученных в денежной форме, при выплате сумм суточных за период нахождения в командировке в размере, превышающем установленную законодательством, в налоговую базу по НДФЛ; ст. 123 НК РФ, предусматривающей ответственность налогового агента удержавшего, но не перечислившего суммы налога в бюджет в установленные сроки.
В судебном заседании апелляционной инстанции, представители налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.
Представитель Общества возражал против жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14.11.2008 г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска проведена выездная налоговая проверка открытого акционерного общества "Новосибирскхлебопродукт" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет налогов и других обязательных платежей за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2007 г.
В ходе выездной налоговой проверки налоговым органом установлены нарушения, о чем составлен акт выездной налоговой проверки N 103 от 04.07.08 г.
На основании акта проверки, с учетом представленных возражений, налоговым органом вынесено решение N 103 от 01.08.2008 г. о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Обществу предложено уплатить, в том числе доначисленный налог на добавленную стоимость в сумме 48 659 рублей, пени за несвоевременную уплату НДС в сумме в сумме 405 руб. 49 коп.; пени за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц в сумме 5 892 руб. 28 коп.. Заявитель привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДС в сумме 9 732 рубля, по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) налога на доходы физических лиц в виде штрафа в сумме 23 691 руб. 80 коп.
На основании решения в адрес Общества направлено требование N 94172 об уплате налога сбора, пени, штрафа по состоянию на 28.08.08 г.
Согласно п. 3 ст. 170 НК РФ при принятии налогоплательщиком сумм налога, указанных в п. 2 названной статьи, к вычету или возмещению порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет.
Как следует из оспариваемого решения, Общество в ноябре 2007 г. ликвидировало объект основных средств (шкаф коммутации) до окончания срока амортизации. Основное средство списано на основании акта N 56 от 07.11.07 г., износ на дату списания составил менее 100 процентов. Остаточная стоимость составила 270 329 рублей.
Списание основного средства произведено Обществом в порядке, установленном п. 77 - 80 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.10.03 г. N 91н.
Как следует из материалов дела, в связи с продажей нежилого здания, в котором был встроено основное средство (шкаф коммутации), и фактической невозможностью его дальнейшей эксплуатации, комиссией, состав которой был утвержден приказом N 1/1 от 11 января 2007 г., было принято решение о списании указанного основного средства.
Из содержания пункта 2 статьи 170 НК РФ следует, что суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров, в том числе основных средств, учитываются в стоимости товаров, в том числе основных средств, в случаях, предусмотренных в подпунктах 1 - 4. Указанные подпункты не содержат такого основания для восстановления НДС как списание с баланса юридического лица не полностью амортизированного основного средства.
Следовательно, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии у налогоплательщика обязанности по восстановлению в бюджет ранее правомерно предъявленных вычетов по НДС на остаточную стоимость списанных основных средств до окончания срока амортизации.
В соответствии со ст. 209, ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения НДФЛ признается доход налогоплательщика, полученный им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которым у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Пункт 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации) не подлежат налогообложению НДФЛ, в том числе компенсационные выплаты, связанные с исполнением налогоплательщиком своих трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
При оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки, как внутри страны, так и за ее пределы, в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного заграничного паспорта, получению виз, а также расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.
При непредставлении налогоплательщиком документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством. Аналогичный порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым лицам, находящимся во властном или административном подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим (выезжающим) для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании.
Согласно ст. 10 Налогового кодекса Российской Федерации, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Законодательство о налогах и сборах не содержит понятия "компенсаций, предоставляемых работнику в связи с исполнением им своих обязанностей", которое устанавливается трудовым законодательством, также как нормы и порядок их определения.
Статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работникам предоставляются гарантии и компенсации, в том числе в случаях, установленных этим Кодексом и иными федеральными законами. При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
Согласно статьям 167 и 168 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя).
При этом порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации; размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" не ограничивает право организаций, на установление нормы суточных в соответствии со статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации в большем размере, чем предусмотрено указанным Постановлением.
В силу статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
Как следует из материалов дела, Генеральным директором Общества 12 января 2005 г. утверждены Правила внутреннего трудового распорядка, с учетом дополнений от 31 мая 2005 г., от 28 января 2006 г., от 01 сентября 2006 г., и установлен размер суточных во время нахождения в командировках в городах Москва, Сочи, Иркутск - 1 000 рублей, в остальных городах и населенных пунктах - 250 рублей.
Исходя из того, что установление сумм суточных дополнительно к норме, определенной законодательством, не противоречит вышеуказанным правовым нормам, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что заявитель имел право не включать в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц выплаченные работникам суммы суточных, превышающие 100 руб.
Установив, что заявитель не выплачивал своим работникам суточные, превышающие размер, определенный приказом руководителя, что, в свою очередь, не оспаривалось налоговым органом, суд также сделал обоснованный вывод о том, что решение налогового органа о привлечении к ответственности по п. 1 ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на доходы физических лиц в виде штрафа в сумме 5 277 рублей, предложения удержать и перечислить налог на доходы физических лиц в сумме 26 385 рублей, пеней в сумме 5 892, 28 руб. по состоянию на 01 августа 2008 г., с 01 августа по 20 августа 2008 г. в размере 2 151, 92 рубля является незаконным.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
Неправомерное не перечисление (неполное перечисление) суммы налога, подлежащей удержанию и перечислению налоговым агентом, является основанием для привлечения его к налоговой ответственности по статье 123 Кодекса.
Согласно статье 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента, за которое Кодексом установлена ответственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, приложения N 12 к акту проверки на момент составления акта и вынесения решения о привлечении Общества к налоговой ответственности налогоплательщик перечислил в бюджет налог на доходы физических лиц, у Общества на 31.12.07 г. имелась переплата в сумме 78 278 рублей, что не оспаривается налоговым органом.
Статьей 123 НК РФ не предусмотрена налоговая ответственность за несвоевременное перечисление удержанных налоговых платежей.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что в данном случае, нарушение указанных сроков перечисления удержанных налоговых платежей, является основанием для начисления пеней.
Учитывая, что требование N 94172 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 28.08.08 г., вынесено инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска на основании решения, признанного недействительным в оспариваемой части, судом первой инстанции указанное требование правильно признано недействительным.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14.11.2008 г. года делу N А45-14734/2008-59/301 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий:
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Судьи:
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
Н.А.УСАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.02.2009 N 07АП-845/09 ПО ДЕЛУ N А45-14734/2008-59/301
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2009 г. N 07АП-845/09
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2009 года
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2009 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей: Музыкантовой М.Х., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.
при участии: Токмаковой А.Н., доверенность от 12.05.2008 г.: Возжаева Д.А., доверенность от 11.01.2009 г.: Дмитрука М.В., доверенность от 27.01.2009 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 14.11.2008 года
по делу N А45-14734/2008-59/301 (судья Попова И.В.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Новосибирскхлебопродукт"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска
о признании недействительным решения от 01.08.2008 г. N 103, требования от 28.08.2008 г. N 94172 в части
установил:
Открытое акционерное общество "Новосибирскхлебопродукт" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска о признании недействительными решения от 01.08.08 г. N 103 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа за неполную уплату НДС в сумме 9 732 рубля, по ст. 123 НК РФ в виде штрафа в сумме 23 691 руб. 80 коп., начисления пеней за несвоевременное перечисление НДС в сумме 405, 49 рублей, пеней за несвоевременное перечисление НДФЛ в сумме 5 892 руб. 28 коп., предложения уплатить недоимку по НДС в сумме 48 659 рублей, по НДФЛ в сумме 26 385 рублей 00 копеек; требования N 94172 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 28.08.08 г. в части предложения уплатить штраф в сумме 33 423 рубля 80 копеек, пеней за несвоевременное перечисление НДФЛ в сумме 8 044 руб. 20 коп., недоимку по НДС в сумме 48 659 рублей, по НДФЛ в сумме 26 385 рублей 00 копеек.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 14.11.2008 г. требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции ИФНС по Октябрьскому району г. Новосибирска обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества по следующим основаниям:
- неправильным толкованием судом первой инстанции норм материального права: ст. 170 НК РФ, предусматривающей восстановление НДС, исчисленного из остаточной стоимости основного средства, в случае его ликвидации до окончания срока амортизации; п. 1 ст. 210, п. 3 ст. 217 НК РФ, содержащих требования учитывать доходы налогоплательщиков, полученных в денежной форме, при выплате сумм суточных за период нахождения в командировке в размере, превышающем установленную законодательством, в налоговую базу по НДФЛ; ст. 123 НК РФ, предусматривающей ответственность налогового агента удержавшего, но не перечислившего суммы налога в бюджет в установленные сроки.
В судебном заседании апелляционной инстанции, представители налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.
Представитель Общества возражал против жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14.11.2008 г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска проведена выездная налоговая проверка открытого акционерного общества "Новосибирскхлебопродукт" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет налогов и других обязательных платежей за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2007 г.
В ходе выездной налоговой проверки налоговым органом установлены нарушения, о чем составлен акт выездной налоговой проверки N 103 от 04.07.08 г.
На основании акта проверки, с учетом представленных возражений, налоговым органом вынесено решение N 103 от 01.08.2008 г. о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Обществу предложено уплатить, в том числе доначисленный налог на добавленную стоимость в сумме 48 659 рублей, пени за несвоевременную уплату НДС в сумме в сумме 405 руб. 49 коп.; пени за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц в сумме 5 892 руб. 28 коп.. Заявитель привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДС в сумме 9 732 рубля, по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) налога на доходы физических лиц в виде штрафа в сумме 23 691 руб. 80 коп.
На основании решения в адрес Общества направлено требование N 94172 об уплате налога сбора, пени, штрафа по состоянию на 28.08.08 г.
Согласно п. 3 ст. 170 НК РФ при принятии налогоплательщиком сумм налога, указанных в п. 2 названной статьи, к вычету или возмещению порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет.
Как следует из оспариваемого решения, Общество в ноябре 2007 г. ликвидировало объект основных средств (шкаф коммутации) до окончания срока амортизации. Основное средство списано на основании акта N 56 от 07.11.07 г., износ на дату списания составил менее 100 процентов. Остаточная стоимость составила 270 329 рублей.
Списание основного средства произведено Обществом в порядке, установленном п. 77 - 80 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.10.03 г. N 91н.
Как следует из материалов дела, в связи с продажей нежилого здания, в котором был встроено основное средство (шкаф коммутации), и фактической невозможностью его дальнейшей эксплуатации, комиссией, состав которой был утвержден приказом N 1/1 от 11 января 2007 г., было принято решение о списании указанного основного средства.
Из содержания пункта 2 статьи 170 НК РФ следует, что суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров, в том числе основных средств, учитываются в стоимости товаров, в том числе основных средств, в случаях, предусмотренных в подпунктах 1 - 4. Указанные подпункты не содержат такого основания для восстановления НДС как списание с баланса юридического лица не полностью амортизированного основного средства.
Следовательно, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии у налогоплательщика обязанности по восстановлению в бюджет ранее правомерно предъявленных вычетов по НДС на остаточную стоимость списанных основных средств до окончания срока амортизации.
В соответствии со ст. 209, ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения НДФЛ признается доход налогоплательщика, полученный им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которым у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Пункт 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации) не подлежат налогообложению НДФЛ, в том числе компенсационные выплаты, связанные с исполнением налогоплательщиком своих трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
При оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки, как внутри страны, так и за ее пределы, в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного заграничного паспорта, получению виз, а также расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.
При непредставлении налогоплательщиком документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством. Аналогичный порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым лицам, находящимся во властном или административном подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим (выезжающим) для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании.
Согласно ст. 10 Налогового кодекса Российской Федерации, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Законодательство о налогах и сборах не содержит понятия "компенсаций, предоставляемых работнику в связи с исполнением им своих обязанностей", которое устанавливается трудовым законодательством, также как нормы и порядок их определения.
Статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работникам предоставляются гарантии и компенсации, в том числе в случаях, установленных этим Кодексом и иными федеральными законами. При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
Согласно статьям 167 и 168 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя).
При этом порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации; размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" не ограничивает право организаций, на установление нормы суточных в соответствии со статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации в большем размере, чем предусмотрено указанным Постановлением.
В силу статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
Как следует из материалов дела, Генеральным директором Общества 12 января 2005 г. утверждены Правила внутреннего трудового распорядка, с учетом дополнений от 31 мая 2005 г., от 28 января 2006 г., от 01 сентября 2006 г., и установлен размер суточных во время нахождения в командировках в городах Москва, Сочи, Иркутск - 1 000 рублей, в остальных городах и населенных пунктах - 250 рублей.
Исходя из того, что установление сумм суточных дополнительно к норме, определенной законодательством, не противоречит вышеуказанным правовым нормам, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что заявитель имел право не включать в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц выплаченные работникам суммы суточных, превышающие 100 руб.
Установив, что заявитель не выплачивал своим работникам суточные, превышающие размер, определенный приказом руководителя, что, в свою очередь, не оспаривалось налоговым органом, суд также сделал обоснованный вывод о том, что решение налогового органа о привлечении к ответственности по п. 1 ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на доходы физических лиц в виде штрафа в сумме 5 277 рублей, предложения удержать и перечислить налог на доходы физических лиц в сумме 26 385 рублей, пеней в сумме 5 892, 28 руб. по состоянию на 01 августа 2008 г., с 01 августа по 20 августа 2008 г. в размере 2 151, 92 рубля является незаконным.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
Неправомерное не перечисление (неполное перечисление) суммы налога, подлежащей удержанию и перечислению налоговым агентом, является основанием для привлечения его к налоговой ответственности по статье 123 Кодекса.
Согласно статье 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента, за которое Кодексом установлена ответственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, приложения N 12 к акту проверки на момент составления акта и вынесения решения о привлечении Общества к налоговой ответственности налогоплательщик перечислил в бюджет налог на доходы физических лиц, у Общества на 31.12.07 г. имелась переплата в сумме 78 278 рублей, что не оспаривается налоговым органом.
Статьей 123 НК РФ не предусмотрена налоговая ответственность за несвоевременное перечисление удержанных налоговых платежей.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что в данном случае, нарушение указанных сроков перечисления удержанных налоговых платежей, является основанием для начисления пеней.
Учитывая, что требование N 94172 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 28.08.08 г., вынесено инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска на основании решения, признанного недействительным в оспариваемой части, судом первой инстанции указанное требование правильно признано недействительным.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14.11.2008 г. года делу N А45-14734/2008-59/301 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий:
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Судьи:
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
Н.А.УСАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)