Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.10.2008 ПО ДЕЛУ N А41-13808/08

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2008 г. по делу N А41-13808/08


Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2008 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.,
судей М., Ч.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Т.,
при участии в заседании:
от заявителя: предпринимателя И., свидетельство от 07.05.2008 г. серии 50 N 011083261,
от ответчика: П., дов. от 28.12.2007 г. N 03-15-06\\1541,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 02 сентября 2008 г. по делу N А41-13808/08, принятое судьей В. по заявлению индивидуального предпринимателя И. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Московской области о признании недействительным уведомления от 26 мая 2008 г. N 21 и обязании выдать уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения с 07.05.2008 г.,

установил:

индивидуальный предприниматель И. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Московской области (далее - инспекция, налоговый орган) с заявлением о признании недействительным уведомления от 26 мая 2008 года N 21 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения и обязании выдать уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения с 07.05.2008 года (л.д. 2 - 4).
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.09.2008 г. заявленные требования предпринимателя удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением от 02.09.2008 г., инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права (л.д. 28 - 29).
По мнению инспекции, предпринимателем пропущен пятидневный срок для подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, предусмотренный п. 2 ст. 346.13 НК РФ для вновь созданной организации и вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя.
В судебном заседании представитель инспекции доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение арбитражного суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное.
Предприниматель с доводами апелляционной жалобы не согласился, ссылаясь на законность решения арбитражного суда первой инстанции и необоснованность апелляционной жалобы.
Рассмотрев повторно дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя инспекции и предпринимателя, апелляционный суд не находит оснований для отмены состоявшегося судебного акта и для удовлетворения апелляционной жалобы, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, И. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 07.05.2008 г. за основным государственным регистрационным номером 308501812800059, о чем ему 13.05.2008 г. выдано свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 50 N 011083261 (л.д. 6).
Предприниматель обратился в налоговый орган с заявлением от 16.05.2008 г. N 17170 о переходе на упрощенную систему налогообложения с 07.05.2008 г. (л.д. 8).
Уведомлением о невозможности применения упрощенной системы налогообложения от 26.05.2008 г. N 21 налоговый орган известил предпринимателя о невозможности применения с 07.05.2008 г. упрощенной системы налогообложения, в связи с тем, что заявление подано не в пятидневный срок от даты постановки на учет в инспекции (л.д. 9).
Не согласившись с указанным решением инспекции, предприниматель обратился с заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований предпринимателя, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что предприниматель правомерно подал заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения после получения свидетельства о государственной регистрации и официального получения статуса предпринимателя, и как субъект предпринимательской деятельности получил возможность выбирать самостоятельно ту или иную систему налогообложения.
Данный вывод арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.


В соответствии с п. "в" Федерального закона от 23.12.2003 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) пункт 3 ст. 83 НК РФ изложен в следующей редакции:
"Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".




Письмом Министерства Российской Федерации от 28.05.2004 г. N 09-0-10/2249 разъяснено, что до 01.01.2004 г. в соответствии с Приказом МНС России от 09.08.2002 г. N БГ-3-09/426 "О порядке постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, зарегистрированного после 1 июля 2002 года" (зарегистрирован Минюстом России 03.10.2002 г. N 3830) заявление о постановке на учет в налоговом органе подавалось юридическим лицом одновременно с документами на государственную регистрацию.
В связи с принятием Федерального закона от 23.12.2003 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с 01.01.2004 г. в соответствии с пунктом 3 статьи 83 НК РФ постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, с 01.01.2004 г. организациями и индивидуальными предпринимателями заявление о постановке на учет в налоговом органе не подается.
В целях реализации вновь созданными организациями и вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями права на применение упрощенной системы налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и учитывая, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является регистрирующим и налоговым органом, до внесения соответствующих изменений в статью 346.13 НК РФ возможна подача заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с пакетом документов, подаваемым при государственной регистрации юридического лица и физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, с 01.01.2004 г. организациями и индивидуальными предпринимателями заявление о постановке на учет в налоговом органе не подается.
В связи с вышеизложенным, вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что предприниматель правомерно подал заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения после получения свидетельства о государственной регистрации и официального получения статуса предпринимателя, и как субъект предпринимательской деятельности получил возможность выбирать самостоятельно ту или иную систему налогообложения.
В рассматриваемом случае судом установлено, что предприниматель подал заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения на шестой день после постановки его на учет в налоговом органе, но в течение двух дней с момента получения свидетельства, то есть с нарушением пятидневного срока, предусмотренного п. 2 ст. 346.13 НК РФ, однако это не может служить основанием для отказа предпринимателю в выборе специального режима налогообложения.
Поскольку заявление о применении упрощенной системы налогообложения носит уведомительный характер, и нормы гл. 26.2 НК РФ не устанавливают право налогового органа на запрет применения заявителем упрощенной системы налогообложения, за исключением случаев, прямо предусмотренных в п. 3 ст. 346.12 НК РФ, а ст. 346.13 НК РФ не содержит указания на последствия несоблюдения вновь зарегистрированным предпринимателем срока подачи заявления о применении упрощенной системы налогообложения, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у инспекции оснований для отказа предпринимателю в возможности применения упрощенной системы налогообложения и вынесения оспариваемого уведомления от 26.05.2008 г. N 21 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения, а также обоснованно возложил на налоговый орган обязанность выдать ему уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения с 07.05.2008 г.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение от 02 сентября 2008 г. Арбитражного суда Московской области по делу N А41-13808/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу МРИФНС РФ N 2 по Московской области без удовлетворения.
Взыскать в доход федерального бюджета с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Московской области 1000 рублей госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)