Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 28.01.2010 ПО ДЕЛУ N А26-10411/2009

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 января 2010 г. по делу N А26-10411/2009


Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 28 января 2010 года.
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Подкопаев А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юрьевой С.В.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия
к муниципальному общеобразовательному учреждению "Гирвасская средняя общеобразовательная школа" п. Гирвас Кондопожского муниципального района Республики Карелия
о взыскании 48173 руб. 34 коп.
при участии представителей:
- заявителя, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия, - Кочетова А.Г. (доверенность от 23.01.2009 г.);
- ответчика, муниципального общеобразовательного учреждения "Гирвасская средняя общеобразовательная школа" п. Гирвас Кондопожского муниципального района Республики Карелия, - Штатько Д.С. (доверенность от 20.01.2010 г.),
установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия (далее - заявитель, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к муниципальному общеобразовательному учреждению "Гирвасская средняя общеобразовательная школа" п. Гирвас Кондопожского муниципального района Республики Карелия (далее - ответчик, учреждение) о взыскании налога на имущество и пеней в общей сумме 48173 руб. 34 коп., начисленных по решению об отказе в привлечении к ответственности от 03.03.2009 г. N 12-02/108 (требование N 651 от 13.05.2009 г.).
В судебном заседании представитель инспекции заявленные требования поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика заявленные требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве.
Заслушав представителей заявителя и ответчика, изучив и оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Пунктом 1 статьи 23 части 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Пунктом 2 статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. В соответствии с пунктом 1 статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 4 Закона Республики Карелия от 30.12.1999 N 384-ЗРК "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" отчетными периодами по налогу на имущество организаций являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Авансовые платежи по итогам каждого отчетного периода уплачиваются не позднее 5 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом.
Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 10 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со статьей 379 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год.
Статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
В соответствии со статьей 7 Закона Республики Карелия от 30.12.1999 N 384-ЗРК "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" отчетными периодами по транспортному налогу для налогоплательщиков, являющихся организациями, являются первый квартал, второй квартал, третий квартал. Авансовые платежи по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода уплачиваются налогоплательщиками, являющимися организациями, не позднее 5 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом.
Как следует из материалов дела, учреждением в налоговый орган представлен налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2008 г.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налогового расчета авансовых платежей по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2008 года, представленного учреждением 06.10.2008 г.
По результатам проверки инспекцией составлен акт N 12-19/142 от 22.01.2009 г. (л.д. 8), в котором зафиксировано выявленное нарушение налогового законодательства, выразившееся в занижении налога на имущество, подлежащего уплате по сроку 05.11.2008 на 45875 руб. По итогам рассмотрения материалов камеральной проверки инспекцией принято решение N 12-02/108 от 03.03.2009 г. (л.д. 16), в соответствии с которым ответчик должен уплатить налог на имущество в сумме 45875 руб. и пени по налогу на имущество в сумме 2298,34 руб. Требованием N 651 от 13.05.2009 г. ответчику предложено уплатить указанную сумму налога и пеней в добровольном порядке в срок до 29.05.2009 г. Неисполнение налогоплательщиком указанного требования явилось основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании задолженности.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика по своевременной и полной уплате налогов в бюджет.
Пунктом 2 статьи 3 Закона N 384-ЗРК установлена пониженная ставка налога на имущество организаций в размере 0,1 процента в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых для нужд образования организациями, которые полностью или частично финансируются за счет средств бюджета Республики Карелия и (или) местных бюджетов.
Согласно статье 21 Закона N 384-ЗРК пониженные ставки налогов, установленные данным Законом для организаций, предоставляются при отсутствии у организации увеличения недоимки по налогам и сборам в бюджет Республики Карелия и местные бюджеты с начала календарного года по первое число месяца, следующего за отчетным периодом.
В налоговом расчете по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2008 года учреждение применило пониженную налоговую ставку налога.
Инспекция в ходе камеральной проверки исчислила налог по общей ставке 2,2 процента, указав, что в проверяемом периоде налогоплательщиком не были соблюдены условия применения пониженной налоговой ставки, поскольку с начала 2008 года по 01.10.2008 г. учреждением допущено увеличение недоимки.
По мнению заявителя, за полугодие 2008 года налог на имущество должен начисляться по ставке 2,2 процента, установленной пунктом 9 статьи 3 Закона N 384-ЗРК для организаций, перечисленных в пунктах 1-8 данной статьи, при нарушении ими условий предоставления налоговых льгот, установленных статьей 21 настоящего Закона.
По данным налогового органа сумма недоимки учреждения по налогам и сборам в бюджет Республики Карелия и местные бюджеты по состоянию на 01.01.2008 г. составила 188866 руб. (недоимка по налогу на имущество 190491 руб. с учетом переплаты в размере 1625 руб. по транспортному налогу), а по состоянию на 01.10.2008 г. - 234132 руб. (недоимка по налогу на имущество 235757 руб. с учетом переплаты в размере 1625 руб. по транспортному налогу). Недоимка по налогу на имущество организации возникла, в связи с принятием инспекцией решений по результатам камеральных налоговых проверок: решение N 12-02/361 от 15.05.2008 г. (решение Управления ФНС по РК от 20.06.2008 г.); решение N 12-02/474 от 05.08.2008 г., решение N 12-02/1274 от 05.08.2008 г. (решение Управления ФНС по РК от 11.09.2008 г.).
Решение N 12-02/108 от 03.03.2009 г., на основании которого выставлено требование N 651 от 13.05.2009 г., равно как и решения, выставленные инспекцией ранее по результатам камеральных проверок, в добровольном порядке ответчиком не исполнены, в судебном порядке не обжалованы.
Как указано в пункте 1 статьи 72 и пункте 1 статьи 75 НК РФ пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Согласно п. 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пунктом 4 данной статьи установлен размер процентной ставки пеней, которая принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии со статьей 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на налоговый орган.
Представленный в материалы дела расчет пеней позволяет проверить правильность их начисления, поскольку содержит данные о сумме недоимки, на которую начисляются пени, ставке пеней, периоде начисления. Суд проверил расчет пеней, представленный налоговым органом и установил, что они обоснованно включены в требование N 651 от 13.05.2009 г.
Как следует из материалов дела, решение N 12-02/108 от 03.03.2009 г., на основании которого выставлено требование N 651 от 13.05.2009 г., обжаловалось учреждением в апелляционном порядке, по тем основаниям, что смета профинансирована не полностью, учреждение имеет строго разделенные ассигнования и в 2008 г. для уплаты налога выделено 15 тыс. руб., а в 2009 г. не выделено ни копейки. В своей жалобе учреждение просило налоговый орган выслать в законодательное собрание частное определение в применении пониженной ставки налога.
Решением Управления ФНС по РК от 27.04.2009 г. в удовлетворении жалобы отказано.
В судебном заседании представитель ответчика дала пояснения, аналогичные изложенному в апелляционной жалобе в Управления ФНС по РК, пояснила, что с начислением налога не согласны только по тому основанию, что являются учреждением, в связи с этим они должны применять пониженную ставку налога.
Данный довод судом не принимается, в связи со следующим.
Налоговое законодательство не содержит норм, которые определяли бы источники финансирования бюджетного учреждения, за счет которых должен уплачиваться налог на имущество организаций.
С 2007 г. в отношении бюджетной деятельности действовал порядок, при котором главные распорядители средств федерального бюджета составляли сводные реестры с суммами налога в Минфин России на основании Письма финансового ведомства от 27.02.2007 N 02-03009/448 "О предоставлении главными распорядителями средств федерального бюджета сводных реестров для расчета налога на имущество организаций и земельного налога на 2007 г. по подведомственным бюджетным учреждениям".
Следовательно, средства для уплаты налога на имущество организаций по бюджетной деятельности закладывались и утверждались сметой централизованно начиная с 2007 г. Если возникали задержки с финансированием, то у учреждения существовало право на предоставления отсрочки по уплате налога на имущество организаций, в соответствии с Письмом Минфина России от 30.10.2007 N 03-05-05-01/44, в котором финансовое ведомство рекомендовало ФНС России в случаях обращения в налоговые органы бюджетных учреждений по вопросу предоставления отсрочки по уплате налога на имущество организаций и земельного налога (авансовых платежей) по основаниям пп. 2 п. 2 ст. 64 НК РФ принимать во внимание гарантийные письма главных распорядителей средств федерального бюджета.
Порядок предоставления налогоплательщикам отсрочки, рассрочки утвержден Приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@ "Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов".
Данным правом учреждение не воспользовалось.
Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств согласно бюджетной смете, которая ведется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная смета - это документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств (далее - ЛБО) бюджетного учреждения (ст. 6 БК РФ).
Основы составления и ведения бюджетной сметы закреплены в ст. ст. 165, 221 БК РФ.
Общие требования составления и ведения бюджетной сметы устанавливаются Минфином.
С 1 января 2008 г. действуют Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений, утвержденные Приказом Минфина России от 20.11.2007 N 112н. Указанные Требования распространяются на бюджетные учреждения, а также на органы государственной, муниципальной власти и органы управления государственными внебюджетными фондами.
Составляется, утверждается и ведется бюджетная смета учреждения в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение.
Рособразованием для бюджетных учреждений образования такой Порядок утвержден Приказом от 26.12.2008 N 2001 (далее - Приказ N 2001).
Бюджетная смета учреждения, являющегося главным распорядителем средств, утверждается руководителем главного распорядителя средств.
Показатели бюджетной сметы учреждения должны соответствовать доведенным до него ЛБО. Вместе с тем в бюджетной смете могут утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком ее составления и ведения.
Бюджетная смета составляется учреждением, а затем утверждается главным распорядителем по форме согласно Приложению 1 к Приказу N 2001.
Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов и кодов статей и подстатей КОСГУ с учетом доведенных до учреждения ЛБО. Смета составляется на один финансовый год.
Смета составляется учреждением на основании расчетных показателей, относящихся к сфере образования, содержащихся в законодательных актах РФ, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах Минобрнауки России и Рособразования, документах федеральных органов исполнительной власти РФ, документах других органов, а также в документах учреждений.
Процесс ведения бюджетной сметы сводится к внесению в нее изменений. Изменения вносятся в пределах, доведенных учреждению ЛБО.
Чтобы внести изменения в смету, руководители учреждений представляют в Рособразование предложения (заявку) по форме согласно Приложению 2 к Приказу N 2001.
Заявку на изменение сметы можно подать до 20 марта и 20 сентября текущего финансового года. Предложения, поступившие в Рособразование после указанных сроков, рассмотрению не подлежат.
Особое внимание следует обратить на п. 9.3.3 Приказа N 2001. В соответствии с указанным пунктом при поступлении от учреждения предложения по уменьшению расходов эти расходы будут уменьшены. При этом на основании ст. 217 БК РФ Рособразование произведет перераспределение сложившейся экономии средств между учебными заведениями, нуждающимися в дополнительных бюджетных средствах на аналогичные цели. К числу таких расходов относятся в частности расходы на уплату земельного налога и налога на имущество.
Предложения по уменьшению расходов рассматриваются только при условии письменного обязательства учреждения о недопущении образования кредиторской задолженности по уменьшаемым расходам.
Согласно представленной учреждением в материалы дела бюджетной смете на 2009 год по строке "209" (прочие расходы) данные не отражены. Бюджетная смета на 2008 год учреждением не представлена. Таким образом, отсутствуют сведения о внесении учреждением в смету расходов сумм подлежащих уплате налогов.
Кроме того, главой 30 НК РФ не предусмотрено льгот по налогу на имущество в отношении образовательных учреждений. Согласно ст. 372 НК РФ этот налог вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ утверждают налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Таким образом, налоговые льготы для образовательных учреждений по уплате налога на имущество и порядок их предоставления предусмотрены законами субъектов РФ.
Условия предоставления льготы по налогу на имущество в виде пониженной ставки учреждением не соблюдены.
В силу статьи 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов; бюджеты городских и сельских поселений, включены в бюджетную систему Российской Федерации.
Бюджетным кодексом РФ (в редакции Федерального закона от 27.12.2005 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" N 197-ФЗ) право взыскания недоимки, а также пеней в бесспорном порядке с бюджетных счетов получателей бюджетных средств не предусмотрено. В силу статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта. В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) взыскание налога с организаций, которым открыты лицевые счета, производится в судебном порядке. Поскольку ответчик является бюджетной организацией, налоговый орган правомерно обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с учреждения недоимки и пеней по налогу.
Порядок предъявления требования об уплате налога и пеней по результатам камеральной проверки налоговой инспекцией соблюден, правильность начисления пеней подтверждена налоговым органом в установленном порядке, расчет пеней соответствует требованиям налогового законодательства, в связи с чем, требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате в бюджет государственной пошлины за рассмотрение дела судом относятся на ответчика, однако с учетом правового статуса учреждения суд считает возможным снизить размер взыскиваемой госпошлины до 50 рублей.
Руководствуясь статьями 112, 167 - 170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
решил:

1. Заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия удовлетворить полностью.
2. Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения "Гирвасская средняя общеобразовательная школа" п. Гирвас Кондопожского муниципального района Республики Карелия (место нахождения: ул. Пионерская, дом 12, п. Гирвас, р-н. Кондопожский, Республика Карелия; регистрационный номер в Едином государственном реестре юридических лиц 1031000322385):
- в доход бюджета недоимку по налогу на имущество за 9 месяцев 2008 года в сумме 45875 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество в сумме 2298 руб. 34 коп.; всего - 48173 руб. 34 коп.,
- в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 50 рублей.
3. Решение может быть обжаловано:
- - в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 50-52);
- - в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).
Судья
А.В.ПОДКОПАЕВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)