Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 26.09.2008 ПО ДЕЛУ N А26-3901/2008

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 сентября 2008 г. по делу N А26-3901/2008


Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2008 года. Полный текст решения изготовлен 26 сентября 2008 года.
Арбитражный суд Республики Карелия
в составе: судьи Яковлева В.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сергеенко Д.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "НеоКом" к Министерству природных ресурсов Республики Карелия,
третье лицо - Управление Федерального агентства по недропользованию по Республике Карелия,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации лицензий,
при участии:
от заявителя - Ведюкова Ю.С., доверенность от 08.04.2008,
от ответчика - не явился,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "НеоКом" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным отказа Министерства природных ресурсов Республики Карелия (далее - Министерство) в государственной регистрации лицензий на право пользования участками недр "Сегежа-1", "Сегежа-5", "Сегежа-4" для геологического изучения и добычи строительного камня с целью производства щебня.
Определением суда от 19 августа 2008 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федерального агентства по недропользованию по Республике Карелия (далее - Карелнедра).
Представитель заявителя в судебном заседании заявил ходатайство об уточнении требований и просит признать недействительным решение Министерства об отказе в государственной регистрации лицензий на право пользования участками недр "Сегежа-1", "Сегежа-5", "Сегежа-4" для геологического изучения и добычи строительного камня с целью производства щебня, содержащемся в письме от 04.07.2008 N АК-10/6885.
В обоснование уточненных требований представитель заявителя пояснил, что у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации лицензий, поскольку согласно статье 16 Закона Российской Федерации "О недрах" и статье 8 Закона Республики Карелия N 1122-ЗРК "О некоторых вопросах недропользования на территории Республики Карелия" установление порядка регистрации лицензий отнесено к компетенции органов управления субъекта Российской Федерации. Согласно Положения о Министерстве природных ресурсов Республики Карелия, утвержденного 24.01.2008 Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Карелия, осуществляющим на территории республики полномочия, отнесенные законодательством Российской Федерации к полномочиям субъекта Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования.
Поскольку без государственной регистрации лицензий невозможно осуществлять деятельность по освоению недр, представители заявителя считает, что оспариваемое решение не основано на законе, нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности.
Ответчик в судебное заседание не прибыл, о причинах неявки в суд не сообщил. В отзыве на заявление Министерство требования Общества не признало, обосновав свои доводы тем, что на момент обращения заявителя в Министерство с заявлением о регистрации лицензий, правом регистрации обладали и Карелнедра, куда заявитель обращался, и ему было незаконно отказано в регистрации.
Поскольку в лицензиях наряду с правом недропользователя на добычу полезных ископаемых имеется указание о его праве на геологическое изучение недр, регистрация таких лицензий должна осуществляться Карелнедрами. Министерство письмом от 12.09.2008 N МИ-10/9629 подтвердило, что с 15 июля 2008 года ведет Реестр государственной регистрации лицензий на право пользования недрами по участкам недр, относящимся к компетенции Республики Карелия.
Третье лицо также не обеспечило явку своих представителей в судебное заседание, о времени и месте извещено надлежащим образом. В отзыве на заявление третье лицо указывает, что не могло зарегистрировать спорные лицензии, поскольку при их выдаче Обществу Министерством были допущены многочисленные нарушения действующего законодательства, не позволяющие проводить государственную регистрацию лицензий. В том числе в лицензиях наряду с правом недропользователя на добычу полезных ископаемых имеется указание о его праве на геологическое изучение недр, что в рамках действующего законодательства отнесено к компетенции субъекта федерации и полномочиям Российской Федерации соответственно. Такие лицензии не могут быть зарегистрированы по причине совмещения условий пользования недрами.
Выслушав доводы представителя заявителя, изучив материалы дела и исследовав имеющиеся доказательства, суд считает требования Общества обоснованными.
Как установлено в судебном заседании, Министерство на основании приказов от 01.06.2007 N 234, N 244 и от 04.06.2007 N 245 без проведения государственной регистрации выдало Обществу 3 лицензии на геологическое изучение и добычу строительного камня с целью производства щебня на участках недр "Сегежа-1", "Сегежа-5" и "Сегежа-4".
Общество 24 августа 2007 года обратилось в Карелнедра с заявлениями о регистрации указанных лицензий.
Письмом от 28.08.2007 Карелнедра отказали заявителю в регистрации лицензий и возвратили их по причине выдачи лицензий Министерством с нарушением действующего законодательства.
Общество 24.06.2008 обратилось в Министерство с заявлением о регистрации названных лицензий.
Министерство, рассмотрев заявление Общества, также отказала ему в регистрации, указав в причинах отказа нарушение Карелнедрами действующего законодательства и незаконность отказа в регистрации и предложив заявителю обжаловать отказ Карелнедр в государственной регистрации лицензий в судебном порядке.
Суд полагает, что указанные в оспариваемом заявителем решении Министерства об отказе в государственной регистрации лицензий основания не соответствуют требованиям закона.
Согласно статье 1.1 Закона РФ "О недрах" разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней федеральными законами.
Субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.
Статьей 11 названного закона предусмотрено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.
В статье 16 Закона РФ "О недрах" указано, что оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, относительно участков недр, распоряжение которыми относится к компетенции субъектов Российской Федерации, - уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения (в том числе участками недр местного значения, используемыми для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых) устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как видно из приведенных выше правовых норм, право недропользователя на участок недр и виды деятельности обусловлены получением им соответствующей лицензии и ее государственной регистрации.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 1 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 года N 924-ЗРК "О порядке предоставления недр и пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участками недр местного значений, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых", действовавшего на момент оформления и выдачи Министерством лицензий, право пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, предоставляется на основании решения органа исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченного в сфере регулирования отношений недропользования, о предоставлении права пользования участками недр для целей разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (по совмещенной лицензии), а также для геологического изучения участков недр, включающего поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
В судебном заседании установлено, что Министерство оформило и выдало Обществу названные выше лицензии на основании указанных норм регионального закона, однако после оформления лицензий уклонилось от их своевременной государственной регистрации. При этом из дословного толкования положений статьи 16 Закона РФ "О недрах" можно сделать вывод о том, что выдача лицензий недропользователю возможна только после их государственной регистрации, поскольку только после регистрации лицензии присваивается ее персональный номер, серия и код вида деятельности.
Ссылка ответчика на законность выдачи им заявителю лицензий с совмещенными условиями и обязанность их регистрации Карелнедрами соответствующими нормами права не обусловлена.
Лицензии в настоящее время у Общества в установленном порядке не отозваны, их действия не прекращены и они не признаны недействительными.
При таких обстоятельствах решение Министерства об отказе заявителю в государственной регистрации лицензий в связи с утратой силы Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 года N 924-ЗРК и отсутствием законодательного регулирования порядка регистрации лицензий с совмещенными условиями недропользования по сути является уклонением ответчика от рассмотрения данного вопроса по существу, не соответствующим положениям статьи 16 Закона РФ "О недрах" и нарушающим права и законные интересы заявителя, поскольку недропользование непосредственно связано с осуществлением организацией основной предпринимательской деятельности, и Обществом проводилась подготовительная работа, приведшая к финансовым затратам.
В качестве восстановления нарушенного права Общество просит обязать ответчика устранить допущенные им нарушения закона.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа, который принял оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с частью 2 статья 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Поскольку Министерство не представило доказательств, свидетельствующих о наличии предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для отказа Обществу в регистрации лицензий, обязанность представления которых в силу пункта 1 части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по данному делу возложена на ответчика, заявление Общества подлежит удовлетворению в полном объеме.
Судебные расходы в виде взыскания госпошлины в сумме 2000 рублей относятся на ответчика. Учитывая, что Обществом произведена излишняя уплата госпошлины в сумме 4000 руб., данная сумма подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

1. Заявленные требования удовлетворить полностью.
Признать недействительным решение Министерства природных ресурсов Республики Карелия об отказе Обществу с ограниченной ответственностью "НеоКом" в государственной регистрации лицензий на право пользования участками недр "Сегежа-1", "Сегежа-5", "Сегежа-4" для геологического изучения и добычи строительного камня с целью производства щебня, содержащемся в письме от 04.07.2008 N АК-10/6885, как несоответствующим статье 16 Закона Российской Федерации "О недрах".
2. Обязать Министерство природных ресурсов Республики Карелия устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "НеоКом" путем рассмотрения заявления Общества от 24 июня 2008 года N 74 по существу, в соответствии с требованиями действующего законодательства о недрах, и принять решение о государственной регистрации лицензий на право пользования участками недр "Сегежа-1", "Сегежа-5", "Сегежа-4" для геологического изучения и добычи строительного камня с целью производства щебня, либо об отказе в их государственной регистрации по основаниям, предусмотренным законом.
3. Взыскать с Министерства природных ресурсов Республики Карелия в пользу Общества с ограниченной ответственностью "НеоКом" расходы по госпошлине в размере 2 000 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
4. Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "НеоКом" из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в сумме 4000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 14.07.2008 N 902.
Справку на возврат госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.
5. Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано:
- - в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);
- - в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).
Судья
В.В.ЯКОВЛЕВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)